Вход пользователя
15 Сентября 2012
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Очень важные свидетельства хафиза Ибн аль Джоузи об истории зарождения ашаритского мазхаба
Сказал хафиз Ибн аль Джоузи в биографии аль-Ашари:
علي بن إسماعيل بن أبي بشر واسمه: إسحاق بن سالم بن إسماعيل بن عبد الله بن موسى بن بلال بن أبي بردة بن أبي الحسن الأشعري المتكلم. ولد سنة ستين ومائتين، وتشاغل بالكلام، وكان على مذهب المعتزلة زماناً طويلاً، ثم عنّ له مخالفتهم، وأظهر مقالة خبطت عقائد الناس وأوجبت الفتن المتصلة، وكان الناس لا يختلفون في أن هذا المسموع كلام الله، وأنه نزل به جبريل عليه السلام على محمد صلى الله عليه وسلم فالأئمة المعتمد عليهم قالوا إنه قديم، والمعتزلة قالوا هو مخلوق، فوافق الأشعري المعتزلة في أن هذا مخلوق، وقال: ليس هذا كلام الله، إنما كلام الله صفة قائمة بذاته، ما نزل ولا هو مما يسمع، وما زال منذ أظهر هذا خائفاً على نفسه لخلافه أهل السنة، حتى أنه استجار بدار أبي الحسن التميمي حذراً من القتل، ثم تبع أقوام من السلاطين مذهبه فتعصبوا له وكثر أتباعه حتى تركت الشافعية معتقد الشافعي رضي الله عنه ودانوا بقول الأشعري.
"Али Ибн Исмаил Ибн Аби Бишр, и его имя – Исхак Ибн Салим Ибн Исмаил Ибн Абдуллах Ибн Муса Ибн Биляль Ибн Аби Бардата Ибн Аби аль-Хасан аль-Ашари, мутакаллим.
Родился в 260 году, и занимался калямом, и был на мазхабе мутазилитов долгое время, затем же пришло ему в голову противоречить им, и он выявил слово, которое запутало вероубеждения людей, и вызвало непрерывные фитны.
И люди до него не разногласили, что Коран который мы слышим – слова Аллаха, и что Он ниспослал с ними Джибриля, мир ему, к Мухаммаду мир ему.
И имамы, на которых опираются, сказали что Коран – вечное слово Аллаха, а мутазилиты сказали что он сотворенный.
И согласился аль Ашари с мутазилитами, что этот слышимый Коран – сотворенный, и сказал – "Это не слова Аллаха, а слова Аллаха это лишь качество, существующее в Его Сущности, которое не ниспосылалось, и которое не возможно услышать".
И с тех пор, как он выявил это – он не переставал бояться за себя по причине своего противоречия ахли Сунна, до той степени, что он попросил убежища в доме Абу Хасана аль Тамими, опасаясь убийства.
Затем же за ним последовали группы султанов его мазхабу, и стали фанатичными за него, и увеличилось число его последователей, до той степени, что оставили шафииты акыду аш Шафии, да будет доволен им Аллах, и стали убежденными в мнении аль Ашари"
Источник: "Аль-Мунтазам", 4/172
Пользы из этих слов имама Ибн аль Джоузи, да смилуется над ним Аллах:
1. Аль-Ашари пришел с нововведением и противоречием акыде ахли Сунна уаль джамаа
2. В начале его появления ахлю-Сунна были против него и хотели убить его за его ересь, до той степени, что он прятался и скрывался. И это подтверждает сказанное нами в статье: "Являются ли ашариты большинством?", что в ранние времена эта секта пряталась и скрывалась и была крайне малочисленной среди ахли Сунна
3. Ясные слова хафиза Ибн аль Джоузи об оставлении шафиитами мазхаба аш Шафии в акыде, и переход на мазхаб ашаритов
4. Указание на то, что мазхаб аль Ашари распространился благодаря принуждению правителей, о чем мы тоже писали в статье "Являются ли ашариты большинством"
И вся хвала Аллаху, Господу Миров