Вход пользователя
23 Января 2011
Вопрос: Ассаламу алейкум. Действителен ли развод в состоянии гнева? Барака Ллаху фикум.
Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи.
Ученые разделили состояния гнева на три степени:
1. Крайне сильный гнев когда человек не соображает что говорит, как сумасшедший, или бредящий во сне
2. Легкий, небольшой гнев, когда человек понимает что делает, оценивает что говорит, в общем не теряет состояния адекватности
3. Сильный гнев, однако не доходящий до состояния полной потери разума, и хотя его чувства спутаны, и рассудительность покинула его, и его гнев силен, однако он понимает, что говорит, и его разум не отошел полностью.
В первом случае толяк считается недействительным, и втором и третьем случае толяк считается действительным, по единогласному мнению
Что же касается третьего, то здесь Ибн Теймия и Ибн аль-Каййим сказали что он недействителен и это противоречие иджма ученых и доводам.
- Передал аль-Бейхакы, Ибн Аби Хатим, Ибн Хиббан, и другие, в истории ниспосылания суры «Аль-Муджадиля», что муж Хувейлии бинт Салябы сказал ей, будучи в гневе: «Ты для меня как спина моей матери», а эта фраза, которую арабы в джахилии использовали для развода, и пришла она с этим к Пророку, и он сказал ей: «Считаю, что ты стала запретной ему», а затем Аллах ниспослал аят и заменил хукм «зихара» (джахилийский развод, когда арабы обьявляли женщину запретной для себя) с толяка на искупление. (см. тафсир Ибн Аби Хатим, 18840, Ибн Джарир, 5-28, Бейхакы, 15639, и др, и данная история иснад ее мурсаль, но ей много подкрепляющих свидетельств, и назвали многие ученые это достоверным по сумме цепочек)
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: «И этот мужчина обьявил ее запретной в состоянии гнева, и в то время Посланник Аллаха считал «зихар» толяком, и сказал: «Воистину, она стала запретной для него по этой причине», то есть: случился для него толяк, а когда сделал Аллах для зихара искупление, обязал его Посланник Аллаха искуплением, однако не аннулировал его» см. «Джам аль-улюм уаль хикам», 18-20
- Пришел к Ибн Аббасу человек, и сказал: «Воистину, я развел свою женщину трижды, и я был в сильном гневе». И сказал ему Ибн Аббас: «Я не могу тебе разрешить то, что запретил тебе Аллах. Ослушался ты твоего Господа, и запрещена тебе твоя жена» Даракутни, 3882, сказал Ибн Роджаб аль-Ханбали: «Иснад достоверен на условиях Муслима»
И если скажет говорящий, что в данных риваятах не упоминается, какой именно вид гнева, то ответ
будет, что если оставлено разьяснение, то понимается на обобщенности, как известно по усулю, затем вышел отсюда по другим доказательствам случай толяка, данного в состоянии, когда разум уходит и не понимается смысл слов, и остались два других случая, что и требовалось доказать.
Сказал Ас-Сауи аль-Малики: «Действителен толяк разгневанного, даже если стал сильным его гнев, в противоречие некоторым. А заявление о том, что это из раздела икраха — ложное! И все это до тех пор, пока не скроется его разум, так, что он не будет чувствовать, что исходит от него, и воистину в такой ситуации он как маджнун» см. «Бальгату ас-салик», 2-351
Более того, даже с точки зрения логики, если бы толяк в состоянии гнева не был бы действительным, то не был бы действителен вообще ни один толяк, поскольку как правило не происходит развод, иначе чем в гневе, и каждый бы утверждал о своем гневе и недействительности развода!
Сказал Ибн Ас-Сайид: «Если бы было так, то не был бы действительным толяк ни у кого! Поскольку никто не разводит, пока не разгневается!» см. «Аунуль мабуд», 5-76
Сказал Аз-Заркани: «Утверждение о том, что подразумеваемое под аль-игляк (в хадисе «Нет толяка, кроме как при «аль-игляк») — гнев, слабое, поскольку развод у людей как правило происходит в состоянии гнева, и если бы было разрешено недействительность толяка разгневанного, то была бы у каждого возможность заявлять: «Я был в гневе, и недействителен мой толяк», и это — ложь! И достоверно от Ибн Аббаса и Аиши их мнение, что является действительным толяк в гневе, и давали заключение об этом все сподвижники» см. «Шарх аз-Заркани», 3-280
Поэтому, как уже упоминалось, обязательно мусульманам подходить к вопросам развода со всей серьезностью, и сдерживать свой гнев, и достоверно пришло от Пророка, что он сказал: «Не тот силен, кто часто побеждает, а тот, кто владеет собой при гневе» см. Муслим, 4724, Бухари в «Адаб аль-муфрад», 1317, иснад достоверен