Вход пользователя
Хадис и его науки - Проверенные хадисы
Вопрос: Являются ли все хадисы в 40 хадисах ан-Навави достоверными?
Фетва шейха Мунаджида в ответ на похожий вопрос
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых, книга 40 хадисов — это книга имама ан-Навави, содержащая 42 пророческих хадиса, относящихся к числу хадисов, относящихся к числу всеобъемлющих хадисов, несущих в себе множество великих правил и вокруг которых вращается множество ахкамов Ислама.
И сказал ан-Навави во вступлении к этой книге: «И я обязываюсь, что приведенные хадисы будут достоверными, и большинство из них — в Сахихах Бухари и Муслима».
И все хадисы в этой книге достоверные у имама ан-Навави, или хорошие по меньшей мере. Однако другие ученые хадиса прокритиковали некоторые количество этих хадисов и возразили имаму ан-Навави о его мнении о хорошести некоторых из них.
Из этих ученых Хафиз Ибн Роджаб аль-Ханбали. Он подробно поговорил об иснадах некоторых этих хадисов и разъяснил те слабости, что в них есть. Хадисы, о которых он говорил — следующие:
1. 12-й хадис: «Из хорошего Ислама человека — оставление того, что его не касается».
2. 29-й хадис: «А разве не будут ввергать людей лицами в огонь за что-либо, кроме клеветнических речей?»
3. 30-й хадис: «Поистине, Аллах Всевышний возложил на людей исполнение религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил некоторые веши, так не нарушайте же эти запреты, и умолчал о некоторых вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!»
4. 31-й хадис: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди»
5. 39-й хадис: «Поистине, Аллах простит членам моей обшины ради меня то, что они сделают по ошибкe и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать».
6. 41-й хадис: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел».
И более правильно, что эти хадисы слабые со стороны иснада, как упомянул Хафиз ибн Роджаб, даже если и является их смысл правильным и приемлемым.
Для того же, чтобы узнать подробно причину этих слабостей и недостатков в их иснадах, нужно вернуться к книге «Джами аль-улюм аль-хикам» Хафиза ибн Роджаба аль-Ханбали. И он проделал хорошую и полезную работу в этом вопросе.
Сказал шейх Ибн Усеймин: «И поэтому является хорошим изучение шарха Ибн Роджаба, да будет милостив к нему Аллах и передача его комментариев к хадисам. И поистине Ибн Роджаб — из больших хафизов хадиса, и когда он ослабляет хадисы, кторые упомянул ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, он разъясняет причину слабости». См. Шарх аль-Арбаин ан-Нававия, стр. 394.
И также есть некоторые другие хадисы, о слабости которых говорили другие ученые. Однако более верным видится то, что они не опускаются ниже степени хасан (хорошие), а Аллах знает лучше.
«И возможно оправдание автора в том, что он привел эти слабые хадисы в своей книге наряду с его стремлением ограничиться в ней на достоверных хадисах — тем, что он, как правило, опирался на хукм ат-Тирмизи о достоверности или хорошести хадиса, и на умолчание Абу Дауда о каком-либо хадисе.... и не стал он сам подробно исследовать их, … а если бы ан-Навави сам занялся бы изучением иснада этих хадисов, то разъяснились бы ему инша Аллах их недостатки и слабости». (Из предисловия шейха Альбани к книге «Рияд ас-Солихин», стр. 6)
Конец цитаты из фетвы шейха Мунаджида номер 170565
p.s. не перевели фетву до конца поскольку там задавали вопрос еще и про тахридж хадисов из 40 хадисов что не очень актуально для русскоязычных мусульман не имеющих доступа к арабским источникам и изданиям. От себя добавим что хафиз Ибн Роджаб аль-Ханбали превосходил имама Ан-Навави в познаниях в этом разделе, и был возможно самым большим ученым науки хадиса этого периода, как говорят об этом уляма, поэтому простому мусульманину лучше следовать за ним в этом вопросе чем за имамом ан-Навави. Аллах знает лучше.