Вход пользователя
04 Декабря 2012
Ответ о хукме коллективного дуа
Вопрос: Каков хукм группового коллективного дуа?
Ответ: Хвала Аллаху.
Это дуа либо будет в местах где оно узаконенно конкретным далилем, как кунут, молитва о дожде. В таком случае нет сомнения в его узаконенности.
Либо будет в местах где нет конкретного далиля из Сунны на его узаконенность в этом месте, как например после молитв, и так далее.
В таком случае нет проблем в этом если это делается иногда, и не берется привычкой.
Так как в основе это деяние побуждаемое к нему, желательное, однако когда конкретизируется с постоянством какой то формой, временем, местом, числом – становится нововведением.
Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж, ближайший ученик Ахмада и Исхака Ибн Рахавейхи:
قلت: يكره أن يجتمع القوم يدعون الله سبحانه وتعالى ويرفعون أيديهم؟ قال: ما أكرهه للإخوان إذا لم يجتمعوا [على] 1 عمد، إلا أن يكثروا. قال إسحاق: كما قال. وإنما معنى أن [لا] 2 يكثروا: يقول: أن لا يتخذونها عادة حتى يعرفوا به
"Я сказал Ахмаду: "Является ли порицаемым чтобы люди собирались вместе для делания дуа Аллаху, поднимая свои руки?"
Он сказал: "Я не считаю это порицаемым для братьев, если они не собираются намеренно (для этого), кроме как если это делается многократно".
Сказал Исхак также, как сказал Ахмад.
А смысл: "Кроме как это делается многократно" – то есть, чтобы они не брали это в привычку, так, что они будут узнаваться по этому действию"
Источник: "Масаиль Ахмад уа Исхак", 3580
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, приведя эту передачу от Ахмада:
فَقَيَّدَ أَحْمَدُ الِاجْتِمَاعَ عَلَى الدُّعَاءِ إذَا لَمْ يُتَّخَذْ عَادَةً
"Поэтому обусловил Ахмад собирание для дуа тем, чтобы это не бралось в привычку"
Источник: "Аль-Адаб аш Шарыия", 2-183
Таким образом нет проблем в этом групповом дуа, если это делается иногда, и не берется как привычку, и не придается этому какая то определенная форма или время или место или число раз.
Аллах знает лучше.