Вход пользователя
27 Марта 2010
Шарх хадиса "То, что отрезано от живого животного, то это мертвечина"
и о запретности употребления в пищу курдюка, отрезанного от живого барана.
Передал Абу Давуд, что сказал Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует): "То, что отрезано от животного и оно живое - то это мертвечина"
Сказал шейх Усеймин в шархе этого хадиса: "То, что отрезано от животного", аль-бахима (животное), и все животные подходят под термин аль-бахима. И это потому, что слово бахима взято от слова ибхам (непонятность), и всех животных можно так назвать, поскольку нам непонятно, что они говорят. Даже если и есть у некоторых из них какие-то характерные для них голоса, из которых узнает человек, что оно хочет. Как например кошка - мы понимаем, когда она зовет своих маленьких детей. И петух, когда кричит и хочет курицу - у него тоже свой особый звук. Однако суть в том, что оне не произносит (слов) и не понятно, что он говорит. И поэтому названы все животные этим термином.
И слова Посланника Аллаха: "что отрезано от животного и оно живое", слова "..и оно живое.." - это состояние животного, и слова "..то это -мертвечина", то есть – как мертвечина этого животного.
И отсюда взяли ученые правило и сказали, то, что отрезано от живого, то оно в шариате на положении его мертвечины. Так- то, что отрезано от животного, которое после смерти становится наджасом, то является наджасом. И то, что отрезано от животного, которое когда умирает, то его мертвечина читая и дозволеная в пищу, то и то, что отрезано, будет чистым. И то, что отрезано от животного, которое когда умирает, то его мертвечина является чистой, но не дозволеной в пищу, будет также чистым, но не дозволеным в пищу, как например то, что отрезано от человека.
И человек, его мертвечина чистая, и то, что будет отрезано от человека, оно будет чистым. И все, что будет отрезано от животного, то для него хукм его мертвечины в дозволенности употребления в пищу и чистоте.
И согласно этому правилу: то, что будет отрезано от овцы, в то время как она жива, будет как ее мертвечина, т.е. наджасом и харамом для употребления в пищу.
И то, что будет отрезано от кита, будет чистыми дозволеным для употребления в пищу, потому что мертвечина кита чистая.
И то, что будет отрезано от сарани, будет чистым и дозволеным, потому что ее мертвечина является чистой и дозволеной в пищу.
И то, что будет отрезано от человека, будет чистым, но недозволеным для употребления в пищу, потому что мертвечина человека чистая, однако не дозволена для употребления в пищу.
Вопрос: Если вынужден человек (из-за голода и др.) есть мясо мертвого человека, что говорят ученые на этот счет? Ученые разделились на два мнения. Среди них есть те, кто сказал, что когда возникал острая необходимость у живого в поедании мяса мертвого, то ему дозволено это, потому что сохранение жизни живого первостепенее, чем неприкосновенность мертвого. Другие же сказали, что это ему недозволено. Потому что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: "Сломать кость мертвому человеку - как сломать ее живому". (Передали Абу Давуд 3207, Ибн Маджа 1616, и признал достоверным шейх Альбани). И запрещено его есть, даже если умрет живой. И что даже если живой умрет, то он не трогает мертвого.
Извлекаем пользы:
Во-первых, какова причина хадиса? Причина хадиса - то, что воистину Посланник Аллаха (да благославит его Аллах, и приветствует), когда поселился в Медине, увидел, что жители Медины отрезают горбы верблюдов и бараний курдюк, используя их в качестве сала, на котором готовят, и отрезают их у живых животных. И когда он увидел это, то он сказал эти слова. Здесь мы видим, что знание о причине хадиса или аята помогает в понимании этого шариатского текста.
И из польз этого хадиса то, что обязательно на ученом, когда этого требует положение дел и впадение людей в противоречие Шариату, разяснить шариатский хукм, потому что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) разъяснил его сразу, как увидел, что люди отрезают горбы и курдюки.
И из польз этого хадиса, что то, что отрезано от живого животного, то оно как мертвечина этого животного, согласно его словам "то это мертвечина". И здесь мы спрашиваем, разрешено ли вообще отрезать что-либо от живого животного или нет?
Скажем, если это делается без пользы, только для причинения ему боли или из-за мести, то это харам и недозволено. Пример: у человека есть козел, который все время мекает по ночам и мешает ему спать, он спускается к нему и отрезает ему язык. Разрешено это или запрещено? Запрещено, поскольку это месть, а козел - это всего лишь скотина, не ответственная за свои действия. И точно также, если это было просто без пользы, а не из мести, то это тоже недозволено.
Однако, если это было для пользы скотины или для пользы ее владельца, то довзолено это или запрещено? Очевидно то, что это разрешено, однако при этом обязательно выбрать путь, который наименее причинит ей боль.
Пример этого: кастрация для пользы животного и для пользы хозяина, потому что мясо, когда кастрируешь барана, становится самым прекрасным мясом. И Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) принес в жертву двух кастрированых рогатых баранов (Передал Ибн Маджа 3122, Ахмад 6/ 220, сказал Альбани – «Сахих»). И кастрация барана - это то, что делается для пользы животного вместе с пользой для его владельца. Теперь что касается того, что делается для пользы только владельца, а это отрезание уха. И последнее время стали люди любить, когда у козла отрезано одно ухо, и говорят они, что цена его от этого увеличивается в два раза или даже больше. И это для пользы его владельца, однако обязательно использовать метод, который доставит животному наименьшую боль. Что же делать? Усыпить его, чтобы оно не чувствовало боль.
Если скажет спрашивающий, какое ваше доказательство на то, что можно причинять животному боль для пользы владельца? Ответим - прижигание, которое делал Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) верблюдам, которых он планировал использовать для садака (передали Бухари 1502 и Муслим 2119). И аль-васм (прижигание) - это обжигание огнем, которое причиняет боль животному. Однако это делается для пользы его владельца, чтобы отличить это животное от других. И указало это действие Посланника Аллаха на разрешенность этого.
См. «Шарх Булуг Аль Марам» Ибн Усеймина, 1/93