Вход пользователя
28 Марта 2012
Акида - Таухид в поклонении Аллаху
Имамы призыва не обуславливали понимание довода.
Разьяснение оправдания по невежеству и опровержение тем кто оживляет религию Дауда Ибн Джорджиса
Опровержение тем, кто оживляет религию Дауда Ибн Джорджиса
Вместо эпиграфа:
Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: "Люди Хаса и Басры свидетельствуют, что таухид на котором мы – религия Аллаха и Его Посланника, и то что делается у них с живыми и мертвыми – это ширк всевышнему Аллаху, однако порицают нас лишь за такфир и сражение" См. "Ар-Расаиль Аш-Шахсыя", 1-120
Сказал Дауд Ибн Джарджис аль-Иракы, один из главных врагов шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба: "Даже если мы согласимся, что некоторые слова которые приписывают ваххабиты мусульманам, являются куфром, касательно которого будет верным сказать в общем, что говорящий это становится кафиром, то не будет верным выносить такфир всей Умме, или конкретной личности, которая высказала это слово! Ведь эта личность – быть может, не достигли ее тексты, которые являются причиной для познания истины, или они недостоверны для него, или он не способен познать их и понять их, или быть может он подвергся действию шубухатов, по причине которых его оправдает Аллах"
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем: это краткая работа, которая будет разьяснением манхаджа шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба и ученых последователей его благословенного призыва, в вопросах оправдания по невежеству, и разьяснит, что один ученый за другим, поколение за поколением, не разногласили в этом вопросе, и все как один говорили: "До кого дошёл Коран и он делает ширк- над тем установился довод, и тот является кафиром, мушриком".
И из удивительного в наше время- что как в арабском мире, так и русскоязычном, различные личности, не имеющие к призыву и его ученым никакого отношения, пишут различные работы, "исследования", "анализ", манхаджа имамов призыва в этом вопросе, в то время, как они не имеют к этому благословенному призыву никакого отношения, однако они – последователи нововведенных манхаджей, подобных мурджиитскому или ихвановскому.
Они не учились на книгах его имамов, не читали их достаточным для проведения каких либо исследований чтением, не учились у его учёных. Однако они прочитали какие то докторские или книжки таких же личностей как и они, и возомнили себя исследователями. В результате подобных "исследований" они приписывают имамам недждийского призыва то, с чем они воевали всю свою жизнь, и что противоречит тому, что знает любой кто хоть немного ознакомился с их трудами, и со специальными работами и посланиями имамов недждийского призыва именно в этом вопросе.
И они делают это так, потому что их цель- легализировать их манхадж мирного сожительства и сотрудничества с современными мушриками всех мастей, поэтому они не подходят к словам имамов подходам безпристрастного исследователя, а подходят к словам имамов имея уже определенные сложившиеся убеждения которые внушили им их лидеры, и ищут любые двусмысленные или неясные слова ученых, подходящие к этому, не возвращаяясь к ясным текстам, не возвращая двусмысленные слова ученого к однозначным, не возвращая слова сказанные в контексте оправдания и красноречия – к словам, сказанным в контексте научного та'сыля вопросов – в общем, отметая все что противоречит их заблудшим убеждениям.
В этой работе мы приведем слова имамов недждийского призыва одного за другим, которые приводят иджма на этот вопрос, и затем каждый сможет сравнить то на чём эти горе-исследователи с тем, на чём учёные, и сделать выводы.
И мы приведем лишь малую часть их слов, потому что иначе работа крайне удлиннится, потому что они написали целые книги в этих вопросах, и невозможно все процитировать здесь.
1. Шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб
Прежде чем перечислять слова шейха, начнем с указания на важную вещь.
У нас есть с одной стороны:
1. Ясные послания и книги шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, где он подробно и детально обосновывает этот вопрос, специально посвящённые ему.
2. Эта позиция предельно известна от него
3. Это же говорят все его ученики и те кто обучался на его манхадже
4. Предельно известно что шейх Мухаммад сражался со всеми кто поклоняется могилами, и убивал их и брал в плен их семьи и захватывал их имущество как трофеи, и предельно известно, что шейх не разговаривал лично с ними со всеми, чтобы устранить шубху, или тауиль, и не разбирал при сражении – донесли вот этому, устранили шубху, или нет – то есть, шейх обращался со всеми кто поклоняется могилам – как обращаются с мушриками, и не различал между ними в обвинении в неверии и войне.
С другой стороны у нас есть слова этого алима, которые внешне могут противоречить этому, кратко сказанные в контектсе опровержения, и оправдания и отведения от себя клеветы, то есть в том контексте, где возможно у шейха была та или иная причина сказать что-то, чтобы защитить свой призыв, а возможно и свою жизнь.
Причем достоверность этих слов от шейха точно неизвестна, поскольку в разных рукописях этого послания, которым аргументируют оппоненты, его слова приходят по разному.
Что выберет следующий истине и желающий установить истинный мазхаб шейха?
Несомненно, он выберет первое, а второму постарается найти какой-то выход, как это сделали ученые, его ученики, знавшие шейха и знавшие его мазхаб.
Что сделает тот, кто желает как-то легализовать своё отклонение словами ученых? Он выберет это сомнительное, и оставит всё ясное, чем переполнены книги шейха и его послания.
И если это стало ясно, то мы с позволения Аллаха, сначала приведем ясные слова шейха по данной теме, затем приведем то чем пытаются аргументировать "исследователи", затем упомянем о достоверности этих слов от шейха, затем упомянем, к чему их отнесли его ученики.
И после этого кто поймёт тот поймет, а кто не поймет – то не поймёт.
1. Начнём с того, что у шейха есть отдельная книга именно на эту тему, которая с дозволения Аллаха скоро выйдет на русском языке, которая называется
"مفيد المستفيد في كفر تارك التوحيد". (Дающее пользу тому, кто ищеет ее, касательно куфра оставившего таухид)
Само название уже указывает на мазхаб шейха.
И послание скоро выйдет на русском языке, и переведена уже большая его часть, мы лишь упомянем, что шейх в нём ясно обусловливает лишь достижение довода до того кто делает ширк, а не его понимание, опровергает на тех, кто аргументирует словами шейх уль Ислама Ибн Теймии на оправдание мушриков, и различает между ясными вопросами и скрытыми вопросами в вопросах такфира.
2. У шейха есть отдельные послания, где он опровергает тех, кто засомневался в такфире мушриков, и разьясняет разницу между дохождением довода, и пониманием довода.
Так, из этих посланий – послание шейха братьям, кто засомневались в куфре мушриков, по причине слов Ибн Теймии об установлении довода. Приведем его здесь:
بسم الله الرحمن الر حيم
إلى الإخوان، سلام عليكم ورحمة الله وبركاته.
وبعد: ما ذكرتم من قول الشيخ: كل من جحد كذا وكذا، وقامت عليه الحجة، وأنكم شاكون في هؤلاء الطواغيت وأتباعهم، هل قامت عليهم الحجة؟ فهذا من العجب، كيف تشكون في هذا وقد أوضحته لكم مرارا؟! فإن الذي لم تقم عليه الحجة، هو الذي حديث عهد بالإسلام، والذي نشأ ببادية بعيدة، أو يكون ذلك في مسألة خفية، مثل الصرف والعطف، فلا يكفر حتى يعرف.
وأما أصول الدين التي أوضحها الله وأحكمها في كتابه، فإن حجة الله هو القرآن، فمن بلغه القرآن فقد بلغته الحجة؛ ولكن أصل الإشكال، أنكم لم تفرقوا بين قيام الحجة، وبين فهم الحجة، فإن أكثر الكفار والمنافقين من المسلمين، لم يفهموا حجة الله مع قيامها عليهم، كما قال تعالى: {أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلاً}.
وقيام الحجة نوع، وبلوغها نوع، وقد قامت عليهم، وفهمهم إياها نوع آخر; وكفرهم ببلوغها إياهم، وإن لم يفهموها. إن أشكل عليكم ذلك، فانظروا قوله صلى الله عليه وسلم في الخوارج: "أينما لقيتموهم فاقتلوهم" 2،وقوله: "شر قتلى تحت أديم السماء" ، مع كونهم في عصر الصحابة، ويحقر الإنسان عمل الصحابة معهم، ومع إجماع الناس أن الذي أخرجهم من الدين هو التشدد والغلو والاجتهاد؛ وهم يظنون أنهم يطيعون الله، وقد بلغتهم الحجة، ولكن لم يفهموها.
وكذلك قتل علي رضي الله عنه الذين اعتقدوا فيه، وتحريقهم بالنار، مع كونهم تلاميذ الصحابة، ومع عبادتهم وصلاتهم وصيامهم، وهم يظنون أنهم على حق.
وكذلك إجماع السلف: على تكفير غلاة القدرية وغيرهم، مع علمهم وشدة عبادتهم، وكونهم يحسبون أنهم يحسنون صنعا؛ ولم يتوقف أحد من السلف في تكفيرهم لأجل كونهم لم يفهموا، فإن هؤلاء كلهم لم يفهموا.إذا علمتم ذلك،فإن هذا الذي أنتم فيه كفر: الناس يعبدون الطواغيت، ويعادون دين الإسلام، فيزعمون أنه ليس ردة لعلهم ما فهموا الحجة، كل هذا بين.
وأظهر مما تقدم: الذين حرقهم علي، فإنه يشابه هذا. وأما إرسال كلام الشافعية وغيرهم، فلا يتصور يأتيكم أكثر مما أتاكم، فإن كان معكم بعض الإشكال، فارغبوا إلى الله تعالى أن يزيله عنكم، والسلام.
"БисмиЛляхи ар-Рахман ар-Рахим. Братьям, ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.
А затем: то, что вы упомянули из слов шейха (Ибн Теймии) – кто отрицает то-то и то-то, и установился над ним довод, и что вы сомневаетесь касательно этих тагутов, и их последователей, установился ли над ними довод – это очень удивительно!
Истинно, тот над кем не установился довод – то тот, кто только принял Ислам, или вырос в далекой пустыне, или это будет в скрытых вопросах, как вопрос ас-сарф уаль-атф, и такому не выносится такфир, пока не будет донесено.
Что же касается основ религии, которые разьяснил Аллах в своей книге, и сделал их ясными– то довод Аллаха – это Коран, и до кого дошел Коран – до того дошёл довод. Однако основа затруднения у вас – что вы не различаете между установлением довода, и пониманием довода. Ведь истинно, довод Аллаха установился над кафирами и мунафиками, наряду с тем, что они его не поняли. Как сказал Всевышний: "Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути" (Аль-Фуркан, 44).
Поэтому установление довода и его дохождение – это одно, а понимание его – совсем другое, и вынес Аллах им такфир после дохождения довода до них, наряду с тем что они не поняли его.
А если же это вызывает у вас затруднения, то посмотрите на слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о хауариджах: "Где бы вы их не встретили – убивайте их", и его слово: "Они – худшие убитые под сводом небес". И это наряду с тем, что они были во времена сахабов, и считает незначительными человек дела сахабов по сравнению с делами хауариджей, наряду с единогласием людей на том, что то, что вывело их из религии – это из чрезмерность, и крайность, и усердие, и они думают, что они подчиняются Аллаху, и дошел до них довод, однако они не поняли его.
И также – убил Али, да будет доволен им Аллах, тех кто был убежден в нём ширковские убеждения, и сжег их огнём, несмотря на то, что они были учениками сподвижников, и молились и поклонялись и постились, в то время как они думают, что они на истине.
И также иджма саляфов на такфире крайних кадаритов, и других, наряду с их знанием, и сильным поклонением, и тем что они считали что они поступают правильно. И не остановился ни один из саляфов от их такфира по той причине, что они не понимают, ведь все они не понимают!
И если вы узнали это, то знайте, что то на чём вы – куфр! Люди поклоняются тагутам, и враждуют с религией Ислам, а эти утверждают, что это они не отступили от религии, ведь быть может, они не поняли довод. Всё это ясно.
И самое очевидное из того что предшествовало – это те кого сжег Али, ведь та ситуация похожа на эту.
Что же касается посылания вам слов шафиитов, и других, то нельзя представить чтобы вам пришло больше чем уже пришло. А если остались у вас некоторые затруднения, то обращайтесь к Всевышнему Аллаху, чтобы Он удалил их. И мир вам"
Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 13/90-91
Слова шейха предельно ясны, ровно как в утверждении того, что дохождения довода достаточно в этих вопросах, ровно как и в том, что мазхаб "понимальщиков", которые обуславливают понимание довода, а затем под этим предлогом называют мушриков мусульманами – куфр. А не "приемлемое разногласие", как пытаются преподнести те кому Аллах отклонил сердца в данном вопросе.
Однако что нужно отметить – посмотрите как шейх и в начале послания, и в конце, обратился к этим братьям у кого возникло затруднение – с салямом, и назвал их братьями, и это отличает шейха от крайних такфиристов – то, что он не выносил такфир тем единобожникам, кто засомневался в мушриках по причине каких-то сомнений, кроме как обьяснив ему, и донеся довод и устранив сомнения. И на этом, и вся хвала Аллаху, все имамы недждийского призыва, в отличие от такфиристов-невежд.
3. Также отдельное послание шейха, целиком посвященное этой теме – его послание Ахмаду Ибн Абдуль Кариму, которое можно найти в "Ад-Дурар ас-сания", в начале десятого тома.
Мы не приведем его целиком, потому что оно очень длинное, однако приведем фрагмент из него, а желающий может возвратиться к "Ад-дурар" и почитать, ведь воистину в нём много польз.
Так, сказал шейх:
فإن كان المعين لا يكفر إلا إذا قامت عليه الحجة، فمن المعلوم أن قيامها ليس معناه: أن يفهم كلام الله ورسوله، مثل فهم أبي بكر رضي الله عنه، بل إذا بلغه كلام الله ورسوله، وخلا من شيء يعذر به، فهو كافر، كما كان الكفار كلهم تقوم عليهم الحجة بالقرآن، مع قول الله: {وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أكنةأن يفقهوه } الأنعام 25وقوله: { إِنَّ شَرَّ الدَّوَابِّ عِنْدَ اللَّهِ الصُّمُّ الْبُكْمُ الَّذِينَ لا يَعْقِلُونَ}
"Если конкретная личность не становится кафиром, кроме как установится над ним довод – то ведь известно, что установление довода это не значит – чтобы он понял слова Аллаха и Его Посланника как понял их Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Однако когда дошли до этой личности слова Аллаха и Его Посланника, и нет у этой личности того чем он может быть оправдан (как если он маджнун, или несозревший, или не понимает язык Корана и нет переводчика, как обьяснял шейх Сахман в шархе такого выражения) – то он кафир. И также над всеми кафирами доводом был Коран, наряду со словами Аллаха: ": "Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой" (аль-Анам, 25), и Его Словами: "Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать" (Аль-Анфаль, 22)
Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 13-67
И можно цитировать шейха и дальше, однако это будет ненужным удлинением.
Теперь же поговорим о тех словах шейха, которыми аргументируют заблудшие, кто обуславлиает понимание довода, и сперва зададимся вопросом, достоверны ли эти слова от шейха вообще?
И эти слова есть в двух вариантах – "Если даже мы не выносим такфир тем кто поклоняется мавзолею аль-Кауаз..", и в другом: "Если мы даже не выносим такфир тем кто поклоняется идолам на могиле Абдуль Кодира и аль-Бадави.."
Однако вот как приводит первые слова шейх Абдуль-Латыф Абдур-Рахман:
قال في بعض رسائله: وإذا كنا لا نقاتل من يعبد قبة الكواز حتى نتقدم بدعوته إلى إخلاص الدين لله
"Сказал шейх в одном из своих посланий: "И если мы не сражаемся с теми, кто поклоняется мавзолею аль-Кауаз, до тех пор пока не призовем его к искреннему посвящению религии лишь Аллаху.."
См. "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис", 1-134
Что же касается слов про могилу Бадави, то вот как приводит эти слова шейх Абдуль-Латыф Абдур-Рахман:
وأما الكذب والبهتان: أنّا نكفر بالعموم، ونوجب الهجرة إلينا على من قدر على إظهار دينه، وأنّا نكفر من لم يكفر ولم يقاتل، ومثل هذا وأضعاف أضعافه. فكل هذا من الكذب والبهتان الذي يصدّ به ورثة أبي جهل من سدنة الأصنام وأئمّة الكفر: الناس عن دين الله ورسوله؛ وإنّا لا نكفر إلاّ من كفّره الله ورسوله، من المشركين عباد الأصنام كالذين يعبدون الصنم الذي على قبر عبد القادر والصنم الذي على قبر أحمد البدوي وأمثالهما
"Что же касается лжи и клеветы, что мы выносим такфир обобщенно, и что мы обязываем хиджрой к нам того, кто способен выявлять религию, и что мы выносим такфир тем кто не выносит такфир и не сражается, и подобное этому, и большее чем это, то всё это ложь и клевета, которой сбивают людей от религии Аллаха и Его Посланника наследники Абу Джахля из числа храмовщиков идолов и имамов куфра. Истинно, мы не выносим такфир никому, кроме тех кому вынесли такфир Аллах и Его Посланник, из числа мушриков, поклоняющихся идолам, как те, кто поклоняются идолу на могиле Абдуль Кодира, и идолу на могиле Ахмада аль-Бадави, и подобных им"
См. "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис", 1-118
Это указывает на то, что возможно в послания шейха закралось искажения которое внесли туда мушрики или враги призыва.
Однако, даже если допустим что они достоверны от шейха, то его ученики – ученые недждийского призыва, разьяснили эти приписываемые ему слова полным разьяснением, пойдя в этом несколькими путями.
1. Шейхи Сулейман Ибн Сахман, Абдуллах ибн Абдуль-Латыф, и Ибрахим Ибн Абдуль Латыф, сказали, что это было в самом начале призыва во время которое было временем фитры, и шейх не вынес такфир им до того как послал им призыв. Вот их слова:
نعم; فإن الشيخ محمدا رحمه الله، لم يكفر الناس ابتداء، إلا بعد قيام الحجة والدعوة، لأنهم إذ ذاك في زمن فترة
"Да, шейх Мухаммад да смилуется над ним Аллах, не выносил такфир людям в начале, кроме как установив довод, поскольку тогда они были во времена фитры"
См. "Ад-дурар ас-сания", 10-434
2. Шейх Исхак Ибн Абдур-Рахман сказал, что эти слова он сказал по какой то внешней причине побудившей так сказать, и призвал вернуться к ясным словам шейха.
Сказал шейх Исхак к этим словам:
وتوقفه رحمه الله في بعض الأجوبة، يحمل على أنه لأمر من الأمور، وأيضًا فإنه كما ترى توقف مرة كما في قوله: وأما من أخلد إلى الأرض فلا أدري ما حاله.
فيا لله العجب كيف يترك قول الشيخ في جميع المواضع، مع دليل الكتاب والسنة، وأقوال شيخ الإسلام وابن القيم، كما في قوله من بلغه القرآن فقد قامت عليه الحجة، ويقبل في موضع واحد من الإجمال
"И его остановка от такфира – да смилуется над ним Аллах – в некоторых его ответах, относится на то, что это было по некоей причине из числа причин, и также, как ты видишь, он однажды остановился, сказав: "Что же касается того, кто припал к земле, последовав за страстями – то я не знаю какого его положение".
О Аллах, как же удивительно! Как они оставляют слово шейха во всех местах, наряду с далилем из Корана и Сунны, и слов Ибн Теймии и Ибн аль-Каййима, как в слове шейха Мухаммада: "Кого достиг Коран, над тем установился довод", и обращаются к одному месту, в котором есть неясность!"
См. "Такфир аль-Муаййан", 15
3. Шейх Абдуль Латыф Абдур-Рахман сказал что он не называл их кафирами, но и не называл их мусульманами, то есть называл их мушриками, и останавливал такфир на донесении довода. См. "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис", 134
В любом случае, всё это из раздела –"Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту" (аль-Имран, 7)
2. Шейх Хамд Ибн Ма'мар, ученик и сподвижник шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба
1. Сказал шейх Хамд Ибн Ма'мар:
فكل من بلغه القرآن ودعوة الرسول صلى الله عليه وسلم فقد قامت عليه الحجة قال الله تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ} [سورة الأنعام آية : 19]، وقال تعالى: {وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً} [سورة الإسراء آية : 15].
وقد أجمع العلماء على أن من بلغته دعوة الرسول صلى الله عليه وسلم أن حجة الله قائمة عليه. ومعلوم بالاضطرار من الدين: أن الله بعث محمدا صلى الله عليه وسلم وأنزل عليه الكتاب ليعبد وحده ولا يشرك معه غيره، فلا يدعى إلا هو، ولا يذبح إلا له، ولا ينذر إلا له، ولا يتوكل إلا عليه، ولا يخاف خوف السر إلا منه.
والقرآن مملوء من هذا.. وكل من بلغه القرآن فليس بمعذور؛ فإن الأصول الكبار، التي هي أصل دين الإسلام، قد بينها الله تعالى في كتابه، وأوضحها وأقام بها حجته على عباده. وليس المراد بقيام الحجة أن يفهمها الإنسان فهما جليا، كما يفهمها من هداه الله ووفقه، وانقاد لأمره; فإن الكفار قد قامت عليهم الحجة من الله تعالى، مع إخباره بأنه جعل على قلوبهم أكنة أن يفقهوا كلامه، فقال: {وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَنْ يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْراً} [سورة الأنعام آية : 25].
وقال: {قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدىً وَشِفَاءٌ وَالَّذِينَ لا يُؤْمِنُونَ فِي آذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمىً} [سورة فصلت آية : 44]، وقال تعالى: {إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ مُهْتَدُونَ} [سورة الأعراف آية : 30]، وقال تعالى: {قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاًالَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعاً} [سورة الكهف آية : 103-104]. والآيات في هذا المعنى كثيرة؛ يخبر سبحانه أنهم لم يفهموا القرآن ولم يفقهوه، وأنه عاقبهم بالأكنة على قلوبهم، والوقر في آذانهم، وأنه ختم على قلوبهم وأسماعهم وأبصارهم؛ فلم يعذرهم مع هذا كله؛ بل حكم بكفرهم وأمر بقتالهم، وقاتلهم رسول الله صلى الله عليه وسلم وحكم بكفرهم ; فهذا يبين لك أن بلوغ الحجة نوع، وفهمها نوع آخر.
وقد سئل شيخنا رحمه الله تعالى، عن هذه المسألة، فأجاب السائل بقوله: من العجب العجاب، كيف تشكون في هذا، وقد وضحته لكم مرارا
"Каждый, кого достиг Коран, и призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – установился над ним довод.
Сказал Аллах: "Чтобы предостеречь им вас и тех, до кого он дойдет", (аль-Анам, 19), и сказал Всевышний: "Мы не были наказывающими до тех пор пока пошлём Посланника" (Аль-Исра, 15).
И единогласны ученые на том, что кого достиг призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – то довод Аллаха над ним установлен.
И известно с полной очевидностью из религии – что Аллах послал Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослал ему Книгу, чтобы поклонялись Ему Одному, и не придавали Ему никого в сотоварищи, и не взывается ни к кому кроме него, и не режется жертва ни для кого, кроме Него, и не делается обет никому кроме Него, и не делается таваккуль ни на кого кроме Него, и нельзя бояться тайным страхом никого кроме Него, и Коран переполнен этим". затем имам перечислил аяты об обязательности поклонения и дуа Аллаху, затем сказал:
"И каждый, кого достиг Коран, тот не является оправданным.
Ведь истинно, большие основы, которые являются основой религии Ислам – разьяснил Всевышний Аллах в Своей Книге, и сделал их ясными, и установил ими свой довод над Его рабами. И не подразумевается под установлением довода, чтобы человек понял его ясным пониманием, как понимает его тот, кого Аллах наставил и направил к истине, и он подчинился Его приказу.
Ведь истинно, над кафирами установился довод от Всевышнего Аллаха, и вместе с этим Он рассказал, что Он сделал над их сердцами покрывала, мешающие им понять Его Слова. Сказал Он: "Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой" (аль-Анам, 25), и сказал: " Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем" (Аль-Араф, 30), и сказал: "Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?" (аль-Кахф, 103).
И аятов с этим смыслом очень много, рассказывает Аллах, что они не поняли Коран, и что Он наказал их покрывалами на их сердца, и глухотой в их ушах, и что он запечатал их сердца и слух и взоры.
И не оправдал Он их наряду со всем этим, однако вынес хукм об их неверии, и приказал сражаться с ними, и сражался с ними Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вынес хукм об их куфре.
И это разьясняет тебе, что достижение довода – это одно, а понимание довода – совсем другое.
И был спрошен наш шейх, да смилуется над ним Аллах, об этом вопросе, и ответил он спрашивающему словами: "Это очень удивительно! Как вы сомневаетесь в этом, в то время как я разьяснил вам это многократно?!..." и привел до конца слова шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба из послания, приведенного в первом разделе.
Источник: "Ад-дурар ас-сания", 15/71-73
И это ближайший ученик и сподвижник шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, разьясняет его мазхаб в этом вопросе, и передает иджма ученых, так кому же мы будем верить – большому ученому и сподвижнику шейха Мухаммада, проведшему с ним много лет и бравшему знания от него, или "исследователям", возомнившим о себе, что они лучше знают мазхаб шейха чем его ближайшие ученики? Вопрос очень риторический.
3. Шейх Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб,
сын и ученик шейха Мухаммада
сын и ученик шейха Мухаммада
Сказал шейх Абдуллах, сын шейха Мухаммада:
وأما من مات، وهو يفعل الشرك جهلا لا عنادا، فهذا نكل أمره إلى الله، ولا ينبغي الدعاء له، والترحم عليه، والاستغفار له، وذلك لأن كثيرا من العلماء يقولون: من بلغه القرآن، فقد قامت عليه الحجة، كما قال تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ}.
فإذا بلغه القرآن وأعرض عنه، ولم يبحث عن أوامره ونواهيه، فقد استوجب العقاب، قال تعالى: {وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكاً وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى} ، وقال تعالى: {وَقَدْ آتَيْنَاكَ مِنْ لَدُنَّا ذِكْراً مَنْ أَعْرَضَ عَنْهُ فَإِنَّهُ يَحْمِلُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وِزْراً خَالِدِينَ فِيهِ} وأكثر النّاس في هذه الأزمنة وغيرها من أزمنة الفترات والجهل معرضون عن السّؤال عن التّوحيد والشّرك، ودينه ما عليه أهل بلده، ولا يبحث، ولا يسأل عمّا جاء به محمّد ـ صلّى الله عليه وسلّم ـ من عند الله، وما كان عليه السّلف الصّالح والتّابعون لهم بإحسانٍ.ومَن بحث وسأل وفحص عن ذلك وجد من يعلمه بذلك؛ لأنّه لا يزال في هذه الأمّة طائفة على الحقّ منصورون لا يضرّهم مَن خذلهم، ولا مَن خالفهم، حتّى تقوم السّاعة، وهي معصومة من الاجتماع على الضّلالة، والشّرك. .والله سبحانه وتعالى أعلم
"Что же касается того, кто умер, и он делал ширк по причине невежества, а не упорства, то мы оставляем его положение Аллаху, и не следует делать дуа за него, или просить милости для него, или прощения.
И это потому, что многие ученые говорят: "До кого дошёл Коран – над тем установился довод".
Как сказал Всевышний Аллах: "Чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет" (Аль-Ан'ам, 19).
И если достиг его Коран, а он отвернулся от него, и не стремится узнать его приказы и запреты, то он заслужил наказание, сказал Всевышний: "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым" (Тоха, 124), и сказал Всевышний: "Кто отвернется от него (Корана), тот понесет в День воскресения тяжелую ношу. Они пребудут в таком состоянии вечно" (Тоха, 100)
И большинство людей в эти времена и в другие времена фитры и невежества – отворачивающиеся от вопроса о таухиде и ширке, и его религия – то, на чем люди его местности, и он не ищет, и не спрашивает о том, с чем пришёл Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, от Аллаха, и о том, на чем были праведные предшественники и строго последовавшие за ними.
А кто же искал, и спрашивал, и исследовал эти вопросы – тот нашёл того, кто даст ему знания об этом, поскольку не прекращает быть в этой Умме победоносная группая на истине, не повредит им тот, кто оставил их без помощи, и тот, кто противоречил им, вплоть до наступления Часа, и она защищена от собирания на заблуждении и ширке.
И Аллах, Пречист Он, знает лучше"
Источник: "Маджму ар-расаиль уаль масаиль ан-надждия ", 13-274
4. Шейх Абу Бутейн, ученик шейха Хамда Ибн Ма'мара
1. Сказал шейх Абу Бутейн, комментируя данный вопрос:
إن قول الشيخ تقي الدين : إن التكفير والقتل موقوف على بلوغ الحجة يدل من كلامه على أن هذين الأمرين وهما التكفير والقتل ليسا موقوفين على فهم الحجة مطلقا بل على بلوغها ففهمها شيء وبلوغها شيء آخر ، فلو كان هذا الحكم موقوفا على فهم الحجة لم نكفر ونقتل إلا من علمنا أنه معاند خاصة ، وهذا بين البطلان بل آخر كلامه رحمه الله يدل على أنه يعتبر فهم الحجة في الأمور التي تخفى على كثير من الناس وليس فيها مناقضة للتوحيد والرسالة كالجهل ببعض الصفات
وأما الأمور التي هي مناقضة للتوحيد والإيمان بالرسالة فقد صرح رحمه الله في مواضع كثيرة بكفر أصحابها وقتلهم بعد الاستتابة ولم يعذرهم بالجهل مع أننا نتحقق أن سبب وقوعهم في تلك الأمور إنما هو الجهل بحقيقتها فلو علموا أنها كفر تخرج من الإسلام لم يفعلوها
"Истинно, слова шейха ТакиюДдина (Ибн Теймии): "Такфир и убийство задерживаются до достижения довода" – эти его слова указывают, что эти две вещи, а это такфир и убийство, абсолютно не задерживаются на понимании довода. И достижение довода – это одно, а понимание довода – совсем другое. И если бы хукм был задержан до понимания довода, то мы бы не выносили такфир, и не убивали бы никого, кроме того о ком мы узнали, что он противится в сердце, и это – ясно своей ложностью. Однако, конец его слов указывает на то, что он учитывает понимание довода в вопросах, которые могут быть скрытыми для многих людей, и в которых нет нарушения таухида и послания – как например невежество о некоторых качествах Аллаха.
Что же касается вещей, которые нарушают таухид и иман в посланничество, то он ясно сказал, да смилуется над ним Аллах, во многих местах, о куфре тех кто совершает их, и их убийстве после требования покаяния, и не оправдал их по невежеству, наряду с тем, что мы убеждены, что причина того что они впали в эти вещи – это лишь их невежество о сущности этих вещей, ведь если бы они знали, что это куфр выводящий из Ислама – то они не сделали бы их"
Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 10-368
2. Сказал также шейх Абу Бутейн:
فالمدعي أن مرتكب الكفر متأولا, أو مجتهدا مخطئا, أو مقلدا، أو جاهلا: معذور. مخالف للكتاب والسنة والإجماع بلا شك
"Кто заявляет, что совершающий куфр по причине тауиля, или ошибочного иджтихада, или невежества – оправдан, тот противоречит Корану, Сунне, и иджма без малейшего сомнения"
Источник: "Аль-интисор ли хизби Лляхи аль-муваххидин", 1-37
Примечание: здесь шейх имеет ввиду не любой куфр, а очевидные вопросы, как ширк, или отрицание предельно известных из Ислама вещей, и тд, как он сам обьяснял в других местах.
И у шейха Абу Бутейна есть очень много посланий и работ на эту тему, и приглашаем владеющих арабским вернуться к книге "Аль-Интисор", и также к посланиям шейха в первом и десятом томе "ад-Дурар".
5. Шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан, внук и ученик шейха Мухаммада
1. Сказал шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в ответ на слова Усмана Ибн Мансура, что те кто поклоняются могилам – ошибающиеся муджтахиды:
وما ذكر العلماء سلفا وخلفا أن الشرك يسوغ فيه الاجتهاد، ويعذر فاعله باجتهاده؛ وهذا كذب على الكتاب والسنة، وإجماع علماء الأمة
"И не упомянули уляма, ни из числа саляфов, ни из числа поздних, что в ширке допустим иджтихад, и оправдывается делающий его по причине иджтихада. И эти его заявления – ложь на Коран, Сунну, и иджма ученых Уммы".
Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 16-50
Как мы видим, очередной имам передает иджма на эти вопросы.
И, кстати, его слова напоминают нам о словах отдельных личностей, защищающих тех кто вошёл в религии ширка, как демократия, и оправдывает их "ошибочным иджтихадом", за который они по их ошибочному утверждению, получают награду.
2. У шейха Абдур-Рахмана Ибн Хасана есть отдельное послание на эту тему, которое называется "الأدلة والبراهين على عدم العذر بالجهل في أصول الدين" ("Доводы и доказательства на то что нет оправдания по невежеству в основах религии")
Сказал он в нём, в частности, опровергая на слова врага призыва, который сказал:
"Если скажет муслим: "Господь наш, прости нам и нашим братьям которые опередили нас в Имане" (аль-Хашр, 10), имея ввиду тех кто опередил его в Имане из веков Уммы, даже если они ошиблись в каком то тауиле, который он истолковал, или сказал куфр, или сделал его, не зная, что это противоречит двум свидетельствам, то он – из его братьев, которые опередили его в Имане"
Сказал шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в ответ:
فأقول: انظر إلى هذا التهافت والتخليط، والتناقض؛ ولا ريب أن الكفر ينافي الإيمان، ويبطله، ويحبط الأعمال، بالكتاب، والسنة، وإجماع المسلمين، قال الله تعالى: {وَمَنْ يَكْفُرْ بِالْأِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ} [سورة المائدة آية : 5].
ويقال: وكل كافر قد أخطأ، والمشركون لا بد لهم من تأويلات، ويعتقدون أن شركهم بالصالحين، تعظيم لهم، ينفعهم، ويدفع عنهم، فلم يعذروا بذلك الخطأ، ولا بذلك التأويل؛ بل قال الله تعالى: {وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ} [سورة الزمر آية : 3].
وقال تعالى: {إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ مُهْتَدُونَ} [سورة الأعراف آية : 30]، وقال تعالى: {قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاًالَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي
الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعاً}[ سورة الكهف آية : 103-104] الآية. فأين ذهب عقل هذا عن هذه الآيات، وأمثالها من الآيات المحكمات؟! والعلماء رحمهم الله تعالى سلكوا منهج الاستقامة، وذكروا باب حكم المرتد، ولم يقل أحد منهم أنه إذا قال كفرا، أو فعل كفرا، وهو لا يعلم أنه يضاد الشهادتين، أنه لا يكفر لجهله.
وقد بين الله في كتابه أن بعض المشركين جهال مقلدون، فلم يدفع عنهم عقاب الله بجهلهم وتقليدهم، كما قال تعالى: {وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَيَتَّبِعُ كُلَّ شَيْطَانٍ مَرِيدٍ} [سورة الحج آية : 3] إلى قوله: {إِلَى عَذَابِ السَّعِيرِ} [سورة الحج آية : 4]..
وقال العلامة ابن القيم، رحمه الله تعالى، أيضا في طبقات الناس- من هذه الأمة وغيرها-: الطبقة السابعة عشر
"Я скажу: посмотрите на эту удивительную слабость довода, и на противоречие!
Нет сомнений, что куфр отрицает Иман, и уничтожает его, и уничтожает деяния, согласно Корану, Сунне, и иджма мусульман. Сказал Всевышний Аллах: "Уничтожились деяния того, кто стал кафиром после веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон" (Аль-Маида, 5).
И также будет сказано: каждый кафир совершил ошибку, и мушрики – необходимо, чтобы у них были тауили (ошибочные истолкования), и они убеждены, что их ширк в праведниках – это почёт им, который приносит им пользу и отталкивает от них зло, и наряду с этим, не оправданы они ни за эту ошибку, ни за это истолкование (тауиль).
Однако сказал Всевышний Аллах: "Те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем лживых кафиров" (Аз-зумар, 3). И сказал Всевышний: "Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем" (Аль-А'раф, 30). И сказал Всевышний: " Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо..." (Аль-Кахф, 103-104).
Так куда же ушёл разум этого человека от этих аятов, и подобных им ясных аятов?! И уляма, да смилуется над ними Всевышний Аллах, пошли прямым путём, и упомянули раздел "Книга Муртадда", и не упомянул ни один из них, что когда кто-то сказал куфр, или сделал куфр, и он не знает, что это противоречит двум свидетельствам – что он не становится кафиром по причине такого его невежества.
И разьяснил Аллах в своей Книге, что некоторые мушрики – невежды-муколлиды, и не оттолкнул от них наказание Аллаха по причине их невежества и таклида, как сказал Аллах: " Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом. Ему было предписано, что любого, кто сочтет его своим покровителем и помощником, он введет в заблуждение и приведет к мучениям в Пламени" (аль-Хаджж, 3-4)..
И сказал алляма Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Всевышний Аллах, о категориях людей – из этой Уммы и из других Умм – "Семнадцатый слой.."
И затем шейх привел известные слова Ибн аль-Каййима об иджма на отсутствие оправдания муколлидам и невеждам, до которых дошёл Коран.
Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 15-481
3. Сказал также шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в этом послании:
ولا ريب أن الله تعالى لم يعذر أهل الجاهلية، الذين لا كتاب لهم، بهذا الشرك الأكبر، كما في حديث عياض بن حمار عن النبي صلى الله عليه وسلم: "إن الله نظر إلى أهل الأرض، فمقتهم عربهم وعجمهم، إلا بقايا من أهل الكتاب" 1. فكيف يعذر أمة كتاب الله بين أيديهم، يقرؤونه، ويسمعونه، وهو حجة الله على عباده، كما قال تعالى: {هَذَا بَلاغٌ لِلنَّاسِ وَلِيُنْذَرُوا بِهِ وَلِيَعْلَمُوا أَنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ} [سورة إبراهيم آية : 52]، وكذلك سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم التي بين فيها افتراق الأمة إلى ثلاث وسبعين فرقة، كلها في النار إلا واحدة، وهي الجماعة، ثم يجيء من يموه على الناس، ويفتنهم عن التوحيد، بذكر عبارات لأهل العلم، يزيد فيها وينقص، وحاصلها الكذب عليهم; لأنها في أناس لهم إسلام ودين، وفيهم مقالات كفّرهم بها طائفة من أهل العلم، وتوقف بعضهم في تكفيرهم حتى تقوم عليهم الحجة ولم يذكرهم بعض العلماء في جنس المشركين وإنما ذكروهم في الفساق
"И нет сомнений, что Всевышний Аллах не оправдал людей джахилии, у которых не было книги, за этот большой ширк. Как пришло в хадисе Ияда Ибн Химара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Аллах посмотрел на людей земли, и возненавидел их, как арабов, так и не арабов, кроме небольшого остатка людей писания".
Так как же будет оправдана Умма, у которой есть Книга Аллаха, и они читают ее, и слышат её, и Коран – довод Аллаха над Его рабами, как сказал Аллах: "Этот Коран – донесение людям. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный достойный поклонения, и пусть задумаются обладающие разумом" (Ибрахим, 52).
И также Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которой разьяснено людям раскол Уммы на 73 группы, все из них в Огне, кроме одной, и это аль-Джамаа.
И после этого приходят те, кто обманывают людей, и отвращают их от таухида, и упоминают выражения людей знания, добавляют в них, и убавляют, суть их – ложь на людей знания, поскольку они касаются людей у которых есть Ислам и религия, и они высказали некоторые слова, за которые им вынесли такфир группа ученых, и другая группа остановилась от их такфира, до тех пор пока не установится над ними довод. И не упоминала их часть ученых в роду мушриков, а упомянула лишь среди фасиков"
Источник: "Ад-Дурар", 15-468
6. Шейх Исхак Ибн Абдур-Рахман, сын и ученик шейха
Абдур-Рахмана Ибн Хасана.
Абдур-Рахмана Ибн Хасана.
У шейха Исхака Ибн Абдур-Рахмана, есть отдельное послание на эту тему, которое называется "Такфир отдельной личности".
Сказал он в его начале:
"Дошло до нас, и мы слышали, от группы, утверждающей о знании и религии, и от тех, кто по его утверждением, считает своим имамом шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, о том, что кто придает Аллаху сотоварищей, и поклоняется идолам – что не опускается на его личность ширк и куфр"
Затем сказал: "Затем распространилось их нововведение и их шубха.."
И назвал это их слово нововведением.
Затем привел их слово снова: "Мы говорим, что те кто поклоняется этим могилам – их действие ширк, однако он сам не мушрик.."
Затем начал опровергать эти их утверждения, сказав:
فنذكر من ذلك شيئاً يسيراً لأن المسألة وِفَاقِيَّةٌ
"Мы упомянем немного (в опровержение им), потому что это вопрос в котором единогласие"
И кто хочет – может вернуться к посланию "تكفير المعين" и ознакомиться с ним полностью.
7. Шейх Абдуль-Латыф Абдур-Рахман, сын и ученик
шейха Абдур-Рахмана Ибн Хасана
шейха Абдур-Рахмана Ибн Хасана
1. Сказал шейх Абдуль-Латыф Абдур-Рахман:
وينبغي أن يعلم الفرق بين قيام الحجة، وفهم الحجة، فإن من بلغته دعوة الرسل فقد قامت عليه الحجة إذا كان على وجه يمكن معه العلم، ولا يشترط في قيام الحجة أن يفهم عن الله ورسوله ما يفهمه أهل الإيمان والقبول والانقياد لما جاء به الرسول، فافهم هذا يكشف عنك شبهات كثيرة في مسألة1 قيام الحجة، قال الله تعالى: {أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلاً} [الفرقان:44] وقال تعالى: {خَتَمَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَة} [البقرة: 7].
"Следует знать разницу между установлением довода, и пониманием довода. Ведь истинно, тот до кого дошёл призыв Пророков – установился над ними довод, если это будет таким образом, что возможно при этом знание.
И не обусловлено в установлении довода, чтобы он понимал слова Аллаха и Его Посланника также, как их понимают люди Имана, принятия и подчинения тому, с чем пришёл Посланник.
Так пойми же это, и развеется у тебя множество шубухатов в вопросе установления довода.
Сказал Аллах: "Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути" (Аль-Фуркан, 44). И сказал Всевышний: "Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения" (Аль-Бакара, 7)"
Источник: "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис фи кашф шубухат Дауд Ибн Джарджис", 1-382
Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман, обьясняя слова своего шейха, Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана "Если это будет таким образом, что возможно при этом знание":
قلت: ومعنى قوله رحمه الله: "إذا كان على وجه يمكن معه العلم" فمعناه أن لا يكون عديم العقل والتمييز كالصغير والمجنون، أو يكون ممن لا يفهم الخطاب، ولم يحضر ترجمان يترجم له، ونحو هؤلاء فمن بلغته رسالة محمد صلى الله عليه وسلم، وبلغه القرآن فقد قامت عليه الحجة، قال الله تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ} [الأنعام: 19] وقال تعالى: {لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ً}
"Скажу: смысл его слов, да смилуется над ним Аллах: "Если это будет таким образом, что возможно при этом знание" – смысл этого: чтобы этот человек не был безумным, или неразличающим, как малолетний или сумасшедший, или не был из числа тех кто не понимает арабские слова, и нет переводчика, кто перевел бы ему, и подобные таким людям.
И до кого дошло послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и дошёл Коран – то над тем установился довод, сказал Всевышний Аллах: "Чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет" (Аль-Ан'ам), 19. И сказал Всевышний: "Чтобы не было у людей перед Аллахом доводов после Посланников" (Ан-Ниса, 165)"
Источник: "Кашф аш-шубхатейн", 1-90
Скажу: очень хорошо, что шейх Сулейман да смилуется над ним Аллах, разьяснил слова своего шейха, а иначе неугомонные "исследователи" с радостью включили бы их в свой список, которым они доказывают свое заблуждение в этом вопросе. Правда не исключаем, что какой-то сверхнеугомонный исследователь скажет: нет, шейх Сулейман неверно понял слова своего шейха с которым он просидел долгие годы, я, начинающий требующий знания не-араб, понимаю лучше. Такому мы даже не найдем что ответить, потому что как передают что говорил имам Аш-Шафии: "Я дискутировал с умными и побеждал их, но поспорил с глупцом и он победил меня", потому что крайней глупости иногда нечего противопоставить. Как если ты скажешь человеку: небо синее, и оно синее по иджма всех зрячих, а он скажет: "Докажи мне", что ответить такому? Не думаю что ему можно что то ответить.
2. Сказал шейх Абдуль-Латыф Абдур-Рахман опровергая Дауда Ибн Джорджиса:
واحتج العراقي بقول الشيخ: وقد يكون له شبهات يعذره الله فيها.
وليس في كلام الشيخ العذر بكل شبهة، ولا العذر بجنس الشبهة، فإن هذا لا يفيده كلام الشيخ، ولا يفهمه منه إلا من لم يمارس شيئاً من العلوم. بل عبارته صريحة في إبطال هذا المفهوم. فإنها تفيد قلة هذا، كما في المسائل التي يعرفها إلا الآحاد، بخلاف محل النزاع، فإنه أصل الإسلام وقاعدته، ولو لم يكن من الأدلة إلا ما أقر به من يعبد الأولياء والصالحين من ربوبيته تعالى، وانفراده بالخلق والإيجاد والتدبير لكفي به دليلاً مبطلاً للشبهة. كاشفاً لها منكراً لمن أعرض عنه ولم يعمل بمقتضاه، من عبادة الله وحده لا شريك له، ولذلك حكم على المعينين من المشركين من جاهلية العرب الأميين لوضوح الأدلة، وظهور البراهين. وفي حديث المنتفق: "ما مررت عليه من قبر دوسي أو قرشي فقل له: إن محمداً يبشّرك بالنّار". هذا وهم أهل فترة. فكيف بمن نشأ من هذه الأمة وهو يسمع الآيات القرآنية، والأحاديث النبوية، والأحكام الفقهية من إيجاب التوحيد والأمر به، وتحريم الشرك والنهي عنه
"И аргументировал аль-Иракы (Дауд Ибн Джорджис) словом шейха (Ибн Теймии) "Могут быть у него шубухаты, по причине которых Аллах его оправдает".
И нет в словах шейха Ибн Теймии оправдания за любую шубху, или за род шубхи, истинно, слова шейха не дают такого понимания. И не поймет такое из них никто, кроме того, кто не работал ни с чем из наук!
Однако его выражение ясно в уничтожении такого понимания, истинно оно указывает на малость этого оправдание, как если это будет в вопросах, которые знают лишь отдельные люди, в отличие от точки разногласия, ведь истинно, основа Ислама и его фундамент (таухид в поклонении) – даже если бы не бы на это доказательств, кроме той рубубии Всевышнего Аллаха, которую признали те кто поклоняются праведникам, и того что они признали касательно его единства в творении и создании и распоряжении во Вселенной – то этого бы хватило доказательством, уничтожающим любую шубху, раскрывающим ее, и порицающим того, кто отвернулся от этого довода, и не совершал действия по тому что он требует, поклоняясь одному Аллаху и не придавая Ему соучастников.
И поэтому, был вынесен хукм на конкретных личностей из неграмотных мушриков арабов времен джахилии – по причине ясности доказательств, и очевидности доводов.
И пришло в хадисе который передали аль-Бухари и Муслим: "Сколько бы ты не проходил мимо могилы курейшита, или человека из племени даус, то скажи ему: "Истинно, Мухаммад оповещает тебя об Огне!". И это при том, что они ахлюль фатра. Так что же говорить о тех, кто вырос в этой Умме, и он слышит обязывающие к таухиду и запрещающие ширк аяты Корана, и хадисы Пророка, и фикховские ахкамы?!"
Источник: "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис фи кашф шубухат Дауд Ибн Джарджис", 1-139
Примечание: как сказали ан-Навави, Ибн Баз, и другие, арабы джахилии умершие до пророчества стали людьми Огня, потому что до них дошёл призыв других Пророков. И также потому что среди них были люди оставшиеся на таухиде, и порицавшие ширк, хоть их было очень мало. Однако нет сомнений что знания в их народе было намного меньше чем оно есть сейчас, тем не менее, Аллах не оправдал их, так что же говорить про тех, кто слышит Коран, и продолжает делать ширк?
3. Сказал шейх Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман:
وأما مسألة عبادة القبور ودعائهم مع الله فهي مسألة وفاقية التحريم وإجماعية المنع والتأثيم فلم تدخل في كلام الشيخ ( ابن تيميه) لظهور برهانها ووضوح أدلتها وعدم اعتبار الشبهة
"Что же касается вопроса поклонения могилам, и дуа к ним наряду с Аллахом, то это вопрос на запрете которого единогласие, и иджма на запрещении этого и грехе того кто делает это. И не входит это в слова шейх уль Ислама Ибн Теймии, по причине очевидности довода, и ясности доказательств в этом, и по причине того, что не учитывается шубха в этом вопросе"
Источник: "Минхадж ат-та'сис уа ат-такдис фи кафш шубухат Дауд Ибн Джорджис", 1-399
8. Шейх Сулейман Ибн Сахман, ученик
шейха Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана
шейха Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана
1. Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:
وقد أجمع العلماء على أن من بلغته دعوة الرسول أن حجة الله قائمة عليه وليس المراد بقيام الحجة أن يفهمها الإنسان فهما جليا كما يفهمها من هداه الله ووفقه وانقاد لأمره فإن الكفار قد قامت عليه حجة الله مع إخباره بأنه جعل على قلوبهم أكنة أن يفقهوا كلامه
"Единогласны ученые на том, что кого достиг призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – то довод Аллаха над ним установлен.
И не подразумевается под установлением довода, чтобы человек понял его ясным пониманием, как понимает его тот, кого Аллах наставил и направил к истине, и он подчинился Его приказу. Ведь истинно, над кафирами установился довод от Всевышнего Аллаха, и вместе с этим Он рассказал, что Он сделал над их сердцами покрывала, мешающие им понять Его Слова"
Источник: "Тамьиз ас-сыдк миналь мейн", 2-9
Это еще одно единогласное мнение, приведенное в этом разделе, так неужели не образумятся эти люди?
2. Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман, после того как привел бейт одного автора, в котором он говорит, что нельзя делать такфир тому кто впал в ширк, пока не обьяснишь ему:
فالجواب أن يقال إن الله تعالى أرسل الرسل مبشرين ومنذرين لئلا يكون للناس على الله حجة بعد الرسل فكل من بلغه القرآن ودعوة الرسول فقد قامت عليه الحجة قال الله تعالى لأنذركم به ومن بلغ وقال تعالى وما كنا معذبين حتى نبعث رسولا
وقد أجمع العلماء على أن من بلغته دعوة الرسول أن حجة الله قائمة عليه ومعلوم بالاضطرار من الدين أن الله سبحانه بعث
محمدا بالهدى ودين الحق وأنزل عليه الكتاب ليعبد وحده لا يشرك معه غيره فلا يدعى إلا هو ولا يذبح إلا له ولا ينذر إلا له ولا يتوكل إلا عليه ولا يخاف خوف السر إلا منه والقرآن مملوء من هذا
"Ответом на это будет сказать: истинно, Аллах Всевышний послал Посланников оповещающими и предостерегающими, чтобы не было у людей довода перед Аллахом после Посланников, поэтому каждый, кого достиг Коран и призыв Посланников – установлен над ним довод. Сказал Всевышний Аллах:"Чтобы предостеречь им вас и тех, до кого он дойдет", (аль-Анам, 19), и сказал Всевышний: "Мы не были наказывающими до тех пор пока пошлём Посланника" (Аль-Исра, 15).
И единогласны ученые на том, что кого достиг призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – то довод Аллаха над ним установлен.
И известно с полной очевидностью из религии – что Аллах послал Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослал ему Книгу, чтобы поклонялись Ему Одному, и не придавали Ему никого в сотоварищи, и не взывается ни к кому кроме него, и не режется ни для кого, кроме Него, и не делается обет никому кроме Него, и не делается таваккуль ни на кого кроме Него, и нельзя бояться тайным страхом никого кроме Него, и Коран переполнен этим"
Источник: "Кашф аль-авхам уаль ильтибас", 2-51
Как мы видим, это все те же слова имама Хамда Ибн Ма'мара, которые передавали недждийские ученые из поколения в поколение, так не образумятся ли эти люди приписывающие им что то другое?
3. Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман, приведя слова своего шейха, Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана "Если это будет таким образом, что возможно при этом знание" :
قلت: ومعنى قوله رحمه الله: "إذا كان على وجه يمكن معه العلم" فمعناه أن لا يكون عديم العقل والتمييز كالصغير والمجنون، أو يكون ممن لا يفهم الخطاب، ولم يحضر ترجمان يترجم له، ونحو هؤلاء فمن بلغته رسالة محمد صلى الله عليه وسلم، وبلغه القرآن فقد قامت عليه الحجة، قال الله تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ} [الأنعام: 19] وقال تعالى: {لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ً}
"Скажу: смысл его слов, да смилуется над ним Аллах: "Если это будет таким образом, что возможно при этом знание" – смысл этого: чтобы этот человек не был безумным, или неразличающим, как малолетний или сумасшедший, или не был из числа тех кто не понимает арабские слова, и нет переводчика, кто перевел бы ему, и подобные таким людям.
И до кого дошло послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и дошёл Коран – то над тем установился довод, сказал Всевышний Аллах: "Чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет" (Аль-Ан'ам), 19. И сказал Всевышний: "Чтобы не было у людей перед Аллахом доводов после Посланников" (Ан-Ниса, 165)"
Источник: "Кашф аш-шубхатейн", 1-90
И шейх Сулейман Ибн Сахман повторяет то же самое почти во всех своих книгах, можно посмотреть также его опровержения Мухаммаду Рашиду Ридо, стр. 194-195, и многие другие его книги.
9. Шейхи Ибрахим и Абдуллах Ибн Абдуль Латыф, сыновья и ученики
шейха Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана
шейха Абдуль-Латыфа Ибн Абдур-Рахмана
Сказали шейхи Ибрахим и Абдуллах Ибн Абдуль Латыф, а также шейх Сулейман Ибн Сахман:
أما قوله: وهؤلاء ما فهموا الحجة; فهذا مما يدل على جهله، وأنه لم يفرق بين فهم الحجة، وبلوغ الحجة، ففهمها نوع وبلوغها نوع آخر؛ فقد تقوم الحجة على من لم يفهمها; وقد قال شيخنا، الشيخ محمد بن عبد الوهاب، رحمه الله - في كلام له -: فإن الذي لم تقم عليه الحجة، هو الذي حديث عهد بالإسلام، أو نشأ ببادية بعيدة، أو يكون ذلك في مسائل خفية، مثل مسألة الصرف والعطف، فلا يكفر حتى يعرف.
وأما أصول الدين التي وضحها الله، وأحكمها في كتابه، فإن حجة الله هي القرآن، فمن بلغه فقد بلغته الحجة; ولكن أصل الإشكال: أنكم لم تفرقوا بين قيام الحجة، وفهم الحجة؛ فإن الكفار والمنافقين لم يفهموا حجة الله مع قيامها عليهم، كما قال تعالى: {أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلاً} ، وقال تعالى: {وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَنْ يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْراً}. فقيام الحجة وبلوغها نوع، وفهمها نوع آخر، وكفرهم الله ببلوغها إياهم، مع كونهم لم يفهموها، إلى آخر كلامه رحمه الله.
"Что же касается его (оппонента) слов: "Они не поняли довод", то это указывает на его джахль, и на то, что он не различает между дохождением довода, и пониманием довода. И дохождение довода – это одно, а его понимание – совсем другое. И довод может установиться над тем, кто его не понимает.
И сказал наш шейх, шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, в одном из мест: "Истинно, тот над кем не установился довод – то тот, кто только принял Ислам, или вырос в далекой пустыне, или это будет в скрытых вопросах, как вопрос ас-сарф уаль-атф, и такому не выносится такфир, пока не будет донесено.
Что же касается основ религии, которые разьяснил Аллах в своей книге, и сделал их ясными – то довод Аллаха – это Коран, и до кого дошел Коран – до того дошёл довод.
Однако основа затруднения у вас – что вы не различаете между установлением довода, и пониманием довода.
Ведь истинно, довод Аллаха установился над кафирами и мунафиками, наряду с тем, что они его не поняли. Как сказал Всевышний: "Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути" (Аль-Фуркан, 44). И сказал: "Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой" (аль-Анам, 25).
Поэтому установление довода и его дохождение – это одно, а понимание его – совсем другое, и вынес Аллах им такфир после дохождения довода до них, наряду с тем что они не поняли его", и до конца его слов, да смилуется над ним Аллах"
Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 13-433
Слова современных учёных последователей недждийского призыва
10. Шейх Мухаммад Ибн Ибрахим аль-Аш Шейх, сын и ученик шейха Ибрахима
1. Спросили шейха Мухаммада Ибн Ибрахима: Даже если он (делающий ширк) будет джахилем?
Шейх ответил:
التوحيد مافية جهل ، هذا ليس مثله يجهل ، إنما هذا معرض عن الدين ، يجهل الإنسان الشمس
"Таухид – нет в нем невежества. В таком невозможно быть невежественным. Такой человек является лишь отвернувшимся от религии! Разве человек может не знать о солнце?!"
Источник: "Маджму аль-фатауа уа ар-расаиль", 12-206
2. Сказал шейх Мухаммад Ибн Ибрахим:
تنقسم إلاشيءاء التي يرتد بها إلى ثلاث أقسام :
قسم يجحد ما علم أن الرسول جاء به وخالف ما علم بالضرورة أن الرسول جاء به ؛ فهذا يكفر بمجرد ذلك ، سواء في الأصول أو الفروع ، ولا يحتاج إلى تعريف ما لم يكن حديث عهد بالإسلام .
والقسم الثاني : ما يخفي دليله ؛ فهذا لا يكفر حتى تقام عليه الحجة من حيث الثبوت ومن حيث الدلالة ، وبعدما تقام عليه الحجة يكفر سواء فهم أو قال ما فهمت أو فهم ووضحت له الحجة بالبيان الكافي ؛ ليس كفر الكفار كله عن عناد ؛ بل العناد قسم من أقسامه ، والقسم الآخر أو إلاقسام ليست عناداً ، والحكم الذي بينه وبين الله لا يدخل فيه العلماء .
والقسم الثالث : أشيءاء تكون غامضة فهذه لا يكفر الشخص ولو بعد ما أقيمت عليه الدلالة ، وسواء كانت في الفروع أو في الأصول .
"Разделяеются вещи посредством которых человек становится муртаддом, на три категории:
1. Первая категория: тот кто отрицает то, о чём известно что Пророк пришёл с этим, и противоречит тому, что известно по предельной очевидности что Пророк пришёл с этим. Такой становится кафиром лишь по причине этого, и все равно будет это в основах религии или ответвтлениях, и такой не нуждается в донесении и ознакомлении, кроме как если он не будет только что принявшим Ислам
2. Вторая категория: то, довод на что может скрыться. Отрицающий это не будет кафиром, до тех пор пока не будет установлен над ним довод, как со стороны достоверности этого, так и со стороны его указания. И после того как был установлен над ним довод, он становится кафиром, и все равно, понял он это, или сказал: "Я не понимаю", или понял и разьяснился ему довод достаточным разьяснением. И не весь куфр происходит от урпямтсва, однако упрямство – один из его видов, а другой вид, или другие виды не являются упряством, и в хукм, который между ним и Аллахом – в это не входят уляма
3. Третья категория: Скрытые вещи, в таком случае личность не становится кафиром, даже после того, как разьяснено ему указание текстов, все равно, будь это в основах или подробностях"
Источник: "Аль-Фатауа уа ар-расаиль", 12-173
И в его посланиях очень много слов на эту тему, и кто хочет может вернуться
11. Шейх Абдуль Азиз Ибн Баз, ученик шейха Мухаммада Ибн Ибрахима
Спросили у шейха Абдуль Азиза Ибн База:
Спрашивающий: "О шейх! Некоторые современники говорят, что не делается такфир сказавшему или сделавшему пока не установят над ним довод. И затем, они завели под это правило могилопоклонников!"
Ответ: "Это по причине невежества этих современников. Могилопоклонники – кафиры, как и иудеи и христиане, однако у них просто требуется тауба. И если они не каются – то убиваются
Спрашивающий: Однако вопрос установления довода! Нужно установить довод!
Ответ: Дошёл до них Коран, а он – донесение людям. Коран дошёл до них и они среди мусульман. Сказал Аллах: "Был мне ниспосла Коран, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет" (аль-Анам, 19). И сказал: "Этот Коран – донесение людям" (Ибрахим, 52), и сказал: "О Посланник, донеси.." (аль-Маида, 57). И донёс Посланник, и есть Коран перед нами, и они слышат его в радио, и слышат всё! Однако они не обращают внимания и даже не оглядываются. А если кто то придёт к ним, и будет предостерегать, и запрещать им ширк – они причинят ему обиды, просим у Аллаха благополучия"
Источник: "Шарх кашф аш-шубухат", слушать:
http://www.youtube.com/watch?v=ctzviHndQTc
И более того шейх Ибн Баз сказал что выносится такфир тому кто оправдывает невежеством могилопоклонников, после должного установления над ним довода и удаления шубхи. Почитать и послушать можно здесь:
http://www.binbaz.org.sa/mat/18115
И шейх Ибн Баз не раз говорил об иджма в этом вопросе на своих ответах и уроках.
12. Шейх Солих аль-Фаузан, ученик шейха Абдуль Азиза Ибн База
Спросили шейха Фаузана: "О шейх, каков хукм рафидитов-простолюдинов? Один ли у них хукм с учёными?"
Шейх: О мои братья, оставьте эти слова. Рафидиты – их хукм один. Все они слушают Коран, читают Коран, и даже заучивают Коран многие из них! Достиг их довод, установился над ними довод! Оставьте нас, от этой философии, и от этого мурджиизма, который распространился сейчас среди молодёжи, и среди некоторых притворяющихся учёными! До кого дошёл Коран – над тем установился довод. "Был мне ниспослан этот Коран, чтобы я предостерегал вас им, и тех, до кого он дошёл" (Аль-Анам, 19). И так будет до Судного Дня"
Прослушать можно:
http://www.youtube.com/watch?v=RDcYA_3IJkA
И также шейх Фаузан делает такфир тому, кто не делает такфир мушрикам, см.
http://www.youtube.com/watch?v=LmQJhV_AhcU
И шейх Фаузан не раз говорил об иджма в этом вопросе на своих уроках.
Заключение
Мы увидели слова ученых недждийского призыва, как они по цепочке – ученик от учителя, затем ученик ученика от ученика, и так далее – говорят об одном и том же, и приводят иджма и отрицают разногласие в этом вопросе – что тот кто делает ширк, или отрицает то что предельно известно из религии – является кафиром мушриком, и это не нуждается в личном донесении каждому, и разьясняют, что понимание довода не является условием в такфире тех кто придает Всевышнему Аллаху сотоварищей.
После этого призываем мусульман следовать за этой истиной, и следовать за учеными и их пониманием, и оставить понимание различных мурджиитов и подобных им заблудших людей, которые незнакомы с книгами недждийских имамов, а росли и воспитывались на совсем других книгах – Раиса, Халяби, Саида Кутба, Рашида Ридо, Хасана аль-Банны, Абдур-Рахмана Абдуль Холика, Бурхами, Анбари, и других подобных лиц.
Завершим все прекрасными словами имама саляфитского призыва в последние века, шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, где он дает братьям прекрасное завещание:
Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: "Ради Аллаха, ради Аллаха, о братья мои, схватитесь крепко за основу вашей религии, ее начало и конец, и ее фундамент и крышу, а это свидетельство "Ля иляха илля Ллах", и узнавайте его смысл, и любите его людей, и делайте их своими братьями, даже если они далеки от родства с вами, и проявляйте куфр в тагутов, и враждуйте с ними, и ненавидьте их, и тех кто любит их, и тех кто спорит за них, или не делает такфир им, или говорит: "Что мне до них", или говорит: "Не возложил на меня Аллах ответственность за них"! И солгал такой на Аллаха, и возвел клевету, и напротив, возложил на него Аллах ответственность за них, и обязал его проявить куфр в них, и непричастность к ним, даже если они являются его братьями, или детьми. Так ради Аллаха же, держитесь за основу вашей религии, и быть может, вы встретите вашего Господа не придавая Ему в соучастники никого и ничего, о Аллах, умертви нас мусульманами, и собери нас с праведными" см. "Ад-дурар ас-сания", 3-117
Просим Аллаха наставить всех к истине религии Ислам, и сделать нас из тех кто любит ради Аллаха, и враждует ради Аллаха, и забрать нас к себе искренними муваххидами, не придающими Ему соучастников.
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров