Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Намаз

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

 

 

بسم الله الرحمن الرحيم


Число ракаатов в молитве таравих в Рамадан

 

Подготовил: Абу Муса ар-Руси


  
بسم الله والصلاة والسلام على رسول الله وبعد


Каждый год приходит к нам Рамадан, и каждый год начинаются разногласия среди мусульман, по поводу того, сколько ракаатов следует читать в таравихе.


Определенная группа говорит, что читать можно только 11 ракаатов, и ни больше, ни меньше, и говорит что это и есть Сунна, и кто противоречит этому, читая 20, или любое другое число – тот впал в нововведение.


И каждый год эта группа устраивает скандалы и фитны в мечетях мусульман, отвлекая их от поклонения Аллаху своими спорами и расколом.


Поэтому, решено было кратко разьяснить эту тему, быть может, с помощью этой небольшой работы как то удастся разьяснить некоторым братьям ошибочность таких действий.


Глава 1: Слово праведных халифов является доводом в религии Аллаха


Сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم


عليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين من بعدي وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل محدثة بدعة وكل بدعة ضلالة وكل ضلالة في النار


«Следуйте моей Сунне, и Сунне праведных халифов после меня, и остерегайтесь привнесенных вещей – воистину, всякое внесенное является нововведением, а всякое нововведение – заблуждение, а всякое заблуждение – в адском Огне»


Данный хадис передал имам ат Тирмизи и назвал достоверным, и согласились в этом с ним все остальные имамы людей хадиса, как Ахмад Ибн Ханбаль, аль-Баззар, Абу Нуейм аль-Асбахани, шейх уль Ислам аль-Ансари, Ибн Абдуль Барр и многие другие.


Скажу: данный хадис является ясным доводом на то, что действия и слова праведных халифов – а это Абу Бакр, Умар, Усман и Али – да будет доволен ими Аллах  - являются доводом в религии Аллаха, и что за ними надо следовать.


И Пророк разделил между тем что узаконили праведные халифы, и между тем, что внес кто-то другой – что указывает что внесенное праведными халифами в соответствии с общими шариатскими правилами не является порицаемым нововведением, которого следует остерегаться.


И если скажет захирит1 : имеется ввиду под Сунной праведных халифов лишь то, что праведные халифы передали из Сунны Пророка (мир ему)


То будет отвечено с двух сторон:


1. То, что переданное из Сунны Пророка принимается от любого достоверного передатчика, так почему же Пророк صلى الله عليه وسلم  выделил именно праведных халифов?


2. То, что это противоречит красноречию Пророка, صلى الله عليه وسلم  , ведь получается по вашему что смысл этого хадиса: «Следуйте моей Сунне.. и моей Сунне», так зачем же Пророку повторять дважды одно и то же, ясное уже после первой фразы?


Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:


مَا رَوَاهُ أَوْ قَالَهُ الْخُلَفَاءُ حُجَّةٌ عَلَى مَنْ خَالَفَهُمْ لَا سِيَّمَا الصِّدِّيقُ لِقَوْلِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ { عَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ مِنْ بَعْدِي } وَقَوْلِهِ : { إنْ يُطِعْ الْقَوْمُ أَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ يَرْشُدُوا }


"То что передали или сказали от себя праведные халифы - довод против тех кто им противоречит, особено Абу Бакр ас-Сиддык. И далиль на это - слова Пророка, мир ем: "Следуйте за моей Сунной и Сунной праведных халифов идущих прямым путем после меня", и слова Пророка: "Те кто будут подчиняться Абу Бакру и Умару - пойдут прямым путем"


Источник: "Маджму аль фатауа", 25/9


И в другом месте шейх уль Ислам разьяснил, что слово праведных халифов является доводом в мазхабах Ахмада, аш Шафии, Малика, и также Абу Ханифы, см. "Маджму аль-фатауа", 20/309


И если это стало понятно, то переходим к следующей главе



Глава 2: Умар (да будет доволен им Аллах) собрал сподвижников на чтении в 20 ракаатов


1. Сказал Али Ибн Зейд Ибн Джуд’ан в своем «Муснаде»:


أنا ابن أبي ذئب، عن يزيد بن خصيفة عن السائب بن يزيد قال: " كانوا يقومون على عهد عمر في شهر رمضان بعشرين ركعة


«Рассказал нам Ибн Аби Зи’б, от Язида Ибн Хусейфы, от ас-Саиба Ибн Язида, что он сказал: «Они выстаивали во времена Умара в месяц Рамадан 20 ракаатов»


Источник: «Муснад Али Ибн Зейд», 2387, иснад достоверный2


Верность именно этой передачи подкрепляется следующими доводами


1. То что это было предельно известно во времена саляфов, так, что об этом слышали и знали и те, кто немного не застал Умара


1) Сказал имам Малик в «Аль-Муватта»:


عَنْ يَزِيدَ بْنِ رُومَانَ أَنَّهُ قَالَ كَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ فِي زَمَانِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ فِي رَمَضَانَ بِثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ رَكْعَةً

 

« Язид Ибн Руман сказал: «Люди во времена Умара Ибн аль Хаттаба читали в Рамадан 23 ракаата»


Источник: «Муватта», 380


23 ракаата – 20 ракаатов таравиха и 3 витра.


И Язид Ибн Руман – достоверный табиин, хоть и не застал Умара, но большинство его шейхов – сподвижники, или большие табиины, включая внука УмараУбейдуллаха

 


2) Сказал Ибн Аби Шейба:


حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ مَالِكِ بْنِ أَنَسٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ أَمَرَ رَجُلاً يُصَلِّي بِهِمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً


«Рассказал нам Уаки, от Малика Ибн Анаса, от Яхьи Ибн Саида, что Умар Ибн аль Хаттаб приказал одному человеку молиться с ними 20 ракаатов»


Источник: «Аль-Мусаннаф», 7764, иснад достоверный до Яхьи Ибн Саида


И Яхья Ибн Саид аль Ансари – достоверный табиин и великий факих и мухаддис, и хоть и не застал Умара, но среди его шейхов – большое количество сподвижников и больших табиинов, включая внуков Абу Бакра и Умара


3) Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حدثنا حميد بن عبد الرحمن عن حسن عن عبد العزيز بن رفيع قال كان أبي بن كعب يصلي بالناس في رمضان بالمدينة عشرين ركعة ويوتر بثلاث


«Рассказал нам Хумейд Ибн Абдур Рахман, от Хасана, от Абдуль Азиза Ибн Рафии, что он сказал: «Убей Ибн Ка’б молился с людьми в Рамадане в Медине 20 ракаатов и делал затем 3 ракаата витра»


Источник: «Аль-Мусаннаф», 7776, и иснад достоверный до табиина  Абдуль Азиза Ибн Рафии, и он тоже не застал это время, но передает это, что указывает на предельную известность этого факта во времена саляфов – что Умар поставил Убейя имамом и люди читали 20 ракаатов и 3 витра.


4) Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حَدَّثنا ابنُ نُمَيْرٍ، عَنْ عَبْدِ الْمَلِكِ، عَنْ عَطَاءٍ، قَالَ: أَدْرَكْت النَّاسَ وَهُمْ يُصَلُّونَ ثَلاَثًا وَعِشْرِينَ رَكْعَةً بِالْوِتْرِ


«Рассказал нам Ибн Нумейр, от Абдуль Малика, от Ато, что он сказал: «Я застал людей, как они читают 23 ракаата вместе с витром»


Источник: «Мусаннаф Ибн Аби Шейба», 7770, иснад достоверный


И Ато – это Ибн Аби Рабах, старый великий табиин, имам табиинов Мекки, не застал Умара, но застал десятки великих сподвижников, среди которых Абдуллах Ибн Умар, Аиша, Умм Саляма, Анас, Джабир, Зейд, Джубейр, Муаз, и многих других.


Так посмотрите же как он говорит: я застал людей, как они читают 23 ракаата включая витр!



2. То что действие всех остальных сподвижников от кого до нас дошло – по передаче о 20 ракаатах, и  также и табиинов – кроме того что некоторые табиины делали больше чем 20  -  нет никого из них кто взял эту передачу что якобы Умар собирал людей на 11


1. Сказал имам Абу Бакр Ибн Аби Шейба:


حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُضَيْلٍ عَنْ عَطَاءِ بْنِ السَّائِبِ عَنْ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ السُّلَمِيِّ عَنْ عَلِيٍّ


«Рассказал нам Мухаммад Ибн Фудейль, от Ато Ибн ас-Саиба, от Абу Абдур Рахмана ас-Сулями, от Али, что он назначил одного человека молиться с людьми в Рамадан в 20 ракаатов»


Источник: «Аль Истизкар», 2/70, и это хороший иснад, и есть и другие пути от Али, и вы увидите ниже что на этом же его близкие ученики


2. Сказал имам Ибн Аби Дунья:


حَدَّثَنَا شُجَاعٌ، ثنا هُشَيْمٌ، أنبا يُونُسُ، قَالَ: «شَهِدْتُ النَّاسَ قَبْلَ وَقْعَةِ ابْنِ الْأَشْعَثِ وَهُمْ فِي شَهْرِ رَمَضَانَ، فَكَانَ يَؤُمُّهُمْ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِي بَكْرٍ صَاحِبُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَسَعِيدُ بْنُ أَبِي الْحَسَنِ، وَمَرْوَانُ الْعَبْدِيُّ، فَكَانُوا يُصَلُّونَ بِهِمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً


«Рассказал нам Шуджа, что рассказал ему Хушейм, что сказал им Юнус: «Я застал людей до фитны Ибн аль-Аш’аса в месяц Рамадан, и их имамом был Абдур Рахман Ибн Аби Бакр, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему), и также Саид Ибн Аби аль Хасан, и Марван аль-Абди, и они молились с ними 20 ракаатов»


Источник: «Фадаиль Шахр Рамадан», 50, иснад достоверный


3. Сказал имам аль Бухари:


قَالَ يحيى بْن مُوسَى قَالَ   نا جَعْفَر بْن عون سَمِعَ أبا الخضيب الجعفِي كَانَ سويد بْن غفلة يؤمنا فِي رمضان عشرين ركعة


«Рассказал нам Яхья Ибн Муса, что рассказал ему Джафар Ибн Аун, что рассказал ему Абу аль Хусейб: «Нашим имамом был Сувейд Ибн Гафаля в Рамадане, и он молился с нами в 20 ракаатов»


Источник: «Ат Тарих аль Кабир», 234, асар достоверный  

 
И Сувейд Ибн Гафаля – сверстник Пророка в возрасте, принял Ислам еще при жизни Пророка, но не встретил его лично, поэтому считается табиином – но он был старше многих сподвижников, и прожил до 126 лет.


И это Сувейд, тоже читает с людьми 20 ракаатов.

 

4. Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ نَافِعِ بْنِ عُمَرَ، قَالَ: كَانَ ابنُ أَبِي مُلَيْكَةَ يُصَلِّي بِنَا في رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً


«Рассказал нам Ваки, от Нафи Ибн Умара, что Ибн Аби Мулейка молился с ними в Рамадан 20 ракаатов»


Источник: «Мусаннаф», иснад достоверный


И это Ибн Аби Мулейка, главный судья халифата во время Абдуллаха Ибн аз Зубейра, заставший 80 сподвижников Пророка, молится посреди них с людьми 20 ракаатов, и не порицает его порицающий!


5. Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حدثنا الفضل بن دكين عن سعيد بن عبيد أن علي بن ربيعة كان يصلي بهم في رمضان خمس ترويحات ويوتر بثلاث


«Рассказал нам аль-Фадль Ибн Дукейн, от Саида Ибн Убейда, что Али Ибн Рабиа молился с людьми в Рамадан в 20 ракаатов с пятью паузами для отдыха, и делал витр в три»


Источник: «Аль-Мусаннаф», 7765, иснад достоверный


И Али Ибн Рабиа – табиин из людей Куфы, заставших Али Ибн Аби Толиба и других сахабов


6. Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حَدَّثنا أَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنْ حَجَّاجٍ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنِ الْحَارِثِ: أَنَّهُ كَانَ يَؤُمُّ النَّاسَ في رَمَضَانَ بِاللَّيْلِ بِعِشْرِينَ رَكْعَةً وَيُوتِرُ بِثَلاَثٍ وَيَقْنُتُ قَبْلَ الرُّكُوعِ


«Рассказал нам Абу Муавия, от Хаджаджа, от Абу Исхака, от аль Хариса – что он был имамом в Рамадане для людей на ночном стоянии, и молился 20 ракаатов, и делал три ракаата витра, и делал кунут после руку»


Источник: «Аль-Мусаннаф», 7767, иснад достоверный


И аль-Харис – аль Хамзани аль Куфи, один из старых табиинов и близких учеников Али Ибн Аби Толиба, тоже молится 20 ракаатов с людьми


7. Сказал имам Ибн Аби Шейба:


حَدَّثَنَا غُنْدَرٌ ، عَنْ شُعْبَةَ ، عَنْ خَلَفٍ ، عَنْ رَبِيعٍ وَأَثْنَى عَلَيْهِ خَيْرًا ، عَنْ أَبِي الْبَخْتَرِيِّ : أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي خَمْسَ تَرْوِيحَاتٍ فِي رَمَضَانَ وَيُوتِرُ بِثَلاَثٍ


«Рассказал нам Гундар, от Шу’бы, от Халяфа, от Раби, и похвалил его, от Абу аль Бухтари, что он молился с людьми в Рамадан 20 ракаатов с пятью паузами на отдых, и затем делал витр в три ракаата»


Источник: «Аль-Мусаннаф»  7768, иснад хороший


И это Абу аль Бухтари, один из табиинов Куфы и ученик многих сподвижников, молится с людьми в 20 ракаатов + 3 витра.


Скажу: и то что люди во времена сподвижников и табиинов толпами молились в главных мечетях Халифата Ислама за своими главными учеными, судьями и факихами именно 20 ракаатов, и было крайне известным среди них то, что Умар собрал людей на 20 – является самым явным далилем на ошибку тех, кто передал, что Умар якобы собрал людей на 11 ракаатах, и далилем на то, что молитва Рамадан в 20 ракаатов – унаследованное деяние, которое мусульмане совершали из поколение в поколение, следуя за сподвижниками Пророка, табиинами и имамами земель мусульман.


В то же время, были некоторые саляфы – табиины и табии табиины, которые выбирали большее чем 20 число ракаатов – 36, 40, и так далее, и их не порицали – что указывает, что данное число – 20 – тоже не является обязательной границей, которую нельзя превышать или делать ниже ее.


Глава 3: Доводы Сунны и иджма учёных на то, что нет определенной обязательной границы в ночном чтении


И это потому, что пришли ясные хадисы Пророка, мир ему, где он не задал для ночной молитвы никакой конкретной границы.


Передали аль-Бухари и Муслим от Ибн Умара, что он сказал:


أَنَّ رَجُلاً سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - عَنْ صَلاَةِ اللَّيْلِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - « صَلاَةُ اللَّيْلِ مَثْنَى مَثْنَى ، فَإِذَا خَشِىَ أَحَدُكُمُ الصُّبْحَ صَلَّى رَكْعَةً وَاحِدَةً ، تُوتِرُ لَهُ مَا قَدْ صَلَّى


«Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О Посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак’ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным».


Источник: «Сахих» аль-Бухари 990, «Сахих» Муслим 849.


И данный хадис является яснейшим далилем, и явнейшим разьяснением того, что дозволено молиться в ночных молитвах сколько угодно ракаатов, ведь если бы превышение 11 ракаатов было бы нововведением и заблуждением – как заявляют эти фитначи – то Посланник Аллаха (мир ему) не оставил бы этого человека в неведении об этом опасном нововведении, а сказал бы ему: «Ночная молитва – попарно попарно, но не больше 11 ракаатов»

 

Передал имам Абу Дауд в «Сунане», что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, когда его спросили, какая молитва наиболее отвечаемая:


جوف الليل الآخر، فصل ما شئت، فإن الصلاة مشهودة مكتوبة ثم أَقصِرْ حتى تطلعَ الشَّمسُ فترتفعُ


«Самая отвечаемая молитва – молитва последней части глубокой ночи, молись сколько хочешь, ведь молитва видится и записывается – пока не прочитаешь утренню молитву, тогда не молись пока не взойдет солнце и не поднимется..» и до конца хадиса


Источник: «Сунан Аби Дауд», 1277, и хадис назвал хорошим хафиз Ибн Касир и удостоверил аль Бейхакы и также аль-Альбани (!)


Здесь Пророк صلى الله عليه وسلم  ясно сказал, что можно молиться сколько хочешь, а затем тот, кто удостоверил этот хадис, выходит и заявляет, что молиться больше 11 ракаатов – нововведение!


Что касается асаров сподвижников о том, что ночная молитва – два по два сколько пожелаешь, а потом витр - то они достигают степени мутаватир, и автор не станет их приводишь лишь потому, что не хочет удлиннять!


Сказал хафиз Абу Умар Ибн Абдуль Барр:


فَلَا خِلَافَ بَيْنَ الْمُسْلِمِينَ أَنَّ صَلَاةَ اللَّيْلِ لَيْسَ فِيهَا حَدٌّ مَحْدُودٌ وَأَنَّهَا نَافِلَةٌ وَفِعْلُ خَيْرٍ وَعَمَلُ بِرٍّ فَمَنْ شَاءَ اسْتَقَلَّ وَمَنْ شَاءَ اسْتَكْثَرَ


"Нет никакого разногласия между мусульманами, что ночная молитва - нет в ней определенного обязательного числа ракаатов - ведь она является добровольной, и совершением блага, и праведным деянием - и кто хочет, читает мало, а кто хочет, читает много"


Источник: "Ат Тамхид", 21/107


Глава 4: ответ на хадис Аиши (да будет доволен ей Аллах)


И если скажут фитначи и захириты, а также нормальные братья не знающие этот вопрос: «А как же хадис Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему, не превышал ни в Рамадан ни вне его ночью 11 ракаатов, и не спрашивай об их длинне и их красоте!»?


То будет отвечено: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал это для себя, потому что его молитва была лучшей в Умме, и он был самым терпеливым к выстаиванию, а его ракааты были самыми длинными.


Передал имам Муслим в «Сахихе» от Хузейфы, от что чтение Пророка было такое, что в одном ракаате он читал суру «Аль-Бакара», «Аль Имран», и «Ан-Ниса»! И передал аль-Бухари в «Сахихе» от аль-Мугиры, да будет доволен им Аллах, что его ступни трескались от длинноты его выстаивания.


И так он выстаивал молитву сам для себя – что же касается того, кто выстаивает с людьми, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал не удлиннять ее, потому что не каждый из людей вытерпит это.


Передал имам аль Бухари от Абу Мас’уда аль-Ансари, что он сказал:


قال رجل: يا رسول الله، لا أكاد أدرك الصلاة؛ مما يطول بنا فلان. فما رأيت النبي - صلى الله عليه وسلم - في موعظة أشد غضبًا من يومئذ، فقال: (أيها الناس إنكم منفِّرون! فمن صلى بالناس فليخفف؛ فإن فيهم المريض والضعيف وذا الحاجة


«Сказал один человек Пророку: «О Посланник Аллаха, я почти не понимаю молитвы – настолько затягивает ее с нами такой-то». И я не видел Пророка в увещевании сильнее гневом, чем в этот раз. Сказал он: «О люди, вы – отвращатели! Кто молится с людьми пусть облегчает молитву, ведь среди них есть больной, слабый, и тот у кого есть дела»


Источник: «Сахих аль Бухари», 670


Поэтому, когда Умар (да будет доволен им Аллах) собрал людей на постоянном чтении таравиха с имамом, он учёл приказ Посланника Аллаха, и сократил время выстаивания, увеличив число ракаатов – чтобы люди могли выдержать это стояние – и это из его великого фикха и понимания религии, благодаря которым Аллах возвысил его помимо прочих людей - чего постоянно не могут уяснить тупоголовые захириты, обвиняющие то Умара, то Усмана (за второй азан) в нововведениях.


Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:


فْسَ قِيَامِ رَمَضَانَ لَمْ يُوَقِّتْ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيهِ عَدَدًا مُعَيَّنًا؛ بَلْ كَانَ هُوَ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - لَا يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلَا غَيْرِهِ عَلَى ثَلَاثَ عَشْرَةِ رَكْعَةً لَكِنْ كَانَ يُطِيلُ الرَّكَعَاتِ فَلَمَّا جَمَعَهُمْ عُمَرُ عَلَى أبي بْنِ كَعْبٍ كَانَ يُصَلِّي بِهِمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً ثُمَّ يُوتِرُ بِثَلَاثِ نَ وَكَانَ يُخِفُّ الْقِرَاءَةَ بِقَدْرِ مَا زَادَ مِنْ الرَّكَعَاتِ لِأَنَّ ذَلِكَ أَخَفُّ عَلَى الْمَأْمُومِينَ مِنْ تَطْوِيلِ الرَّكْعَةِ الْوَاحِدَةِ  ثُمَّ كَانَ طَائِفَةٌ مِنْ السَّلَفِ يَقُومُونَ بِأَرْبَعِينَ رَكْعَةً وَيُوتِرُونَ بِثَلَاثِ وَآخَرُونَ قَامُوا بِسِتِّ وَثَلَاثِينَ وَأَوْتَرُوا بِثَلَاثِ وَهَذَا كُلُّهُ سَائِغٌ فَكَيْفَمَا قَامَ فِي رَمَضَانَ مِنْ هَذِهِ الْوُجُوهِ فَقَدْ أَحْسَنَ. وَالْأَفْضَلُ يَخْتَلِفُ بِاخْتِلَافِ أَحْوَالِ الْمُصَلِّينَ  فَإِنْ كَانَ فِيهِمْ احْتِمَالٌ لِطُولِ الْقِيَامِ فَالْقِيَامُ بِعَشْرِ رَكَعَاتٍ وَثَلَاثٍ بَعْدَهَا. كَمَا كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي لِنَفْسِهِ فِي رَمَضَانَ وَغَيْرِهِ هُوَ الْأَفْضَلُ وَإِنْ كَانُوا لَا يَحْتَمِلُونَهُ فَالْقِيَامُ بِعِشْرِينَ هُوَ الْأَفْضَلُ وَهُوَ الَّذِي يَعْمَلُ بِهِ أَكْثَرُ الْمُسْلِمِينَ  فَإِنَّهُ وَسَطٌ بَيْنَ الْعَشْرِ وَبَيْنَ الْأَرْبَعِينَ وَإِنْ قَامَ بِأَرْبَعِينَ وَغَيْرِهَا جَازَ ذَلِكَ وَلَا يُكْرَهُ شَيْءٌ مِنْ ذَلِكَ. وَقَدْ نَصَّ عَلَى ذَلِكَ غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ الْأَئِمَّةِ كَأَحْمَدَ وَغَيْرِهِ. وَمَنْ ظَنَّ أَنَّ قِيَامَ رَمَضَانَ فِيهِ عَدَدٌ مُوَقَّتٌ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يُزَادُ فِيهِ وَلَا يُنْقَصُ مِنْهُ فَقَدْ أَخْطَأَ


"Само выстаивание Рамадана - Пророк не установил в нём какого то конкретного числа.


Однако он сам  -ни в Рамадан, ни в другое время года, не молился больше 13 ракаатов, однако, он очень удлинял каждый ракаат.


И когда Умар собрал людей, чтобы они читали таравих в джамаате под руководством Убейя Ибн Каба - он молился с ними 20 ракаатов, а затем делал витр 3 ракаата, и уменьшал чтение в каждом ракаате по мере того, сколько добавилось ракаатов (чтобы в общем длина чтения осталась такой же) - потому что так было легче тем, кто читал за имамом, чем очень длинные ракааты, чьё число мало.


Затем же, группа саляфов выстаивала таравих 40 ракаатов и добавляла витр 3,  другая группа - 36 ракаатов, и добавляла 3.


И всё это является дозволенным, и как бы не выстаивал человек Рамадан из этих способов - всё это будет хорошим.


Что же касается наилучшего из этих способов, то это может различаться в зависимости от состояния молящихся.


Если у молящихся собравшихся для таравиха есть терпение для длительного выстаивания, то лучшим будет выстаивание 10 ракаатов а затем 3 ракаатов витра после них - как делал Пророк для себя в Рамадан и вне Рамадана.


Если же они не вытерпят длинное выстаивание, то лучшим будет выстаивание в 20 ракаатов, и на этом действие большинства мусульман - ведь это среднее мнение между 10 и между 40


И если кто то выстаивал 40, то это разрешено тоже, и не является нежелательным ничто из этого, и прямо сказали об этом многие имамы - как Ахмад Ибн Ханбаль и другие.


И кто подумал, что в выстаивании Рамадана есть какой то конкретное установленное число от Пророка и нельзя к нему ни добавить ни убавить - тот ошибся"


Источник: "Маджму аль фатава", 22/272


И сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:


تَنَازُعُ الْعُلَمَاءِ فِي مِقْدَارِ الْقِيَامِ فِي رَمَضَانَ فَإِنَّهُ قَدْ ثَبَتَ أَنَّ أبي بْنَ كَعْبٍ كَانَ يَقُومُ بِالنَّاسِ عِشْرِينَ رَكْعَةً فِي قِيَامِ رَمَضَانَ وَيُوتِرُ بِثَلَاثِ . فَرَأَى كَثِيرٌ مِنْ الْعُلَمَاءِ أَنَّ ذَلِكَ هُوَ السُّنَّةُ ؛ لِأَنَّهُ أَقَامَهُ بَيْن الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَلَمْ يُنْكِرْهُ مُنْكِرٌ . وَاسْتَحَبَّ آخَرُونَ : تِسْعَةً وَثَلَاثِينَ رَكْعَةً ؛ بِنَاءً عَلَى أَنَّهُ عَمَلُ أَهْلِ الْمَدِينَةِ الْقَدِيمِ وَقَالَ طَائِفَةٌ : قَدْ ثَبَتَ فِي الصَّحِيحِ عَنْ عَائِشَةَ { أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يَكُنْ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلَا غَيْرِهِ عَلَى ثَلَاثَ عَشْرَةَ رَكْعَةً } وَاضْطَرَبَ قَوْمٌ فِي هَذَا الْأَصْلِ لَمَّا ظَنُّوهُ مِنْ مُعَارَضَةِ الْحَدِيثِ الصَّحِيحِ لِمَا ثَبَتَ مِنْ سُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ وَعَمَلِ الْمُسْلِمِينَ . وَالصَّوَابُ أَنَّ ذَلِكَ جَمِيعَهُ حَسَنٌ كَمَا قَدْ نَصَّ عَلَى ذَلِكَ الْإِمَامُ أَحْمَد رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَأَنَّهُ لَا يتوقت فِي قِيَامِ رَمَضَانَ عَدَدٌ فَإِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يُوَقِّتْ فِيهَا عَدَدًا وَحِينَئِذٍ فَيَكُونُ تَكْثِيرُ الرَّكَعَاتِ وَتَقْلِيلُهَا بِحَسَبِ طُولِ الْقِيَامِ وَقِصَرِهِ . فَإِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُطِيلُ الْقِيَامَ بِاللَّيْلِ حَتَّى إنَّهُ قَدْ ثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحِ مِنْ حَدِيثِ حُذَيْفَةَ { أَنَّهُ كَانَ يَقْرَأُ فِي الرَّكْعَةِ بِالْبَقَرَةِ وَالنِّسَاءِ وَآلِ عِمْرَانَ فَكَانَ طُولُ الْقِيَامِ يُغْنِي عَنْ تَكْثِيرِ الرَّكَعَاتِ } . وأبي بْنُ كَعْبٍ لَمَّا قَامَ بِهِمْ وَهُمْ جَمَاعَةٌ وَاحِدَةٌ لَمْ يُمْكِنْ أَنْ يُطِيلَ بِهِمْ الْقِيَامَ فَكَثَّرَ الرَّكَعَاتِ لِيَكُونَ ذَلِكَ عِوَضًا عَنْ طُولِ الْقِيَامِ وَجَعَلُوا ذَلِكَ ضِعْفَ عَدَدِ رَكَعَاتِهِ فَإِنَّهُ كَانَ يَقُومُ بِاللَّيْلِ إحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً أَوْ ثَلَاثَ عَشْرَةً ثُمَّ بَعْدَ ذَلِكَ كَانَ النَّاسُ بِالْمَدِينَةِ ضَعُفُوا عَنْ طُولِ الْقِيَامِ فَكَثَّرُوا الرَّكَعَاتِ حَتَّى بَلَغَتْ تِسْعًا وَثَلَاثِينَ


«Разногласили ученые касательно длительности выстаивания в Рамадане.


Ведь достоверно от Убейя Ибн Каба что он выстаивал с людьми 20 ракаатов в Рамадан, а затем делал 3 ракаата витра.


И многие ученые посчитали, что именно это – Сунна, потому что Убей делал это среди мухаджиров и ансаров, и не порицал на него ни один человек.


И другие ученые посчитали желательным 39 ракаатов, опираясь на старое действие людей Медины.


А группа сказала – достоверно в «Сахихе» от Аиши, что Пророк мир ему не прибавлял ни в Рамадан, ни в другие ничего к 13 ракаатам»


И запуталась группа в этой основе, потому что подумали, что этот достоверный хадис противоречит тому что достоверно из Сунны праведных халифов и действия мусульман.


И истиной является то, что все эти способы являются хорошими – как прямо сказал об этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и что нет в выстаивании Рамадана обязательного числа.


Ведь Пророк (мир ему) не задал для выстаивания в Рамадан конкретное обязательное число, поэтому увеличение числа ракаатов или уменьшение – будет в зависимости от длительности стояния и короткости.


Ведь Пророк (мир ему) удлиннял стояние ночью до такой степени, что достоверно в «Сахихе» от Хузайфы, что он читал в одном ракаате аль-Бакару, аль Имран и ан Ниса», и столь длительное выстаивание делало не нужным большое число ракаатов.


А Убей Ибн Каб когда стал выстаивать с людьми – их был большой джамаат, и он не мог удлиннять с ними стояние до такой степени, и поэтому он выстаивал большее количество ракаатов, чтобы они стали длинного выстаивания, и они за счет выстаивания удвоили количество ракаатов – ведь Пророк за ночь выстаивал 11 или 13 ракаатов.


Затем же, люди в Медине ослабли и от такого выстаивания, и увеличили число ракааатов, что стали молиться 39»


Источник: «Маджму аль фатава», 23/114



Заключение


Предшествовали ясные доводы из Сунны Пророка (мир ему) и действий его сподвижников и саляфов и иджма мусульман, указывающие на дозволенность молиться в Рамадан и вне его более 11 ракаатов.


Затем знай, что тот кто утверждает обратное – у него нет ни единого саляфа в его словах, потому что даже если бы был кто-то, кто выбирал читать 11 ракаатов – то ни один из имамов-саляфов не говорил, что добавка к 11 ракаатам – нововведение, и кто так говорит – внес новое слово, и расколол джамаат мусульман, и сам является нововведенцем в этом.


И если кто то последовал за ним в этом, опираясь на ошибочно понятый хадис и не зная доводов имамов мусульман – он должен покаяться перед Аллахом от этого мнения, особенно, если он порицал мусульман и вносил споры в Умму, следуя этому человеку.


И в общем – кто молится дома – сам для себя выбирает наилучшее для него лично количество ракаатов в таравих, тот же кто молится за имамом – читает так, как читает джамаат, и не вносит смуту и фитну и споры своими нововведенными мнениями.


И еще одно примечание напоследок – пусть не думает читающий, что если ашариты и матуридиты, утверждавшие что надо читать 20 ракаатов были правы в этом – то они правы и в другом


Они правы в этом лишь потому, что последовали за имамами саляфами – однако они открыто отказались следовать за ними в акыде, следуя своим тагутам, подобным Абу Мансуру аль-Матуриди, (http://sunnaonline.com/firki/ashariti/1526-2016-05-28-10-05-26  разьяснение его состояния) и отвергая Коран, Сунну, и иджма саляфов Уммы и разумных людей


В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

 

 

_________________________________________________________________

1. Захириты - заблудшая секта, не признающая никаких доводов кроме Корана и Сунны – ни единогласия Уммы, ни суждения по аналогии, ни слов сподвижников, отклонившаяся от пути саляфов в фикхе

 

2. Некоторые невежды попытались ослабить этот асар тем, что Ибн Хусейфа – якобы сказал про него имам Ахмад, что его хадисы отвергаемые.


    
И они умолчали о следующем:

 

1. То что сам имам Ахмад в передаче своего ближайшего ученика аль-Асрама сказал: «Он достоверный передатчик!»

 

2. То, что его удостоверили все остальные имамы кто говорил о нём, как Ан-Насаи, Абу Хатим ар Рази, Яхья Ибн Маин – которые между прочим известны очень жёсткой критикой передатчиков, а также Ибн Шахин, Ибн Са’д, Ибн Абдуль Барр,  Сказал Яхья Ибн Маин: «Он был достоверным, а его хадисы – доводом в религии!».  См. «Ат Тахзиб», «Тарих асма ас-Сикат», и др.

 

3. То что его хадисы передавали аль-Бухари и Муслим в своих двух «Сахихах»

 

4. То что эту передачу от имама Ахмада передал Абу Убейд аль Аджурри – о состоянии которого ничего не известно, и он иногда передает странные вещи от Абу Дауда.

 

Так как же можно оставлять удостоверние всех имамов, и самого Ахмада в передаче его главных учеников – и брать передачу неизвестного передатчика? Разве это не следование своим страстям?

__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить