Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Торговля

Рейтинг пользователей: / 38
ХудшийЛучший 
Лекция шейха Мухаммада Мухтара аш Шанкыти о торговле (часть 1)

Лекция 144. Начало главы о торговых сделках. Виды аль-му'амалят.



Лекция 144. Начало главы о торговых сделках. Виды аль-му'амалят.

Глава: Купля-продажа


С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господину всех созданий, просим у Аллаха за того, кого Он послал милостью для созданий — Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а так же за праведников из его семьи, его сподвижников избранных, благословенных, за тех, кто последовал за ними, руководствуясь их путем.


Раздел исламского права, называющийся «Праоотношения людей межу собой» (му'амалят), излагается в правовой системе Ислама после раздела «Отношение мусульман к своему Господу» ('ибадат).


Раздел 'ибадат, включающий в себя положения о правах и обязанностях раба по отношению к своему Господу, состоит из глав, регламентирующих такие вопросы, как правильное совершение молитвы (салят), обязательного пожертвования (закят), поста (саум), паломничества к Каабе (хадж). Об этом мы разговаривали ранее, а сегодня мы с вами начнем, если захочет Аллах, главы раздела му'амалят.


В шариате Ислама нормы права му'амалят регулируют отношения, связанные с жизнью в этом мире, их подробно изложил и разъяснил для своих рабов Аллах в своей Книге и на языке своего посланника, включая все их разновидности.


Ученые делят му'амалят на следующие виды:

  • му'амалят имущественные — включают главы о купле-продаже, совместном ведении бизнеса, аренде, участии в торговле имуществом (товарищество) и прочие;

  • му'амалят, связанные с семьей мусульман — включают нормы права о женитьбе, разводе, возвращении женщины к своей семье после смерти мужа, клятвах о воздержании от супружеской близости, запретных видах развода, нормах расходования на жену, и то, что связано с браком, даже если это будет после смерти, например траур;

  • му'амалят, связанные с преступными деяниями и наказаниями за них — преступления против личности (например, убийство либо причинение вреда здоровью), имущественные преступления (например, кража), преступления против чести и достоинства (например, прелюбодеяние, клевета, оскорбление), преступления, посягающие на разум (например, прием опьяняющих напитков и наркотических средств); также в этом разделе изучаются правовые последствия каждого из преступлений и излагаются нормы, устанавливающие наказание (санкцию) за эти деяния.

  • му'амалят, связанные с судопроизводством (нормы процессуального права) — регулируют вопросы состязательности в процессе, подачи искового заявления, этику судьи во время тяжбы до, при и после вынесения решения по делу; также этот раздел включает в себя нормы о доказательствах, свидетельствах, оправданиях, главы о представительстве, принесении клятв и тому подобное;

  • джихад — правила ведения войны (в современном международном праве правовые нормы, регулирующие сходные отношения, появились относительно недавно, известные как «гуманитарное право» — примечание переводчика).


Таким образом, исламское право регулирует все взаимоотношения: как при процветании и согласии между людьми, так и при причинении вреда и совершении преступления.


Сегодня мы начнем изучать первый вид му'амалят, затрагивающий имущественные правоотношения между людьми, и наиболее важнейший для них — глава о купле-продаже. Эта глава имеет важнейшее значение, ибо мусульмане поклоняются Аллаху как в мечети, так и при заключении торговых сделок, а также во всех других му'амалят, поэтому для каждого верующего необходимо изучение правовых норм торговли. Если же люди будут невежественны в этом, то они обязательно начнут делать запрещенные Аллахом и сомнительные вещи. Может случиться такое, что мусульманин дожил до старости, а его дела связаны с ростовщичеством, и он даже не знает об этом: ложится спать проклятым и встает проклятым Аллахом. Все это по причине его невежества в вопросах исламского права.


Правитель верующих Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прогонял с рынка того, кто не знал положений Ислама о купле-продаже и говорил при этом: «Пусть не торгует на наших рынках тот, кто кто не знает положений Ислама о купле-продаже, иначе он может заключить ростовщическую сделку, хочет того или нет».


Поэтому ученые заботились о том, чтобы разъяснить людям разрешенное (халяль), побуждали людей придерживаться этого и довольствоваться этим, так же как разъясняли запрещенное (харам) и запрещали совершение этих действий.


Люди часто бывают невежественны в вопросах купли-продажи, поступают в соответствии с где-то услышанными сомнительными советами в религиозных вопросах, либо поступают в соответствии с нормами, которые не являются действительными с точки зрения исламского права. Поэтому надо стремиться к получению знаний по вопросам купли-продажи.


Знайте, что купля-продажа является разрешенным делом в Исламе, на что указывает Коран, сунна и мнение всех ученых. Что касается указаний Корана, так это аят:


وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا


«Разрешил Аллах торговлю и запретил ростовщичество» («Корова», 275).


Слова «разрешил Аллах торговлю» означают, что Аллах разрешил своим рабам покупать и продавать друг у друга. В науке теории права (усулю аль-фикх) слова «разрешил Аллах», изложенные как в действительном, так и в страдательном залоге, рассматриваются как абсолютное разрешение.


Таким образом, Аллах разрешил рабам торговлю между собой, и из этого благородного аята ученые сделали следующий вывод: правило распространяется на все случаи до тех пор, пока кто-нибудь не докажет отсутствие разрешения, как исключение из этого правила. Из этого мы можем понять, что если двое ученых разногласят в правовом положении какого-либо вида торговли, то для запрещающего этот вид торговли лежит обязанность привести доказательство о запретности.


Второе доказательство — Слово Аллаха в аяте 29 суры «Женщины»:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ


«О верующие! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию».


То есть Аллах разъяснил разрешенность имущества, нажитого путем торговли.


Также в аяте 282 суры «Корова»:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى فَاكْتُبُوهُ


«О верующие! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его...».


Передал имам Ибн Джарир ат-Табари, что великий ученый нашей общины, безупречно знающий смысл Корана, Абдуллах ибн Аббас, пусть будет доволен им Аллах, в своем комментарии к Корану сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу торговли в кредит».


Следующее доказательство разрешенности торговли приводится в аяте 198 суры «Корова»:


لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَبْتَغُوا فَضْلاً مِنْ رَبِّكُمْ


«Нет на вас греха, если вы ищете милость от своего Господа...».


В «Сахихе» Бухари приводится от Ибн Аббаса, что этот аят был ниспослан о тех, кто совершал хадж, имея при этом намерение и на торговлю во времена, не занятые обрядами поклонения.


قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا كَانَ ذُو الْمَجَازِ وَعُكَاظٌ مَتْجَرَ النَّاسِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَلَمَّا جَاءَ الْإِسْلَامُ كَأَنَّهُمْ كَرِهُوا ذَلِكَ حَتَّى نَزَلَتْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَبْتَغُوا فَضْلًا مِنْ رَبِّكُمْ فِي مَوَاسِمِ الْحَجِّ


Сказал Ибн Аббас: «Во времена невежества (до прихода пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), у л

юдей были рынки, которые назывались зуль-Маджар и 'Указ, на которых они торговали во время совершения обрядов хаджа. Когда пришел Ислам, люди как будто стали считать подобную торговлю грехом, пока не был ниспослан аят: «Нет на вас греха, если вы ищете милость от своего Господа...» во время совершения хаджа» («Сахих» аль-Бухари, 1648).


Что касается доказательств разрешенности торговли в сунне, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил куплю-продажу своими словами, делами и утвердил это, когда видел торгующими своих сподвижников.


Таких хадисов передано много.


Например, таким образом было разрешение словами.


عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَارِثِ رَفَعَهُ إِلَى حَكِيمِ بْنِ حِزَامٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا أَوْ قَالَ حَتَّى يَتَفَرَّقَا فَإِنْ صَدَقَا وَبَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا وَإِنْ كَتَمَا وَكَذَبَا مُحِقَتْ بَرَكَةُ بَيْعِهِمَا


Передается от Абдуллаха бин аль-Хариса, который возвел хадис по иснаду к Хакиму ибн Хизаму, да будет доволен им Аллах, что он сказал, что

посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец имеют право выбора до тех пор, пока не расстанутся друг с другом. Если же они будут правдивы (то есть продавец — в цене, а покупатель — в оплате товара), и разъясняли (то есть все недостатки продаваемого товара), то только тогда в их сделке будет благословение для обеих сторон, а если стороны в сделке скрывали и обманывали, то тогда не будет благословения в этой сделке для обеих сторон» («Сахих» аль-Бухари, 1937, «Сахих» Муслима 2825).


Так же хадис:


عَنْ رَافِعِ بْنِ خَدِيجٍ قَالَ قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْكَسْبِ أَطْيَبُ قَالَ عَمَلُ الرَّجُلِ بِيَدِهِ وَكُلُّ بَيْعٍ مَبْرُورٍ


Передается от Рафига ибн Хадиджа, что он сказал: «Был спрошен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какой вид заработка лучше?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, который человек зарабатывает своими руками, а так же благочестивая торговля» («Муснад» Ахмада, 16627).


Торговля дозволена и потому, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покупал и продавал. В «Сахихе» аль-Бухари говорится, что он купил земельный участок в городе Медина, принадлежавший двум сиротам, построил на нем мечеть и комнаты, в которых жил.


Так же от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том же «Сахихе», рассказывается, что он предложил Джабиру: «Продай мне», то есть продай верблюда.


Третье доказательство из сунны – утверждение пророком, да благословит его Аллах и приветствует, покупок и продаж сподвижников. Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, находился на базаре, то видел сподвижников покупающими и продающими, но не порицал их.


В «Сахихе» Муслима есть доказательство того, что он знал о купле и продаже, а так же о рынках:


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ أَحَبُّ الْبِلَادِ إِلَى اللَّهِ مَسَاجِدُهَا وَأَبْغَضُ الْبِلَادِ إِلَى اللَّهِ أَسْوَاقُهَا


Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Самые любимые Аллахом места — мечети, а наиболее ненавистные места — рынки» («Сахих» Муслима, 1076).


При этом он, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал рынок, а напротив, утвердил его законность.


Относительно же общего мнения ученых (иджма'), то со времен пророка до настоящего времени нет разногласий, что для торговли в законодательстве имеется основа и она разрешена; также торговлю не порицал ни один из них.


Итак, Аллах узаконил для людей торговлю и разрешил ее, заложил в ней великую мудрость и пользу для людей.


Во-первых, праведный человек, приобретая имущество, просит при этом Всевышнего помочь посредством этого имущества в подчинении Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал, что если Аллах наделит своего раба имуществом, нажитым дозволенным путем, и раб потратит его по назначению, то это может стать одной из основных причин, помогающих ему в подчинении Аллаху. Поэтому сподвижники пророка, да будет доволен ими Аллах, занимающиеся торговлей, преуспевали в своем деле, так как ими был доволен Аллах.


В «Сунан» ат-Тирмизи приводится следующая история, произошедшая в тяжелые для мусульман годы:


عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ سَمُرَةَ قَالَ جَاءَ عُثْمَانُ بْنُ عَفَّانَ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِأَلْفِ دِينَارٍ فِي ثَوْبِهِ حِينَ جَهَّزَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَيْشَ الْعُسْرَةِ قَالَ فَصَبَّهَا فِي حِجْرِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُقَلِّبُهَا بِيَدِهِ وَيَقُولُ مَا ضَرَّ ابْنُ عَفَّانَ مَا عَمِلَ بَعْدَ الْيَوْمِ يُرَدِّدُهَا مِرَارًا


Передается от Абдурррахмана ибн Самра, что 'Усман ибн Аффан пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с тысячей динаров в его одежде в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подготавливал войско в тяжелое для мусульман время (поход на Табук — примечание переводчика), и высыпал эти динары в комнату пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал переворачивать принесенные динары своими руками и сказал несколько раз: «После того, что Ибн Аффан сделал сегодня, ему уже ничто не повредит» («Сунан» ат-Тирмизи, 3634; «Муснад» Ахмада 19713).


Это милость от Аллаха, которой Он облагодетельствовал сподвижников. 'Усман был купцом, но его торговля вместе с обычным ее значением была также торговлей с Аллахом, он сделал свою торговлю помощью себе в подчинении Аллаху.


В «год пепла» людей в Медине постигли такие сильные голод и засуха, что им на земле мерещился пепел от сильной засухи и сильного голода. В один из таких дней к воротам Медины подошел караван из Шама (территория современной Сирии, Палестины, Иордании). К нему вышли мединские купцы с целью купить товар и получить прибыль. Они спросили:

— Кто собственник каравана?

Им ответили:

— 'Усман.

Подойдя к 'Усману, они сказали:

— Пусть Аллах сделает прибыльной твою торговлю!

'Усман ответил:

— Сколько дадите?

— Мы тебе дадим два дирхама, если ты хотел продать это за дирхам.

'Усман ответил:

— Мне дают больше!

Купцы сказали:

— Три дирхама!

'Усман ответил:

— Мне дают больше!

— Дадим тебе четыре дирхама!

— Мне дают больше!

— Дадим тебе пять дирхамов!

— Мне дано больше!

— Но кто тебе дает больше, если в Медине нет купцов кроме нас?!

— Мне дает Аллах за каждый дирхам в десять раз больше, и так Он может увеличить до семисот раз, и я свидетельствую перед вами, что это милостыня для неимущих Медины.

И это то великое благо, которое Аллах сделал в торговле.


Во-вторых, когда мусульманин торгует и добывает имущество своим трудом, то не просит людей, живет благородно, не унижается. Мусульманину следует стремиться создавать причины, чтобы быть благородным и не унижаться ни перед кем, кроме как перед Аллахом, Высок Он и Велик.


В-третьих, мусульманин, когда занимается торговлей, смотрит свысока на праздность и безответственность, так как они порицаются Исламом.


Наоборот, от мусульманина требуется, чтобы он добывал себе пропитание разрешенным способом, так как в этом есть польза для этой жизни и жизни последней. Если человек ведет праздный образ жизни, происходят трудности и упадок всего общества.


В достоверном хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается:


عَنْ الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَأَنْ يَأْخُذَ أَحَدُكُمْ حَبْلَهُ فَيَأْتِيَ بِحُزْمَةِ الْحَطَبِ عَلَى ظَهْرِهِ فَيَبِيعَهَا فَيَكُفَّ اللَّهُ بِهَا وَجْهَهُ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَسْأَلَ النَّاسَ أَعْطَوْهُ أَوْ مَنَعُوهُ


Передают со слов Абу ‘Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, для любого из вас взять веревки, отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережет его (от нужды), будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые (могут) дать ему (что-то, но могут) и отказать» («Сахих» аль-Бухари, 1378).


В-четвертых, купец получает пользу для себя лично: путешествуя по городам и странам, он видит чудеса Аллаха, свидетельства Его единственности и величия. В лучших купцах ты найдешь грамотных и мудрых людей, их испытания добавляют им жизненный опыт, мудрость и проницательность. Они имеют дела с людьми с различным положением в обществе, разумом, и это возвращается большой пользой для них, так как сказал Аллах, Велик Он и Высок:


لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ


«Пусть они засвидетельствуют, что приносит им пользу...» («Хадж», 28).


Польза пятая — торговля помогает людям реализовать их потребность в одежде, еде и лекарствах. Если предположить, что купцы откажутся от перемещения товаров, то какое настанет трудное положение. Поэтому некоторые ученые сказали: «Когда купец импортирует товары в надежде помочь мусульманам и удовлетворить их потребности, его награждает Аллах за все труды, за каждый его переезд и остановку». Как мало сегодня тех, кто придерживается такого праведного намерения и надеется на великую награду!


По одной из классификаций торговлю можно разделить на следующие виды:

  • торговля продовольствием;

  • торговля ценностями (золото, серебро, валюта);

  • торговля одеждой и подобными вещами, например, тканями;

  • торговля продукцией земледелия.

    Что касается этих видов торговли, то Аллах разъяснил в своей Книге и через своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, общие правила для каждого из них, установил нормы права, разъяснил, что в них является разрешенным, а что запрещенным.


У ученых Ислама нет единого мнения, какой вид добычи средств к существованию благороднее.


Мнение тех, кто утверждает, что лучшее добывание средств к существованию — торговля — опираются на доказательства. Первое из них, то, что Аллах разрешил торговлю даже при совершении одного из самых благородных поклонений – хаджа:


لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَبْتَغُوا فَضْلاً مِنْ رَبِّكُمْ


«Нет на вас греха, если вы ищете милость от своего Господа» («Корова», 198).


Аят был ниспослан о тех, кто намеревался во время совершения обрядов хаджа торговать.


Второе доказательство — следующий ответ пророка, да благословит его Аллах и приветствует:


عَنْ رَافِعِ بْنِ خَدِيجٍ قَالَ قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْكَسْبِ أَطْيَبُ قَالَ عَمَلُ الرَّجُلِ بِيَدِهِ وَكُلُّ بَيْعٍ مَبْرُورٍ


Передается от Рафига ибн Хадиджа, который сказал, что был спрошен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какой вид заработка лучше?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, который человек зарабатывает своими руками, а так же благочестивая торговля» («Муснад» Ахмада 16627).


Второе мнение, что лучшим видом добычи средств к существованию является земледелие. Доказательством приводится то, что в земледелии — успокоение души и отдых, земледельцы часто встречаются с указаниями единственности Аллаха и свидетельствами Его величия. Самое лучшее подтверждение этому то, что Аллах упомянул наслаждения людей, оказавшихся в Раю:


    إِنَّ لِلْمُتَّقِينَ مَفَازاً (31) حَدَائِقَ وَأَعْنَاباً (32)


«Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, райские сады и виноградники» («Весть», 31, 32).


В этом аяте Аллах упомянул сады прежде всех наслаждений райских людей. Следующее доказательство — земледельцы полностью полагаются только на Аллаха. Крестьянин, когда посадил семена, положился при этом только на Аллаха, попросил у Него, чтобы Он оживил семена и вывел их из земли. Когда Аллах дал насладиться его глазам взошедшими посевами, он восхвалил Аллаха за Его одолжение, увидел указание на Его величие и свидетельства Его единственности, в результате укрепляется единобожие земледельца и увеличивается вера.


Третье — при выходе плодов, которыми пользуются люди, животные и птицы, как приводится в достоверном хадисе:


عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَغْرِسُ غَرْسًا أَوْ يَزْرَعُ زَرْعًا فَيَأْكُلُ مِنْهُ طَيْرٌ أَوْ إِنْسَانٌ أَوْ بَهِيمَةٌ إِلَّا كَانَ لَهُ بِهِ صَدَقَةٌ


Передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто б

ы из мусульман ни вырастил растение, а потом его плодами стали питаться птицы, люди или животные, такому мусульманину это будет записано как милостыня» («Сахих» Бухари 2152, «Сахих» Муслима 2904).


Третье мнение, что самый благородный вид добывания средств к существованию — то, что зарабатывается своими руками. Этот вид включает в себя все виды профессий, связанные с ручным трудом, так как при этом человек в буквальном смысле потом зарабатывает себе на жизнь, вкладывая много физических усилий. Например, пророк Аллаха Дауд был кузнецом, Аллах его научил производству кольчуги, и это было его достоинство.


Кроме того, эти ученые опираются на хадис:


عَنْ رَافِعِ بْنِ خَدِيجٍ قَالَ قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْكَسْبِ أَطْيَبُ قَالَ عَمَلُ الرَّجُلِ بِيَدِهِ وَكُلُّ بَيْعٍ مَبْرُورٍ


Передается от Рафига ибн Хадиджа, который сказал, что был спрошен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какой вид заработка лучше?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, который человек зарабатывает своими руками, а так же благочестивая торговля» («Муснад», Ахмада 16627).


Знай, что средства добывания не будут праведными, если не соблюдены два правила:

  1. Дело должно быть разрешенное Аллахом.

  2. Человек должен довести дело до конца и в наилучшем виде.


Поэтому наши праведные предшественники, поколение, жившее после поколения сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остерегались дел, в которых был, по их мнению, какой-либо недостаток, и избегали таких дел из-за опасений обмана и даже упущений в чистосердечном отношении к мусульманам до такой степени, что даже стеснялись получать имущество, в способе приобретения которого не было ничего предосудительного.


До нас дошло, что один из них приказал своему работнику: «Продай эту одежду за два дирхама». Работник продал одежду за четыре дирхама, пришел к работодателю и сказал: «Аллах сделал прибыльной твою торговлю: я продал одежду за четыре дирхама». Тот отвечает ему: «Что ты наделал, разве ты отнесся к своему брату чистосердечно?» Потом прошло три дня, а работодатель делал объявления на рынке: «Я поручил такому-то продать свою одежду, кто купил ее у него?» К нему подошел человек и сказал: «Я купил у него за четыре дирхама». Тот сказал: «О раб Аллаха, я приказал продать эту одежду за два дирхама, так возьми же свои два дирхама». Тот ответил: «Но я захотел дать тебе четыре». «Но я прежде тебя захотел продать за два дирхама, и очень прошу, чтобы ты взял свои два дирхама».


Так же приводится рассказ о Джарире ибн Абдуллахе, да будет доволен им Аллах, что он купил у одного человека лошадь, отдал деньги, сел на нее и понял, что она стоит больше, чем он заплатил за нее, вернулся к продавцу и добавил ему денег. Потом второй раз сел на лошадь, она его поразила еще больше, он вернулся и добавил денег продавцу. Продавец подумал, что Джарир умственно отсталый. Джарир понял это по взгляду и сказал: «Я заключал торговые сделки во времена, когда был посланник Аллаха, и тогда было великодушие, подчинение законам Аллаха и чистосердечное отношение ко всем мусульманам». Джарир видел в своем поведении чистосердечное отношение к этому продавцу.


Поколение, жившее после поколения сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистосердечно относилось к мусульманам в своей торговле. Передают об одном из них, что он зашел на рынок и увидел продавца, продающего по цене, ниже обычной для этого рынка по какой-то причине, и заплатил ему рыночную стоимость. Когда же его спросили об этом, он ответил: «Поистине, он — мой брат, может быть, он задолжал или постигла его другая нужда, и он продает свой товар, не будучи удовлетворенным его стоимостью. Если я дам ему сполна то, что он заслуживает, это будет плата за благословение в том, что я купил». Основа этого имеется в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует:


فَإِنْ صَدَقَا وَبَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا


«Если же они будут правдивы, и разъясняли, то только тогда в их сделке будет благословение для обеих сторон» (аль-Бухари, 1937, Муслим 2825).


Вся прибыль, полученная торгующими при сделках, основанных на чистосердечном отношении к мусульманам и отдалении от лжи, благословенна. Можно привести еще рассказы о некоторых достойных и богобоязненных людях из праведных предков.


Как-то пришел человек на рынок и спросил об одном из видов благовоний у продавца. Тот ответил, что продаст его за сто. Покупатель сказал: «Дай мне столько-то». Когда продавец встал для того, чтобы приготовить благовония, покупатель спросил: «Это самый лучший вид?» Продавец снова сел на свое место и сказал: «О такой то, я тебе продаю благовония, которые называются так-то, так не спрашивай же меня о том, хорошее оно или нет. Возьми то, что видишь, посмотри на товар. Если он тебе понравится, купи, если нет, то верни. Не спрашивай меня о том, самого ли высокого он качества». Когда же продавец приготовил благовония для продажи, покупатель сказал (а он разбирался в благовониях): «Клянусь Аллахом, то что я купил, драгоценней всего того, что бывает, и самого высокого качества, которое бывает. Я знаю, что тебе помешало сказать о хороших качествах твоего товара только богобоязненность».


Что же случилось с людьми сегодня, когда видишь продавца, который клянется Аллахом, что товар самого высокого качества и самый лучший из всех товаров, а на самом деле он не такой. Это является обманом, и Аллах спросит за такую торговлю, потому что это — свидетельство (шахада), ведь Аллах говорит в своей Книге:


سَتُكْتَبُ شَهَادَتُهُمْ وَيُسْأَلُونَ


«Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» («Украшение», 19).


Мусульманину следует проявлять богобоязненность в своей торговле, и чтобы к его делу не примешивались пороки, будь то словами, либо делами.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мусульманам обман, мошенничество, даже считал мошенничество делом, служащим причиной исключения человека из числа его последователей, как приводится в достоверном хадисе:


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ عَلَى صُبْرَةِ طَعَامٍ فَأَدْخَلَ يَدَهُ فِيهَا فَنَالَتْ أَصَابِعُهُ بَلَلًا فَقَالَ مَا هَذَا يَا صَاحِبَ الطَّعَامِ قَالَ أَصَابَتْهُ السَّمَاءُ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ أَفَلَا جَعَلْتَهُ فَوْقَ الطَّعَامِ كَيْ يَرَاهُ النَّاسُ مَنْ غَشَّ فَلَيْسَ مِنِّي


Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо сваленных в груду продуктов и засунул в нее руку, пока его пальцы не коснулись влаги. Он спросил: «Что это, о владелец этих продуктов?» Продавец ответил: «Их замочил дождь». «А почему же ты не положил сырое сверху, чтобы это видели люди? Кто мошенничает, тот не относится к моим последователям!» («Сахих» Муслима, 147; «Сунан» ат-Тирмизи, 1236).


Хадис указывает, что мусульманину следует торговать наилучшим образом.


Так же в достоверном хадисе:


عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ


Передается от Анаса, то что он передал следующие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас до конца, пока не будет желать своему брату по вере того же, что желает себе» («Сахих» аль-Бухари, 12).


Некоторые ученые сказали: «Этот хадис надо понимать так: то, что ты не желаешь себе — не желай своему брату».


И если люди будут торговать между собой, проявляя чистосердечие и отдавая сполна свое имущество, даже такое, которое нравится им самим, то скорее всего Аллах даст рост в их торговле, имуществе и в том, что они зарабатывают. Но если они будут строить свою торговлю на обмане, мошенничестве, то при этом они обманут только самих себя, ведь, может быть, Аллах даст им прибыль до определенного времени и возвысит, а потом заберет все это по причине мольб притесненных ими людей. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу ибн Джабалю, когда посылал его в Йемен забирать у мусульман то, на что имеет право Аллах (то есть закят):


عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِمُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ حِينَ بَعَثَهُ إِلَى الْيَمَنِ ... فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لَكَ بِذَلِكَ فَإِيَّاكَ وَكَرَائِمَ أَمْوَالِهِمْ وَاتَّقِ دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ فَإِنَّهُ لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ


Передается от Ибн Аббаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му'азу ибн Джабалю, когда посылал его в Йемен: «... а если они и в этом подчинятся тебе, то тебе запрещено брать их лучшее имущество, и бойся мольбы притесненного, ведь поистине, между этой мольбой и Аллахом нет преграды». («Сахих» аль-Бухари, 1401, 4000; «Сахих» Муслима, 27).


Аллах говорит в своей Книге:


إِنَّ الإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعاً (19) إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعاً (20) وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعاً (21)


«Поистине, человек создан нетерпеливым. Беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро» («Ступени», 19-20).


Человек становится глупым из-за любви к имуществу.


إِنْ يَسْأَلْكُمُوهَا فَيُحْفِكُمْ تَبْخَلُوا وَيُخْرِجْ أَضْغَانَكُمْ (37)


«Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)» («Мухаммад», 37).

Аллах — хозяин имущества и тех, кто им владеет. Может случится, что мусульманин притеснил своего брата, забрал у него имущество, заработанное тяжким трудом, а тот мусульманин поднимет руки, жалуясь Аллаху, и Всевышний воздаст притеснителю.


Ученые сказали: «Имущество, приобретенное несправедливостью, делает обладателя и его семью несчастными. Скорее всего человек, приобретая запретное имущество, в первую очередь, найдет последствия этого в своем поклонении Аллаху: он лишается богобоязненности в поклонении, Аллах не принимает у него мольбы, так как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّبًا وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ فَقَالَ يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنْ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ وَقَالَ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ يَا رَبِّ يَا رَبِّ وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ


Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Аллах Святой (без недостатков), не принимает ничего, кроме дел без недостатков. Поистине, Аллах приказал верующим то же, что и своим посланникам: «О посланники! Кушайте благое и совершайте праведные дела. Поистине, Я знаю о том, что вы делаете!». Также сказал Аллах: «О верующие! Кушайте благое, чем Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул мужчину, который находился в долгом путешествии, с растрепанными волосами, покрытый пылью, поднимавшего руки к небесам и взвывавшего: «О мой Господь, о мой Господь!», тогда как место, где он питался — запретное, питье — запретное, одежда — запретная, и вскормлен он на запретном. Так как же будет отвечено ему?!» («Сахих» Муслима, 1686).


Так же:


عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ إِنَّ نَاسًا مِنْ الْأَنْصَارِ سَأَلُوا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَعْطَاهُمْ ثُمَّ سَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ ثُمَّ سَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ حَتَّى نَفِدَ مَا عِنْدَهُ فَقَالَ مَا يَكُونُ عِنْدِي مِنْ خَيْرٍ فَلَنْ أَدَّخِرَهُ عَنْكُمْ وَمَنْ يَسْتَعْفِفْ يُعِفَّهُ اللَّهُ وَمَنْ يَسْتَغْنِ يُغْنِهِ اللَّهُ وَمَنْ يَتَصَبَّرْ يُصَبِّرْهُ اللَّهُ وَمَا أُعْطِيَ أَحَدٌ عَطَاءً خَيْرًا وَأَوْسَعَ مِنْ الصَّبْرِ


Передается от Абу Саида аль-Худри, что некоторые ансары попросили какое-то имущество у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот дал им. Потом еще раз попросили, и он снова дал. Потом еще раз попросили, и это продолжалось до тех пор, пока не иссякло то, что у него было. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не буду удерживать у себя от вас то, что имеется у меня, а кто воздержался (от испрашивания милостыни и запретного), того Аллах сделает добродетельным и скромным, кто показывал свое имущество (чтобы показать людям, что он не нуждается в чужом имуществе, несмотря на бедность), того обогатит Аллах (либо сердце, либо имуществом), кто проявил терпение и не спрашивал у людей, того Аллах сделает терпеливым. И самое лучшее, что дано каждому, — это терпение» («Сахих» Бухари, 1376; «Сахих» Муслима, 1745).


При запрещенной торговле теряется и добродетельность в семье. Некоторые ученые, когда к ним приходил муж жаловаться на свою жену, что нрав ее стал неузнаваем, спрашивали о двух вещах: во-первых, о его положении в молитве, потому что Аллах приказал оберегать молитву при проблемах в семье, во-вторых, о том, как он приобретает свое имущество: ведь если имущество приобретается неправедным путем, Аллах подстрекает против него жену и детей. Поэтому некоторые ученые сказали: «Если кто-то кормил свою семью запретной пищей, то они будут врагами ему перед Аллахом в День Суда».


Следует человеку остерегаться от скверных источников добывания средств, даже если это очень выгодно. Поистине, сладости в этом мире временны, и Аллах сделал своих рабов наместниками на земле; среди них есть добродетельные и те, кто воздержался от запретного и сохранил свою религию. О них пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


وَمَنْ يَسْتَعْفِفْ يُعِفَّهُ اللَّهُ


«...кто воздержался (от испрашивания милостыни и запретного), того Аллах сделает добродетельным и скромным...» («Сахих» Бухари, 1376; «Сахих» Муслима, 1745).


Кто жил, отдаляясь от запретных дел и того, что вызывает сомнения, того Аллах сделает добродетельным, воздержит от всего плохого.


Приводится рассказ о Хасане аль-Басри, то что он купил что-то за сорок тысяч дирхамов, потом ему показалась сомнительной эта сделка, и он спросил ученых своего времени; все они ответили, что сделка является разрешенной, но у него в душе осталось сомнение в ее разрешенности, поэтому он расторг сделку. Не было в этой сделке запретного, но было сомнение, в результате богобоязненности он не стал ее продолжать.


Для мусульманина следует искать хороших заработков, ведь Аллах приказал это как верующим, так и всем пророкам и посланникам, сказав в своей Книге:


يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنْ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحاً إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ (51)


«О посланники! Кушайте благое и совершайте праведные дела. Поистине, Я знаю о том, что вы делаете!» («Верующие», 51).


И Его слова «благое» означают из благоприобретенного.


Также сказал Всевышний:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا لِلَّهِ إِنْ كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ (172)


«О верующие! Кушайте благое, чем Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь» («Корова» 172).


Следовательно, мусульманину необходимо придерживаться разрешенного. О Аллах, удержи нас от запретного и дай нам разрешенное, обогати нас из своей милости, сделай то, чем Ты нас наделил, разрешенным, сделай нам из всех ситуаций только добро, ведь только Ты распоряжаешься всем и способен на это.


Ответы на вопросы по праву ислама после 144 лекции

Вопрос. Уважаемый шейх. Какое правильное намерение в торговле так, чтобы она стала поклонением? Пусть Аллах воздаст вам добром.


Кто намерился в своей торговле желать разрешенного, того, чего Аллах приказал желать, и отдаляться с помощью разрешенного от запретного, а так же чтобы удержать свою семью от запретного с помощью того, чем он зарабатывает, то будет вознагражден Аллахом за все его дозволенные сделки.


Об этом упоминается в достоверном хадисе:


عَنْ سَعْدٍ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَهُ إِنَّكَ مَهْمَا أَنْفَقْتَ عَلَى أَهْلِكَ مِنْ نَفَقَةٍ فَإِنَّكَ تُؤْجَرُ فِيهَا حَتَّى اللُّقْمَةَ تَرْفَعُهَا إِلَى فِي امْرَأَتِكَ


Передается от Саада, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, что бы ты ни потратил на свою семью, за это будет тебе награда от Аллаха. Награда будет тебе даже за кусочек пищи, который ты поднес ко рту своей жены». («Муснад» Ахмада, 1399).


Хадис с подобным смыслом приводится в «Сахихе» аль-Бухари, хадис номер 4935.


Второй аспект, это то, что мусульманин намеревается принести пользу как себе, так и другим людям. Тот, кто привез свой товар издалека с целью помочь мусульманам, чтобы они воздержались от удовлетворения своих потребностей от других людей и от врагов, тогда он вознаграждается за это намерение. И Аллах знает лучше.


Вопрос. Некоторые люди приводят в доказательство на оставление торговли и зарабатывании средств хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَدْخُلُ الْفُقَرَاءُ الْجَنَّةَ قَبْلَ الْأَغْنِيَاءِ بِخَمْسِ مِائَةِ عَامٍ نِصْفِ يَوْمٍ قَالَ هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ


Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бедняки войдут в рай за пятьсот лет перед тем, как в него войдут богатые, то есть на пол дня раньше (один день в следующей жизни будет равен тысяче дней в этой жизни (сура Хадж, 47))». («Сунан» ат-Тирмизи, 2276. Достоверный, хороший хадис).

Что вы можете сказать по этому поводу? Пусть Аллах наградит вас.


В этом хадисе нет сомнения. Он, хвала Аллаху, никогда не говорил, что бедняки войдут в рай до торговцев, ведь бывает, что человек торгует, но является бедняком. Можно увидеть, что человек продает товар на столько, чтобы удовлетворить свои потребности на сегодня, а потом покупает себе товары первой необходимости на вырученные средства.


Аллах сказал в Своей Книге:


أَمَّا السَّفِينَةُ فَكَانَتْ لِمَسَاكِينَ يَعْمَلُونَ فِي الْبَحْرِ فَأَرَدْتُ أَنْ أَعِيبَهَا وَكَانَ وَرَاءَهُمْ مَلِكٌ يَأْخُذُ كُلَّ سَفِينَةٍ غَصْباً (79)


«Что касается лодки, то она принадлежала беднякам, на ней они работали в море. Я ее испортил, так как на их пути был царь, отбиравший насильно все лодки» (Сура «Пещера», 79).


То есть если человек бедный, то не обязательно из-за того, что не зарабатывает себе на пропитание. Наш разговор не об этом.


Поэтому нет стеснения в том, что человек зарабатывает и удовлетворяет потребности своей семьи. Поэтому этот хадис не по теме достоинств торговли и зарабатывания себе на пропитание.


В достоверном хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводится:


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَهَذَا حَدِيثُ قُتَيْبَةَ أَنَّ فُقَرَاءَ الْمُهَاجِرِينَ أَتَوْا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالُوا ذَهَبَ أَهْلُ الدُّثُورِ بِالدَّرَجَاتِ الْعُلَى وَالنَّعِيمِ الْمُقِيمِ فَقَالَ وَمَا ذَاكَ قَالُوا يُصَلُّونَ كَمَا نُصَلِّي وَيَصُومُونَ كَمَا نَصُومُ وَيَتَصَدَّقُونَ وَلَا نَتَصَدَّقُ وَيُعْتِقُونَ وَلَا نُعْتِقُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَفَلَا أُعَلِّمُكُمْ شَيْئًا تُدْرِكُونَ بِهِ مَنْ سَبَقَكُمْ وَتَسْبِقُونَ بِهِ مَنْ بَعْدَكُمْ وَلَا يَكُونُ أَحَدٌ أَفْضَلَ مِنْكُمْ إِلَّا مَنْ صَنَعَ مِثْلَ مَا صَنَعْتُمْ قَالُوا بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ تُسَبِّحُونَ وَتُكَبِّرُونَ وَتَحْمَدُونَ دُبُرَ كُلِّ صَلَاةٍ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ مَرَّةً قَالَ أَبُو صَالِحٍ فَرَجَعَ فُقَرَاءُ الْمُهَاجِرِينَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالُوا سَمِعَ إِخْوَانُنَا أَهْلُ الْأَمْوَالِ بِمَا فَعَلْنَا فَفَعَلُوا مِثْلَهُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِهِ مَنْ يَشَاءُ


Передается от Абу Хурайры, что бедняки из числа мухаджиров (переселившихся из-за притеснений многобожников из Мекки в Медину) пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали ему: «Богачи достигнут самого высокого положения в раю, достигнут высокого положения перед Аллахом и получают удовольствие в этой жизни». Тогда спросил пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А что такое?» Бедняки ответили: «Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, дают милостыню, но мы не можем ее дать, освобождают рабов, а мы не можем освободить». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?» Те ответили: «Конечно, о посланник Аллаха». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы «Свят Аллах /Cубхана-Ллах/», «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/» и «Аллах велик /Аллаху акбар/». Передатчик этого хадиса Абу Салих сказал: «Через некоторое время эти бедняки вернулись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «Наши братья из числа богачей услышали про то, что мы делаем, и стали делать то же самое». Тогда сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Это преимущество от Аллаха, и Он дает его кому пожелает". («Сахих» Муслима, 936).


Хадис указывает на то, что следует знать: если Аллах испытывает людей бедностью, то успокоением ему должно быть, что это будет причиной того, что он не будет спрошен за свои богатства, и за это на нем нет ответственности, он будет избавлен от этого. И не препятствие, что богатый, который правильно распорядился имуществом, ответит на все вопросы о своем богатстве и войдет на такой уровень Рая, на котором не будет бедняк.


То есть позднее вхождение в Рай не означает препятствие ко входу в его высшие ступени.


Богатые будут задержаны для того, чтобы быть спрошенными, как будут спрошены пророки, как спрошены честные люди о их правдивости


Передается о Харуне ибн Рашиде, что он проходил мимо бедняка, и тот сказал ему: «О повелитель верующих!» Тот посмотрел на него и удивился его бедности до крайней степени. Тогда этот бедняк посмотрел в упор в глаза Харуна ибн Рашида и сказал: «Не удивляйся то что ты видишь, не пренебрегай тем, что Аллах мне дал. Ведь я кушаю так же, как ты, и пью так же как ты, но ты будешь спрошен, а я нет». Тогда Харун заплакал.


Может быть такое, что человек не может кушать большинство продуктов по причине болезни, хотя обладает огромными богатствами.


Вот история, которую мне рассказал мой отец. Во время второй мировой войны был такой голод, что за мешок риса можно было купить дом. К одному из крупных купцов пришла новость о том, что цены на рис поднялись, и он в то время сидел, записывал что-то в свой журнал. В пути находился его корабль с рисом, который он купил до этого. От радости у этого купца случился приступ, и он умер, сидя за своим журналом.


И другая история. Когда бедственное положение во время войны стало проходить, один из купцов купил товар. Ему сообщили, что цены на этот товар сильно опустились. И он сразу же упал со стула, на котором сидел.


Видите, одна ситуация произошла от радости, а другая от огорчения.


Нет никакой пользы от богатства, если оно мешает подчинению Аллаху.


И поэтому, как сказали мудрые люди, человек нуждается в еде, питье и одежде. Если он зарабатывает более этого — то это излишек. Если излишек появился — восхвали Аллаха, если же нет — так пусть это не печалит.


Вопрос. Человек купил краденую вещь, зная об этом. Но Шайтан запутал его тем, что покупка такого товара разрешена. Потом этот человек покаялся, узнав, что такая сделка недействительна, хотел вернуть вещь продавцу. Однако продавец сказал, что у него нет денег, чтобы вернуть их, и он не знает, кто действительный владелец краденной вещи. Что теперь делать?


У этой краденной вещи есть два права: право перед Аллахом и право перед собственником.


Что касается права Аллаха, то в тот день человек, купивший краденную вещь, преступил границы дозволенного Аллахом, купил вещь, которую ему было запрещено покупать. Аллах сказал в Своей Книге:


وَلا تَعَاوَنُوا عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ


«Не помогайте друг другу в грехе и том, что вызывает вражду» «Аль-Маида, 2).


Тот человек помог в грехе — краже. Помог в том, что вызывает вражду — помог вору, дав ему плату за товар, которая не разрешена.


То есть покупатель совершил грех, который между ним и между Аллахом. Этот грех прощается после покаяния.


Что касается второго права, то сделка купли-продажи ничтожна, так как одно из условий действительности сделки является то, что продавец является собственником товара, либо ему было разрешено распоряжаться им.


Следовательно, покупатель может выбрать одну из двух вещей: либо спросить продавца о собственнике товара, у которого он был украден, известить обо всем собственника и дать ему возможность снова завладеть украденным. Потом стоимость возвращается тому, кому она была уплачена. Но если очень тяжело или есть причины, не позволяющие узнать о истинном собственнике, то после покупки раздай милостыню с намерением собственника товара.


Вопрос. Уважаемый шейх! Что вы можете сказать о рекламе.


У рекламы есть разновидности.


Во-первых, реклама разрешена, но следует проявлять богобоязненность при этом, чтобы в ней не было ничего, чего надо остерегаться, как например соблазнительные изображения — такая реклама запрещена.


Во-вторых, нельзя монополизировать с помощью рекламы. Например, размещать информацию о преувеличенных скидках на товар либо при помощи описаний свойств товара с преувеличением. Все это будет притеснением по отношению к вашим братьям, продающим подобный товар. То есть нельзя выделять при описании какой-либо товар в целью монополизировать рынок. На это указал аш-Шатыби в его «Аль-каида ан-нафиса», и это четвертое правило фикха — нельзя причинять вред себе, и нельзя причинять вред другим. И одно из проявлений вреда — ущерб на рынке. Тот, кто ищет прибыли, причиняя вред другим, будет лишен этой прибыли.


Вопрос. Уважаемый шейх! Что вы можете сказать о торговании. Не лишает ли она благословения в торговле.


О торгах до нас дошел хадис от Умм Анмар:


عَنْ قَيْلَةَ أُمِّ بَنِي أَنْمَارٍ قَالَتْ أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بَعْضِ عُمَرِهِ عِنْدَ الْمَرْوَةِ فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّي امْرَأَةٌ أَبِيعُ وَأَشْتَرِي فَإِذَا أَرَدْتُ أَنْ أَبْتَاعَ الشَّيْءَ سُمْتُ بِهِ أَقَلَّ مِمَّا أُرِيدُ ثُمَّ زِدْتُ ثُمَّ زِدْتُ حَتَّى أَبْلُغَ الَّذِي أُرِيدُ وَإِذَا أَرَدْتُ أَنْ أَبِيعَ الشَّيْءَ سُمْتُ بِهِ أَكْثَرَ مِنْ الَّذِي أُرِيدُ ثُمَّ وَضَعْتُ حَتَّى أَبْلُغَ الَّذِي أُرِيدُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تَفْعَلِي يَا قَيْلَةُ إِذَا أَرَدْتِ أَنْ تَبْتَاعِي شَيْئًا فَاسْتَامِي بِهِ الَّذِي تُرِيدِينَ أُعْطِيتِ أَوْ مُنِعْتِ وَإِذَا أَرَدْتِ أَنْ تَبِيعِي شَيْئًا فَاسْتَامِي بِهِ الَّذِي تُرِيدِينَ أَعْطَيْتِ أَوْ مَنَعْتِ


Передается от Койла Умм бани Анмар, что она сказала: «Как то я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал одну из умр, в тот момент он был около горы Марва, и спросила: «О посланник Аллаха, я занимаюсь торговлей, когда хочу купить что либо, то предлагаю за товар меньшую цену, чем хочу, потом добавляю, потом еще добавляю, пока цена не достигнет той, которую я хочу. Когда же я хочу продать что либо, то увеличиваю реальную цену товара, делаю ее выше, чем ту, за которую хочу продать, а потом снижаю до той цены, которую хочу за товар». Ответил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не делай так, о Койля, если хочешь продать что-то, так торгуй этим по цене, которую хочешь за товар получить, продай его либо откажи в продаже. А если ты хочешь что-то купить, торгуйся до цены, которой ты хочешь, возьми товар либо не бери». («Сунан» ибн Маджа, 2195).


Поэтому ученые сказали, что торговаться разрешено, но не чрезмерно. Если тебе скажет человек, что стоимость этой вещи сто, и ты знаешь, что стоимость этой вещи действительно сто, то ты не имеешь право сказать восемьдесят, потому что это будет притеснением в отношении твоего брата-мусульманина и причинение ему вреда, потому что такая торговля не происходит от чистосердечного отношения к твоему брату, поэтому такую торговлю ученые порицают, хотя сама по себе сделка будет действительной, но не будет ему благословения в купленном таким образом товаре, так как если бы покупатель был на месте продавца, то он не был бы доволен, если бы этот товар купили по такой цене. Приводится в хадисе:


عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ رَحِمَ اللَّهُ رَجُلًا سَمْحًا إِذَا بَاعَ وَإِذَا اشْتَرَى وَإِذَا اقْتَضَى


Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помилует Аллах того человека, который был великодушным, когда продавал, когда покупал и при возврате долга». («Сахих» аль-Бухари, 1934).


Порицается торг, чтобы только поторговаться. Если же при торговании на товар устанавливается его истинная цена, тогда в этом нет никакого стеснения.


Следующее доказательство разрешенности торговаться приводится в хадисе:


عَنْ ابْنِ عُمَرَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ وَلَا يَخْطُبْ بَعْضُكُمْ عَلَى خِطْبَةِ بَعْضٍ قَالَ وَفِي الْبَاب عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَسَمُرَةَ قَالَ أَبُو عِيسَى حَدِيثُ ابْنِ عُمَرَ حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ وَقَدْ رُوِيَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ لَا يَسُومُ الرَّجُلُ عَلَى سَوْمِ أَخِيهِ وَمَعْنَى الْبَيْعِ فِي هَذَا الْحَدِيثِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ بَعْضِ أَهْلِ الْعِلْمِ هُوَ السَّوْمُ


Передается от Ибн Умара, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не перебивайте друг другу торговлю в тот момент, когда продавец и покупатель сошлись в цене (имеется в виду момент, когда сделка до конца не завершена), и не сватайтесь к той девушке, с которой уже посватались». Так же передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не перебивайте друг другу торговлю (имеется в виду аналогичная вышеизложенной ситуация, но уже после завершения сделки до конца)». («Сунан» ат-Тирмизи, 1213. Достоверный, хороший хадис).


Слова: «Не перебивайте друг другу торговлю» как раз и указывают, что когда два человека торгуются, то нельзя в этот торг вмешиваться третьему человеку со своим предложением.


Некоторые ученые говорят, что торговаться запрещено, но это мнение неправильное, так как основывается на недостоверном хадисе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговаться. О том, что хадис слабый, говорил имам аль-Бухари.


То есть правильное мнение, что торговаться разрешено, но чтобы были соблюдены вышеперечисленные условия.


Другой вопрос — следить за языком во время торгования. Например, если покупатель видит, что товар продается за десять, а он полагает, что стоимость его девять, говорит: «Десять! Побойся Аллаха!» Если он хочет, пусть покупает за десять, если не хочет, пусть уходит. Но нельзя при торговле применять выражения, которые по нормам ислама используются, например, при побуждении человека к отказу от порицаемого или запрещенного.


Вопрос. Уважаемый шейх! Вы знаете, что в наше время торговля сильно изменилась по сравнению с теми временами, когда жил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как можно применять те хадисы в настоящее время? Как можно изучать эти хадисы, чтобы изучающий их мог смог применять их в современной ситуации.


Пусть воздаст Аллах добром задавшему этот вопрос, так как он имеет большое значение. Главы о торговле — подробные, и некоторые студенты испытывают скуку при их изучении, мало кто терпит над ними. Кто выдержит этот великий труд, то и приобретение его будет велико. И может быть кто-то заскучал, но не скучайте над тем, что сделал законом Аллах, так как это надо изучать в совершенстве, за что вам будет большая награда.


Во-первых, вопросы, которые возникают в современных правоотношениях. В праве, когда упоминаются какая-либо правовые нормы, то упоминаются правила. Право не устаревает никогда, так как всегда есть необходимость регулировать все дела рабов Аллаха. Законы Аллаха как будто ниспосланы сегодня, в этот час, пригодные для всех времен и для каждого места.


Труды современных ученых — всего лишь краткое, упрощенное изложение работ тех, кто жил до них. Например, мы будем разговаривать о хадисе, где говорится о моменте завершения сделки (хияр). Как правильно поступать в соответствии с ним: поговорим о том, на какие вопросы у ученых нет единого мнения, о значении хадиса, что сказал Саид ибн Мусаййб, Рабиа ар-Раи, Ибрахим ан-Нахаи, других праведные наши предшественники. Слова этих людей являются сокровищницей для вопросов, возникающих сегодня, потому что это те, кто обладал таким достоинством, что именно через них Аллах разъяснил основы шариата и его систему. Одно их слово в муамалят в некоторых случая могло стать правилом в торговле. Поэтому нельзя пренебрегать словами праведных предшественников. Поэтому я вам дам совет: «Если вы хотите очень хорошо изучить какой-либо вопрос, то почитайте книги ученых, которые жили раньше. Книги современных ученых просты. Тот, кто их читает, полагает, что все в них изложено ясно. Но если вы, прочитав их, попадете в ситуацию, которая в этих книгах не описана, то не сможете сделать выводы в соответствии с ней, так как получили облегченные знания».


Это дело имеет две степени:

  1. Проявление терпения по отношению к словам предшественников, активности в изучении. Возьми полезные знания от этих наиболее знающих ученых и узнай основы, имеющиеся в шариате и путь ученых
  2. Когда хорошо овладеешь первой степенью, то перейдешь на следующую степень — описание современных вопросов и перенести правила о сделках, которые выработали предшественники, и вы никогда не будете встречать сложностей, ведь торговые сделки имеют свою систему, и имеются только несколько их разновидностей.


Например, мы будем разбирать хадис: «Стороны в сделке имеют право выбора...» В первую очередь констатируем путь ученых в вопросе выбора в сделке, потом приведем основные виды сделок и изучим, что те ученые утвердили в них, а что отвергали, потом перейдем к тому, какие условия действительности сделки выработали те, кто утвердил законность, узнаем наиболее правильную из этих точек зрения. Если брать точку зрения полностью отрицающих законность сделки, то в этом затруднений не возникает. Останется только одна тема — современная торговля. Когда мы все это узнаем, то не составит труда сделать практические выводы в любой ситуации, в которой возникает вопрос о моменте выбора в сделке. И так с любыми другими вопросами.


И Аллах знает лучше.


__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить