Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Связь ашаризма с грехами и куфром

Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

 Сказал Посланник Аллаха:

أَلاَ وَ إِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَ إِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَ هِيَ الْقَلْبُ﴾

"Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце”

Этот хадис передали аль-Бухари 52 и Муслим 1599

Сказал Ма'мар ибн Рашид:

عَنْ عَاصِمِ بْنِ أَبِي النَّجُودِ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: «‌الْقَلْبُ ‌مَلِكٌ وَلَهُ جُنُودٌ، فَإِذَا صَلُحَ الْمَلِكُ صَلُحَتْ جُنودُهُ، وَإِذَا فَسَدَ الْمَلِكُ فَسَدَتْ جُنودُهُ

"От Асыма ибн Аби ан Наджуда, от Абу Салиха, от Абу Хурейры, что он сказал: "Сердца - царь, и у этого царя есть войска (органы). И если праведным будет царь - будут праведным его войска, а если скверным станет царь - то скверным станут его войска"

Источник: "Джами" Ма'мар ибн Рашид, 20375, иснад достоверный

Сказал имам Ибн аль Каййим:

فإذا تحقق العبدُ علوَّه المطلق على كل شيءٍ بذاته، وأنّه ليس شيءٌ فوقه البتة، وأنّه قاهر فوق عباده، يدبّر الأمر من السماءِ إلى الأرض ثم يعرج إليه {إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ} [فاطر/ 10] صار لقلبه أَمَمًا يقصده، وربًّا يعبده، وإلهًا يتوجّه إليه؛ بخلاف من لا يدري أين ربه، فإنَّه ضائع مشتَّت القلب، ليس لقلبه قبلةٌ يتوجه نحوها، ولا معبود يتوجه إليه قصده وصاحب هذه الحال إذا سلك وتأله وتعبد طلب قلبُه إلهًا يسكن إليه ويتوجه إليه، وقد اعتقد أنَّه ليس فوق العرش شيء إلا العدم، وأنَّه ليس فوق العالم إله يُعبَد ويُصلَّى له ويُسْجَد، وأنَّه ليس على العرش مَن يصعد إليه الكلمُ الطيب ولا يُرفع إليه العملُ الصالحُ. ‌جال ‌قلبُه ‌في ‌الوجود جميعِه فوقع في الاتحاد ولا بد، وتعلق قلبُه بالوجود المطلق الساري في المعيّنات، فاتخذه إلهَه من دون الإله الحق، وظن أنَّه قد وصل إلى عين الحقيقة! وإنَّما تأله وتعبد لمخلوق مثله، أو لخيالٍ نَحَتَهُ بفكره واتخذه إلهًا من دون اللَّه، وإلهُ الرسل وراءَ ذلك كله

"Когда раб достигает убежденности в абсолютном возвышении Аллаха над всем сущим, что над Ним нет ничего, что Он мощен, и находится сверху над Своими рабами, управляет делами с небес до земли, а затем они поднимаются к Нему, как сказал Аллах: «К Нему восходит доброе слово, и праведное дело возносится» (Фатыр: 10) - тогда у его сердца появляется место, к которому оно устремляется, и Бог, к которому оно обращается, и у такого человека появляется Господь, которому он поклоняется.

В отличие от того, кто не знает, где находится его Господь, такой человек остается потерянным, его сердце расстроено, у него нет киблы (направления) для своего сердца, чтобы к ней обращаться, и нет Бога, чтобы Ему поклоняться.

Человек в таком состоянии, если он следует по пути поклонения и стремления к божественному - его сердце начинает искать объект поклонения, чтобы обрести в нем спокойствие и к которому оно может обратиться.

Однако, если он убежден, что над троном ничего нет, кроме небытия, что над миром нет Бога, Которому поклоняются, кому совершается молитва и земной поклон, и что на троне нет Того, к Кому восходит доброе слово и возносится праведное дело - тогда его сердце блуждает по всему существующему, и он неизбежно впадает в доктрину пантеизма.

Его сердце привязывается к “абсолютному бытию”, пронизывающему конкретные сущности, и он принимает это за своего бога вместо истинного Бога. Он думает, что достиг тайной сути истины, но на самом деле он поклоняется творению, подобному себе, или воображению, созданному его собственным умом, и принимает это за своего бога вместо Аллаха. Но Бог Посланников не имеет отношения ко всему этому"

Источник: "Тарик аль хиджратейн", 1/39-40

Сказал имам Имадуддин аль-Васиты аль Ханбали (ум. 711 г.х.):

 

"Раздел разъясняющий основы, на которых стоит фундамент этого дела (тасаввуфа)

Первая основа: правильность убеждений во всем, что пришло от Аллаха, и Его Посланника

Обусловлено для нее Иман во все это согласно тому, чего хотел Аллах, и Его Посланник, и понимать из этого то, что понимали праведные саляфы Уммы из людей хадиса..

И убеждения — это основы внешних дел, и на убеждениях они построены. А внешние дела - основа для удела в будущей жизни.

И тот, у кого убеждение верное, у того и внешние дела будут верными; и дойдет до высоких степеней его удел в будущей жизни.

А тот, чьи убеждения испорчены, дела того будут порочными, и он скатится к низшим ступеням.

И знай, что вера в возвышенность Аллаха и Его Высокое место — без какого-либо охвата, ограничения, уподобления или вопроса "как?", как это было передано в благородной Книге и достоверной Сунне — является основой этого дела и его фундаментом.

Тот, кто утвердится в этом вопросе, его сердце получит направление к его Господу и Творцу, в его помыслах, молитвах и поклонениях и всех делах - явных и скрытых.

Такое сердце получит то, к чему может привязаться, и побродив среди вещей, вернется туда, к чему оно привязано - подобно коню, который побродит затем возвращается к своей привязи"

Источник: "Мадхаль ахлиль фикх уа аль лисан", стр. 51-53

 Сказал имам Ибн аль Каййим:

: أن الأعمال الصالحة والفاسدة نتائج الاعتقادات الصحيحة والباطلة، فانظر رؤوس المثبتة والنفاة وملوكهم وأتباعهم يبين لك حقيقة الأمر

"Праведные деяния и порочные деяния - порождение правильных вероубеждений и порочных вероубеждений

Так посмотри же на ученых, правителей и простолюдинов тех, кто утверждает Качества Аллаха, и ученых, правителей и простолюдинов тех, кто их отрицает  - и тебе разъяснится сущность дела"

Источник: "Ас-Саваик аль Мурсаля", 2/735

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, отвечая ар-Рази:

ولهذا تجد غالب هؤلاء النفاة لأن يكون الله فوق العرش فيهم من الانحلال عن دعاء الله ومسألته وعبادته بقدر ذلك إلا من يكون منهم جاهلا بحقيقة مذهبهم يوافقهم بلسانه على قول لا يفهم حقيقته وفطرته على الصحة والسلامة فإنه يكون فيه إيمان ونفاق فأما إذا استحوذ على قلبه تغيرت فطرته وهؤلاء يعرضون عن دعاء الله وعبادته

"И поэтому, ты видишь, что большинство этих отрицающих, что Аллах над Троном - в них есть распад и отворачивание от дуа к Аллаху и просьб к Нему по степени этого отрицания.

Кроме как если человек невежда об истинной сущности их слов, соглашается языком с ними в их словах, суть которых не понимает, а его естество осталось здоровым. В таком человеке будут Иман и нифак. Тот же, чьим сердцем это овладело - изменилось его естество, и такие отворачиваются от дуа к Аллаху и поклонения ему"

Источник: "Баян тальбис аль Джахмия", 4/527

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал:

العابد لا يَقدِر أن يَعبُد إلاّ شيئًا موجودًا، فإن الإرادة والقصد لا يتعلق بمعدوم..  فالمتكلمون بالنفي إذا لم يُثبتوا وجودًا تكون قلوبهم خالية من تحقيق العبادة، لأن ذلك ليس هو مطلوبهم ومقصودهم، ولهذا يَغلِب عليهم القسوة والإعراض عن العبادة لله ولغيره، وأما أهل الإرادة والعبادة من الصوفية والعامة ونحوهم إذا لم يتوجهوا بقلوبهم إلى رب العالمين الذي وصفتْه رسلُه لمحمد - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: (هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنْزِلُ مِنَ السَّمَاءِ وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ) الذي هو فوق السماوات، فلابُدَّ أن تتعلق قلوبهم بموجودٍ ما، فتارةً يتعلقون بأنه بذاته في كلّ مكان  وتارةً تتعلق بحلوله أو اتحادِه ببعض الأشخاص كالمسيح وعُزَير وغير ذلك
وتارةً يتعلقون بعبادة الملائكة أو الكواكب والأصنام ليتقربوا بها إليه، فإنه لابُدَّ للقلب من صَمَد يُقْصَد إليه بالعبادة حق موجودٍ والصفات السلبية لا يتعلق بها القلبُ ولا يطمئن، فإنّ قصدَ العدم كعدمِ القصد، وعبادة المعدوم كعدمِ العبادة. فهذا الجهل والضلال بصفات ربّهم هي التي أوقعتْهم في عبادة ما سواه. ثم إنه يحصل من أحدهم توجُّهٌ إلى الله وعباد له، فيشهد بقلبه الوجود القائم بأمره، ويرى أن حكم الله وسلطانَه سارِي في جميع الكائنات، فيعتقد أن ذلك هو الله الخالق، مثل من رأى شعاع الشمس فاعتقد أنه رأى الشمس وإنما رأى أثرها، وهكذا هؤلاء ما شهدوا بقلوبهم إلاّ صُنْعَ الخالق وخَلْقَه وملكَه وسلطانه، ولهذا تارةً يجعلون الربّ في ذلك كالروح في الجسد، وتارةً كالماء في الصوفة، وهذا قولٌ بالحلول، والربُّ -كما قال عبد الله بن المبارك والإمام أحمد وسائر أئمة السنة والمعرفةِ- فوقَ سماواته على عرشِه، بائنٌ من خلقِه. فجاء هؤلاء الاتحادية المستأخرون جعلوه نفسَ الموجودات لم يُخلوه منها، وجعلوا الوجود المخلوق المصنوع هو الوجود الخالق. ثُمَّ قد علموا أنّ ثَمَّ خالقًا ومخلوقًا، فاضطربوا هنا:

«Поклоняющийся не может поклоняться чему-то, чего не существует, ведь желание и стремление не могут быть направлены к несуществующему.

Поэтому, когда теологические спекулянты, отрицающие существование Аллаха, не утверждают Его бытие, их сердца оказываются пустыми от истинного поклонения, потому что это не является их целью и устремлением. Именно поэтому их сердца часто жестоки, а они сами отдалены от поклонения Аллаху или чему-либо иному.

Что касается тех, кто стремится к поклонению и искренне старается, будь то суфии или простые люди, если их сердца не направлены к Господу миров, о котором сообщили Его посланники, например, Мухаммад ﷺ: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, затем вознёсся на трон. Он знает то, что входит в землю и выходит из неё, то, что нисходит с неба и восходит туда. И Он с вами, где бы вы ни были» [Коран, 57:4], — и который находится выше небес, то их сердца неизбежно обращаются к чему-то существующему.

Иногда их сердца направлены к мысли, что Аллах находится в каждом месте, иногда – к идее Его пребывания или объединения с некоторыми личностями, такими как Иса (Иисус), Узайр (Ездра) или кто-либо другой. Иногда они обращаются к поклонению ангелам, звёздам или идолам, чтобы приблизиться через них к Аллаху. Сердце обязательно должно иметь объект поклонения, который является существующим.

Однако отрицательные атрибуты (например, идея о том, что Аллах не обладает конкретными атрибутами) не привлекают сердце и не приносят ему покоя, ведь стремление к несуществующему подобно отсутствию стремления, а поклонение несуществующему подобно отсутствию поклонения.

Именно это невежество и заблуждение в отношении атрибутов их Господа привели их к поклонению кому-либо помимо Него.

Затем у некоторых из них появляется стремление к Аллаху и поклонение Ему. Они начинают воспринимать сердцем существующее, подвластное Его приказу, и видеть, что законы и власть Аллаха охватывают все сотворённое. Они начинают думать, что это и есть сам Аллах-Творец. Это подобно тому, как человек видит солнечный свет и считает, что видит саму солнце, хотя он видит лишь его отражение.

Таким образом, они видят сердцем лишь творение Аллаха, его создание, его владение и его власть. Именно поэтому иногда они сравнивают Господа с душой внутри тела или с водой в губке, что является убеждением о слиянии (хулюль). Но Господь, как сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак, имам Ахмад и все остальные имамы сунны и познания, находится над Своими небесами, на Своём троне, отделённый от Своего творения.

Затем появились поздние приверженцы пантеизма (иттихадия), которые провозгласили, что Аллах — это само существующее, и что ничего вне Его нет. Они сделали существующее творение самим существующим Творцом. Они знают, что есть Творец и есть творение, но их заблуждения приводят их к смятению».

Источник: “Джами’ аль-Масаиль”, том 4, стр. 419.

Сказал имам Ибн аль Каййим:

فإذا تحقق العبدُ علوَّه المطلق على كل شيءٍ بذاته، وأنّه ليس شيءٌ فوقه البتة، وأنّه قاهر فوق عباده، يدبّر الأمر من السماءِ إلى الأرض ثم يعرج إليه {إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ} [فاطر/ 10] صار لقلبه أَمَمًا يقصده، وربًّا يعبده، وإلهًا يتوجّه إليه؛ بخلاف من لا يدري أين ربه، فإنَّه ضائع مشتَّت القلب، ليس لقلبه قبلةٌ يتوجه نحوها، ولا معبود يتوجه إليه قصده وصاحب هذه الحال إذا سلك وتأله وتعبد طلب قلبُه إلهًا يسكن إليه ويتوجه إليه، وقد اعتقد أنَّه ليس فوق العرش شيء إلا العدم، وأنَّه ليس فوق العالم إله يُعبَد ويُصلَّى له ويُسْجَد، وأنَّه ليس على العرش مَن يصعد إليه الكلمُ الطيب ولا يُرفع إليه العملُ الصالحُ. ‌جال ‌قلبُه ‌في ‌الوجود جميعِه فوقع في الاتحاد ولا بد، وتعلق قلبُه بالوجود المطلق الساري في المعيّنات، فاتخذه إلهَه من دون الإله الحق، وظن أنَّه قد وصل إلى عين الحقيقة! وإنَّما تأله وتعبد لمخلوق مثله، أو لخيالٍ نَحَتَهُ بفكره واتخذه إلهًا من دون اللَّه، وإلهُ الرسل وراءَ ذلك كله

"Когда раб достигает убежденности в абсолютном возвышении Аллаха над всем сущим, что над Ним нет ничего, что Он мощен, и находится сверху над Своими рабами, управляет делами с небес до земли, а затем они поднимаются к Нему, как сказал Аллах: «К Нему восходит доброе слово, и праведное дело возносится» (Фатыр: 10) - тогда у его сердца появляется место, к которому оно устремляется, и Бог, к которому оно обращается, и у такого человека появляется Господь, которому он поклоняется.

В отличие от того, кто не знает, где находится его Господь, такой человек остается потерянным, его сердце расстроено, у него нет киблы (направления) для своего сердца, чтобы к ней обращаться, и нет Бога, чтобы Ему поклоняться.

Человек в таком состоянии, если он следует по пути поклонения и стремления к божественному - его сердце начинает искать объект поклонения, чтобы обрести в нем спокойствие и к которому оно может обратиться.

Однако, если он убежден, что над троном ничего нет, кроме небытия, что над миром нет Бога, Которому поклоняются, кому совершается молитва и земной поклон, и что на троне нет Того, к Кому восходит доброе слово и возносится праведное дело - тогда его сердце блуждает по всему существующему, и он неизбежно впадает в доктрину пантеизма.

Его сердце привязывается к “абсолютному бытию”, пронизывающему конкретные сущности, и он принимает это за своего бога вместо истинного Бога. Он думает, что достиг тайной сути истины, но на самом деле он поклоняется творению, подобному себе, или воображению, созданному его собственным умом, и принимает это за своего бога вместо Аллаха. Но Бог Посланников не имеет отношения ко всему этому"

Источник: "Тарик аль хиджратейн", 1/39-40

Саляфы указывали что все люди знают, кому поклоняются, помимо джахмитов

Сказал Абдуллах ибн аль Мубарак:

«كُلُّ قَوْمٍ يَعْرِفُونَ مَا ‌يَعْبُدُونَ إِلَّا ‌الْجَهْمِيَّةَ

"Все люди знают, чему  поклоняются, кроме джахмитов"

Передал имам аль Бухари

Сказал имам Ваки ибн аль Джаррах:

كُلُّ صَاحِبِ هَوًى يَعْرِفُ اللَّهَ عز وجل وَيَعْرِفُ مَنْ يَعْبُدُ إِلَّا ‌الْجَهْمِيَّةُ لَا يَدْرُونَ مَنْ ‌يَعْبُدُونَ. بِشْرٌ الْمَرِيسِيُّ وَأَصْحَابُهُ»

"Все нововведенцы знают Аллаха, и знают кому поклоняются, кроме джахмитов - они не знают, кому поклоняются, Бишр аль Мариси и его сторонники"

Передал Абдуллах ибн Ахмад

Ибн Теймия говорил в Хамавии, и Баян Тальбис что лидеры поздних ашаритов - на акыде Бишра аль Мариси и называл многие имена

Сказал имам Язид ибн Харун:

: «هُمْ كُفَّارٌ، لَا ‌يَعْبُدُونَ شَيْئًا»

"Джахмиты - кафиры, они не поклоняются ничему"

Передал Абу Бакр аль Халляль

 Сказал имам Ад Дарими описав Аллаха: «В этого Господа мы верим, и Ему поклоняемся, и Ему совершаем молитвы и земные поклоны!

И тот, кто устремляет поклонение божеству, имеющему качества отличные от этих, тот поклоняется не Аллаху. Его объект поклонения не является божеством, и мы обьявляем неверие в такое "божество", и не обращаемся к такому "божеству" с просьбами о прощении»

Источник: "Опровержение джахмитам", стр. 1

Ибн Теймия подтверждает эти слова (к вопросу про понимание слов саляфов) и опускает на поздних ашаритов

ولما كان صاحب التأسيس ونحوه من القسم الثاني جعلوه كالمعدومات المحضة ولهذا يقال فيهم متكلمة الجهمية لا يعبدون شيئًا وهذا هو نهاية التعطيل

"И раз ар Рази, автор "Ат тасис", из второй групы джахмитов, тех которые приравняли Аллаха к чистейшим несуществующим вещам, то поэтому и говорилось о них: "Джахмиты мутакаллимы не поклоняются ничему", и это - конечное отрицание"

Источник: "Баян Тальбис аль Джахмия", 3/784

 Сказал аль-Хакам ибн аль-Мубарак аль Бальхи (ум. 213 г.х.), ученик Малика:

الجهمي ‌لا ‌يعرف ‌ربه

"Джахмит не знает своего Господа"

См. "Тарих аль Ислам", 15/131

 Сказал Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль:

من زعم أن الله عز وجل لا يتكلم فهو يعبد الأصنام عن هارون المعروف مَنْ زَعَمَ أَنَّ اللَّهَ، عَزَّ وَجَلَّ لَا يَتَكَلَّمُ فَهُوَ يَعْبُدُ الْأَصْنَامَ

"Раздел о том, что кто заявляет, что Аллах не разговаривает - тот поклоняется идолам. Сказал Харун аль-Ма'руф: "Кто утверждает, что Аллах не разговариват - тот поклоняется идолам"

см. "Ас-Сунна", 172

Сказал имам Ибн Хузейма:

بَابُ إِثْبَاتِ السَّمْعِ وَالرُّؤْيَةِ لِلَّهِ جَلَّ وَعَلَا الَّذِي هُوَ كَمَا وَصَفَ نَفْسَهُ: سَمِيعٌ بَصِيرٌ، وَمَنْ كَانَ مَعْبُودُهُ غَيْرَ سَمِيعٍ بَصِيرٍ، فَهُوَ كَافِرٌ بِاللَّهِ السَّمِيعِ الْبَصِيرِ، يَعْبُدُ غَيْرَ الْخَالِقِ الْبَارِئِ، الَّذِي هُوَ سِمِيعٌ بَصِيرٌ

"Раздел об утверждении Аллаху слуха и видения, и Он как описал себя Сам - слышащий, видящий. И кто поклоняется кому то кто не слышащий и видящий - тот кафир в Аллаха, Слышащего, видящего, и поклоняется не Творцу и Создателю, который является Слышащим и Видящим"

Источник: "Ат Таухид", 106

Сказал имам ад Дарими:

فَمَنْ لَمْ يَقْصِدْ بِإِيمَانِهِ وَعِبَادَتِهِ إِلَى اللَّهِ الَّذِي اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ فَوْقَ سَمَوَاتِهِ، وَبَانَ مِنْ خَلْقِهِ، فَإِنَّمَا يَعْبُدُ غَيْرَ اللَّهِ وَلَا يَدْرِي أَيْنَ اللَّهُ

"Кто своим поклонением и Иманом устремляется не к Аллаху, который утвердился на Троне над небесами, не сливаясь с творениями - тот поклоняется не Аллаху, и не знает где Аллах"

Источник: "Отпор джахмитам", 103

 Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль в своей книге "Отпор джахмитам":

فإذا قيل لهم: فمن تعبدون؟ قالوا: نعبد من يدبر أمر هذا الخلق فقلنا: هذا الذي يدبر أمر هذا الخلق هو مجهول لا يعرف بصفة قالوا: نعم فقلنا: قد عرف المسلمون أنكم لا تثبتون شيئا، إنما تدفعون عن أنفسكم الشنعة بما تظهرونه

"И если говорят джахмитам: "Кому вы поклоняетесь?"
Они отвечают: "Мы поклоняемся тому кто распоряжается творениями"
Мы спросим: "Этот кто распоряжается творениями - Он не известный, не познаваем через описания?"
Они сказали: "Да"
Мы скажем: "Уже поняли мусульмане, что вы ничего не утверждаете, а лишь отталкиваете от себя порочение тем что выявляете"

Сказал имам Хаммад Ибн Зейд:

مثل الجهمية مثل رجل قيل له : أفي دارك نخلة ؟ قال : نعم . قيل : فلها خوص ؟ قال : لا . قيل : فلها سعف . قال : لا . قيل : فلها كرب ؟ قال : لا . قيل : فلها جذع ؟ قال : لا . قيل : فلها أصل ؟ قال : لا . قيل : فلا نخلة في دارك . هؤلاء الجهمية ، قيل لهم : لكم رب ؟ قالوا : نعم . قيل : يتكلم ؟ قالوا : لا . قيل : فله يد ؟ قالوا : لا . قيل : فله قدم ؟ قالوا : لا . قيل : فله إصبع ؟ قالوا : لا . قيل : فيرضى ويغضب ؟ قالوا : لا . قيل : فلا رب لكم

"Джахмиты подобны человеку, которому сказали: "На твоей земле растет пальма?" Он сказал: "Да". Его спросили: "У нее есть листья?" Он ответил: "Нет". Его спросили: "У нее есть ветви?" Он ответил: "Нет". Его спросили: "У нее есть ствол?" Он ответил: "Нет". Его спросили: "У нее есть корни?" Он ответил: "Нет". Тогда сказали ему: "Так нет тогда пальмы на твоей земле".

А эти джахмиты, сказали им: "Есть ли у вас Господь?" Они сказали: "Да". Им сказали: "Он говорит?" Они сказали: "Нет". Сказали им: "Есть ли у него Рука?" Они сказали: "Нет". Их спросили: "Есть ли у него Нога?" Они ответили: "Нет". Спросили их: "Он гневается и бывает доволен?" Они сказали: "Нет". И сказали им: "Нет у вас Господа!"

Передал имам Ибн Шахин в "Шарх мазахиб ахли Сунна", 34, с достоверным иснадом

Имам Хаммад Ибн Зейд Ибн Дирхам - имам ахли Сунна уаль Джамаа.

__________________

Поделиться материалом: