| Печать |
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Можно ли говорить, что у Аллаха нет границы и конца?
 
 
У меня давно уже было переведено по этому поводу много слов имамов, но они были вразброс, и руки не доходили собрать их в единую статью. Теперь же, после того, как один невежда выставил в интернете мои слова об этой теме, и стал "поражаться моему куфру", я решил наконец собрать переведенное вразнобой в единую статью, разьясняющую этот вопрос
 
 
Сперва, приведем краткое изложение мнений имеющихся в этом вопросе у относящих себя к Сунне, со слов шейх уль Ислама Ибн Теймии, потом обьясним верное и приведем доводы на него
 
 
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
 
وأما وصفه بالحد والنهاية، الذي تقول أنت أنه معنى الجسم، فهم فيه كسائر أهل الإثبات على ثلاثة أقوال: منهم من يثبت ذلك، كما هو المنقول عن السلف والأئمة. ومنهم من نفى ذلك. ومنهم من لا يتعرض له بنفي ولا إثبات.
 
"Что касается описания Аллаха границей и концом, о которых ты, ар Рази, говоришь что это смысл телесности, то у ханбалитов как и у всех людей кто хоть что то утверждает из Сыфатов - об этом есть три мнения
 
 
Первое: утверждение этого, И ЭТО ТО ЧТО ПЕРЕДАНО ОТ САЛЯФОВ И ИМАМОВ
 
 
Второе: отрицание этого
 
 
Третье: не касаться этого не утверждением, не отрицанием"
 
 
Источник: "Баян тальбис аль джахмия", 1/287
 
 
Скажем, кратко поясняя вопрос: в этом вопросе возможно лишь три слова
 
 
1. Быть убежденным что у Всевышнего есть одно конкретное место - Его Трон, и это то с чем пришёл Ислам и все Пророки.
 
 
Из этого слова обязательно вытекает, что есть места свободные от его сущности - как наш мир, и тд - следовательно у Всевышнего есть предел и граница, о которых знает Он сам - и это слово саляфов и поздних имамов мухаккиков
 
 
2. Быть убежденным, что Всевышний во всех местах, и из этого слова конечно следует границу отрицать - и это слово приверженцев единства бытия, величайший куфр
 
 
3. Быть убежденным, что у Всевышнего нет места - и это слово джахмитов, на которое нет ни одного довода в Шариате, напротив Шариат пришёл с обратным
 
 
И поскольку 2 последних слова - их ложность известна, остается только первое.
 
И одного этого лишь обьяснения было бы понятно разумному человеку, но раз увеличилось количество противоречащих и их шубухатов, мы приведем ниже слова саляфов, и их аргументы, дабы подкрепить ясность в этом вопросе
 
 Примечание
 
Знай, да помилует тебя Аллах, что некоторые поздние люди утверждавшие Возвышенность и Сыфаты, могли допускать в своих словах отрицание границы, и это по причине неразборчивости в передаче мнений и непродумывания этого вопроса - они взяли некоторые слова людей нововведений, не зная что за ними стоит.  И эти люди соглашаются с нами в смысле, но не употребляют слово "граница", поэтому нет смысла делать их четвертым словом - однако они из людей первого слова, ошибившихся в выражении
 
 
1-2. Слова Абдуллаха Ибн аль-Мубарака и Исхака Ибн Рахавейхи
 
Сказал имам Харб Ибн Исмаиль аль Кирмани:
 
 
قلت لإسحاق: العرش بحد قال: نعم بحد، وذكر عن ابن المبارك قال: هو على عرشه بئن من خلقه بحد
 
 
"Я сказал Исхаку Ибн Рахавейхи: "На Троне с границей?"
 
 
Исхак ответил: "Да, с границей", и упомянул от Ибн аль Мубарака, что он сказал: "Аллах на своём Троне с границей, отделен от своих творений"
 
 
Источник: "Масаиль Харб", 1111, иснад достоверен
 
 
Сказал имам ад Дарими, передав слова Ибн аль Мубарака:
 
 
والحجة لقول ابن المبارك رحمه الله قول الله تبارك وتعالى وترى الملائكة حافين من حول العرش الزمر : 75 فلماذا يحفون حول العرش إلا لأن الله عز و جل فوقه ولو كان في كل مكان لحفوا بالأمكنة كلها لا بالعرش دونها ففي هذا بيان بين للحد وأن الله فوق العرش والملائكة حوله حافون يسبحون ويقدسونه ويحمل عرشه بعضهم
 
 
"И доводом к словам Ибн аль-Мубарака, да помилует его Аллах, являются слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон» (сура аз-Зумар, 75). Почему они собираются вокруг Трона? Нет другой причины кроме того что Аллах, Всемогущ Он и Велик, на Троне, и если бы Он был везде, то ангелы окружали бы все, а не только Трон. Таким образом - это явное указание на существование границы, и что Аллах над Троном, а ангелы собираются вокруг Него, восхваляют Аллаха и славят Его"
 
Источник: "Отпор джахмитам", стр. 68
 
 
 
3. Слова имама Ахмада Ибн Ханбаля
 
 
Сказал имам аль Халляль:


حدثنا أبو بكر المروزي، قال: سمعت أبا عبد الله - لما قيل له: روى علي بن الحسن بن شقيق عن ابن المبارك، أنه قيل له: كيف نعرف الله عز وجل؟ قال: على العرش بحد - قال: قد بلغني ذلك عنه، وأعجبه، ثم قال أبو عبد الله: {هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام} (البقرة: 210) ثم قال: {وجاء ربك والملك صفا صفا} (الفجر: 22)  قال الخلال أخبرنا الحسن بن صالح العطار حدثنا هارون بن يعقوب الهاشمي سمعت أبي يعقوب بن العباس قال كنا عند أبي عبد الله قال فسألناه عن قول ابن المبارك قيل له كيف نعرف ربنا قال في السماء السابعة على عرشه بحد فقال أحمد هكذا على العرش استوى بحد فقلنا له ما معنى قول ابن المبارك بحد قال لا أعرفه ولكن لهذا شواهد من القرآن في خمسة مواضع إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ [فاطر 10] أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء [الملك 16] وتَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ [المعارج 4] وهو على العرش وعلمه مع كل شيء قال الخلال وأخبرنا محمد بن علي الوراق حدثنا أبو بكر الأثرم حدثنا محمد بن إبراهيم القيسي قال قلت لأحمد بن حنبل يحكى عن ابن المبارك قيل له كيف نعرف ربنا قال في السماء السابعة على عرشه بحد فقال أحمد هكذا هو عندنا أخبرنا حرب بن إسماعيل قال قلت لإسحاق يعني ابن راهوية على العرش بحد قال نعم بحد وذكر عن ابن المبارك قال هو على عرشه بائن من خلقه بحد

«Рассказал мне Абу Бакр аль-Марузи: «Я слышал как имаму Ахмаду сказали: «Передал Али Ибн аль Хасан Ибн Шакык от Абдуллаха Ибн аль Мубарака, что ему сказали: «Как нам познать нашего Господа, Свят Он и Велик?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Он на Троне, с границей»


Имам Ахмад ответил: «До меня дошло это от него», и это выражение Ибн аль-Мубарака понравилось Ахмаду. И затем он прочитал аяты: «Разве они ждут, что придёт к ним Аллах в сени облаков?» (Аль-Бакара, 210), и аят: «И придет твой Господь и его ангелы рядами» (аль-Фаджр, 22)


Рассказал мне аль Хасан Ибн Солих аль-Аттар, что рассказал ему Харун Ибн Я’куб аль Хашими, что он слышал Абу Я’куба Ибн аль-Аббаса, как он сказал: «Мы были у имама Ахмада, и спросили его про слово Ибн аль Мубарака что ему сказали: «Как нам познать нашего Господа, Свят Он и Велик?» А Ибн аль-Мубарак ответил: «Он над седьмыми небесами, на Троне, с границей».


Ахмад ответил: «Да, это так, Он возвысился на Троне, с границей»


Мы спросили Ахмада: «Что значат слова Ибн аль-Мубарака с границей?»


Ахмад сказал: «Я не уверен точно, но у внешнего смысла его слов есть свидетельства из Корана в пяти местах: к примеру, сказал Аллах: «К Нему восходит прекрасное слово» (Фатыр, 10), и сказал: «Обезопашены ли вы от того, кто над небесами?» (Аль-Мульк, 16), и сказал: «Ангелы и дух поднимаются к Нему» (Аль Мааридж, 4)


И сам Аллах на Троне, а Его Знание охватывает всякую вещь»


И рассказал мне Мухаммад Ибн Али аль Варрак, что рассказал ему Абу Бакр аль-Асрам: «Рассказал нам Мухаммад Ибн Ибрахим аль Кейси: «Я сказал Ахмаду Ибн Ханбалю: «Передается от Абдуллаха Ибн аль Мубарака, что ему сказали: «Как нам познать нашего Господа, Свят Он и Велик?» А Ибн аль-Мубарак ответил: «Он над седьмыми небесами, на Троне, с границей».


Ахмад ответил: «Также это и у нас!»


Рассказал нам Харб Ибн Исмаиль, что он сказал Исхаку Ибн Рахавейхи: «Аллах над Троном с границей?» Исхак ответил: «Да, с границей», и упомянул от Ибн аль Мубарака что он сказал: «Аллах над Троном, отделен от творений, с границей»


Источник: «Ас-Сунна», аль Халляля, процитировали из нее очень многие ханбалиты – Ибн Теймия, ад Дашти, Ибн Батта, Абу Я’ла, и многие другие.


2. Сказал аль-Коды Абу Я’ла:


أخبرنا أبو بكر أحمد بن نصر الرفا  قال: سمعت أبا بكر بن أبي داود  يقول: سمعت أبي يقول: جاء رجل بن حنبل فقال له: لله تبارك وتعلى حد؟ قال: نعم. لا يعلمه إلا هو قال الله تعالى: {وَتَرَى الْمَلَائِكَةَ حَافِّينَ مِنْ حَوْلِ الْعَرْشِ} [الزمر:75] يقول: محُدقين

«Рассказал нам Абу Бакр Ахмад Ибн Наср ар Рифа, что он слышал, как Абу Бакр Ибн Аби Дауд сказал: «Сказал мой отец, Абу Дауд ас-Сиджистани: «Пришел человек к имаму Ахмаду и сказал ему: "У Аллаха, Свят Он и Велик, есть граница?" Ахмад ответил: "Да, и не знает ее никто кроме Аллаха. Аллах сказал: "Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа"


Источник: «Исбат аль Хадд», 21

 

4. Слова имама ад Дарими


 
Сказал имам Усман Ибн Саид ад Дарими:
 
 
«Основа, на которой Джахм построил все свои заблуждения - это заявление, что у Аллаха нет конца, границы и предела. И в этом заявлении его не опередил никто из людей!
 
И тот кто заявляет, что у Аллаха нет границы - тот отверг Коран, и заявил что Аллах - ничто.
 
И это потому, что Аллах определил свое место во многих местах Корана, сказав: "Милостивый утвердился на Троне" () "Обезопашены ли вы от того, кто над небесами" () "Они боятся своего Господа, который сверху них", "Я упокою тебя, о Иса, и вознесу тебя к Себе", и "К Нему восходит прекрасное слово"
 
Все эти аяты и подобные им - доводы и свидетельства на наличие границы у Аллаха.
 
И кто не признает это - стал кафиром в ниспосланное Аллахом, и отрицал аяты Аллаха.
 
И пророк сказал в хадисах: "Аллах над Троном над небесами", и сказал чернокожей рабыне: "Где Аллах", и она сказала: "Над небесами", и Пророк сказал: "Отпусти ее, ведь она верующая". И в этом хадисе далиль на то, что если бы она не веровала бы, что Аллах над небесами - она не была бы верующей.
 
И от Имрана Ибн Хусейна, что Пророк сказал его отцу: "О Хусейн, скольким божествам ты сейчас поклоняешься?" и Хусейн ответил: "7 - 6 на земле, и 1 над небесами". Пророк сказал: "А к кому ты обращаешься со своими нуждами и страхами?" Хусейн сказал: "К Тому, кто над небесами"
 
И Хусейн аль Хузаи в своем куфре в тот день был более знающим об Великом Аллахе, чем джахмиты, заявляющие о своем Исламе!
 
И слово мусульман и кафиров обьединилось на том, что Аллах над небесами, и они придали ему такую границу - и в этом единогласны все творения, кроме джахмитов! И даже малые дети, когда грустят от чего то, поднимают свои руки ввысь, взывая к Нему»
 
 
Источник: "Ар Родд аля аль Мариси", стр. 229
 
5. Слова имама Харба аль Кирмани и его передача иджма в этом вопросе
 
 
 
 
Сказал имам Харб аль Кирмани (ум. 280 г.х.) в своей книге об акыде, в начале её:
 
 
هذا مذهب أئمة العلم وأصحاب الأثر وأهل السنة المعروفين بها المقتدى بهم فيها، وأدركت من أدركت من علماء أهل العراق والحجاز والشام وغيرهم عليها فمن خالف شيئًا من هذه المذاهب، أو طعن فيها، أوعاب قائلها فهو مبتدع خارج من الجماعة زائل عن منهج السنة وسبيل الحق، وهو مذهب أحمد وإسحاق بن إبراهيم بن مخلد، وعبد الله بن الزبير الحميدي وسعيد بن منصور، وغيرهم ممن جالسنا وأخذنا عنهم العلم فكان من قولهم
 
 
"Это – мазхаб имамов знания, и людей асара, и ахли-Сунна, известных ею, за которыми следуют в ней. Застал я тех, кого застал из числа ученых Ирака, Хиджаза, Шама, и других, на этом. И тот, кто противоречит чему-то из этих мнений, или порочит их, или порицает высказывающего их – тот нововведенец, вышедший из джамаата, ушедший с манхаджа Сунны и пути истины, и это мазхаб Ахмада, и Исхака Ибн Ибрахима ибн Мухоллида ар Рахавейхи, и Абдуллаха Ибн Зубейра аль-Хумейди, и Саида Ибн Мансура, и других, с кем мы сидели и брали от них знания. И из числа их слов было.."
 
 
Затем стал имам Харб перечислять вопросы акыды в которых они были убежены и сказали:
 
 
الله تبارك وتعالى على العرش فوق السماء السابعة العليا يعلم ذلك كله وهو بائن من خلقه لا يخلو من علمه مكان، ولله عرش، وللعرش حملة يحملونه، وله حدٌّ الله أعلم بحده
 
 
"И Аллах, Свят Он и Велик, на Троне, над седьмыми высшими небесами, и знает все, и Он ОТДЕЛЕН от творений, и не ускользнет ни одно место от Его Знания. И у Него есть Трон, и у Трона есть ангелы держащие его на своих спинах, и у Аллаха есть граница, и Аллах лучше знает о своей границе"
 
 
Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 3/973
 
6. Слова имама Маслямы Ибн аль Касима аль Куртуби и ранних маликитских имамов
 
 
Сказал имам Абу аль-Касим Масляма Ибн аль-Касим аль-Куртуби аль-Малики (ум 353 г.х.):
 
 
والله بذاته على عرشه مستو بائن من خلقه بذاته غير بائن بالعلم فالاستواء معروف والسؤال عن كيفية الاستواء بدعة والكرسي موضع القدمين وكذلك قال ابن عباس وأهل السنة من العلماء والعرش والكرسي موضع الذات ولهما حد الله أعلم بحدهما ولهما حملة من الملائكة يحملونها بمشيئته وقدرته وإرادته
 
 
"Аллах своей Сущностью утвердился на Троне, отделена его Сущность от его творений - в то время как Его знание с ними
 
 
Поэтому, аль-Истива - оно известно, а вот спрашивать о подробностях и образе этого - нововведение.
 
 
А аль-Курси - место двух Стоп, так сказал Ибн Аббас и ученые ахли Сунна
 
 
А Трон и аль-Курси - это место Сущности Всевышнего. Они имеют границу, о которой лучше знает Аллах. И их держат ангелы, по желанию и с помощью могущества Аллаха"
 
 
Источник: "Опровержение нововведенцам и разьяснение основ Сунны", Масляма Ибн аль-Касима, стр. 33
 
 
И в конце этой книги он сказал что на описанной в ней акыде он застал учеников и последователей Малика и крупных ранних маликитских имамов
 
 
7. Слова имама ад Дишти аль Ханбали
 
 
У имама ад Дишти есть отдельная книга по этому вопросу, где он собрал многие из ранее упомянутых слов имамов саляфов, под названием: "Утверждение границы Аллаху".
 
 
Сказал имам ад-Дишти аль-Ханбали (ум. 665 г.х.) в этой книге:
 
 
فمن مذهب أصحاب الحديث الذين هم أهل السنة وأئمةُ المسلمين وعلماءُ بيانٍ يعتقدون ويشهدون: أن من قال "ليس لله تعالى حدٌّ" يعني بذلك: أن الله في كل مكان، أو ليس هو على العرش استوى كما تقرر في قلوب العامة، .. أو ليس لله جهة، ولا له مكانٌ؛ فقد ارتد عن دين الإسلام، ولحق بالمشركين
 
 
"Мазхаб людей хадиса которые являются людьми Сунны, и имамами мусульман и учеными разьясняющими истину - что они убеждены и свидетельствуют, что всякий кто говорит, что у Аллаха нет границы, имея ввиду под этим, что Аллах везде, или что Аллах не утвердился над Троном так, как это понимают простолюдины своими сердцами.., или говорит, что Аллах не в стороне, и что у него нет Места - тот стал вероотступником, и присоединился к многобожникам"
 
 
Источник: "Исбат аль-Хадд лиЛлях", 127
 
8. Слова шейх уль Ислам Ибн Теймия
 
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
 
 
وقد ثبت عن أئمة السلف أنهم قالوا لله حد وأن ذلك لايعلمه غيره وأنه مباين لخلقه وفي ذلك لأهل الحديث والسنةمصنفات
 
 
"Достоверно от имамов саляфов что они сказали у Аллаха есть граница, и что ее не знает никто кроме Него, и что Он отделен от своих творений, и об этом у людей Сунны и хадиса есть целые труды"
 
 
Источник: "Баян тальбис аль джахмия", 3/592
 
 
Это то, что пришло от саляфов и имамов касательно именно слова "граница".
 
 
Слова саляфов про то, что Аллах отделен от творений
 
 
Сюда же относится то, о чем сказали все саляфы нашей Уммы, что Аллах отделен от своих творений - и этого столь много, что не поддается сбору
 
 
Сказал имам аль Бушанджи, ученик аш Шафии (ум. 231 г.х.):
 
 
هَذَا مَا رَأينَا عَلَيْهِ أهل الْأَمْصَار وَمَا دلّت عَلَيْهِ مذاهبهم فِيهِ وإيضاح منهاج الْعلمَاء وَصفَة السّنة وَأَهْلهَا أَن الله فَوق السَّمَاء السَّابِعَة على عَرْشه بَائِن من خلقه وَعلمه وسلطانه وَقدرته بِكُل مَكَان
 
 
"Это то на чем мы видели ученых всех стран, и то, на что указали их мазхабы, и в этом - разьяснение путей ученых, и отличительного качества Сунны и ее людей - то, что Аллах над седьмыми небесами над Троном, ОТДЕЛЕН от своих творений, а Его знание и власть и мощь везде"
 
 
Источник: "Аль Улюв", 527
 
 
Сказал Исхак Ибн Рахавейхи (ум. 238 г.х.)
 
هو بائن من خلقه
 
"Аллах отделен от своих творений"
 
 
Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 3/1111
 
 
Сказали Ахмаду Ибн Ханбалю (ум. 241 г.х.):
 
 
الله عز و جل فوق السمآء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه بكل مكان
 
 
"Аллах свят Он и Велик над седьмыми небесами, над Троном, ОТДЕЛЕН от творений, а его мощь и знание везде"
 
 
Он ответил:
 
 
نعم على عرشه , ولا يخلو شيء من علمه
 
 
"Да! Он над Троном, и ничто не скроется от Его знания"
 
 
Передал имам аль Халляль в "Ас-Сунна" с достоверным иснадом
 
 
Сказал имам ад Дарими (ум. 255 г.х.) приведя аяты и хадисы о Возвышенности:
 
 
حَدَّثَنَا5 الْحَسَنُ بْنُ الصَّبَّاحِ6، ثَنَا عَلِيُّ بْنُ الْحَسَنِ الشَّقِيقِيُّ7 قَالَ: "قِيلَ لِابْنِ الْمُبَارَكِ بِأَيِّ شَيْءٍ نَعْرِفُ رَبَّنَا؟ قَالَ: بِأَنَّهُ فِي السَّمَاءِ عَلَىالْعَرْشِ1 بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ. قُلْتُ: بِحَدٍّ؟ قَالَ: بِحَدٍّ"2 فَهَذَا الْقُرْآنُ يَنْطِقُ بِأَنَّ اللَّهَ تَعَالَى3 يُوصَفُ بِأَيْنَ، وَهَذَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ وَصَفَهُ، وَعَلَيْهِ دَرَجَ أَهْلُ الْمَعْرِفَةِ مِنْ أَهْلِ الْإِسْلَامِ.
 
 
"Рассказал нам аль Хасан Ибн ас-Саббах, что рассказал им Али Ибн аль Хасан Ибн Шакык что Абдуллаху Ибн Аль Мубараку сказали: "Как ты познал нашего Господа?" Он ответил: "Тем что Он над высшими небесами, над своим Троном, ОТДЕЛЕН ОТ ТВОРЕНИЙ". Ему сказали: "С границей?" Ибн аль Мубарак ответил: "С границей"
 
 
И это - Коран произносит, что Аллах описывается словом "Где?", а это Посланник Аллаха, мир ему, описывает Аллаха словом "Где?".
 
 
И на этом же - все познавшие Господа из людей Ислама"
 
 
Источник: "Ар Родд аля аль Мариси", 511
 
 
Сказал имам аль Музани ученик аш Шафии (ум. 264 г.х.):
 
 
عالٍ على العرش، بائن من خلقه
 
 
"Аллах Возвышен над Троном, ОТДЕЛЕН от своих творений"
 
 
Источник: "Шарх ас-Сунна, аль Музани 16
 
 
Сказал имам Ибн Хузейма аш Шафии (ум. 311 г.х.):
 
 
من لم يقر أن الله على عرشه، استوى فوق سبع7 سمواته، بائن من خلقه، فهو كافر يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه وألقي على8 مزبلة لئلا يتأذى برائحته أهل القبلة وأهل الذمة
 
 
"Кто не признает, что Аллах на Своем Троне вознесся над семью небесами ОТДЕЛЬНО от своих творений, тот кафир, у которого требуется покаяние. И если он кается, то он оставляется, если же нет — то отрубается ему голова и кидается на помойку, чтобы он не причинял неудобство своим запахом мусульманам и ахлю зимма"
 
 
Источник: "Аль-Арш", 2/360
 
 
Сказал имам Ибн Аби Хатим ар Рази (ум. 327 г.х.):
 
 
سألت ابي وابا زرعة عن مذاهب أهل السنة في اصول الدين وما أدركا عليه العلماء في جميع الأمصار وما يعتقدان من ذلك فقالا أدركنا العلماء في جميع الأمصار حجازا وعراقا وشاما ويمنا فكان من مذهبهم
 
 
"Я спросил моего отца (Абу Хатим) и Абу Зур'у о мазхабах людей Сунны в основах религии и о том, на чем они застали всех ученых во всех странах и о том что они оба убеждены в основах религии, и они ответили: "Мы застали ученых во всех странах - Хиджазе, Ираке, Шаме, Йемене, и из их мазхабов было следующее (затем перечислили многие вопросы, затем сказали:
 
وأن الله عز و جل على عرشه بائن من خلقه
 
 
" И что Аллах над своим Троном, ОТДЕЛЕН от своих творений"
 
 
Источник: "Шарх усуль аль итикод", 1/177
 
 
Сказал также Ибн Аби Хатим:
 
مذهبنا واختيارنا اتِّباعُ رسولِ الله صلى الله عليه وسلم وأصحابهِ والتَّابعينَ منْ بعدهم، والتَّمسُّكُ بمذاهبِ أهلِ الأثرِ مثلُ الشَّافعيِّ وأحمدَ وإسحاقَ وأبي عبيدٍ رحمهمُ الله تعالى، ولزومُ الكتابِ والسنَّةِ، ونعتقدُ أنَّ اللهَ عزَّ وجلَّ على عَرْشِهِ، بَائِنٌ منْ خَلْقِهِ: {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ} [الشورى: 11]»
 
 
"Наш мазхаб и выбор - следование за Посланником Аллаха мир ему и его сподвижниками и табиинами, и крепко держаться за мнения людей асара как аш Шафии, Ахмад, Исхак, Абу Убейд аль Косим Ибн Салям, да смилуется над ними Аллах, и строго придерживаться Корана и Сунны. И мы убеждены, что Аллах, Свят Он и Велик, над Троном, ОТДЕЛЕН от творений, и нет ничего равного Ему и Он слышащий видящий"
 
 
Источник: "Аль-Улюв", 1162
 
 
Сказал имам ат Табарани (ум. 360 г.х.):
 
 
باب ما جاء في استواء الله تعالى على عرشه بائن من خلقه
 
 
"Раздел о том, что пришло о Возвышенности Аллаха над Его Троном, ОТДЕЛЬНО от творений"
 
 
Источник: "ас-Сунна" ат Табарани
 
 
Сказал имам Ибн Аби Зейд аль Кайравани (ум. 386 г.х.) в своей книге по акыде "Ар Рисаля", где передал иджма мусульман об основах религии:
 
 
إن الله فوق عرشه بائن من خلقه
 
 
"Аллах над своим Троном, отделен от творений"
 
 
Источник: "Рисаля иля ахли Забид", 351
 
 
Сказал имам Ибн Батта (ум. 387 г.х.):
 
 
أجمع المسلمون من الصحابة والتابعين وجميع أهل العلم من المؤمنين أن الله تبارك وتعالى على عرشه فوق سماواته بائن من خلقه
 
 
"Единогласны мусульмане, начиная со сподвижников, табиинов и всех ученых из числа верующих - что Аллах Свят Он и Велик над своим Троном, над своими небесами, ОТДЕЛЕН от творений"
 
 
Источник: "Аль Ибана", 3/136
 
 
Сказал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани (ум. 430 г.х.):
 
 
طريقتنا طريقة السلف المتبعين للكتاب والسنة وإجماع الأمة قال فمما اعتقدوه ..وأن الله بائن من خلقه والخلق بائنون منه وهو مستو على عرشه في سمائه دون أرضه
 
 
"И наш путь - путь саляфов, следующиз Корану, Сунне, и иджма Уммы. И из того на чем саляфы были единогласны - что Аллах ОТДЕЛЕН от творений, и Его творения ОТДЕЛЕНЫ от Него, и Он - возвышен над своим Троном, на своих небесах а не на земле"
 
 
Источник: "Аль-Улюв", 261
 
Ответ на сомнительные доводы
 
 
Шубха 1: слова имама Ахмада в передаче Ханбаля Ибн Исхака
 
 
Ответ: в полном конктексте этих слов видно, что имам Ахмад утверждает для Аллаха границу, о которой знает Он сам, и которой Он описал сам себя – и отрицает те границы, которые рабы говорят, не имея знания о них из шариатских текстов.


Поэтому, данный риваят не противоречит тому, что передали другие ученики имама Ахмада – однако подтверждает, что у Аллаха есть граница – но отрицает возможность знания рабов о ней каким либо иным способом, кроме как через шариатские тексты


Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:


وقوله: (بلا حد ولا صفة يبلغها واصف أو يحده أحد) نفى به إحاطة علم الخلق به، وأن يحدوه أو يصفون على ما هو عليه، إلا بما أخبر عن نفسه، ليبين أن عقول الخلق لا تحيط بصفاته، كما قال الشافعي في خطبة الرسالة: (الحمد الله الذي هو كما وصف به نفسه، وفوق ما يصفه به خلقه) .. وما في الكلام من نفي تحديد الخلق وتقديرهم لربهم وبلوغهم صفته لا ينافي ما نص عليه أحمد وغيره من الأئمة، كما ذكره الخلال وبينوا أن ما أثبتوه له من الحد لا يعلمه غيره

«Его слова: «Без границы, и без описания, полноты которого может достичь описывающий, или ограничит его кто-то» - здесь имам Ахмад отрицал, что знание рабов может полностью охватить Аллаха, или ограничит его, или описать Его полным истинным описанием – кроме лишь того, что Аллах рассказал о себе Сам. И имам Ахмад сказал это, чтобы разьяснить, что разумы творений не могут охватить Его Качества, и это подобно тому, что сказал имам аш Шафии в предисловии к «Ар Рисаля»: «Хвала Аллаху, который такой, как описал Сам Себя, и превыше любого описания, которым Его описывают творения»..


И эти слова, в которых отрицание того, что творения могут задать границу Качествам Аллаха и оценить их, и достигнуть полноты Его описания – не противоречит тому, на что прямо указал имам Ахмад и другие имамы, как это упомянул от них аль Халляль, что у Аллаха есть граница.. ведь они разьяснили, что утверждаемая ими граница – ее знает лишь сам Аллах»


Источник: «Дар ат Тааруд», 2/33

 

Сюда же относятся и переданные от некоторых других саляфов "и не задаю конкретную границу", как это передано от Яхьи Ибн Маина, и Ибн Ваддаха

 

Шубха 2: слова ат Тахави "Пречист Аллах от частей, границ и пределов, и Он не в шести сторонах"

 

Ответ: ат Тахави в разделах вероубеждений противоречил ахли Сунна в ряде вопросов, и известно, что даже многие ранние ханафиты в вопросах Сыфатов были не на Сунне, и это из этого раздела.

 

Шубха 3: слова Ибн Хиббана и других ашаритских шейхов

 

Ответ: Как известно, Ибн Хиббан в акыде не был на Сунне, однако порицали его ученые Сунны его времени за джахмитские и философские убеждения

 

Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари:

 

وسألت يحيى بن عمار عن أبي حاتم بن حبان البستي؛ قلت ((رأيته قال: كيف لم أره ونحن أخرجناه من سجستان؟! كان له علم كثير، ولم يكن له كبير دين، قدم علينا، فأنكر الحد لله؛ فأخرجناه من سجستان

 

"Я спросил Яхью Ибн Аммара про Абу Хатима Ибн Хиббана аль-Бусти, и сказал ему: "Вы его видели?"

 

Он ответил: "Как это мы его не видели, когда это мы и выгнали его из Сиджистана? У него было много знаний, но не было много религии. Он прибыл к нам, и стал отрицать границу Аллаха, и мы выгнали его из Сиджистана"

 

Исттчник: "Замм аль Калям", 4/403

 

Яхья Ибн Аммар ас-Сиджистани (ум. 422 г.х.) - великий имам, алим, один из больших имамов ахли Сунна в Харе и Сиджистане.

 

Также из опровергавших его - имам Ибн Ади ас-Сабуни

 

Сказал аз Захаби:

 

الصابوني عبد الله بن عدي، أبو عبد الرحمان الصابوني. توفي ببخارا سنة ثلاث وستين وثلاثمائة، وله شيء في الرد على ابن حبان فيما تأول من الصفات أخذ عن يحيى بن عمار وغيره. روى عنه ابن خزيمة وطبقتهم

 

"Ас-Сабуни, Абдуллах Ибн Ади Абу Абдур Рахман. Умер в Бухаре в 363 году. У него есть книга в опровержение Ибн Хиббану за его тауиляты Качеств Аллаха.

 

От него брали знание от Яхья Ибн Аммар и другие, а он - от Ибн Хузеймы и его поколения"

 

Источник: "Тарих аль Ислам", 26/307

 

 Сказал Мухаммад Ибн Солих, один из ученых Хоранаса:

 

أنكروا على ابن حبان قوله: ((النبوة العلم والعمل)). فحكموا عليه بالزندقة، وهجر، وكتب فيه إلى الخليفة؛ فكتب بقتله

 

"Порицали Ибн Хиббана за его слова: "Пророчество (достигается) через знание и действие", и вынесли на него хукм, что он зиндык, и бойкотировали, и по его поводу написали Халифу, и Халиф дал приказ убить его"

 

Источник: "Замм аль Калям", 4/403

 

Тоже самое касательно слов и остальных ученых нововведенцев - как аль Бейхакы, аль Бакиллани, Ибн Хаджар, аль Газали, и им подобные - не поворачиваются к ним, поскольку их слова продиктованы их ложной акыдой, и не принимаются после состоявшегося иджма мусульман

 

 

 

__________________