Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Пост

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Кто задержал восполнение пропущенных дней прошлого Рамадана пока не наступил новый

 

Вопрос: Что делать, если не восполнил долг с предыдущего Рамадана за целый год?


Ответ:


1. Человек, который мог восполнить пропущенные им по причине оправдания типа болезни или беременности посты, после того как это оправдание ушло, и не сделал это, пока не наступил следующий Рамадан - постится тот Рамадан что наступил, затем же восполняет предыдущий Рамадан и за каждый день задержанного восполнения кормит бедняка.


Сказал Ибн Батталь:


واختلفوا فى المسافر والمريض إذا فرطا فى قضاء رمضان حتى جاء رمضان آخر ، فروى عن أبى هريرة ، وابن عباس أنه يصوم الذى حصل فيه ، فإذا خرج قضى ما كان عليه وعليه الفدية ، وهو قول عطاء ، والقاسم ، والزهرى ، ومالك ، والأوزاعى ، والثورى ، والشافعى ، وأحمد ، وإسحاق ، وقال أبو حنيفة وأصحابه : ليس عليه إلا القضاء فقط ولا إطعام عليه ،  وحجة من قال بالإطعام ما حكاه الطحاوى عن يحيى بن أكثم قال : فتشت عن أقاويل الصحابة فى هذه المسألة فوجدت عن ستة منهم قالوا : عليه القضاء والفدية ، ولم أجد لهم مخالفًا

 

"Сказал имам Ибн аль-Мунзир: "Разногласят касательно путешественника и больного  - что им делать, если они могли восполнить пропущенные по причине путешествия или болезни дни, и не восполнили пока не пришел следующий Рамадан.


И передано от Абу Хурейры, и Ибн Аббаса, что такой должен постится Рамадан который наступил, а когда он закончится - то восполнить тот пост что должен был с прошлого, и заплатить искупление.


И это слово Ато', аль-Косима, аз Зухои, Малика, аль Аузаи, Суфьяна ас-Саури, аш Шафии, Ахмада, и Исхака.


А Абу Ханифа и его сторонники сказали: "Ему хватит возмещения и он не должен кормить бедняков"!!


И довод те кто сказал что нужно кормить - то что передал ат Тахави от Яхьи Ибн Аксама, что он сказал: "Я исследовал слова сподвижников в этом вопросе, и обнаружил что 6 из них сказали, что такому человеку следует восполнить и накормить, и не обнаружил им противоречащего из сподвижников!"


Источник: "Шарх аль Бухари", 4/96


И не скроется ни от кого, что слово одного сподвижника когда ему нет противоречащих из них - довод, так что же говорить когда шестеро сподвижников собрались на чем то, и нет среди них противоречащих, и дали об этом фетву имамы людей хадиса?


И слово Абу Ханифы противоречит его же внешне провозглашенной основе следовать в том где нету прямых текстов Сунны - словам сподвижников, и когда ат Тахави понял это, то поступил хорошо и оставил слово Абу Ханифы.


Сказал ат Тахави:


أَنا نَظرنَا إِلَى مَا رُوِيَ عَنِ ابْنِ عَبَّاس، وأَبِي هُرَيْرَة فِي إيجابهمَا الْإِطْعَام عَلَى من وَجب عَلَيْهِ قَضَاء رَمَضَان، فَلم يقضه حَتَّى دخل عَلَيْهِ رَمَضَان آخر، وقَدْ أمكنه صَوْمه مَعَ الْقَضَاء الَّذِي أوجبناه عَلَيْهِ فِي ذَلِكَ، فَلم نره مَنْصُوصا فِي كتاب الله عَزَّ وَجَلَّ، وَلَا فِي سنة رَسُول اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَا وَجَدْنَاهُ يثبت بِالْقِيَاسِ، فعقلنا بِذَلِكَ أنهمَا لم يقولاه رَأيا وَلَا استنباطا، وإنمَا قَالَاه توقيفا فكَانَ القَوْل بِهِ حسنا عِنْدَنَا، وَلم نجد عَنْ أحد من أَصْحَاب النَّبِي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سواهمَا إِسْقَاط الْإِطْعَام فِي هَذَا، فَقُلْنَا بِهِ، وَخَالَفنَا أَبَا حَنِيفَةَ، وَأَبا يُوسُف، ومحمدا، فِي نفيهم وجوب الْإِطْعَام فِي ذَلِكَ


"Мы посмотрели на то что передано от Ибн Аббаса и Абу Хурейры в обязывании кормления бедняка за каждый день на того, кто должен был восполнить Рамадан, и не восполнил пока не наступил другой Рамадан, и он имел возможность восполнить - и не увидели об этом ничего прямым текстом в Книге Аллаха, Свят Он и Велик, и Сунне Его Посланника, мир ему, и не увидели чтобы на это указывал кыяс - и поэтому мы поняли, что Ибн Аббас и Абу Хурейра не сказали это по своему собственному мнению, либо же извлекая это из текстов - однако сказали это опираясь на то, что слышали от Посланника Аллаха, и поэтому для нас будет правильным сказать также, раз мы не находим ни от одного из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, чтобы они сказали что не нужно кормить бедняка.


И поэтому мы тоже скажем это слово, и будем противоречить Абу Ханифе и Абу Юсуфу и Мухаммаду, и противоречить их слову о том что не обязательно кормить бедняка"


Источник: "Ахкам аль Кур'ан", 1/416


И это очень хорошие слова от ат-Тахави, и жаль что он не поступал так в других вопросах особенно вопросах акыды, где противоречил сподвижникам и саляфам Уммы.


2. И если это утверждено, то чем же кормить бедняка?


Сказал имам Ахмад, что это пол-саа фиников или ячменя, или мудд пшеницы, и или если он позовет их и покормит любой едой так что они насытятся - то он выполнит то что от него требуется см. "Масаиль Аби Дауд", 1/134


3. Тот же, чье оправдание позволяющее прервать пост, продолжилось, пока не наступил следующий Рамадан - то на нем нет ничего помимо восполнения пропущенного когда сможет, потому что он задержал восполнение по уважительной причине, а не по лености и беспечности см. "Ахкам аль Кур'ан", 1/416


Это кратко о данных ахкамах, а Аллах знает лучше.

__________________

Поделиться материалом: