Вход пользователя
04 Октября 2018
Хукм поминок в Исламе
Вопрос: Является ли узаконенным, чтобы когда умрет мусульманин, проводили по нему поминальное угощение, как это делают русские и другие кафиры?
Ответ: Хвала Аллаху.
Это не является узаконенным по Исламу.
Сказал имам Ибн Кудама аль Макдиси:
يُسْتَحَبُّ إصْلَاحُ طَعَامٍ لِأَهْلِ الْمَيِّتِ ، يَبْعَثُ بِهِ إلَيْهِمْ ، إعَانَةً لَهُمْ ، وَجَبْرًا لِقُلُوبِهِمْ ؛ فَإِنَّهُمْ رُبَّمَا اشْتَغَلُوا بِمُصِيبَتِهِمْ وَبِمَنْ يَأْتِي إلَيْهِمْ عَنْ إصْلَاحِ طَعَامٍ لَأَنْفُسِهِمْ .وَقَدْ رَوَى أَبُو دَاوُد ، فِي " سُنَنِهِ " ، بِإِسْنَادِهِ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ جَعْفَرٍ ، قَالَ : لَمَّا جَاءَ نَعْيُ جَعْفَرٍ ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : { اصْنَعُوا لِآلِ جَعْفَرٍ طَعَامًا ؛ فَإِنَّهُ قَدْ أَتَاهُمْ أَمْرٌ شَغَلَهُمْ } . وَرُوِيَ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي بَكْرٍ ، أَنَّهُ قَالَ : فَمَازَالَتْ السُّنَّةُ فِينَا ، حَتَّى تَرَكَهَا مَنْ تَرَكَهَا . فَأَمَّا صُنْعُ أَهْلِ الْمَيِّتِ طَعَامًا لِلنَّاسِ ، فَمَكْرُوهٌ ؛ لِأَنَّ فِيهِ زِيَادَةً عَلَى مُصِيبَتِهِمْ ، وَشُغْلًا لَهُمْ إلَى شُغْلِهِمْ ، وَتَشَبُّهًا بِصُنْعِ أَهْلِ الْجَاهِلِيَّةِ .وَرُوِيَ أَنَّ جَرِيرًا وَفَدَ عَلَى عُمَرَ ، فَقَالَ : هَلْ يُنَاحُ عَلَى مَيِّتِكُمْ ؟ قَالَ : لَا . قَالَ : فَهَلْ يَجْتَمِعُونَ عِنْدَ أَهْلِ الْمَيِّتِ ، وَيَجْعَلُونَ الطَّعَامَ ؟ قَالَ : نَعَمْ . قَالَ : ذَاكَ النَّوْحُ وَإِنْ دَعَتْ الْحَاجَةُ إلَى ذَلِكَ جَازَ ؛ فَإِنَّهُ رُبَّمَا جَاءَهُمْ مَنْ يَحْضُرُ مَيِّتَهُمْ مِنْ الْقُرَى وَالْأَمَاكِنِ الْبَعِيدَةِ ، وَيَبِيتُ عِنْدَهُمْ ، وَلَا يُمْكِنُهُمْ إلَّا أَنْ يُضَيِّفُوهُ .
"Является желательным сделать для семьи умершего еды, и послать им ее - чтобы помочь им, и утешить их. Ведь им, возможно, не до этого, и они заняты своим горем и теми кто заходит к ним.
И передал Абу Дауд в "Сунане", со своим иснадом от Абдуллаха Ибн Джафара, что он сказал: "Когда пришла весть о кончине Джафара, Пророк сказал: "Сделайте еды для семьи Джафара, ведь к ним пришло то, что занимает их время"
И передается от Абдуллаха Ибн Аби Бакра, что он сказал: "Делание еды для семьи покойного не прекращало быть Сунной среди нас, пока не оставил ее тот, кто оставил"
Что же касается такого, чтобы семья умершего делала для людей еду - то это является порицаемым, потому что в этом дополнительные хлопоты к их горю и хлопотам, и уподобление тому, как поступали люди джахилии.
И передано от Джарира, что он приехал послом к Умару, и Умар спросил его: "В вашей местности совершают ли горестное оплакивание мертвых?". Джарир ответил: "Нет". Умар сказал: "А собираются ли у семьи мертвого, и те делают еду?" Джарир сказал: "Да". Умар сказал: "Это относится к запрещенному гореванию"
Если же в приготовлении еды есть нужда - то это разрешено, ведь может к ним приехал в гости попрощаться с мертвым кто то из далеких местностей и деревень, и переночует у них, и они не могут не покормить его"
Источник: "Аль Мугни", 5-48
Сказал аль Марузи, ученик имама Ахмада:
هُوَ مِنْ أَفْعَالِ الْجَاهِلِيَّةِ ، وَأَنْكَرَهُ شَدِيدًا
"Сказал имам Ахмад: "Это из действий джахилии!", и порицал это сильным порицанием"
Источник: "аль Фуру", 3/408
Сказал Ибн Саббаг аш Шафии (400-477 г.х.):
وأما إصلاح أهل الميت طعامًا، وجمع الناس عليه: فلم ينقل فيه شيء، وهو بدعة، غير مستحب
"Что касается того что семья мертвого готовит еду, и собирает людей на угощение - то не передано ничего про это, и это нововведение и не относится к желательным действиям"
Источник: "Аль Баян", 3/126
.