Вход пользователя
30 Июля 2010
Положение праведных предшественников в месяц Рамадан
Статья о месяце Рамадан и отношении к нему праведных предшественников.
О мой брат мусульманин, о моя сестра мусульманка! Мир вам, милость Аллаха и Его благословление. Хвала Аллаху Господу миров и наилучшие достойные приветствия и мир нашему пророку Мухаммаду (с.а.с.) его семейству, сподвижникам и всем мусульманам до конца света!
Мы посылаем вам послание, переполненное чувств и волнений от всего сердца. Мы любим вас ради Всевышнего Аллаха и просим, чтобы Он собрал нас всех вместе в Своем вечном доме милости и прощения. В связи с наступлением этого благородного месяца Рамадан мы хотим преподнести небольшой подарок в виде доброго совета, надеясь, что вы примете его всем своим сердцем. Да хранит вас Всевышний Аллах!
Как мы встречаем этот благородный месяц?
Сказал Всевышний: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Сура «Корова»: 185).
О брат мусульманин, сестра мусульманка! Аллах отличил этот месяц от других месяцев по причине множества преимуществ и особенностей, и из них:
· В этот месяц открываются двери Рая и закрываются двери Ада.
· Заковываются шайтаны в цепи.
· Ангелы просят прощения для постящихся перед каждым разговением.
· В этом месяце есть ночь предопределения, которая лучше чем тысяча месяцев. И тот, кто лишен ее блага, тот лишен всех благ.
· Постящемуся прощается в последнюю ночь Рамадана.
· Запах исходящей изо рта, постящегося лучше перед Аллахом, чем аромат благовоний.
· Каждая ночь Рамадана – защита от огня.
· Каждый день Аллах украшает Рай для Своих праведных рабов.
О брат мой, о сестра! Этот месяц, переполненный такими преимуществами и особенностями, как же мы проводим его? Мы проводим время в пустых беседах и просмотре бесполезных фильмов и телепередач и чувствуем неприязнь и тяжесть от наступления этого месяца?!! Прибегаем к защите Аллаха от всего этого!
Но нет! Праведный раб Аллаха встречает этот месяц с искреннем покаянием, и с решительностью провести его в благих делах, спрашивая Великого Господа помочь ему в этом.
И вот перед нами праведные дела, посредством которых мы можем снискать довольство и милость Аллаха.
1. Пост.
Как сказал посланник Аллаха (с.а.с.): «Аллах Всемогущ Он и Велик сказал: «Все что делает человек – это ему, кроме поста, пост же - Мне! И Я воздам ему! Ведь он оставляет свою еду, питье и страсти ради Меня».
Для постящегося – две радости: одна – когда он разговляется другая, когда предстанет пред своим Господом! И запах исходящий изо рта постящегося лучше перед Аллахом, чем запах миска.
А также в хадисе говорится: «Тот, кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, ему простятся прежние грехи».
И нет сомнения в том, что такой особенной наградой удостоится не только тот, кто воздерживается от еды и питья. Но как сказано в хадисе: «Аллаху нет надобности в том, чтобы тот, кто не оставил свои лживые речи, соответствующие действия, чтобы он оставлял свою еду и питье».
Поэтому если ты постился, о раб Аллаха! То пусть постится твой слух, твое зрение, твой язык и все твое тело, и пусть не будет твой день поста похож на обыкновенный день, ведь как сказал посланник Аллаха (с.а.с.): «Кто из вас будет поститься, пусть не ругается, не грешит и не ведет себя невежественно. А если его кто-то будет ругать, то пусть скажет: «Поистине я постящийся».
2. Ночная молитва.
Сказал посланник Аллаха (с.а.с.) «Тому, чье ночное бдение в рамадан преисполнено верой и надеждой, простятся прежние грехи». Сказал Всевышний: «А рабами Аллаха являются, те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир». Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом!» ("Различение": 63-64).
И была ночная молитва постоянным делом посланника Аллаха (с.а.с.) и его сподвижников. Аиша сказала: «Не оставляй ночную молитву ибо посланник Аллаха ни когда не оставлял ее, даже в то время когда он болел, он молился сидя».
Умар ибн Хаттаб усердствовал в ночных бдениях, а в середине ночи он будил свою семью для молитвы, приговаривая: «Молитва, молитва». А потом, читал аят из Корана: «Вели своей семье совершать молитву, и сам терпеливо совершай ее. Мы не просим от тебя удела, ведь Мы сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью». («Та-ха»: 132)
Ибн Умар часто читал аят «А тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, стремясь к последней жизни и надеясь на милость своего Господа ….». («Толпы»: 3)
Илькыма ибн Кайс рассказывает: "Однажды я ночевал с Абдуллой ибн Масудом, и он встал в начале ночи и начал совершать молитву. И он продолжил ее совершать, пока до предрассветной зари оставалось очень малое время. После чего он совершил уитр».
Ибн Аби Хатим передал, о том, что рассказывал Ибн Умар о Усмане ибн Аффане то, что из-за его долгого чтения Корана в ночной молитве, им казалось то, что он прочитывал весь Коран в одном ракаате.
Рассказывается в хадисе от Саиба Ибн Зайда, то, что в их время имам читал сотни аятов, до такой степени, что некоторые из них опирались на столбы мечети от длительного чтения и расходились по домам только перед утренней молитвой.
Тебе необходимо, мой брат мусульманин, принимать участие в молитве Таравих. И закончить ее вместе с имамом для того, чтобы был ты записан в числе молящихся ночью. Как сказал посланник Аллаха (с.а.с): «Тот, кто совершал молитву вместе с имамом, пока, тот не уйдет, тому будет записана его ночная молитва".
3.Садака – милостыня.
Посланник Аллаха (с.а.с.) был наищедрейшем человеком и щедрее всего он был в Рамадан. Посланник Аллаха (с.а.с.), был более щедр на добро, чем вольный ветер.
Сказано в хадисе, что наиболее лучшее садака это садака в месяц Рамадан.
Давайте взглянем на соревнования наших предшественников в благих делах. Передается от Зейда ибн Асляма, от его отца, который сказал: «Я слышал, как Умар ибн Хаттаб рассказывал: «Однажды приказал нам посланник Аллаха (с.а.с.) собирать пожертвования для организации одного из походов. А на тот момент у меня находилась соответствующее имущество, и я сказал сам себе: «Сегодня я опережу Абу Бакра в добрых делах». Тогда, когда я пришел к пророку (с.а.с.) собрав половину своего имущества, посланник Аллаха спросил меня: «Что ты оставил для своей семьи?» Я ответил: «Половину этого». После чего пришел Абу Бакр со всем, что он имел, и тогда посланник Аллаха спросил его: «Что ты оставил для своей семьи?» Он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его посланника» И тогда я сказал сам себе: «Я никогда не обгоню тебя, о Абу Бакр».
Однажды Тальха ибн Убайдула был очень опечален, и люди, заметив его грустное лицо, спросили: «Что случилось с тобой о Тальха?» Он ответил: «Имущество, которое скопилось у меня – оно печалит меня». Тогда сказали: «Так раздели же его!» И он разделил его так, что не осталось у него ни динара, после чего спросили его слугу, сколько было денег у Тальхи, он ответил: «400 000 динар».
О мой брат, о сестра! У милостыни в этот священный месяц своя особая награда, так спешите совершить это благое дело в зависимости от своего положения.
У садака есть множественные виды, например:
· Кормление пищей. Сказал Всевышний: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней бедняка, сироту и пленника. Мы ведь кормим вас ради лика Аллаха. Мы не желаем от вас ни награды не благодарности….».8-9). Наши праведные предшственики стремились к этому виду садака и превозносили его над многими видами поклонения. Все равно: было ли это кормление голодных и бедных, или просто угощение своих праведных братьев. Сказал посланник Аллаха, (с.а. с.): «О люди! Распространяйте приветствие, кормите пищей, поддерживайте родственные связи, совершайте ночную молитву и тогда вы зайдете в Рай с миром». ("Человек":
Некоторые праведники говорили: «Позвать десять моих братьев по вере и накормить их пищей, которую они любят, любимее для меня, чем освободить десять рабов». Многие праведные предшественники кормили людей, угощали их в то время, когда сами находились в посте из них такие, как Абдула ибн Умар, Дауд Аттои, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбал и др. Абдула ибн Умар не желал разговляться иначе, как в кругу сирот и бедняков. Сказал Абу Ассиуар Аль Адауи: «Мы застали мужчин из племени бану Ади, которые молились в этой мечети и никогда, никто из них не желал кушать в одиночестве. Либо они находили людей, которые кушали с ними, а если нет, то приносили свою еду к мечети и звали людей».
И из этого благородного дела вытекают различные виды поклонения, самые наилучшие из которых – любовь и братство в исламе, которое в итоге приводит к самой высшей цели каждого мусульманина – к раю. Как сказал посланник Аллаха, (с.а. с.): «Не зайдете вы в рай пока не уверуете и не уверуете вы, пока не полюбите друг друга». Садака сближает и смягчает сердца людей.
· Разговение для постящихся. Как сказал посланник Аллаха, (с.а. с.): «Кто позаботился о постящемся, получит равную ему награду и не в ущерб ему». А также в хадисе, передаваемом от Салмана, говорится то, что посланник Аллаха, (с.а. с) сказал: «Тот, кто позаботился о постящемся, то простятся его грехи и станет это ему защитой от огня и получит он равную, что и он награду и не в ущерб ему». Тогда спросили: «О посланник Аллаха, но не каждый из нас может найти еду для разговения постящегося». Тогда пророк, (с.а. с.), ответил: «Аллах дает такую награду, даже тому, кто накормит постящегося фиником или напоит глотком воды. И тот, кто напоил постящегося, напоит его Аллах из моего водоема, (в Судный день), после которого он не испытает жажду, до тех пор пока не зайдет в Рай».
4.Усердие в чтении Корана.
Напомним тебе брат о двух положениях, которых придерживались наши праведные предшественники, в отношении к священному Корану.
1. Долгое чтение Корана.
2. Плачь во время чтения или слушания священного Корана.
Месяц Рамадан – это месяц Корана.
1. И было из обычаев праведных предшественников сильное уделение внимания Книге Аллаха. Ангел Джабрииль (а.с.) учил нашего пророка священному Корану в месяц Рамадан. Давайте взглянем на поклонение наших праведных предков. Усман ибн Аффан каждый день прочитывал Коран. Некоторые из праведников заканчивали Коран в течение трех дней, некоторые каждые семь дней. Некоторые из них каждые десять дней. Они читали Коран не только в молитве, но и во многих других положениях. Имам Шафии, в течение месяца Рамадан прочитывал священный Коран шестьдесят раз. Котада прочитывал Коран каждые семь дней, а в месяц Рамадан каждые три дня, а в последние десять дней Рамадана – каждую ночь. Имам Аз-зухри, во время Рамадана, оставлял изучение хадисов, кружки знаний и полностью увлекался чтением Корана. Ас-Суфьян ас-Саури, когда приходил месяц Рамадан, оставлял все дополнительные виды поклонения и полностью уходил в чтение Корана. Ибн Раджаб сказал: «В шариате существует запрет на чтение Корана сроком меньше чем три дня. Заботясь о сохранении его смыслов и постоянстве в его чтении. А что касается преимущественного времени как Рамадан или преимущественных мест, таких как Мекка или Медина то, необходимо мусульманину воспользоваться этим прекрасным моментом, чтобы обрести награду и довольство Аллаха, увеличивать чтение книги Аллаха и другие виды поклонения». И это также слова Ахмада и Исхака. И на это указывает действие наших праведных предшественников.
2. Плачь во время чтения Корана. Из обычаев праведных предшественников: сопровождать чтение Корана с размышлением, над его смыслами. И это оставляло глубокий след в их сердцах. В сборнике Бухари, в хадисе, передаваемом от Абдулы ибн Масуда, он сказал: «Однажды посланник Аллаха, (с.а.с.), сказал мне: «Почитай мне его». (Коран). Тогда я сказал: «Разве я буду читать его тебе, в то время как он был тебе ниспослан». Тогда он сказал: «Поистине я люблю слушать его от других». (Коран)». «Тогда я начал читать суру «Женщины», до тех пор, пока, не дошел до аята: «И как будет, когда Мы приведем от каждой общины свидетеля и приведем тебя над ними свидетелем». Тогда он сказал: «Достаточно!» После чего я повернулся к нему, и увидел, что его глаза наполнились слезами». В хадисе от Абу Хурайры: «Тогда, когда были ниспосланы аяты: «Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете». («Звезда»: 59-60). То, услышав это, плакали все Ахлю-суфа, и их слезы текли по щекам. Услышав это, начал плакать посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с ними. Пророк Мухаммад (с.а.с) сказал: «Огонь не коснется того, тот, кто плакал от страха перед Аллахом».
Ибн Умар читал в молитве суру «Обвешивающие» и когда дочитал до аята: «В тот день, когда люди предстанут перед Господом миров». Начал плакать так, что даже затрясся и не смог дальше продолжать молитву.
Передается от Музахим ибн Зуфра: «Однажды мы читали вечернюю молитву с Ас-Суфьян ас-Саури, и в то время как он дошел до аята: «Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи». («Открывающая Книгу»: 5). Он начал плакать, так что прервалось его чтение.
От Ибрагима ибн Ащ’ас: «Я слышал, как Фадыль читал суру «Мухаммад», и сильно плакал и постоянно повторял один и тот же аят: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто усердствует и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести». («Мухаммад»: 31). И после чего приговаривал: «О Аллах если Ты откроешь наши вести то, опозоришь нас и накажешь нас».
5.Нахождение в мечети до восхода солнца. Наш посланник Аллаха (с.а.с.) после того как совершал утреннюю молитву, находился в мечети до самого восхода солнца.
Передается от Анаса, что посланник Аллаха, (с.а.с), сказал: «Тот, кто прочитает утреннюю молитву в коллективе, поле чего останется в мечети поминать Всевышнего Аллаха до тех пор, пока не взойдет солнце, потом совершит молитву в два цикла, то ему будет награда, подобна награде Хаджа и Умры полностью, полностью, полностью». И такая награда ждет мусульманина каждый день, а что сказать, если это будет в месяц Рамадан?
6.Иътикаф.
(Благочестивое пребывание в мечети с целью поклонения к Аллаху). В хадисе от Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха (с.а.с.) совершал игтикаф в течение десяти дней в каждом месяце Рамадан. А в год, когда он умер, он совершил иътикаф в течение двадцати дней. Иътикаф включает в себя многие виды поклонения, такие как чтение Корана, молитва, поминание Аллаха, дуъа. И тот, кто встречает эти дни с правдивой решительностью и упованием на Аллаха, тогда Аллах сделает его дело легким.
7. Умра в месяц Рамадан.
Сказал посланник Аллаха: «Тот, кто совершит умру в месяц Рамадан, то она приравнивается к Хаджу». В другой версии этого хадиса приводится: «… приравнивается к хаджу со мной». О мой брат, а хотел ли бы ты совершить хадж с самим посланником Аллаха (с.а.с.)?
8. Ночь предопределения.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине Мы ниспослали его в ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое ночь предопределения, ночь предопределения - лучше тысячи месяцев».1-3). А также как сказал посланник Аллаха (с.а.с.): «Тот, кто проведет ночь предопределения с верой и надеждой, то простятся ему прежние грехи». Он каждый раз ожидал ночь предопределения и побуждал своих сподвижников и свою семью к этому. По одному из мнений это приходится на 27 ночь месяца Рамадан на это указывает большинство хадисов. Зур ибн Хубайша сказал: «Когда Убай ибн Каабу сказали, что Абдула ибн Масуд сказал: «Если кто – либо будет совершать ночной намаз, (каждую ночь), в течение всего года, то он достигнет ночи аль-Кадр». Я слышал, как Убай ибн Кааб сказал: «Да помилует его Аллаха, его намерением было то, чтобы люди не (стали ленивыми) и зависели (от одной ночи). Но клянусь Аллахом, воистину это приходится на месяц Рамадан. И я, клянусь Аллахом, знаю, в какую ночь это бывает. Это бывает в ту ночь, когда посланник Аллаха, (с.а.с.), приказал совершать ночной намаз. Это бывает в 27 ночь. И ее признаком является то, что солнце на следующее утро восходит ярко и без лучей». (Хотя это просто мнение Убайя ибн Каъаба и это не слова посланника Аллаха). («Предопределение»:
Сказал аль-Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, относительно установления даты ночи предопределения: «Относительно ночи предопределения учёные разошлись на множество мнений. По этой теме мы имеем более сорока высказываний факыхов…» После чего он привёл все эти мнения и доказательства сторон.
И большая часть учёных сошлись на том, что эта ночь бывает в последние десять дней Рамадана, в соответствии с хадисом, передаваемым со слов Саида аль-Худри, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремитесь к ней в последние десять (дней Рамадана)».
Также большинство из них считают, что эта ночь приходится на нечётные числа последних десяти дней Рамадана, в соответствии со словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Ищите ночь предопределения в нечётные числа, последних десяти дней».
Поистине в сокрытии ночи предопределения существует великая мудрость. Она заключается в том, чтобы рабы Аллаха усердствовали в поклонении Аллаху во все ночи, с надеждой застать эту благословенную ночь. Это и является секретом отсутствия точного знания о её наступлении, как на это указал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Поистине я вышел, для того, чтобы оповестить вас о наступлении (ночи предопределения), но такой-то и такой-то, начали препираться между собой и знание этого ушло от меня, но возможно это является благом для вас, так ищите её»…
Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она спросила: «Если я застала ночь предопределения, что мне говорить?» На что посланник Аллаха, (с.а. с.), сказал: «Скажи: «Аллаhuмма иннакя Афуун тухибу афуа фаафу анни».О Аллах! Поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощение, так прости же меня».
О тот, кто утонул в беспечности и грехах и отдалился от милости своего Господа! Стремись застать эту ночь милости и прощения, ибо благие дела в течение этой ночи лучше перед Аллахом, чем благие дела в течение тысячи месяцев.
9.Частое поминание Аллаха и обращение к Нему с мольбами.
О мой брат, сестра! Не упусти возможность снискать милость и прощение Аллаха, обращайся чаще к своему Создателю и поминай его неустанно, особенно в те часы, когда мольба принимается:
- во время разговения, поистине, в этот момент мольба постящегося не отвергается.
- во время третьей части ночи, когда Аллах спускается на первое небо и говорит: «Есть ли спрашивающий, чтобы Я дал ему, есть ли просящий прощения, чтобы Я простил его».
- обращение к Аллаху во время рассвета. Сказал Аллах: «И на заре они взывали о прощении». («Зуриат»:6)
И в завершении, после этой прекрасной прогулки среди благоухающих садов, под тенью праведных дел, хотелось бы указать вам на необходимо важную вещь – а это не что иное, как искренность в нашем поклонении. (Желание лишь довольство Аллаха и мира вечного).
И сколько постящихся не приобретают взамен своего поста ничего, кроме голода и жажды. И сколько молящихся не приобретают взамен за свои молитвы, кроме усталости и недосыпания! Да убережет нас Аллах от такого положения! Поистине, наши праведные предшественники старались скрывать свои благие дела, боясь показухи и похвалы людей.
Передается от Хаммада ибн Зейда, который рассказывал об одном из табиинов, (последователь сподвижников), Айуб ас-Сахтияни: «Бывало так, что Айуб читал в кружке знаний хадисы. Это оказывало сильное воздействие на его сердце, так что он начинал плакать и сразу же отворачивался, высмаркивался и говорил: «О какой же сильный насморк».
Тем самым он скрывал свои слезы, боясь показухи и похвалы».
Рассказывал Мухаммад ибн Уасый: «Мы застали таких искренних мужчин, что бывало так, человек спал с супругой на одной подушке и всю ночь мог плакать, поминая Всевышнего Аллаха, так, что вся сторона подушки была мокрой от его слез и жена не знала об этом. Также, рассказывается то, что Аюб ас-Сахтияни мог проводить всю ночь в молитве, а под утро он делал вид, что спал всю ночь.
От ибн Аби Ади, который сказал «Дауд ибн аби Хинд соблюдал дополнительный пост в течение 40 лет и не один из членов его семьи не знал об этом».
Ассуфьян ас-Саури говорил: «Бывает так, что раб Аллаха старается совершать свои дела скрытно. Тогда шайтан не перестает наущать, пока не одолеет его. И он начинает совершать дела явно. И после чего, не перестает шайтан наущать, пока не одолеет его и он начинает любить похвалу людей. Тем самым показуха становиться его постоянным качеством дел»!
А так же мой брат и сестра! Бойся беспечности и ее сторонников, отдаляйся от пустословия и траты времени в том, что не приносит пользу твоей религии. Сказал Всевышний: «А кто отвернется от Моего напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в день воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он о Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим? Аллах скажет «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь, предан забвению». («Та-ха»: 124-126).
И знайте, мои дорогие, что путь к вашему счастью и счастью ваших братьев и сестер лежит через призыв к Всевышнему Аллаху и обращение за них с мольбами! Поистине Аллах Слышащий, Видящий Принимающий мольбы Своих искренних рабов!
И в заключении хвала Аллаху, Господу миров!
Мухаммад Абу аль-Хассан, для сайта: http://tayhid.lact.ru/
Примечание: Редакция СуннаОнлайн верит в качественный подход нашего любимого брата Абуль Хассана к отбору сообщений с точки зрения их достоверности, но не несет ответственности за это.