Вход пользователя
03 Июля 2012
Напоминание брата Абу Дауда о месяце Рамадан
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
А затем:
Ассаляму алейкум уа рохматуЛлахи уа баракятух, братья и сестры. Хочу сделать вам и себе в первую очередь это маленькое напоминание относительно месяца Рамадан и вкратце разобрать некоторые вопросы, связанные с ним.
Всевышний Аллах в Куране говорит:
«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ»
«О те, которые уверовали, предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, которые были до вас, может, вы устрашитесь»[1].
Так же пророк Мухаммад, , сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, выстаивать намаз, выплачивать закят, совершить паломничество к дому и поститься в Рамадан» Аль Бухари, Муслим.
Как мы все знаем, пост прошел три стадии в исламской умме прежде чем стал таким, как сейчас:
Первая стадия: Пост в месяц Рамадан не был обязательным и кто хотел – постился, а кто не хотел, то за каждый оставленный день кормил одного бедняка
Вторая стадия: Пост был обязателен после ниспослания слов Всевышнего:
«فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ»,
«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься»[2], но имел одну особенность, что тот, кто проспит ифтар (утренний прием пищи перед началом дня), тот уже не имел права есть и пить в течение ночи и в течение следующего дня. И это было самым трудным временем поста для мусульман, Всевышний таким образом испытывал Своих рабов. Этот период был недолгим, вскоре после этого был ниспослан аят:
«وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ»
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной»[3]. И это положение было отменено.
Третья стадия: Это тот самый пост, который утвердил для нас Шариат до Судного дня, а это: воздержание от еды, питья и половой близости от начала рассвета до заката солнца.
Для кого пост в месяц Рамадан является обязательным?
Пост в месяц Рамадн является обязательным для:
1. Мусульманина.
2. Достигшего половозрелости.
3. Не сумасшедшего.
4. Здорового.
5. Не находящегося в пути.
6. И еще добавляется для женщин, чтоб они были очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также не были беременны или кормящими.
Теперь, давайте определим, когда же все-таки начинается месяц Рамадан, это происходит следующим образом. Пророк, , сказал: «Начинайте поститься, как только вы его (молодой месяц Рамадана) увидите, и прекращайте поститься, как только вы его (молодой месяц Шавваля) увидите. А если он скрылся от вас, то отчитывайте тридцать (дней)»[4].
Из этого хадиса мы берем сразу два способа, по которым можно определить начало месяца Рамадан:
1. Как только мы увидим молодой месяц. Таким образом, что специальная группа мусульман должна наблюдать всю ночь 29-ого Ша’бана (месяц, который идет перед Рамаданом) за появлением луны, т.к. она может появиться в течение всей ночи, от магриба до фаджира. И если луна появилась, то значит наступил месяц Рамадан и уже, начиная с этой ночи, можно выстаивать молитву «таравих», а на следующий день, все должны поститься. И так же, если порядочный мусульманин, заслуживающий доверия объявит нам о том, что он видел молодой месяц и в этом случае, если мы даже и не увидели луну, то должны принять его слова и поступить соответствующе. Довод на это хадис от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Люди высматривали месяц и я пришел к пророку, , и сообщил, что я видел молодой месяц, и тогда он (пророк, ) начал поститься и приказал всем людям тоже поститься»[5]. И мы видим, что пророк, , ограничился вестью одного человека, хотя сам не видел луну. И если мусульмане той или иной местности так и не увидели луну, по любой причине, но до них достоверно дошло, что в какой-нибудь другой местности мусульмане точно видели месяц, то мусульманам всего мира является обязательным начать поститься. А если луна так и не появилась, либо небо было облачным, то тут уже переходим ко второму способу определения начала месяца.
2. Второй способ, но к нему мы переходим, только если первый не получился. А это отсчитывание 30-ти дней месяца Ша’бан, и если на тридцатый день молодой месяц так и не появился, то нам все - равно надо начинать поститься, т.к. ни Ша’бан, ни какой другой месяц не может длиться 31 день.
Теперь давайте поговорим о том, что является обязательным постящемуся.
Во-первых, на что хочется обратить внимание мусульман, а это – намерение. Человек может поститься целый месяц, а у Всевышнего Аллаха так и не найдет никакой награды, а может даже и наоборот, будет зарабатывать грех. Поэтому мусульманин должен быть искренним в своих намерениях и поститься только ради Аллаха и ни в коем случае не должен поститься, чтоб заодно и похудеть или поправить свое здоровье, или очистить свой организм, или подобные намерения, которые стирают награду постящегося.
Во-вторых, мусульманин должен воздерживаться от еды, питья, половой близости со своими женщинами от начала рассвета и до заката солнца, т.к. эти единственные три действия и нарушают пост.
И если кто-нибудь нарушит свой пост таким образом, что поест или попьет днем в месяц Рамадан специально, то его день поста портится, он зарабатывает страшный грех, за который Всевышний Аллах может наказать его. Такому человеку обязательно нужно искренне покаяться перед Аллахом, просить прощения за свой грех и почаще держать добровольные посты. А что касается того дня, который он нарушил, то его не нужно восполнять и он все равно не заменит нарушенный день.
А если кто поел или попил случайно, по забывчивости, то нет на нем греха, и его пост не портится, поистине, его накормил Аллах, как об этом рассказал нам пророк, , сказав: «Кто был постящимся и поел или попил по забывчивости, то пусть завершит свой пост, поистине, это Аллах накормил и напоил его»[6].
А вот кто нарушит свой пост, совершив половой акт со своей женой днем в месяц Рамадан, то такой должен заплатить выкуп за свой грех. Он должен отпустить раба, если же он не в состоянии это сделать, то должен поститься 60 дней подряд, если и это ему не под силу, то пусть накормит 60 бедняков из числа мусульман. И пусть делает таубу и больше не возвращается к этому греху, ибо Всевышний Аллах суров в наказании.
Что не портит пост, и можно совершать это без всякого порицания со стороны шариата?
1. Глотание слюней.
2. Глотание мокроты.
3. Использование капель, инъекций, кремов.
4. Находиться в состоянии полового осквернения в момент наступления рассвета.
5. Целование жены и ласки, если ситуация полностью под контролем и нет вероятности перерастания этого в половой акт.
6. Принятие ванны и душа, например для охлаждения.
7. Полоскание рта и носа, только не очень глубокое.
8. Опробование еды на вкус, только что бы она не доходила до глотки.
9. Хиджама (кровопускание), если только нет вероятности обессиливания.
10. Использование сурьмы.
11. Нюхание запахов.
12. Использование сивака, а так же чистка зубов с зубной пастой (только что бы паста не доходила до глотки).
13. Использование суппозиторий, свечей и тампонов (женщинам).
14. Брать мазок из полового органа.
15. Насморк.
16. Употребление пищи, питья или совершение полового акта по забывчивости.
17. Рвота, которая произошла не по инициативе постящегося.
И т.п. действия, которые не подпитывают человека и не проникают в него через рот. Все это не портит пост, и совершение этого не является порицаемым со стороны шариата.
Кому является дозволенным, без всякого порицания, не поститься в месяц Рамадан?
Является дозволенным не поститься в месяц рамадан следующим категориям:
1. Путник и больной.
Любой тот, кто находится вдали от своего дома, и нет разницы, испытывает ли он трудности в поездке или нет, и любой тот, кто находится в болезни, имеют право оставить пост в месяц Рамадан. Потому что Всевышний Аллах сделал для них дозволенным это и не пояснил, что это только для тех, кто испытывает те или иные трудности, сказав:
«فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ»
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[7].
Но каждый из них, после того как выйдет из этих двух описаний, должен будет восполнить пропущенные дни поста один к одному, как об этом сказано в Куране. Единственно, только если болезнь хроническая, как, например, язва желудка или сахарный диабет и т.п. и человек понимает, что никогда не поправиться, то он заходит в следующий раздел .
2. Старик, старуха, беременная, кормящая женщина.
Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах убрал половину намазов у путников, а от беременных, путников и кормящих (убрал) пост»[8]. И если бы не предыдущий аят о том, что путник возмещает свой пропущенный пост в другие дни, то они бы все вместе и путник, и беременная, и кормящая, заходили бы в следующий аят, в котором Всевышний Аллах говорит:
«وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ»
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка»[9]. И т.к. на путника пришел конкретный текст, то на него распространяется другое положение, а что касается тех, кому тяжело дается пост, таких как: старик, старуха, беременная, кормящая и больные хроническими болезнями, то они заходят под постановление этого аята, т.е. за каждый оставленный день – кормить одного бедняка. Хочу обратить ваше внимание, что беременные и кормящие заходят под этот аят прямым текстом, а не через кыяс (сравнение по аналогии) на стариков.
Конечно, в этом вопросе существует приемлемое разногласие среди ученых этой уммы, но, как бы там не было, я склонился к этому мнению, это также мнение двух сподвижников АбдуЛлаха бин Аббас и АбдуЛлаха бин Умар, да будет доволен ими Аллах. Известно от Ибн Аббаса, что он говорил своей беременной дочери : «Ты подобна старухе, которая не может поститься, так не постись же и корми за каждый день по пол са’а[10] пшеницы»[11].
Что же касается женщин с месячными или послеродовыми кровотечениями, то им запрещается держать пост, этот пост недействителен и они должны возместить его. А после окончания месячных женщина начинает поститься, если она очистилась ночью (от магриба до фаджира) то со следующего дня она уже постится, а если она очистилась днем (от фаджира до магриба), то ей не нужно поститься оставшуюся часть дня, но должна продолжить свой пост со следующего. А те женщины, у которых выходит кровь по причине болезни или разрыва вены, то они обязаны продолжать свой пост и им нельзя прерывать его.
Прошу Аллаха, чтоб принял этот труд и сделал его полезным для мусульман. Все, что тут было сказано, если соответствует истине, то это только от Аллаха, а все, что противоречит ей, то это от меня и шайтана. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними с истинным руководством до Судного дня.
Подготовил Абу Дауд.
[1] Корова 183
[2] Корова 185
[3] Бакара 187
[4] Аль Бухари 1909, Муслим 1081
[5] Абу Дауд 2342, Аль Хаким 1\423
[6] Аль Бухари 1923 Муслим 1155
[7] Бакара 184
[8] Ахмад 4\347 и посчитал его хорошим шейх Мустафа аль Адави.
[9] Бакара 184
[10] Са’ – это четыре мудда. Мудд это мера веса равная весу, который помещается в две ладони, если сомкнуть их.
[11] АбдуРраззак 7567, Ад Даракутни 2\206 и сам же удостоверил его.
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
А затем:
Ассаляму алейкум уа рохматуЛлахи уа баракятух, братья и сестры. Хочу сделать вам и себе в первую очередь это маленькое напоминание относительно месяца Рамадан и вкратце разобрать некоторые вопросы, связанные с ним.
Всевышний Аллах в Куране говорит:
«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ»
«О те, которые уверовали, предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, которые были до вас, может, вы устрашитесь».
Так же пророк Мухаммад, , сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, выстаивать намаз, выплачивать закят, совершить паломничество к дому и поститься в Рамадан» Аль Бухари, Муслим.
Как мы все знаем, пост прошел три стадии в исламской умме прежде чем стал таким, как сейчас:
Первая стадия: Пост в месяц Рамадан не был обязательным и кто хотел – постился, а кто не хотел, то за каждый оставленный день кормил одного бедняка
Вторая стадия: Пост был обязателен после ниспослания слов Всевышнего:
«فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ»,
«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься», но имел одну особенность, что тот, кто проспит ифтар (утренний прием пищи перед началом дня), тот уже не имел права есть и пить в течение ночи и в течение следующего дня. И это было самым трудным временем поста для мусульман, Всевышний таким образом испытывал Своих рабов. Этот период был недолгим, вскоре после этого был ниспослан аят:
«وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ»
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной». И это положение было отменено.
Третья стадия: Это тот самый пост, который утвердил для нас Шариат до Судного дня, а это: воздержание от еды, питья и половой близости от начала рассвета до заката солнца.
Для кого пост в месяц Рамадан является обязательным?
Пост в месяц Рамадн является обязательным для:
Мусульманина.
Достигшего половозрелости.
Не сумасшедшего.
Здорового.
Не находящегося в пути.
И еще добавляется для женщин, чтоб они были очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также не были беременны или кормящими.
Теперь, давайте определим, когда же все-таки начинается месяц Рамадан, это происходит следующим образом. Пророк, , сказал: «Начинайте поститься, как только вы его (молодой месяц Рамадана) увидите, и прекращайте поститься, как только вы его (молодой месяц Шавваля) увидите. А если он скрылся от вас, то отчитывайте тридцать (дней)».
Из этого хадиса мы берем сразу два способа, по которым можно определить начало месяца Рамадан:
Как только мы увидим молодой месяц. Таким образом, что специальная группа мусульман должна наблюдать всю ночь 29-ого Ша’бана (месяц, который идет перед Рамаданом) за появлением луны, т.к. она может появиться в течение всей ночи, от магриба до фаджира. И если луна появилась, то значит наступил месяц Рамадан и уже, начиная с этой ночи, можно выстаивать молитву «таравих», а на следующий день, все должны поститься. И так же, если порядочный мусульманин, заслуживающий доверия объявит нам о том, что он видел молодой месяц и в этом случае, если мы даже и не увидели луну, то должны принять его слова и поступить соответствующе. Довод на это хадис от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Люди высматривали месяц и я пришел к пророку, , и сообщил, что я видел молодой месяц, и тогда он (пророк, ) начал поститься и приказал всем людям тоже поститься». И мы видим, что пророк, , ограничился вестью одного человека, хотя сам не видел луну. И если мусульмане той или иной местности так и не увидели луну, по любой причине, но до них достоверно дошло, что в какой-нибудь другой местности мусульмане точно видели месяц, то мусульманам всего мира является обязательным начать поститься. А если луна так и не появилась, либо небо было облачным, то тут уже переходим ко второму способу определения начала месяца.
Второй способ, но к нему мы переходим, только если первый не получился. А это отсчитывание 30-ти дней месяца Ша’бан, и если на тридцатый день молодой месяц так и не появился, то нам все - равно надо начинать поститься, т.к. ни Ша’бан, ни какой другой месяц не может длиться 31 день.
Теперь давайте поговорим о том, что является обязательным постящемуся.
Во-первых, на что хочется обратить внимание мусульман, а это – намерение. Человек может поститься целый месяц, а у Всевышнего Аллаха так и не найдет никакой награды, а может даже и наоборот, будет зарабатывать грех. Поэтому мусульманин должен быть искренним в своих намерениях и поститься только ради Аллаха и ни в коем случае не должен поститься, чтоб заодно и похудеть или поправить свое здоровье, или очистить свой организм, или подобные намерения, которые стирают награду постящегося.
Во-вторых, мусульманин дожжен воздерживаться от еды, питья, половой близости со своими женщинами от начала рассвета и до заката солнца, т.к. эти единственные три действия и нарушают пост.
И если кто-нибудь нарушит свой пост таким образом, что поест или попьет днем в месяц Рамадан специально, то его день поста портится, он зарабатывает страшный грех, за который Всевышний Аллах может наказать его. Такому человеку обязательно нужно искренне покаяться перед Аллахом, просить прощения за свой грех и почаще держать добровольные посты. А что касается того дня, который он нарушил, то его не нужно восполнять и он все равно не заменит нарушенный день.
А если кто поел или попил случайно, по забывчивости, то нет на нем греха, и его пост не портится, поистине, его накормил Аллах, как об этом рассказал нам пророк, , сказав: «Кто был постящимся и поел или попил по забывчивости, то пусть завершит свой пост, поистине, это Аллах накормил и напоил его».
А вот кто нарушит свой пост, совершив половой акт со своей женой днем в месяц Рамадан, то такой должен заплатить выкуп за свой грех. Он должен отпустить раба, если же он не в состоянии это сделать, то должен поститься 60 дней подряд, если и это ему не под силу, то пусть накормит 60 бедняков из числа мусульман. И пусть делает таубу и больше не возвращается к этому греху, ибо Всевышний Аллах суров в наказании.
Что не портит пост, и можно совершать это без всякого порицания со стороны шариата?
Глотание слюней.
Глотание мокроты.
Использование капель, инъекций, кремов.
Находиться в состоянии полового осквернения в момент наступления рассвета.
Целование жены и ласки, если ситуация полностью под контролем и нет вероятности перерастания этого в половой акт.
Принятие ванны и душа, например для охлаждения.
Полоскание рта и носа, только не очень глубокое.
Опробование еды на вкус, только что бы она не доходила до глотки.
Хиджама (кровопускание), если только нет вероятности обессиливания.
Использование сурьмы.
Нюхание запахов.
Использование сивака, а так же чистка зубов с зубной пастой (только что бы паста не доходила до глотки).
Использование суппозиторий, свечей и тампонов (женщинам).
Брать мазок из полового органа.
Насморк.
Употребление пищи, питья или совершение полового акта по забывчивости.
Рвота, которая произошла не по инициативе постящегося.
И т.п. действия, которые не подпитывают человека и не проникают в него через рот. Все это не портит пост, и совершение этого не является порицаемым со стороны шариата.
Кому является дозволенным, без всякого порицания, не поститься в месяц Рамадан?
Является дозволенным не поститься в месяц рамадан следующим категориям:
Путник и больной.
Любой тот, кто находится вдали от своего дома, и нет разницы, испытывает ли он трудности в поездке или нет, и любой тот, кто находится в болезни, имеют право оставить пост в месяц Рамадан. Потому что Всевышний Аллах сделал для них дозволенным это и не пояснил, что это только для тех, кто испытывает те или иные трудности, сказав:
«فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ»
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».
Но каждый из них, после того как выйдет из этих двух описаний, должен будет восполнить пропущенные дни поста один к одному, как об этом сказано в Куране. Единственно, только если болезнь хроническая, как, например, язва желудка или сахарный диабет и т.п. и человек понимает, что никогда не поправиться, то он заходит в следующий раздел .
Старик, старуха, беременная, кормящая женщина.
Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах убрал половину намазов у путников, а от беременных, путников и кормящих (убрал) пост». И если бы не предыдущий аят о том, что путник возмещает свой пропущенный пост в другие дни, то они бы все вместе и путник, и беременная, и кормящая, заходили бы в следующий аят, в котором Всевышний Аллах говорит:
«وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ»
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». И т.к. на путника пришел конкретный текст, то на него распространяется другое положение, а что касается тех, кому тяжело дается пост, таких как: старик, старуха, беременная, кормящая и больные хроническими болезнями, то они заходят под постановление этого аята, т.е. за каждый оставленный день – кормить одного бедняка. Хочу обратить ваше внимание, что беременные и кормящие заходят под этот аят прямым текстом, а не через кыяс (сравнение по аналогии) на стариков.
Конечно, в этом вопросе существует приемлемое разногласие среди ученых этой уммы, но, как бы там не было, я склонился к этому мнению, это также мнение двух сподвижников АбдуЛлаха бин Аббас и АбдуЛлаха бин Умар, да будет доволен ими Аллах. Известно от Ибн Аббаса, что он говорил своей беременной дочери : «Ты подобна старухе, которая не может поститься, так не постись же и корми за каждый день по пол са’а пшеницы».
Что же касается женщин с месячными или послеродовыми кровотечениями, то им запрещается держать пост, этот пост недействителен и они должны возместить его. А после окончания месячных женщина начинает поститься, если она очистилась ночью (от магриба до фаджира) то со следующего дня она уже постится, а если она очистилась днем (от фаджира до магриба), то ей не нужно поститься оставшуюся часть дня, но должна продолжить свой пост со следующего. А те женщины, у которых выходит кровь по причине болезни или разрыва вены, то они обязаны продолжать свой пост и им нельзя прерывать его.
Прошу Аллаха, чтоб принял этот труд и сделал его полезным для мусульман. Все, что тут было сказано, если соответствует истине, то это только от Аллаха, а все, что противоречит ей, то это от меня и шайтана. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними с истинным руководством до Судного дня.