Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Хукм хутбы в день джума и хукм опоздавшего на хутбу

Вопрос: Ассаляму алейкум! фард ли присутствовать на пятничной хутбе? (имею ввиду именно хутбу, а не намаз)


Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлах.

Большинство ученых на том что это фард,

Сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали" (Аль-Джумуа, 9)

И от многих саляфов из числа табиинов пришел тафсир слова "поминание Аллаха" как "хутба", среди них Сайид Ибн Мусайиб, и другие.

Сказал Ибн Араби аль-Малики: " И доводом на обязательность хутбы является то, что она запрещает торговлю, и если бы она не была обязательной, она бы ее не запрещала. Ведь желательное не запрещает дозволенное!" см. "Ахкам аль-Кур'ан", 7-341

Сказал Всевышний Аллах: "Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах – Наилучший из дарующих удел». аль-Джумуа, 11

Сказал Ибн Араби аль-Малики в тафсире: "Сказали многие из наших ученых: это слово делает обязательным хутбу, поскольку Всевышний Аллах порицал оставивших ее, а уаджиб - это то, оставивший что порицается в Шариате, как мы уже разьяснили в усуль аль-фикх" см. "Ахкам аль-Кур'ан", 7-350

Однако если человек не застал хутбу, то его молитва действительна, если он успел на один ракаат.

Сказал Посланник Аллаха: "Кто застал один ракаат, тот застал молитву" (Муслим, 1412)- и это обобщенный хадис, не выделивший джума от других молитв.

Сказал Ибн Абдуль Барр: "В словах его, мир и благословение Аллаха ему: "Кто застал ракаат - застал молитву" - ложность слова тех, кто сказал, что тот, кто пропустил хутбу джума (успев на молитву), должен молиться зухр в 4 ракаата, поскольку Посланник Аллаха не выделил джума ничем от остальных молитв" см. Ат-Тамхид, 7-72

И сказал: "Кто застал ракаат в молитве джума, то пусть добавит к нему еще один" (Ан-Насаи, 1-210, Ибн Маджа, аль-Хаким, 1-291, Ад-Даракутни, 167, и другие, и шейх аль-Альбани и другие уляма назвали достоверным)

Сказал имам Малик, передав этот хадис: "И на этом мы застали людей знания в Медине!" см. "Аль-Истизкар", 2-30

И это слово многих сподвижников Пророка, как Ибн Мас'уд, и другие, и табиинов, и слово Аш-Шафии, Ахмада, и других саляфов.

Что же касается того как правильно понимается "застал ракаат" - то сказал Ибн Абдуль Барр: "Единогласны, что заставание ракаата - заставание поясного поклона" см. "Аль-Истизкар", 2-32

Таким образом, в заключение: хутба обязательна, и кто пропустил ее без оправдания - тот несет грех, однако если он успел в молитву джума в последний руку с имамом - он доделывает еще один ракаат и его молитва действительна инша Аллах. Если же он успел уже только после руку, он читает 4 ракаата зухра и нет ему джума.

Аллах знает лучше.
__________________

Поделиться материалом: