Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Хадис и его науки - Проверенные хадисы

Рейтинг пользователей: / 12
ХудшийЛучший 
Достоверен ли хадис "Осмотрительность от Аллаха, а спешка - от шайтана"?

 

Вопрос: Ассаляму алейкум.
Осмотрительность от Аллаха, а поспешность от дьявола. Этот хадис приводит Аль-Байхаки в "Ас-сунан аль-кубра", 10/104.
Достоверен ли этот хадис?


 

Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение Его Посланнику, его семье и его праведным сподвижником. Ученые разногласят касательно этого хадиса.

 

 

- Передали этот хадис имам аль-Бейхакы, в «Ас-сунан аль-кубра», 20767, и хафиз Абу Яла в «Муснаде», 4256.

 

И назвали его хорошим имамы Ибн аль Каййим в «Алям аль моукиин»,  и шейх Альбани, в «Ас-сохиха», 1795.

 

Однако в нем передатчик Сад Ибн Синан, которого назвало слабым большинство имамов науки джарх уа тадиль.

 

Сказал Абу Дауд: «Ахмад не записывал его хадисы» см. «Тахзибуль камаль»


Сказал Ибрахим Ибн Якуб Аль-Джузджани: «Его хадисы очень слабые» см. «Тахзибуль камаль»

 

Сказал ан-Насаи: «Его хадисы мункар (отвергаемые)» см. «Тахзибуль камаль»

 

Сказал Ибн Сад: «Его хадисы мункар (отвергаемые)»  см. «Тахзибу ат-тахзиб», 3-482

 

 

 

- Передал этот хадис также по другой цепочке имам Ат-Тирмизи, 1935, и сказал: «Хадис странный», и эта терминология у Тирмизи означает ослабление хадиса.

 

И в данном иснаде передатчик Абдуль Мухаймин Ибн Аббас Ас-Саиди, и он слабый.

 

Сказал имам Аль-Бухари: «Его хадисы мункар (отвергаемые)» см. «Тахзибуль камаль»

 

Сказал Ибн Хиббан: «Когда стали отвратительными его ошибки, стало невозможным аргументировать его хадисами» см. «Тахзибу ат-тахзиб», 6-432

 

Сказал Ан-Насаи: «Матрук (оставленный – означает сильную слабость) в хадисе» см. «Тахзибу ат-тахзиб», 6-432

 

 

 

- Передан также этот хадис в форме мурсаль от Хасана аль-Басри, см «Зоммуль годаб», Ибн Аби Дунья.

 

И как известно мурсаль – это вид слабого хадиса, к тому же в его иснаде есть Салим Ибн Нух, который является слабым передатчиком, см. «Тахзибуль камаль».

 

Итак, у нас есть три варианта данного хадиса, и все они содержат в себе достаточно серьезную слабость, и усиление по количеству путей – всегда вопрос иджтихада, но более достоверным видится то, что хадис слабый, поскольку из условий того, чтобы несколько цепочек усиливали одна другую до степени «хасан» - отсутствие передатчиков, в ком имеется серьезная слабость, а в данном случае она к сожалению есть.

 

И назвал его слабым хафиз аль-Ираки, см. «Тахридж ахадис аль-ихья», 3-360,  ас-Суюты, см. «Джами ас-согир», 1-303, и мухаккык «Муснада» имама Абу Яла Хасан Салим Асад, и другие ученые.  А Аллах знает лучше.

 

Однако, сам смысл этого хадиса достоверный.

 

Сказал шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкыти: «Этот хадис об иснаде которого есть разные мнения, однако его смысл достоверный! И воистину, спешка от шайтана!» см. «Дурус аш-шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыти», 47-10


И призыв к рассудительности и отсутствию спешки пришел в Шариате, и спешка дозволительна лишь в тех делах, которые без сомнений являются хорошими, как сказали об этом ученые.

 

А Аллах знает лучше!

__________________

Поделиться материалом: