Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Намаз

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Имам фасик и мубтадиа говорит в хутбе напрасилину и нововведения, слушать ли хутбу?


Вопрос: Имам фасик и мубтадиа говорит в хутбе напрасилину и нововведения, слушать ли хутбу?


Ответ: Хвала Аллаху Господу Миров.

 


Пришли асары от саляфов, что они говорили между собой во время таких "хутб", потому что такие хутбы - не из тех что велено слушать, а напротив являют из себя то от чего следует отворачиваться, и также что они говорили на хутбах для порицания порицаемого


Сказал имам Абу Иса ат Тирмизи:


حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ أَخْبَرَنَا حُصَيْنٌ قَالَ سَمِعْتُ عُمَارَةَ بْنَ رُوَيْبَةَ الثَّقَفِيَّ وَبِشْرُ بْنُ مَرْوَانَ يَخْطُبُ فَرَفَعَ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ فَقَالَ عُمَارَةُ قَبَّحَ اللَّهُ هَاتَيْنِ الْيُدَيَّتَيْنِ الْقُصَيَّرَتَيْنِ لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَا يَزِيدُ عَلَى أَنْ يَقُولَ هَكَذَا وَأَشَارَ هُشَيْمٌ بِالسَّبَّابَةِ قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

 

"Рассказал нам Ахмад Ибн Мани, от Хушейма, что рассказал ему Хусейн, что он слышал Умару Ибн Руейбу ас-Сакафи как тот сказал когда Бишр Ибн Марван делал хутбу, и поднял свои руки делая дуа: "Да обезобразит Аллах эти короткие ручонки! И видел Посланника Аллаха, мир ему, и он ничего не добавлял  в дуа к этому: "И Хушейм передавая это указал своим указательным пальцем"


Сказал Абу Иса ат Тирмизи: "Этот хадис хороший достоверный"


Источник: "Сунан ат Тирмизи", 517


И это сахабий Посланника Аллаха говорит в хутбе когда увидел мункар.


Сказал Абдур Раззак:


عَنِ الثَّوْرِيِّ، عَنِ الْمُجَالِدِ بْنِ سَعِيدٍ قَالَ: رَأَيْتُ عَامِرًا الشَّعْبِيَّ، وَأَبَا بُرْدَةَ " يَتَكَلَّمَانِ: وَالْحَجَّاجُ يَخْطُبُ حِينَ قَالَ: «لَعَنَ اللَّهُ الْكَذَّابِينَ»، وَلَعَنَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: أَتَتَكَلَّمَانِ وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ؟ قَالَا: «إِنَّا لَمْ نُؤْمَرَ أَنْ نُنْصِتَ لِهَذَا عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ أَبِي خَالِدٍ قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ النَّخَعِيَّ «يُكَلِّمُ رَجُلًا، وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ زَمَنَ الْحَجَّاجِ»

 

"От Суфьяна ас-Саури, от аль Муджалида Ибн Саида, что он сказал: "Я видел Амира аш Шаби, и Абу Бурдата, как они говорили в то время как аль Хаджадж делал хутбу и говорил: "Да проклянет Аллах лжецов, да проклянет Аллах тех то..", и я сказал: "Вы говорите в то время как имам дает хутбу?!". Они ответили: "Нам не было приказано прислушиваться вот к такому вот!"


От Ибн ат Тейми, от Исмаила Ибн Аби Халида, что он сказал: "Я видел Ибрахима ан Нахаи как говорит с мужчиной, а имам дает хутбу в день джума, во времена аль Хаджаджа"


Источник: "Аль Мусаннаф", 3/226, иснады приемлемые


Сказал имам Ибн Аби Шейба    


حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ وَسَعِيدَ بْنَ جُبَيْرٍ يَتَكَلَّمَانِ وَالْحَجَّاجُ يَخْطُبُ


"Рассказал нам Уаки, от Исмаила Ибн Ибрахима, от его отца, что он сказал: "Я видел как Ибрахим ан Нахаи и Саид Ибн Джубейр разговаривают в то время как аль Хаджадж дает хутбу"


Источник: "Аль-Мусаннаф", и в иснаде легкая слабость


Сказал имам Ибн Аби Шейба также:


حَدَّثنا ابنُ إِدْرِيسَ، عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عُبَيْدِ اللهِ، قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ وَإِبْرَاهِيمَ بْنَ مُهَاجِرٍ يَتَكَلَّمَانِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَالإِمَامُ يَخْطُبُ، فَلَقِيتُ إِبْرَاهِيمَ بْنَ مُهَاجِرٍ بَعْدَ ذَلِكَ، فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لَهُ، فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا صَلَّيْنَا. وَكَانَ الإِمَامُ الْحَجَّاجَ


"Рассказал нам Ибн Идрис, от аль Хасана Ибн Убейду Ллаха. что он сказал: "Я видел Ибрахима ан Нахаи и Ибрахима Ибн аль Мухаджира, как они разговаривали в день джума когда имам давал хутбу. И я встретил Ибрахима Ибн Мухаджира и спросил его об этом, и он сказал: "Во первых мы уже прочитали молитву, а во вторых, имамом был аль Хаджаджж"


Источник: "Аль Мусаннаф", 5363 иснад достоверный


Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль Марвази:


حدثنا إسحاق قال حدثنا جرير عن المغيرة عن فضيل بن عمرو قال كان إبراهيم وأصحابنا يستحلون الكلام في الجمعة والإمام يخطب لأنهم كانوا يصلون الظهر قبل أن يأتوهم قال المغيره وكان أبو وائل يصلى الأولى والعصر قبل أن يأتى الجمعة في إمارة الحجاج لأنه كان يؤخرها


"Рассказал нам Исхак что рассказал ему Джарир от аль Мугиры, от Фудейля Ибн Амра что он сказал: "Ибрахим ан Нахаи, и наши соратники считали дозволенными говорить во время джума в то время как имам дает хутбу - потому что они молились зухр до того как прийти к этим амирам (фасикам задерживавшим хутбу).


Сказал аль Мугира: "И Абу Ваиль сначала молился зухр и аср, прежде чем прийти на джума во время правления аль Хаджаджа, потому что он задерживал джума"


Источник: "Тазым кадр ас-саля", 973, иснад достоверный


Сказал имам аз Зубейр Ибн Аби Бакр (ум. 256 г.х.):


أَخْبَرَنَا مُصْعَبُ بْنُ عُثْمَانَ عَنْ مَشْيَخَتِهِ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُرْوَةَ بْنِ الزبير كان يشهد الجمعة فيخرج خالد ابن عبد الملك بن الحرث بْنِ الْحَكَمِ بْنِ أَبِي الْعَاصِي فَيَخْطُبُ فَيَسْتَقْبِلُهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ وَيُنْصِتُ لَهُ فَإِذَا شَتَمَ خَالِدٌ عَلِيًّا تَكَلَّمَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ وَأَقْبَلَ عَلَى أَدْنَى إِنْسَانٍ إِلَى جَنْبِهِ فَيُقَالُ لَهُ إِنَّ الْإِمَامَ يَخْطُبُ فَيَقُولُ إِنَّا لَمْ نُؤْمَرْ أَنْ نُنْصِتَ لِهَذَا


"Рассказал нам Мус'аб Ибн Усман от своих шейхов, что Абдуллах Ибн Урва Ибн аз Зубейр присутствовал на джума, и выходил Халид Ибн Абдуль Малик Ибн аль Харис Ибн аль Хакам Ибн Аби аль Ас и начинал хутбу, и поворачивался к нему Абдуллах и слушал его. А когда тот ругал Али, Абдуллах начинал разговаривать и разворачивался к ближайшему к нему человеку, и если ему говорили: "Имам дает хутбу", он отвечал: "Нам не было приказано выслушивать подобное"


Источник: "Ат Тамхид", 19/35

 

Сказал также Ибн Аби Шейба:

 

حَدَّثَنَا ابْنُ مَهْدِيٍّ ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، عَنْ خَالِدِ بْنِ عِيسَى ، قَالَ : رَأَيْتُ عُمَرَ بْنَ عَبْدَ الْعَزِيزِ يُحَدِّثُ الْوَلِيدَ بْنَ هِشَامٍ ، وَسُلَيْمَانُ أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ عَلَى الْمِنْبَرِ ، وَصُحُفٌ تُقْرَأُ فِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ

 

"Рассказал нам Ибн Махди, от Саида Ибн Абдур Рахмана, от Халида Ибн Исы, что он сказал: "Я видел Умара Ибн Абдуль Азиза как он разговаривал с аль Валидом Ибн Хишамом, в то время как Сулейман, амир правоверных, с минбара читает свитки в день джума"

 

Источник: "Аль-Мусаннаф", 5334, иснад приемлемый, и под свитками имеются ввиду правительственные приказы. И если когда имам говорил в делах дунья Умар дозволял говорить то что же когда имам призывает к бида и фиску?


Сказал имам Ибн Роджаб:


وقد روى أبو الفرج ابن الجوزي في كتاب ((مناقب الحسن)) بإسناد له، أن الحسن شهد الجمعة مع الحجاج، فرقى الحجاج المنبر، فأطال الخطبة حتى دخل في وقت العصر، فقال الحسن: أما من رجل يقول: لصلاة جامعةٌ؟ فقالَ رجل: يا أبا سعيدٍ، تأمرنا أن نتكلم والإمام يخطب؟ فقال: إنما أمرنا أن ننصت لهم فيما أخذوا من أمر ديننا، فإذا أخذوا في أمر دنياهم أخذنا في أمر ديننا، قوموا، فقام الحسن وقام الناس لقيام الحسن، فقطع الحجاج خطبته، ونزل فصلى بهم، فطلب الحجاج الحسن فلم يقدر عليه.

 

"Передал Абу аль Фарадж Ибн аль Джаузи в своей книге "Манакыб аль Хасан аль Басри" со своим иснадом что аль Хасан был на джума которую вел аль Хаджадж, и аль Хаджадж взошел на минбар, и очень долго делал хутбу пока не пришло время асра, и тогда аль Хасан сказал: "Разве нет того кто скажет ему, что настало время общей молитвы?!".  И один человек сказал ему: "О Абу Саид, ты приказываешь нам говорить в то время как имам дает хутбу?".  И аль Хасан ответил: "Нам было приказано внимательно слушать их лишь когда они говорят о нашей религии, а когда же они начинают говорить об их дунья, то мы займемся делами нашей религии. Вставайте!" И встал аль Хасан и встали люди следуя за ним, и аль Хаджадж прервал хутбу, и спустился и прочитал молитву. И после этого аль Хаджадж обьявил в розыск аль Хасана, но не смог до него добраться"


Источник: "Фатх аль Бари", 8/189


И это асары от десяти больших имамов из табиинов об этом, и они поняли хадис о запрете говорить на джума - лишь относящимся к тому, когда имам дает хутбу где поминает Аллаха, и увещевает, и тд. Если же он призывает к бида и порочным словам то не следует его слушать, и можно говорить - как с целью порицания мункара против него, так и с целью не слушания зла что он изрекает.


И из факихов стран прямо указал на это имам аль Лейс Ибн Са'д, и также это риваят от Малика. И я не нашел у аш Шафии прямых слов об этом но дозволенность этого понимается из основ его мазхаба, а Аллах знает лучше


Сказал Ибн Абдуль Барр:


وَمِمَّنْ يَرَى أَنَّهُ إِذَا أَخَذَ الْإِمَامُ فِي غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ وَالْمَوْعِظَةِ أَنْ يَتَكَلَّمَ اللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ وَعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ

 

"Из тех от кого передается что когда имам начинал говорить о чем то помимо поминания Аллаха и увещеваний - что он говорил - аль Лейс Ибн Сад, и Урва Ибн аз Зубейр, и его сын Абдуллах Ибн Урва"


Источник: "аль-Истизкар", 19/35


Сказал имам Ибн Роджаб:


واتفقوا على أن النهي عن الكلام يستمر ما دام يتكلم بما يشرع التكلم به في الخطبة، من حمد الله والثناء، والصلاة على رسول الله - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، وقراءة القرآن، والموعظة وغير ذلك.فأما أن تكلم بكلام محرم، كبدعةٍ أو كسب السلف، كما كان يفعله بنو أمية، سوى عمر بن عبد العزيز -رحمة الله عليه -، فقالت طائفةٌ: يلحق بالخطب وينصت لهُ، روي عن عمرو بن مرة وقتادة.والأكثرون على خلاف ذلك، منهم: الشعبي وسعيد بن جبيرٍ وأبو بردة وعطاءٌ والنخعي والزهري وعروة والليث ابن سعدٍ. وهو الصحيح؛ فإن الله تعالى يقول: {وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ} [الأنعام:68] الآية، وما كانَ محرماً حرم استماعه والانصات إليه، ووجب التشاغل عنه كسماع الغناء والآت اللهو، ونحو ذلك ولعل قول عمرو بن مرة وقتادة في كلامٍ مباحٍ لا في محرمٍ.

 

"Саляфы единогласны на том что запрет говорить во время джума продолжается лишь пока имам говорит о то о чем узаконено говорить в хутбе - как похвала Аллаха и восхваление Его, и салават на Посланника Аллаха, и чтение Корана, и увещевание  и остальное подобное этому.


Что же касается если имам говорит запрещенные слова, как призыв к нововведению, или ругание саляфов - как ругали их Бану Умейя помимо Умара Ибн Абдуль Азиза, да смилуется над ним Аллах - то сказала группа: "Следует слушать его", и это передано от Амра ибн Мурры и Катады. Но подавляющее большинство саляфов на противоречии этому, и из них аш Шаби, Саид Ибн Джубейр, Абу Бурдата, Ато, ан Нахаи, аз Зухри, Урва, аль Лейс Ибн Сад.


И лишь это верное мнение!


Ведь Аллах сказал: "Когда ты видишь тех кто задевают наши аяты то отвернись от них пока они не перейдут к другому разговору" (Аль Анам 68), и то что является запретным - будет являться запретным и слушать это и прислушиваться внимательно к нему, и обязательно следует отвлечься от этого, и это подобно слушанию музыки, пения, и тому подобного"


И возможно слово Катады и Амра относится к дозволенным словам, а не к запрещенным"


Источник: "Фатх аль Бари", 8/286


Аллах знает лучше

 

Имам фасик и мубтадиа говорит в хутбе напрасилину и нововведения, слушать ли хутбу?
Вопрос: Имам фасик и мубтадиа говорит в хутбе напрасилину и нововведения, слушать ли хутбу?
Ответ: Хвала Аллаху Господу Миров.
Пришли асары от саляфов, что они говорили между собой во время таких "хутб", потому что такие хутбы - не из тех что велено слушать, а напротив являют из себя то от чего следует отворачиваться, и также что они говорили на хутбах для порицания порицаемого
Сказал имам Абу Иса ат Тирмизи:
حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ حَدَّثَنَا هُشَيْمٌ أَخْبَرَنَا حُصَيْنٌ قَالَ سَمِعْتُ عُمَارَةَ بْنَ رُوَيْبَةَ الثَّقَفِيَّ وَبِشْرُ بْنُ مَرْوَانَ يَخْطُبُ فَرَفَعَ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ فَقَالَ عُمَارَةُ قَبَّحَ اللَّهُ هَاتَيْنِ الْيُدَيَّتَيْنِ الْقُصَيَّرَتَيْنِ لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَا يَزِيدُ عَلَى أَنْ يَقُولَ هَكَذَا وَأَشَارَ هُشَيْمٌ بِالسَّبَّابَةِ قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

"Рассказал нам Ахмад Ибн Мани, от Хушейма, что рассказал ему Хусейн, что он слышал Умару Ибн Руейбу ас-Сакафи как тот сказал когда Бишр Ибн Марван делал хутбу, и поднял свои руки делая дуа: "Да обезобразит Аллах эти короткие ручонки! И видел Посланника Аллаха, мир ему, и он ничего не добавлял  в дуа к этому: "И Хушейм передавая это указал своим указательным пальцем"
Сказал Абу Иса ат Тирмизи: "Этот хадис хороший достоверный"
Источник: "Сунан ат Тирмизи", 517
И это сахабий Посланника Аллаха говорит в хутбе когда увидел мункар.
Сказал Абдур Раззак:
عَنِ الثَّوْرِيِّ، عَنِ الْمُجَالِدِ بْنِ سَعِيدٍ قَالَ: رَأَيْتُ عَامِرًا الشَّعْبِيَّ، وَأَبَا بُرْدَةَ " يَتَكَلَّمَانِ: وَالْحَجَّاجُ يَخْطُبُ حِينَ قَالَ: «لَعَنَ اللَّهُ الْكَذَّابِينَ»، وَلَعَنَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: أَتَتَكَلَّمَانِ وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ؟ قَالَا: «إِنَّا لَمْ نُؤْمَرَ أَنْ نُنْصِتَ لِهَذَا عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ أَبِي خَالِدٍ قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ النَّخَعِيَّ «يُكَلِّمُ رَجُلًا، وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ زَمَنَ الْحَجَّاجِ»

"От Суфьяна ас-Саури, от аль Муджалида Ибн Саида, что он сказал: "Я видел Амира аш Шаби, и Абу Бурдата, как они говорили в то время как аль Хаджадж делал хутбу и говорил: "Да проклянет Аллах лжецов, да проклянет Аллах тех то..", и я сказал: "Вы говорите в то время как имам дает хутбу?!". Они ответили: "Нам не было приказано прислушиваться вот к такому вот!"
От Ибн ат Тейми, от Исмаила Ибн Аби Халида, что он сказал: "Я видел Ибрахима ан Нахаи как говорит с мужчиной, а имам дает хутбу в день джума, во времена аль Хаджаджа"
Источник: "Аль Мусаннаф", 3/226, иснады приемлемые
Сказал имам Ибн Аби Шейба    
حَدَّثنا وَكِيعٌ، عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ وَسَعِيدَ بْنَ جُبَيْرٍ يَتَكَلَّمَانِ وَالْحَجَّاجُ يَخْطُبُ
"Рассказал нам Уаки, от Исмаила Ибн Ибрахима, от его отца, что он сказал: "Я видел как Ибрахим ан Нахаи и Саид Ибн Джубейр разговаривают в то время как аль Хаджадж дает хутбу"
Источник: "Аль-Мусаннаф", и в иснаде легкая слабость
Сказал имам Ибн Аби Шейба также:
حَدَّثنا ابنُ إِدْرِيسَ، عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عُبَيْدِ اللهِ، قَالَ: رَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ وَإِبْرَاهِيمَ بْنَ مُهَاجِرٍ يَتَكَلَّمَانِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَالإِمَامُ يَخْطُبُ، فَلَقِيتُ إِبْرَاهِيمَ بْنَ مُهَاجِرٍ بَعْدَ ذَلِكَ، فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لَهُ، فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا صَلَّيْنَا. وَكَانَ الإِمَامُ الْحَجَّاجَ
"Рассказал нам Ибн Идрис, от аль Хасана Ибн Убейду Ллаха. что он сказал: "Я видел Ибрахима ан Нахаи и Ибрахима Ибн аль Мухаджира, как они разговаривали в день джума когда имам давал хутбу. И я встретил Ибрахима Ибн Мухаджира и спросил его об этом, и он сказал: "Во первых мы уже прочитали молитву, а во вторых, имамом был аль Хаджаджж"
Источник: "Аль Мусаннаф", 5363 иснад достоверный
Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль Марвази:
حدثنا إسحاق قال حدثنا جرير عن المغيرة عن فضيل بن عمرو قال كان إبراهيم وأصحابنا يستحلون الكلام في الجمعة والإمام يخطب لأنهم كانوا يصلون الظهر قبل أن يأتوهم قال المغيره وكان أبو وائل يصلى الأولى والعصر قبل أن يأتى الجمعة في إمارة الحجاج لأنه كان يؤخرها
"Рассказал нам Исхак что рассказал ему Джарир от аль Мугиры, от Фудейля Ибн Амра что он сказал: "Ибрахим ан Нахаи, и наши соратники считали дозволенными говорить во время джума в то время как имам дает хутбу - потому что они молились зухр до того как прийти к этим амирам (фасикам задерживавшим хутбу).
Сказал аль Мугира: "И Абу Ваиль сначала молился зухр и аср, прежде чем прийти на джума во время правления аль Хаджаджа, потому что он задерживал джума"
Источник: "Тазым кадр ас-саля", 973, иснад достоверный
Сказал имам аз Зубейр Ибн Аби Бакр (ум. 256 г.х.):
أَخْبَرَنَا مُصْعَبُ بْنُ عُثْمَانَ عَنْ مَشْيَخَتِهِ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُرْوَةَ بْنِ الزبير كان يشهد الجمعة فيخرج خالد ابن عبد الملك بن الحرث بْنِ الْحَكَمِ بْنِ أَبِي الْعَاصِي فَيَخْطُبُ فَيَسْتَقْبِلُهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ وَيُنْصِتُ لَهُ فَإِذَا شَتَمَ خَالِدٌ عَلِيًّا تَكَلَّمَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ وَأَقْبَلَ عَلَى أَدْنَى إِنْسَانٍ إِلَى جَنْبِهِ فَيُقَالُ لَهُ إِنَّ الْإِمَامَ يَخْطُبُ فَيَقُولُ إِنَّا لَمْ نُؤْمَرْ أَنْ نُنْصِتَ لِهَذَا
"Рассказал нам Мус'аб Ибн Усман от своих шейхов, что Абдуллах Ибн Урва Ибн аз Зубейр присутствовал на джума, и выходил Халид Ибн Абдуль Малик Ибн аль Харис Ибн аль Хакам Ибн Аби аль Ас и начинал хутбу, и поворачивался к нему Абдуллах и слушал его. А когда тот ругал Али, Абдуллах начинал разговаривать и разворачивался к ближайшему к нему человеку, и если ему говорили: "Имам дает хутбу", он отвечал: "Нам не было приказано выслушивать подобное"
Источник: "Ат Тамхид", 19/35
Сказал имам Ибн Роджаб:
وقد روى أبو الفرج ابن الجوزي في كتاب ((مناقب الحسن)) بإسناد له، أن الحسن شهد الجمعة مع الحجاج، فرقى الحجاج المنبر، فأطال الخطبة حتى دخل في وقت العصر، فقال الحسن: أما من رجل يقول: لصلاة جامعةٌ؟ فقالَ رجل: يا أبا سعيدٍ، تأمرنا أن نتكلم والإمام يخطب؟ فقال: إنما أمرنا أن ننصت لهم فيما أخذوا من أمر ديننا، فإذا أخذوا في أمر دنياهم أخذنا في أمر ديننا، قوموا، فقام الحسن وقام الناس لقيام الحسن، فقطع الحجاج خطبته، ونزل فصلى بهم، فطلب الحجاج الحسن فلم يقدر عليه.

"Передал Абу аль Фарадж Ибн аль Джаузи в своей книге "Манакыб аль Хасан аль Басри" со своим иснадом что аль Хасан был на джума которую вел аль Хаджадж, и аль Хаджадж взошел на минбар, и очень долго делал хутбу пока не пришло время асра, и тогда аль Хасан сказал: "Разве нет того кто скажет ему, что настало время общей молитвы?!".  И один человек сказал ему: "О Абу Саид, ты приказываешь нам говорить в то время как имам дает хутбу?".  И аль Хасан ответил: "Нам было приказано внимательно слушать их лишь когда они говорят о нашей религии, а когда же они начинают говорить об их дунья, то мы займемся делами нашей религии. Вставайте!" И встал аль Хасан и встали люди следуя за ним, и аль Хаджадж прервал хутбу, и спустился и прочитал молитву. И после этого аль Хаджадж обьявил в розыск аль Хасана, но не смог до него добраться"
Источник: "Фатх аль Бари", 8/189
И это асары от девяти больших имамов из табиинов об этом, и они поняли хадис о запрете говорить на джума - лишь относящимся к тому, когда имам дает хутбу где поминает Аллаха, и увещевает, и тд. Если же он призывает к бида и порочным словам то не следует его слушать, и можно говорить - как с целью порицания мункара против него, так и с целью не слушания зла что он изрекает.
И из факихов стран прямо указал на это имам аль Лейс Ибн Са'д.
Сказал Ибн Абдуль Барр:
وَمِمَّنْ يَرَى أَنَّهُ إِذَا أَخَذَ الْإِمَامُ فِي غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ وَالْمَوْعِظَةِ أَنْ يَتَكَلَّمَ اللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ وَعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُرْوَةَ

"Из тех от кого передается что когда имам начинал говорить о чем то помимо поминания Аллаха и увещеваний - что он говорил - аль Лейс Ибн Сад, и урва Ибн аз Зубейр, и его сын Абдуллах Ибн Урва"
Источник: "аль-Истизкар", 19/35
Сказал имам Ибн Роджаб:
واتفقوا على أن النهي عن الكلام يستمر ما دام يتكلم بما يشرع التكلم به في الخطبة، من حمد الله والثناء، والصلاة على رسول الله - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، وقراءة القرآن، والموعظة وغير ذلك.فأما أن تكلم بكلام محرم، كبدعةٍ أو كسب السلف، كما كان يفعله بنو أمية، سوى عمر بن عبد العزيز -رحمة الله عليه -، فقالت طائفةٌ: يلحق بالخطب وينصت لهُ، روي عن عمرو بن مرة وقتادة.والأكثرون على خلاف ذلك، منهم: الشعبي وسعيد بن جبيرٍ وأبو بردة وعطاءٌ والنخعي والزهري وعروة والليث ابن سعدٍ. وهو الصحيح؛ فإن الله تعالى يقول: {وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ} [الأنعام:68] الآية، وما كانَ محرماً حرم استماعه والانصات إليه، ووجب التشاغل عنه كسماع الغناء والآت اللهو، ونحو ذلك ولعل قول عمرو بن مرة وقتادة في كلامٍ مباحٍ لا في محرمٍ.

"Саляфы единогласны на том что запрет говорить во время джума продолжается лишь пока имам говорит о то о чем узаконено говорить в хутбе - как похвала Аллаха и восхваление Его, и салават на Посланника Аллаха, и чтение Корана, и увещевание  и остальное подобное этому.
Что же касается если имам говорит запрещенные слова, как призыв к нововведению, или ругание саляфов - как ругали их Бану Умейя помимо Умара Ибн Абдуль Азиза, да смилуется над ним Аллах - то сказала группа: "Следует слушать его", и это передано от Амра ибн Мурры и Катады. Но подавляющее большинство саляфов на противоречии этому, и из них аш Шаби, Саид Ибн Джубейр, Абу Бурдата, Ато, ан Нахаи, аз Зухри, Урва, аль Лейс Ибн Сад.
И лишь это верное мнение!
Ведь Аллах сказал: "Когда ты видишь тех кто задевают наши аяты то отвернись от них пока они не перейдут к другому разговору" (Аль Анам 68), и то что является запретным - будет являться запретным и слушать это и прислушиваться внимательно к нему, и обязательно следует отвлечься от этого, и это подобно слушанию музыки, пения, и тому подобного"
И возможно слово Катады и Амра относится к дозволенным словам, а не к запрещенным"
Источник: "Фатх аль Бари", 8/286
Аллах знает лучше

__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить