Вход пользователя
23 Ноября 2024
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Выносил ли Ибн Теймия такфир ашаритам?
Выносил ли Ибн Теймия такфир ашаритам?
Оппоненты утверждают, что Ибн Теймия вообще не выносил такфир ашаритам.
В этой работе я хотел бы прокомментировать эту тему.
Точка разногласия
Я утверждаю:
1. Ибн Теймия в основе не выносил такфир ашаритам, хоть и признавал их слово куфром, а их самих называл джахмитами.
2. Ибн Теймия выносил такфир некоторым ашаритам, кто проявил упрямство перед истиной и доводами и вражду к ней
3. Ибн Теймия выносил такфир ашаритам за некоторые дополнительные вещи, типа впадения в ясное зиндичество или ширк
Кто считает, что я лгу, ошибаюсь в этом – должен приводить частные тексты по этой теме, а не общие тексты об оправдании ошибшегося, что является вне точки разногласий поскольку я не утверждаю что Ибн Теймия такфирил всех ашаритов
Поэтому любые попытки приводить, что Ибн Теймия не такфирил многих ашаритов или му’тазилитов, будет уходом от точки разногласия – заявлений, что он вообще их не такфирил, или что довод над ними не способен установиться и так далее.
И тот кто прочтет это – увидит разницу между тем, что читает Ибн Теймию сам, и тем кто читает его через альУмейри, Махмуда, Гафиса, Сабта, и других суруритских шейхов, скрывающих такие тексты.
Слова Ибн Теймии судьям-ашаритам, державшим его в тюрьме
Говорит Ибн Теймия, описывая свои тюремные злоключения, и ашаритских судей:
«И я проявил жёсткость в ответе им, и сказал им громким голосом: «О заменившие религию, о муртадды от Шариата, о зиндики!»
Источник: «Ат Тис’иния», 118
Эти слова поняли как личный такфир в их адрес все имамы недждийского призыва.
Эти слова опровергают манхадж многих суруритов, для которых довод никогда не возможно чтобы установился, и которые не могут дать никакого четкого критерия, когда считать его установившимся
Для Ибн Теймии же все было не так, и для него на практике были люди, над кем довод установился и кому вынесен хукм
Слова Ибн Теймии про ар Рази, Абу Миш’ара, аль Газали и других мутакаллимов впавших в батынизм и зиндичество.
Сказал также шейх уль Ислам Ибн Теймия, поговорив о заблуждениях мутакаллимов и приведя примеры из их слов:
"И также, неизвестен среди людей каляма никто, кроме как у него в Исламе есть высказывание, говорящего которое такфирят все мусульмане, включая его же сторонников.
И обобщения хватит, и нет нужды в примерах.
Так какая же группа больше заслуживает называться хашавитами и заблудшими, чем они?
И это указывает на наличие вероотступничества в них, равно как и у них есть многочисленное лицемерие!
И это когда будет в неясных вопросах, то может можно сказать: "Он в этом ошибающийся заблудившийся, и не установился над ним довод, по причине которого становится кафиром тот, над кем он установился".
Однако, это выходит от групп из их числа в ясных вопросах, которые знают как ученые, так и простые из мусульман, что они из религии мусульман, более того, даже иудеи и христиане знают, что Мухаммад, мир ему, был послан с этим, и делал такфир тому, кто противоречил этому
Как например – поклонение Одному Аллаху, не придавая ему сотоварищей, и запрет поклоняться кому либо, помимо Аллаха, как например ангелам, Пророкам, солнцу, луне, звездам, идолам, и другим обьектам поклонения.
Истинно, это самое очевидное из законоположений Ислама!
И также примером этого служит его приказ к пяти молитвам, и обязывание этим, и возвеличивание их положения.
И также примером этого служит его вражда к иудеям и христианам, мушрикам, сабеям и огнепоклонникам.
И также: запрет мерзостей, как риба, хамр, азартные игры, и подобного этому.
Затем, ты видишь их как многие из их главарей впадают в эти вещи (то есть в отрицание их), и они стали муртаддами по этой причине – даже если они иногда каялись от этого и возвращались в Ислам.
И они подобны главам племён, как аль Акра ибн Хас и Уейна ибн Хисн и им подобные, кто стали муртаддами а затем вернулись в Ислам, и среди них были те кто обвинялся в лицемерии и болезни сердца, и среди них были те кто не обвинялся.
Или будет сказано: они по причине знаний, которые у них есть, сравниваются с Абдуллахом ибн Аби Сархом, кто был писцом откровения, затем стал муртаддом и присоединился к многобожникам, и Пророк приказал пролить его кровь в год открытия Мекки, затем Усман пришёл к нему с ним и он дал присягу на Ислам.
И лучшим из возможных состояний того, кто писал книги согласно религии мушриков и им подобных, будет то, что он принял Ислам!
И многие главари этих людей (мутакаллимов) точно такие же – иногда ты видишь как он становится вероотступником ясным вероотступничеством, иногда возвращается в Ислам с болезнью в сердце и лицемерием, и быть может у него иногда будет третье состояние, где Иман победит лицемерие.
Однако очень мало их защитились от какого то вида нифака, и истории об этом от них известны, и упомянул Ибн Кутейба многое из этого в начале книги «Мухталяф аль хадис».
И передано от Джахма ибн Сафвана, что он оставил молитву 40 дней, не считая ее обязательной.
И люди собиравшие высказывания разных групп, как Абу Иса аль Варрак, ат Танухи, Абу аль Хасан аль Ашари, коды Абу Бакр аль Бакиллани и Аш Шахристани и другие кто собирал высказывания людей каляма, передали друг от друга многое из этого.
И выше этого – то что некоторые из них написали книги посвящённые религии мушриков и вероостступничеству от Ислама, как написал ар-Рази свою книгу о поклонении звездам и идолам, и выдвинул доводы на хорошесть этого и пользу от этого и побудил к этому, и это – ясное вероотступничество по единогласному мнению мусульман, хотя может быть, он вернулся к Ислам»
Источник: «Аль Интисар ли ахлиль Асар», стр. 77-80
Эти слова цитировали, доказывая что слова Ибн Теймии про оправдание по ошибке не обобщенные – все имамы недждийского призыва
Â
Такфир ар Рази и Ибн Араби
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
«И мутакаллимы джахмиты не поклоняются ничему, а их аскеты поклоняются всему. И в начале государства монголов, Фахр ар Рази, мутакаллим муаттылей джахмитов и зиндиков, и Ибн Араби, их суфии, объединились на отрицании Господа Миров, который ниспослал книги и послал Посланников»
Источник: «Джами аль Масаиль», 8/137
Такфир Шамсуддину аль-Асфахани, лидеру ашаритов
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
«И доходит до того, что ты в имамах ученых этих людей застаешь тех, кто не отличает Коран от другого, однако может случиться так, что ты упомянешь ему аят, а он отвечает: «Мы не согласны с достоверностью этого хадиса»
И быть может, он скажет: «Я говорю это опираясь на такие то слова Пророка..», а это на самом деле аят из книги Аллаха
И до нас дошли удивительные вещи, а того что не дошло – ещё больше.
И рассказал мне достоверный, что занял пост главы медресе возле мавзолея Хусейна в Египте один из имамов мутакаллимов, человек которого звали Шамсуддин аль-Асбахани, шейх аль Айки, и ему дали прочитать джуз, и он стал читать: «С именем Аллаха, милостивого милосердного! Алмаса!», и ему сказали: «Алиф, лям, мим, сод»
Так поразмысли же над этим справедливым судом, чтобы разъяснилось тебе, что те кто порочат людей хадиса, и отклоняются от их убеждений – невежды зиндики мунафики вне всяких сомнений!»
Источник: «Аль Интисар ли ахлиль асар», 143
Â
Такфир аль-Ахнаи, ашариту-кубуриту, муфтию маликитов
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия про аль-Ахнаи, муфтия "маликитов" его времени, и других ученых ширка его времени:
"И эти мушрики и клеветники, подобные этому оппоненту (аль Ахнаи), и ему подобным - очень заслуживают джихада, и разьяснения того к чему они призывают из заблуждения и нечестия, и того прямого и верного пути который они запрещают, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, и вся религия принадлежала лишь Аллаху"
Источник: "Аль Ихнаия", стр. 208
Такфир Ибн Махлюфа
Сказал Ибн Теймия:
«И то, чего он боится – прибытия врага и тому подобного в рапорте, с которым он прибыл из Шама к Ибн Махлюфу касательно истигасы к Пророку мир ему – если они выявили это, то дурные последствия этого будут против них и это докажет что они – мушрики, не различающие между религией мусульман и религией христиан.
Ведь мусульмане единогласны в том что знают из Ислама с предельной очевидностью, что нельзя человеку поклоняться, взывать и просить о помощи и уповать кроме как на Аллаха, и что кто поклоняется приближенному ангелу, или посланному Посланнику, или взыввает к нему или молит о помощи – тот мушрик»
Источник: «Маджму аль фатава», 3/272
Такфир аль Бакри
Сказал шейх уль Ислам, опровергая аль-Бакри:
«И в этом месте разъясняется заблуждение этих мушриков со стороны творения, и шариатского приказа..»
Источник: «Ар Радд аля аль Бакри», стр. 447
Сказал также шейх уль Ислам:
«Предел того, в чем аль Бакри обвиняет своих оппонентов – преуменьшение Посланников. А его оппоненты говорят о нем, и ему подобных, что они – мушрики, и известно что ширк – худший из грехов»
Источник: «Ар Радд аля аль Бакри», стр. 290
Большинство отрицателей Возвышенности Аллаха были муртаддами
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия перечислив тех кто утверждал, что Аллах на Троне:
"И это - гигантские группы, и они намного почтеннее степенью у мусульман чем те, кто говорит что Аллах - не на Троне.
Ведь отрицатели того, что Аллах на Троне - не известен среди них никто, кроме как трахнутый в его разуме и религии у Уммы, даже если он покаялся от этого.
Более того, большинство их, или почти все - случилось с ними тот или иной вид вероотступничества от Ислама, хоть среди них были и те кто вернулся к Исламу - подобно тому, как их старый шейх Джахм ибн Сафван отступил от Ислама и пробыл 40 дней сомневающимся в своем Господе"
Источник: "Баян Тальбис аль Джахмия", 3/472
Большинство ашаритов-мутакаллимов сомневались в Исламе
Сказал шейх уль Ислам Ибн теймия про аргумент ашаритов на сотворенность мира:
"И по этой причине стали одолевать джахмитов, му’тазилитов и тех ашаритов кто им последовал атеисты из числа философов и прочих.
Ведь они заявили что акциденции и тела сотворены, и вытекает из обобщенности их слов, что они ведут к сотворенности всего что существует - хоть они и не хотели этого, однако это непременно вытекает из их слов - и известно, что это ложное убеждение!
Атеисты же в ответ заявили об извечности космоса, и нет сомнения что это куфр и ложное слово также.
И обе группы стали возражать друг другу на их доводы так, что это аннулирует их собственные - и это потому что оба этих слова ложные, а раз их довод ложный - то его можно опровергуть
И поэтому большинство их имамов говорит о равенстве доказательств в этом вопросе и ему подобных, и попадают в остановку и сомнения.
А учитывая то, что они убеждены, что Ислам не удостоверить, кроме как по пути сотворенности тел и акциденций по которому они пошли - то это стало причиной их нифака и зиндичества!
И это убеждение ложно, ведь этот путь доказательства - не имеет никакого отношения к основам Ислама.
И возьми урок в этом с Ибн ар Раванди про которого говорят, что он один из шейхов аль-Аш'ари.
И ашариты радовались согласию его, и согласию Абу Исы аль Варрака с ними в теме "слов Аллаха в душе", однако вместе с этим, у Ибн ар Раванди есть книга "ат Тадж", про извечность мира.
И аль Аш'ари в своей большой книге под названием "Фусуль" упомянул аргументы атеистов на извечность мира, и стал говорить о них, и упомянул все что упомянул Ибн ар Раванди в книге "Ат Тадж".
И было сказано, что аль-Аш'ари в конце жизни сказал про равенство доказательств.
И также, возьми урок с Фахра ар Рази. Ведь в этом вопросе - сотворенности тел - он упоминает доводы обоих групп, а затем говорит в своей самой последней книге в конце его жизни под названием "Аль Маталиб аль Алия" про равенство доказательств, и что этот вопрос - из вводящих умы в смятение.
И поэтому преимущественным состоянием их последователей было сомнение и неуверенность в Исламе!
Как рассказал мне тот, кому рассказал Ибн Бадих, что он зашёл к Хосрою Шахи, и он был одним из учеников Фахра ар Рази.
Когда тот приехал в Египет и Шам, и взял его к себе правитель Кирка Насыр, которому он преподавал - и в итоге говорится, что правитель потерял веру по его причине и причине ему подобных
И он сказал: "Я зашел к Хосройшахи в Дамаске, и он сказал мне: "В чем ты убежден?"
И я ответил: "Убежден в том же, что и все мусульмане"
И Хосройшахи сказал: "И ты тверд в этом и твоя грудь спокойна на этом?"
И я ответил: "Да"
И Хосройшахи заплакал сильным страшным плачем и сказал: "Однако я не знаю клянусь Аллахом в чем я убежден! Однако я не знаю клянусь Аллахом в чем я убежден! Однако я не знаю клянусь Аллахом в чем я убежден!"
И рассказал мне шейх имам Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Абдуль Кауий, от муаззина города Кирка, что он сказал: "Я однажды поднялся ночью на минарет и там провел ее восхваляя Аллаха там, затем спустился и увидел что Хосройшахи беседует с правителем, и правитель сказал мне: "Ты до этого часа восхвалял Аллаха на минарете?"
Я сказал: "Да".
Он сказал: "Ты заночевал в уединенной беседе с Милостивым, а я заночевал в уединенной беседе с шайтаном"
Источник: "Ат Тис'иния", 3/776
Ответ Ибн Теймии Фахру ар Рази и описание состояния отрицателей
Фахр ар Рази в своей книге «Та’сис» заявил что поднятие рук вверх в дуа – это поднятие их к ангелам
Из того, чем ответил Ибн Теймия:
«Кто назвал допустимым поднятие рук при дуа не Аллаху – тот из мушриков, которые взывают не к Аллаху..»
«Стало ясным, что эти джахмиты отрицают истинную сущность бытия Аллаха Единым и Самодостаточным, и что они отрицают суть дуа к Аллаху, дозволяя ширк»
«Эти джахмиты и те кто присоединились к ним из безбожников, философов и сабиев, и других, не убеждены в истинности дуа Аллаху, и не веруют что Аллах способен на всякую вещь»
«И истинная сущность их убеждений – аннулирование того, с чем посланы Посланники из разных видов дуа, и аннулирование того естества на котором Аллах сотворил своих рабов.
И они – основа джахмизма и та’тыля, а кто согласился с ними в чем то из этого – стал отрицающим что Аллах – существующий, к кому устремляются, взывают и поклоняются!
И поэтому, ты видишь, что большинство этих отрицающих, что Аллах над Троном - в них есть распад и отворачивание от дуа к Аллаху и просьб к Нему по степени этого отрицания.
Кроме как если человек невежда об истинной сущности их слов, соглашается языком с ними в их словах, суть которых не понимает, а его естество осталось здоровым.
В таком человеке будут Иман и нифак.
Тот же, чьим сердцем это овладело - изменилось его естество, и такие отворачиваются от дуа к Аллаху и поклонения ему"
Источник: "Баян тальбис аль Джахмия", 4/527
Кстати, недавно устаз Сулейман аль Маджид в своей книге, которую издали лондонские суруриты, заявил что критика Ибн Теймии в адрес ар Рази была по типу академичной и он ни разу не задел его и не обвинил!!
Что называется, когда поверил в собственную пропаганду
Такфир Ибн Теймии в адрес других групп и заключение
Что же касается личного такфира Ибн Теймии в адрес исмаилитов, нусейритов, имамов секты Ибн Араби как Ибн Сабаин, Тильмисани1, крайних рафидитов, Джахма ибн Сафвана, Джа’да ибн Дирхама, лидеров философов типа Ибн Сины, Ибн Рушда, автора «Бидаятуль муджтахид», то я специально не стал приводить это, потому что это слишком затянет работу.
Суть что слова Ибн Теймии про оправдание по ошибке не были обобщенными а личный такфир – как и джихад против них – не был невозможным, а тема довода не была прикрытием для объединительных политических проектов
Отношение Ибн Теймии к тем, кто такфирит ашаритов Ибн Теймия с уважением относился к ханбалитским и шафиитским ученым, которые такфирили их, и не называл их хаддадитами, орками, сектантами и так далее.
Его уважительное отношение к шейху Ибн Кудаме, к имаму Абдуль Гани, к имаму Ибн Мандах, к Ибн Аби Хатиму, к аль-Ансари (вопросы суфизма выношу за скобки), к собственному деду Маджуддину Ибн Теймие, и другим ученым такфирившим ашаритов – ранним и поздним – известно.
Более того, даже тех кто вынесли такфир имаму аль Бухари, неправильно поняв его слова, Ибн Теймия говорит об их награде за иджтихад!
Сказал шейх уль Ислам:
«Те, кто поднялись против аль Бухари – также благородные имамы.
И аль Бухари да будет доволен им Аллах из лучших людей!
И если было хорошим их намерение, и аль Бухари и они проявили иджтихад – наградит его и их Аллах за хорошее намерение и иджтихад.
Если же от него или от них вышла некоторая ошибка – то да простит Аллах им всем»
Источник: «Маджму аль фатава», 12/208
Где это от тех, кто видит в мусульманах, ревнующих акыду и саляфию, и следующих му’тамаду мазхаба ханбалитов и известному у ученых мнению – каких то орков, сектантов, и так далее?
И сказал шейх уль Ислам:
"Акыда не берется от меня, и от того, кто больше чем я, однако акыда берется от Аллаха, Свят Он и Велик, и Его Посланника, и единогласного мнения саляфов этой общины"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 3/203
В заключение – хвала Аллаху, господу Миров