Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



История Ислама - Учёные

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Биография имама Усмана Ибн Саида ад Дарими

 

Подробнейшая биография имама ахли-Сунна уаль Джамаа, подавителя джахмитов, Усмана Ибн Саида ад Дарими (ум. 280 г.х.)


 

1. Дата рождения


Родился незадолго до 200 г.х.


2. Его полное имя


Он - Усман Ибн Саид Ибн Холид ад Дарими ас-Сиджистани ат-Тамими, Абу Саид


3. Его родители


Его отец, Абу Саид ад Дарими-старший, был большим ученым ханафитского мазхаба, автором трудов в нем, позже покаявшимся и ставшим на путь людей хадиса по мазхабу аш Шафии


4. Его учителя


Его учителя - такие величайшие имамы Сунны и хадиса, как Али аль Мадини, Ахмад Ибн Ханбаль, Исхак Ибн Рахавейхи, Яхья Ибн Маин, Нуейм Ибн Хаммад, Абу Бакр Ибн Аби Шейба, Усман Ибн Аби Шейба, Сулейман Ибн Харб, Мусаддад, Ат-Таялиси, и другие имамы см. "Тарих Димашк", "Табакат аш Шафиин", 1/177, и др.


Сказал про него имам аль-Халили:


"И он взял науки хадиса у Али аль Мадини, и Яхьи Ибн Маина, и некоторые вопросы от Ахмада Ибн Ханбаля. И у него есть книга "Ат Тарих" с их ответами, в которой он уникален"

 

Источник: "Аль Иршад фи марифати уляма аль хадис", 797


Что же касается фикха, то он взял фикх от одного из главных учеников аш Шафии - имама Юсуфа аль Бувейты, да смилуется над ним Аллах.


Что касается арабского языка и его наук то он тоже был специалистом в нем и взял его от Ибн аль-А'роби, великого ученого в арабском языке из саляфов. см. "Табакат аш Шафиин", 1/177


5. Его ученики


Среди его учеников: Ибн Хузейма, Муслим, аль-Асрам, Абу Дауд ас-Сиджистани, Абу Али ат Туси, Ибн Аммар аш Шахид, и другие великие имамы хадиса


6. Его нрав и скромность


- Сказал имам Усман Ибн Саид ад Дарими:


قال لي رجل من أهل سجستان ممن كان يحسدني ماذا كنت أنت لولا العلم فقلت أردت شينا فصار زينا سمعت نعيم بن حماد يقول سمعت أبا معاوية يقول قال الأعمش لولا العلم لكنت بقالا من بقالي الكوفة وأنا لولا العلم لكنت بزازا من بزازي سجستان


"Сказал мне один сиджистанец, завидовавший мне: "Чем бы ты был, если б не знание!" И я сказал ему: "Ты хотел поругать меня, а в итоге приукрасил! Рассказал мне Нуейм Ибн Хаммад, что он слышал от Абу Муавии, что А'маш сказал: "Если бы не знание, то я был бы просто бакалейщиком из бакалейщиков Куфы!" Так и я скажу - если бы не знание, я был бы просто торговцем тканями из сиджистанских торговцев тканями!"


Источник: "Тарих Димашк"


- Сказал хафиз Аль-Карраб:


كنا في مجلس الدارمي غير مرة ، ومر به الأمير عمرو بن الليث ، فسلم عليه ، فقال : وعليكم ، حدثنا مسدد . . . . ولم يزد على رد السلام


"Мы были в маджлисе ад Дарими много раз, и проходил мимо него амир Амр Ибн Лейс, и давал ему салам, а ад Дарими отвечал ему: "Ва-алейкум..", и продолжал передавать хадис, и больше ничего не добавлял к ответу на салам"


И это потому что ад Дарими не хотел унижать знания и прерывать маджлис с хадисами из за правителя, и выявлять приближенность к правителям и дружбу с ними.


- Сказал его ученик, хафиз аль Карраб:


سمعت عثمان بن سعيد الدارمي يقول : قد نويت أن لا أحدث عن أحد أجاب إلى خلق القرآن . قال : فتوفي قبل ذلك


"Я слышал как ад Дарими сказал: "Я намереваюсь не передавать хадисы ни от кого, кто ответил положительно во время фитны о сотворенности Корана, опасаясь плетей". И он умер до того как осуществил это"

 

И это указывает на его жесткость в Сунне.


- Сказал аз Захаби:


كان عثمان الدارمي جذعا في أعين المبتدعة ، وهو الذي قام على محمد بن كرام وطرده عن هراة ، فيما قيل


"Усман ад Дарими был бревном в глазу у нововведенцев, и он тот кто встал против Мухаммада Ибн Каррама (мушаббих), и изгнал его из Хары, как сказано об этом"

 

И это указывает на его непричастность к ташбиху, и вся хвала Аллаху.


Источник всех сообщений: "Ас-Сияр", биография ад Дарими

 

7. Его книги


1. "Ар Родд аля аль Джахмия" - малое опровержение джахмитам в вопросах Имен и Качеств Аллаха, напечатано в множестве изданий


2. "Ар Родд аля аль-Мариси" - подробное опровержение джахмитам в вопросах Имен и Качеств, в первую очередь их лидерам - аль-Мариси и ас-Сальджи, напечатан многократно. Эти две его книги - самые известные его книги в исламской Умме


3. "Тарих Яхья Ибн Маин" - ответы Яхьи Ибн Маина на вопросы ад Дарими по передатчикам и слабым местам хадиса, напечатана


4. "Аль-Ат'има" - фикховская книга про ахкамы пищи, не сохранилась


5. "Иттиба ас-Сунан уаль Ахбар" - книга про следование Сунне, не сохранилась кроме одной главы что передал из нее ат Тейми в книге "Аль Худжжа"


6. "Аль-Муснад аль Кабир" - большой сборник хадисов, не сохранился


7. "Ат-Тарих" - ахкамы ад Дарими на передатчиков хадиса, не сохранился


8. "Тарих Али аль Мадини" - ответы Яхьи Ибн Маина на вопросы ад Дарими по передатчикам и слабым местам хадиса, не сохранилась


8. Похвала ученых на него


1. Сказал о нем имам аль Бухари (ум. 256 г.х.):


ما رأيت مثل عثمان بن سعيد، ولا رأى عثمان مثل نفسه


"Я не видел подобного Усману Ибн Саиду, и он сам не видел подобного себе!"


Источник: "Аль Арш", 2/333


2. Сказал Ибн аль Мунзир:


سألت أبا زرعة عن عثمان بن سعيد؛ فقال: ذاك رجل رزق حسن التصنيف    


"Я спросил Абу Зур'а ар Рази (ум. 264 г.х.) про Усмана Ибн Саида, и он ответил: "Этот человек даровал ему Аллах написание прекрасных книг!"


Источник: "Замм аль-калям", 1219


3. Спросили имама Абу Дауда Ас-Сиджистани (ум. 275 г.х.), автора "Сунана", про имама ад Дарими, и он ответил:


 منه تعلمنا الحديث


"Именно от него мы обучились хадису!"


Источник: "Замм аль Калям", 1218


4. Сказал имам Абу Хамид аль А'маши (ум. 321 г.х.):


ما رأينا في المحدثين مثل محمد بن يحيى، وعثمان بن سعيد، ويعقوب الفسوي


"Мы не видели среди мухаддисов никого подобного Усману Ибн Саиду ад Дарими, аз Зухли, и Я'кубу аль-Фасави!"


Источник: "Тарих Димашк", 38/363


5. Сказал хафиз Я'куб аль-Карраб (ум. 332 г.х.), его ученик:


ما رأينا مثل عثمان بن سعيد ولا رأى عثمان مثل نفسه أخذ الأدب عن ابن الأعرابي والفقه على أبي يعقوب البويطي والحديث عن يحيى بن معين وعلي بن المديني وتقدم في هذه العلوم ورحمها لله عليه


"Мы не видели подобного Усману Ибн Саиду, и он сам не видел подобного себе! Он взял арабский язык от Ибн аль-А'роби, а фикх от Абу Я'куба аль-Бувейты, а хадис от Яхьи Ибн Маина и Али аль-Мадини, и преуспел во всех этих науках, да смилуется над ним Аллах!"


Источник: "Тарих Димашк", 38/363


6. Сказал имам Абу аш Шейх аль Асбахани (ум. 369 г.х.):


كَانَ عُثْمَانُ بْنُ سَعِيدٍ ثِقَةً، مُتَّفَقًا عَلَيْهِ


"Усман Ибн Саид ад Дарими был достоверным, вокруг которого единогласие"


Источник: "Аль-Иршад иля ма'рифати уляма аль хадис", биография 797


7. Сказал аль Хаким (ум. 405 г.х.) в специальном разделе, упоминая главных имамов фикха среди людей хадиса:


وَمِنْهُمْ عُثْمَانُ بْنُ سَعِيدٍ الدَّارِمِيُّ وَهُوَ الْمُقَدَّمُ


"И среди них - Усман Ибн Саид ад Дарими, и он ставится выше многих других в фикхе"


Источник: "Марифату улюм аль хадис", стр 80


8. Сказал имам Абу аль Фадль аль Джаруди (ум. 413 г.х.):


كان عثمان ابن سعيد إماما يقتدى به في حياته وبعد مماته


"Усман Ибн Саид был имамом, за которым следуют и которому подражают как при его жизни, так и после его смерти!"


Источник: "Замм аль Калям", 1220


9. Сказал имам хафиз Аль Халили (ум. 446 г.х.):


كَبِيرُ الْمَحَلِّ، عَالِمٌ بِهَذَا الشَّأْنِ، يُقَارَنُ بِالْبُخَارِيِّ، وَأَبِي زُرْعَةَ، وَأَبِي حَاتِمٍ


"Абу Амр Усман Ибн Саид ад Дарими

 

Имел великую степень, был знающим об искусстве хадиса, и его ставят вровень с аль Бухари, Абу Зур'а, и Абу Хатимом"


Источник: "Аль-Иршад иля ма'рифати уляма аль хадис", биография 797


10. Сказал аль-Аббади аш Шафии (ум. 446 г.х.) в своей книге "Ат Табакат":


الإمام فى الحديث والفقه وَأَبُو سعيد كَانَ فِي الْعلم بِمحل لَو كَانَ فِي زمن الصَّحَابَة رَضِي الله عَنْهُم لقدموه على أنفسهم، هَكَذَا حُكيَ


"Имам в хадисе и фикхе.. и Абу Саид имел в знаниях великое место, и если бы он был во время сподвижников - да будет доволен ими Аллах - они бы поставили бы его впереди себя, так про него говорили"


Источник: "Ат Табакат аш Шафиия", 39


Скажу: такие слова несомненно не стоит говорить, и сподвижники - лучшие из Уммы, однако это указывает на великий статус этого имама что о нем так чрезмерствовали в похвале.


11. Сказал алляма Абу Усман ас-Сабуни аш Шафии (ум. 449 г.х.):


[علامات أهل السنة] وإحدى علامات أهل السنة حبهم لأئمة السنة، وعلمائها وأنصارها وأو ليائها، وبغضهم لأئمة البدع، الذين يدعون إلى النار، ويدلون أصحابهم على دار البوار، وقد زين الله سبحانه قلوب أهل السنة ونورها بحب علماء السنة فضلا منه جل جلاله. أخبرنا الحاكم أبو عبدالله الحافظ- أسكنه الله وإيانا الجنة – ثنا محمد بن إبراهيم بن الفضل المزكي ، ثنا أحمد بن سلمة ،قرأ علينا أبو رجاء قتيبة بن سعيد في كتاب (الإيمان ) له ، فكان في آخره : " فإذا رأيت الرجل يحب سفيان الثوري ، ومالك بن أنس ، والأوزاعي ، وشعبة ، وابن المبارك ، وأبا الأحوص ، وشريكا ، ووكيعا ، ويحيى بن سعيد ، وعبدالرحمن بن مهدي ، فاعــلم أنه صاحب سنة " .قال أحمد بن سلمة _ رحمه الله - : " فألحقت بخطي تحته : ويحيى بن يحيى ، وأحمد بن حنبل ، وإسحاق بـن راهوية " ، فلما انتهى إلى هذا الموضع نظر إلينا أهل نيسابور وقال : هؤلاء يتعصبون ليحيى بن يحيى ، فقلنا له : يا أبا رجاء ما يحيى بن يحيى ؟ قال : رجل صالح ، إمام المسلمين ، وإسحاق بن إبراهيم إمام ، وأحمد بن حنبل أكـبر ممن سميتهم كلهم .وأنا ألحقت بهؤلاء الذين ذكرهم قتيبة – رحمه الله – أن من أحبهم فهو صاحب سنة من أئمة الحديث الذين يقتدون بهم ، ويهتدون بهديهم ، ومن جملتهم ومتبعيهم وشيعتهم أنفسهم يعدون ، وفي اتباعهم آثارهم يجدون ، جماعة آخرين : منهم : محمد بن إدريس الشافعي المطلبي ، الإمام المقدم ، والسيد المعظم ، العظيم المنة على الإسلام والسنة ، الموفق الملقن ، الملهم المسدد، الذي عمل في دين الله وسنة رسول الله من النصر لهما والذب عنهما مالم يعمله أحد من علماء عصره ومن بعدهم  ومنهم : الذين كانوا قبل الشافعي – رحمه الله – كسعيد بن جبير ، والزهري ، والشعبي ، والتمـــيمي ( يقصد أبا المعتمر ومن بعدهم : كالليث بن سعد ، والأوزاعي ، والثوري ، ووسفيان بن عيينة الهلالي ، وحماد بن سلمة ، وحماد بن زيد ، ويونس بن عبيد ، وأيوب ، وابن عون ، ونظرائهم . ومن بعدهم : مثل يزيد بن هارون ، وعبدالرزاق ، وجرير بن عبد الحميد . ومن بعدهم : مثل محمد بن يحيى الذهلي ، ومحمد بن إسماعيل البخاري ، ومسلم بن الحجاج القشيري ، وأبي داود السجستاني ، وأبي زرعة الرازي ، وابن أبي حاتم ، وابنه ، ومحمد بن مسلم بن واره ، ومحمد بن أسلم الطوسي ، وعثمان بن سعيد الدارمي ، ومحمد بن إسحاق بن خزيمة _ الذي كان يدعى إمام الأئمة في وقته - ، وأبي يعقوب إسحاق بن إسماعيل البستي وغيرهم من أئمة السنة الذين كانوا متمسكين بها ، ناصرين لها داعين إليها ، دالـين عليها


"Глава о признаках людей Сунны.


Одним из признаков приверженцев Сунны является их любовь к имамам, ученым и помощникам Сунны, а также приближенным к Аллаху из их числа. Другим таким признаком является их ненависть к имамам нововведений, зовущих своих сторонников в Ад – вечную обитель погибели.


Любовь приверженцев Сунны к ее ученым – это украшение Аллаха, которым по милости Своей и щедрости, Он украсил и озарил их сердца.


Рассказал нам аль Хаким, от Мухаммада Ибн Ибрахима аль-Музакки, от Ахмад ибн Саляма, что он рассказывал:

 

«Однажды Абу Раджа Кутейба Ибн Саид читал нам свою книгу «Китаб аль-Иман», в конце которой были следующие слова: «Если ты увидишь человека, который любит Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса, аль-Ауза’и, Шу’бу, Ибн аль-Мубарака, Абу-ль-Ахуаса, Шарика, Уаки’а, Яхью ибн Са’ида, ‘Абдур-Рахмана ибн Махди, то знай, что он последователь Сунны».


Ахмад ибн Саляма сказал: «И своей рукой к этому списку я добавил Яхью ибн Яхью, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Ибрахима ибн Рахауайхи". Дойдя до этого места, мы обратили внимание, что люди из Найсабура стали смотреть на нас, и Къутейба сказал нам: «Эти люди относятся фанатично к Яхье ибн Яхье». Тогда мы спросили его: «О Абу Раджа, а что такого в Яхье ибн Яхье?» Он сказал: «Он – праведный человек, имам мусульман, Исхакъ ибн Ибрахим – тоже имам, а Ахмад ибн Ханбаль, я считаю, заслуживает наибольшего уважения из всех, кого я перечислил».


Сказал Ас-Сабуни: К числу имамов последователей хадиса, которых упомянул Къутейба, да помилует его Аллах, я хочу добавить тех, кого люблю, и кто является сторонником Сунны из числа имамов хадиса, которым подражают и за которыми следуют. Из их числа: Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и – прославленный имам, ведомый прямым путем, защищавший и отстаивавший религию Аллаха и Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сделавший на этом пути столько, сколько не сделал никто из ученых его времени и последующих поколений. Поистине, он – великая милость для последователей Ислама и Сунны. Помимо аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, необходимо упомянуть и тех, кто был до него, как: Са’ид ибн Джубайр, аз-Зухри, аш-Ша’би и ат-Тайми.


И тех, кто пришел после них, как: аль-Ляйс ибн Са’д аль-Мисри, аль-Ауза’и, ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уяйна аль-Хиляли, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зейд, Юнус ибн ‘Убейд, Айюб ас-Сахтияни, Ибн ‘Аун и подобные им.


А после них: Язид ибн Харун аль-Уаситы, ‘Абдур-Раззакъ ибн Хаммам ас-Сан’ани, Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид ад-Дыбби.


А после них: Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли, Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хадджадж аль-Кушайри, Абу Дауд ас-Сиджистани, Абу Зур’а ар-Рази, Абу Хатим ар-Рази и его сын, Мухаммад ибн Муслим ибн Уарат ар-Рази, Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, Абу Са’ид ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими ас-Сиджзи, имам Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма ан-Найсабури, которого называли имамом всех имамов своего времени, и клянусь Аллахом, он был таковым, Абу Я’куб Исхакъ ибн Исма’иль аль-Басти, аль-Хасан ибн Суфьян аль-Фасауи, Абу Са’ид Яхья ибн Мансур аз-Захид аль-Харауи, Абу Хатим ‘Ади ибн Хамдауайх ас-Сабуни и двое его сыновей, являвшихся мечами Сунны: Абу ‘Абдуллах ас-Сабуни и Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сабуни, а также другие имамы Сунны, являющиеся ее преданными поборниками и служителями, призывающие к ней и любящие тех, кто следует ее путем"


Источник: "Акыдату ас-саляф уа асхаб аль хадис", стр. 37


Посмотри же здесь, как ас-Сабуни назвал имама ад Дарими одним из великих имамов Сунны, любовь к которым - признак суннитов, а ненависть - признак нововведенцев!


И клянусь Аллахом, то что ашариты ненавидят его - а также Ибн Хузейму, и многих других имамов из этого списка - величайший признак того что они нововведенцы


12. Сказал про него имам, хафиз Абу аль Касим ат Тейми аш Шафии (ум. 535 г.х.), в своей книге "Биографии праведных саляфов":


سِجِسْتَانِيٌّ ، سَكَنَ هَرَاةَ ، أَحَدُ أَئِمَّةِ الدُّنْيَا ، صَلْبٌ فِي السُّنَّةِ


"Он - Усман Ибн Саид ад Дарими, ас-Сиджистани, жил в Харе. Один из имамов этого мира, жесткий в следовании пути ахли-Сунна"

 

Источник: "Сияр ас-саляф ас-солихин", стр. 1150


13. Сказал хафиз Абу аль Фарадж ас-Сакафи (ум. 562 г.х.):


أَبُو سَعِيدٍ عُثْمَانُ بْنُ سَعِيدٍ الدَّارِمِيُّ، إِمَامُ أَهْلِ السُّنَّةِ بِنَيْسَابُورَ


"Абу Саид Усман Ибн Саид ад Дарими - имам ахли-Сунна в Найсабуре!"


Источник: "Фауаид ас-Сакафи", 44


14. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия (ум. 728 г.х.):


أحد أئمة المسلمين المشاهير في زمان البخاري من أئمة السنة والحديث العالمين بأقوال السلف


"Он - один из имамов мусульман, известных во время аль Бухари, из имамов Сунны и хадиса, знающих о словах саляфов"


Источник: "Мавсуа Ибн Теймия"


15. Сказал хафиз Ибн Абдуль Хади аль Ханбали (ум. 744 г.х.):


عثمان بن سعيد بن خالد الإمام العلامة شيخ الإسلام ناصر السنة، قامع البدعة أبو سعيد الدارمي السجزيوكان أحد أئمة الدين وعلماء المسلمين


"Усман Ибн Саид Ибн Холид, имам, большой ученый, шейх уль Ислам, помощник Сунны, подавитель нововведений, Абу Саид ад Дарими, ас-Сиджзи.. он был одним из имамов религии и ученых мусульман"


Источник:  "Ар Рисаля фи тарджамти ад Дарими уа ахбарихи", стр. 1-2


16. Сказал о нем имам Ибн аль Каййим (ум. 751 г.х.):


عُثْمَانُ بْنُ سَعِيدٍ الدَّارِمِيُّ الْإِمَامُ الْحَافِظُ أَحَدُ أَئِمَّةِ الْإِسْلَامِ .. حَافِظِ أَهْلِ الْمَشْرِقِ وَشَيْخِ الْأَئِمَّةِ


"Усман Ибн Саид Ад Дарими - имам, хафиз, один из имамов Ислама.. хафиз людей Востока, учитель имамов"


Источник: "Иджтима аль джуюш аль Исламия", 2/113


17. Сказал хафиз Ибн Касир (ум. 774 г.х.):


محدث هراة، أحد الحفاظ والأعلام لقي الكبار وبرع في العلوم..قال شيخنا أبو عبد الله الذهبي: وللدارمي كتاب في الرد على الجهمية سمعناه، وكتاب في الرد على بشر المريسي سمعناه، قلت: ووقع لي سماعهما أيضا، ولله الحمد والمنة


"Мухаддис Хары, один из хафизов и великих ученых, повстречал больших имамов и достиг искусности в знаниях..


Сказал наш шейх Абу Абдуллах аз Захаби: "У ад Дарими есть книга в опровержение джахмитам, и книга в опровержение аль-Мариси, мы слышали обе эти книги в передаче с иснадом"


Скажу я (Ибн Касир): "И получилось у меня услышать две эти книги, и вся хвала и милость за это - от Аллаха"


Источник: "Табакат аш Шафииин", 1/176-177  


18. Сказал аль Мирдави аль Ханбали (ум. 885 г.х.):


صحت الْأَحَادِيث بِحَمْد الله تَعَالَى، وصححها الْأَئِمَّة الْكِبَار الْمُعْتَمد عَلَيْهِم: كَالْإِمَامِ أَحْمد، وَالْإِمَام عبد الله بن الْمُبَارك، وَالْإِمَام مُحَمَّد بن إِسْمَاعِيل البُخَارِيّ، وَالْإِمَام عُثْمَان بن سعيد الدَّارمِيّ، وَغَيرهم


"Поэтому, хадисы про Голос Аллаха являются достоверными, и их удостоверили большие имамы на которых опираются - как имам Ахмад, имам Абдуллах Ибн аль Мубарак, имам Мухаммад Ибн Исмаиль аль Бухари, имам Усман Ибн Саид ад Дарими и другие"


Источник:  "Ат Тахбир шарх ат Тахрир", 1350


9. Похвала ашаритов на него!


Даже ашариты и им подобные, противоречившие ад Дарими в вероубеждениях явным противоречием, боялись высказаться против него, осознавая его имамство и его статус в религии!


1. Сказал Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.):


عُثْمَان بن سعيد الدَّارمِيّ أَبُو سعيد السجسْتانِي سكن هراة أحد أَئِمَّة الدُّنْيَا


"Усман Ибн Саид ад Дарими Абу Саид ас-Сиджистани - жил в Харе, один из имамов этого мира!"


Источник: "Ас-Сикат", 14404


2.  Сказал Абу аль Фарадж Ибн аль Джаузи:


عثمَان بْن سعيد الدارمي إمَام عصره بهراة


"Усман Ибн Саид ад Дарими - имам своего времени в Харе!"


Источник: "Аль Мунтазам", 11/116


3. Сказал Ибн Ат-Тугри аль Ханафи:


رحل إلى الأمصار ولقي الشيوخ وجالس الإمام أحمد بن حنبل وابن معين والحفاظ حتى قالوا: ما رأينا مثله ولا رأى هو مثل نفسه


"Он обьездил разные земли в поисках знаний, и повстречал шейхов, и сидел с имамом Ахмадом Ибн Ханбалем, и Яхьей Ибн Маином, и большими хафизами, и даже сказали про него: "Мы не видели подобно ему и он сам не видел подобных себе!"


Источник: "Ан Нуджум аз Захира", 321


4. Сказал Ан Навави перечислив нескольких имамов в том числе и ад Дарими:


وَهَؤُلَاءِ أَرْكَانُ الْحَدِيثِ وَأَئِمَّةُ الْإِسْلَامِ فِيهِ


"Они - столпы хадиса и имамы Ислама в нем!


Источник: "Аль Маджму", книга молитвы стр. 258


10. Позиция приверженцев Сунны к его книгам в опровержение джахмитам


Книги имама ад Дарими "Опровержение джахмитам" и "Опровержение аль-Мариси" были известны и встречены с принятием и передавались и записывались с давних пор.


- Сказал великий имам ахли-Сунна, Абу Зур'а ар Рази (ум. 264 г.х.) про него:


ذاك الرجل رزق حسن التصنيف


"Этот человек даровал ему Аллах написание прекрасных книг!"


Источник: "Замм аль-калям", 1219


- Так, эта книга послужила причиной покаяния Абу аль-Маали аль Джувейни, ранее ашаритского имама, в вопросе Возвышенности Аллаха.

 

Сказал аль Джувейни:


وَكَذَلِكَ نجد أكَابِر الْعلمَاء كَعبد الله بن الْمُبَارك رَضِي الله عَنهُ صرح بِمثل ذَلِك روى عُثْمَان بن سعيد الدَّارمِيّ


"Также и большие ученые - как Абдуллах Ибн аль Мубарак, да будет доволен им Аллах, ясно сказали о Возвышенности Аллаха. Передал Усман Ибн Саид ад Дарими.." затем процитировал передачу ад Дарими от Ибн аль Мубарака из книги "Опровержение джахмитам"


Источник: "Ар Рисаля филь фаукия уаль истиуа", стр. 47


- Сказал имам ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.):


وليكثر النظر في كتب السنن لمن تقدم مثل: أبي داود السجستاني، وعبد الله بن أحمد بن حنبل، وأبي بكر الأثرم، وحرب بن إسماعيل السيرجاني، وخشيش بن أصرم النسائي، وعروة بن مروان الرقي، وعثمان بن سعيد الدارمي السجستاني

 

"И кто хочет спастись от заблуждений - пусть читает книги по акыде написанные древними имамами, как книги Абу Дауда ас-Сиджистани, Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбаля, Абу Бакра аль-Асрама, Харба Ибн Исмаиля аль Кирмани, Хушейша Ибн Асрама ан-Насаи, Урвы Ибн Марвана ар Ракки, Усмана Ибн Саида ад Дарими ас-Сиджистани"


Источник: "Рисаляту ас-Сиджзи", 361-362


- Цитировал его слова из этой книги шейх уль Ислам Абу Исмаиль аль Ансари (ум. 481 г.х.), одобряя их и хваля ад Дарими и его книгу, см. "Замм аль калям", 121


- Сказал имам Ибн аль-Каййим:


وكتاباه من أجل الكتب المصنفة في السنة وأنفعها وينبغي لكل طالب سنة مراده الوقوف على ما كان عليه الصحابة والتابعون والأئمة أن يقرأ كتابيه وكان شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله يوصي بهذين الكتابين أشد الوصية ويعظمهما جدا وفيهما من تقرير التوحيد والأسماء والصفات بالعقل والنقل ما ليس في غيرهما


"И две книги имама ад Дарими - "Опровержение джахмитам", и "Опровержение аль-Мариси" - из самых достойных книг, написанных об акыде, и самых полезных! Следует всякому изучающему акыду ахли-Сунна, кто хочет понять на чем были сподвижники, табиины и имамы - читать эти его две книги.


И шейх уль Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах - завещал нам читать эти две книги очень сильно, и очень возвеличивал их.


И в этих двух книгах - утверждение Таухида, и Имен и Качеств через разум и Шариат - то, чего нет в других!"


Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-исламия", 1/1436


- Сказал имам Ибн Абдуль Хади:


وصنف كتاباً جليلاً في الرد على بشر المريسي وأتباعه من الجهمية، بعد المناظرة بينه وبين بعض الجهمية من أصحاب البشروالثلجي، ولم يصرح باسمه في موضع من الكتاب، وقد هتك رحمه الله في هذا الكتاب ستر الجهمية، وبين فضائحهم، ولا أعلم للمتقدمين في هذا الشأن كتاباً أجود منه، ومن كتابه الآخر في الرد على عموم الجهمية، وكتاب التوحيد لإمام الأئمة محمد بن إسحاق ابن خزيمة وإن كان كتاباً جليلاً في هذا الباب، ومصنفه من أكابر أئمة المسلمين إلا أن كتاب الدارمي أنفع في بعض شبه الجهمية، والدارمي أحذق في معرفة كلام الجهمية، والعلم بمرادهم والرد عليهم، وكلاهما إمام مبرز في هذا الشأن، وفي غيره، رحمهما الله ورضي عنهما، وعن سائر أئمة الدين


"И он написал великую книгу в опровержение Бишру аль-Мариси и его последователям джахмитам, после диспута который произошёл между ним и одним из джахмитов из учеников Бишра и ас-Сальджи, о имени которого он не сказал в этой книге.

 

И он сорвал в этой книге, да смилуется над ним Аллах, покрывало с джахмитов, и разъяснил их позорные убеждения.

 

И я не знаю ни у одного из Саляфов лучшей книги в этом разделе чем эта книга, и также его вторая книга – “Опровержение джахмитам”, и также “Книга Таухида” Имама имамов Мухаммада ибн Исхака ибн Хузеймы.

 

И “Книга Таухида” хоть и является великой книгой в этом разделе, а ее автор – из великих Имамов мусульман, однако книга ад-Дарими более полезная касательно некоторых шубухатов джахмитов, и ад-Дарими искуснее в познании слов джахмитов, и знании о том что они подразумевают, и в опровержении им. И оба они, и Ибн Хузейма, и ад-Дарими – выдающиеся Имамы в этом деле, и в других – да смилуется над ними обоими Аллах, и будет доволен ими и всеми имамами религии».

 

Источник: «ар-Рисаля аль-Латыфа», 1/76


- И хафиз Ибн Касир восхвалял Аллаха за то что получилось услышать эти 2 книги ад Дарими, как мы уже приводили ранее


И никто никогда не сомневался в достоверности этой книги от ад Дарими, и даже джахмит Саид Фуда был вынужден признать, что она достоверна от имама вместе с ее содержанием по иджма'.


11. Позиция ашаритов к его книгам


Что же касается ашаритов, то они, из-за статуса этого имама, и из за того что ахли-Сунна похвалили его книги, и назвали его одним из имамов ахли-Сунна, ненавидящий которых являтся нововведенцем - боялись открыть рот в его сторону, и лишь всячески сторонились цитировать его слова из этих книг, и молчали о ней, как молчат и о других таких книгах больших имамов саляфов, и так было пока не появился маджнун аль-Кяусари, и не заявил, что ад Дарими - кафир и муджассим!


Сказал аль-Кяусари:


فيا تُرى هل يوجدُ في البسيطة من يَكْفُر هذا الكفرَ الأخرقَ سوى صاحبِ "النقض" ومتابعيه


"Так посмотрите же, разве есть на всем земном шаре тот, кто стал неверующим таким глупым неверием, кроме как автор "Опровержения аль-Мариси" и следующих ему?!"


Источник: "Макалят аль-Кяусари", стр. 356


И я не видел чтобы до него кто-то из ашаритов осмеливался говорить такое, кроме как один единственный случай случившийся в девятом веке хиджры.


Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани:


قرأ على الجمال بن الشرائحي الرد على الجهمية لعثمان الدارمي فحضر عندهم الزين عمر الكفيري وأنكر عليهم وشنع وأخذ نسخة من الكتاب وذهب بها إلى القاضي المالكي وهو البرهان إبراهيم بن محمد بن علي التادلي الآتي فطلب القارئ صاحب الترجمة فأغلظ له ثم طلبه ثانياً فتغيب ثم أحضره فسأله عن عقيدته فقال الإيمان بما جاء عن رسول الله صلى الله عليه وسلم فانزعج القاضي لذلك وأمر بتعزيره فعزر وضرب وطيف به ثم طلبه بعد جمعة لكونه بلغه عنه كلام أغضبه فضربه ثانياً ونادى عليه وحكم بسجنه شهراً


"Читали Джамалю аш Шараихи книгу "Ар Родд аля аль Джахмия" Усмана ад Дарими, и пришел на урок аз Зейн Умар аль Куфейри, и стал порицать их и порочить, и взял копию книги, и пошел с ней к маликитскому судье Бурхану Ибрахиму Ибн Мухаммаду Ибн Али ат Тадили, и тот вызвал чтеца книги, чью биографию я сейчас излагаю, и был жесток с ним, затем вызвал его второй раз, и тот спрятался, и судья приказал его привести, и спросил его про его акыду, и тот ответил: "Моя акыда - иман во все что пришло от Посланника Аллаха, мир ему". И судья обеспокоился из за этих слов, и приказал его примерно наказать, и его наказали, и он был избит, и посадили его на осла задом наперед и обошли публичные места. Затем судья вызвал его еще раз после джума, так как до него дошли его слова разозлившие его, и он повелел избить его второй раз и заточил на месяц в тюрьму"


Затем пишет аль-Аскалани в другом месте в биографии уже этого судьи:


وهو الذي آذى الحافظ جمال الدين الشرائحي بالقول لكونه قرئ عليه كتاب الرد على الجهمية لعثمان الدارمي بل وأمر به إلى السجن وقطع نسخته بالكتاب المشار إليه واشتد أذاه للقارئ


"И он был тем кто оскорбил словами хафиза Джамаля Ддина аш Шараихи, за то что ему читали книгу "Опровержение джахмитам" Усмана ад Дарими, и даже приказал отвести его в тюрьму, и разорвал его копию этой книги, и очень сильно обидел чтеца"


Источник: "Ад Дау аль-Лями", 10/165


Так эти зиндыки наказывали за чтение книг саляфов, и имамов религии, и рвали их книги, и этим самым они категорично свидетельствуют что они не имеют к ним отношения.


12. Его акыда


Что касается его акыды то она всем известна - чистая саляфитская акыда основанная на следовании тому что пришло в Коране и Сунне, и от сподвижников Пророка, мир ему, и среди этого - утверждение Качеств Аллаха на их внешнем смысле так как они пришли, не искажая и не уподобляя. И его книга "Опровержение джахмитам" будет инша Аллах переведена на русский язык нормальным переводом, так что каждый сможет ознакомиться с ней. И мы уже выкладывали ранее перевод двух глав из нее http://sunnaonline.com/akida/2012-04-05-13-31-35/1288--q-q-


- Сказал имам ад Дарими перечислив яснейшие аяты Корана говорящие о Возвышенности Аллаха:


والأحاديث عن رسول الله وعن أصحابه والتابعين ومن بعدهم في هذا أكثر من أن يحصيها كتابنا هذا غير أنا قد اختصرنا من ذلك ما يستدل به أولوا الألباب أن الأمة كلها والأمم السالفة قبلها لم يكونوا يشكون في معرفة الله تعالى أنه فوق السماء بائن من خلقه غير هذه العصابة الزائغة عن الحق المخالفة للكتاب وأثارات العلم كلها حتى لقد عرف ذلك كثير من كفار الأمم وفراعنتهم قال فرعون يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب أسباب السموات فأطلع إلى إله موسى غافر : 36 - 37 واتخذ فرعون إبراهيم النسور والتبوت يرومون الإطلاع إلى الله بذلك وقالت بنو إسرائيل يا رب ! أنت في السماء ونحن في الأرض وأشباه هذا كثير يطول إن ذكرناها وظاهر القرآن وباطنه كله يدل على ذلك لا لبس فيه ولا تأول ألا لمتأول جاحد يكابر الحجة وهو يعلم أنها عليه


"Хадисы от Посланника Аллаха, мир ему, и от сподвижников и табиинов и тех кто после них про утверждение Возвышенности - достигают такого числа что их невозможно обьять в этой нашей книге - однако мы лишь сократили и выбрали из них то чем аргументируют обладатели разума на то, что вся Умма, и все прошлые Уммы до нее познавали Аллаха через то что Он над небесами, отделен от творений, и не сомневались в этом.

 

И лишь эта отклонившаяся от истины банда, противоречащая Корану и всем переданным знаниям отрицает это!

 

И знали это даже многие кафиры из прошлых народов и фараоны!

 

Сказал Фараон: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» (Гафир, 36-37)

 

И Фараон правивший во время Ибрахима, Намруд, воспитал орлов, и привязал к ним ящик, и поднялся с ними - и эти два Фараона хотели таким образом взглянуть на Аллаха.

 

И сказали сыны Исраиля: "О Господь наш! Ты над небесами, а мы на земле"

 

И внешний смысл Корана, и даже его внутренний смысл - указывают на Возвышенность Аллаха таким образом что это не может скрыться, и так, что не может это кто-то ошибочно истолковать - кроме как если этот истолковывающий будет намеренно отрицающим, возгордившимся над доводом, в то время как он знает что довод против него"


Источник: "Ар Родд аля аль Джахмия", стр. 65

 

13. Смерть


Умер имам ад Дарими, да смилуется над ним Аллах, в 280 году хиджры


И в заключение - хвала Аллаху, Господу Миров.


Подготовил: Абу Муса ар-Руси

 

Присоединяйтесь к нам на vk: https://vk.com/sunnaonline
И на телеграм: https://telegram.me/ahluasar

__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить