Вход пользователя
Условия обязательности закята
08 Августа 2012
Условия, при которых закят становится обязательным
Закят с имущества становится обязательным лишь только при наличии условий. И это мудрость Аллаха, что Он для обязательных действий сделал условия, т.е. конкретные описания, что оно становиться обязательным, лишь только при наличии этих описаний, чтоб шариатские обряды были четкими.
А если бы там не было бы условий, то каждая бы вещь подвергалась сомнению, обязательна ли она или нет. Так же есть и препятствия, при наличии которых закят не становится обязательным, даже если и собрались все условия. И так во всем остальном, обязательно должны собраться все условия, и обязательно должны отсутствовать все препятствия.[1]
И эти условия делятся на два вида: Условия, которые должны собраться в самом человеке и условия, которые должны собраться в имуществе.
Условия, которые должны собраться в самом человеке для того, чтоб закят стал обязательным для него.
Для такого человека есть два условия:
1. Чтоб не был рабом, закят для раба не является обязательным, потому что он не владеет, его хозяин владеет всем, что в руках его раба. Пророк, , сказал: «Кто будет продавать раба, у которого есть какое-либо имущество, то все его имущество остается тому, кто его продал, если только они не договорятся».[2] И так же Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нет закята в имуществе раба до тех пор, пока его не освободят».[3] Так же передается от Кайсана бин Аби Саид аль Макбари, который сказал: «Я пришел к Умару с закятом со своего имущества в двести дирхамов, = в тот момент, как я подписал договор на выплату определенной суммы в обмен на свое освобождение из рабства, = и он спросил: «Ты освободился (из рабства)?» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Иди и подели эти деньги».[4]
2. Чтобы был мусульманином, закят не является обязательным для кафера по единогласному мнению ученых, потому что это поклонение, которое очищает, а для неверного нет очищения, пока он находится в своем неверии. Все что мы говорим, что закят необязателен с его имущества, этим хотим сказать, что не обязываем его выплачивать закят до тех пор, пока он не примет ислам. Поистине, закят у него не будет принят и нет толку обязывать его выплачивать закят. Всевышний сказал: «Все что помешало их расходам быть принятыми, а это то, что они не уверовали в Аллаха и Его посланника». Ат Тауба 54. Но это теперь не означает, что кафер не будет спрошен за оставление закята, поистине, более правильное мнение из основ фикха, что приказы шариата распространяются и на каферов тоже, а Аллах лучше знает.
Это что касается тех каферов, которые в своей основе не были мусульманами. А касательно вероотступника, да убережет нас Аллах от этого,[5] то если закят стал обязательным для него, когда он еще был мусульманином, то он не спадается с него по причине вероотступничества, это у ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов. Потому что эта обязанность, которая не спадает из-за вероотступничества, точно так же как и штраф за порчу.
А ханафитские ученые склонились к мнению, что закят спадает по причине вероотступничества.
Является ли обязательным закят с имущества детей или умалишенных?
У ученых в этом вопросе два известных мнения:
Первое: Закят не является обязательным либо вообще с их имущества, либо лишь с некоторого вида имущества.[6] Это мнение ханафитских ученых и так же это передается от некоторых саляф (ученые первых трех поколений). Аргументировав это тем, что закят – это ничто иное как поклонение, как и молитва, и это поклонение нуждается в намерении, а у детей и у умалишенных нет намерений.
Так же, с детей и с умалишенных спадают все обязательства, и поэтому закят не является обязательным для них.
И закят – это очищение для того, кто его выплачивает, а очищение происходит от нечестия грехов, а у детей и у умалишенных нет грехов.
И к тому же, если оставлять их имущество и не трогать его – это будет сохранением их имущества, вместе с тем, что они сами не могут увеличивать его.
Второе: Закят является обязательным с имущества детей и умалишенных.[7] И это мнение большинства ученых, это мнение Умара, Али, АбдуЛла бин Умара Аиши, Джабира бин АбдиЛля,[8] и неизвестно, что бы кто-нибудь из сподвижников им противоречил, за исключением слабой передачи от Ибн Аббаса, на которую нельзя опираться.
И это мнение подкрепляет следующее:
- Обобщенные тексты, которые указывают на абсолютную обязательность закята с имущества богатых людей, и не пришло исключение на детей или умалишенных.
- То что передается от Умара бин Аль Хаттаба, что он сказал: «Пускайте в оборот имущество сирот, тогда садака не убавит это имущество».[9]
- Цель от закята, это удовлетворение потребностей бедняков, имуществом богатых, выражая благодарность Всевышнему Аллаху. И так же это очищение для имущества. К тому же из имущества детей и умалишенных берутся затраты на пропитание и на штрафы, а закят – не исключение.
- Закят – это право человека, в обязательности которого равны как разумные, так и умалишенные.
И это (второе) мнение более правильное, и основываясь на этом, то опекун должен выплачивать закят с этого имущества, потому что закят – обязателен.
Условия, которые должны собраться в имуществе, чтоб закят стал обязательным с этого имущества.
Что бы закят стал обязательным, то в имуществе обуславливается следующее:
1.Чтоб это был тот вид имущества, с которого изначально выплачивается закят, и попозже придет разъяснение этого.
2.Чтоб это имущество достигло «Нисаб», а это определенное количество имущества, при достижении которого шариат обязывает выплачивать закят. И тот, имущество которого не достигает этого определенного количества, или кто вообще ничем не владеет, то закят для него необязателен. И этот нисаб разнится в зависимости от вида имущества.
3.Что бы это имущество полностью принадлежало его хозяину. И доказательством на это условие служит то[10], что и в куране, и в сунне везде указывается на принадлежность имущества к их хозяевам, например, слова Всевышнего: «Возьми с их имущества садака». Ат Тауба 103. Так же Его слова: «В их имуществе определенное право» Аль Ма’аридж 24. И слова пророка, : «Поистине, Аллах обязал их в их имуществе…».
И к тому же, закят – это передача имущества во владение тех, кто его достоин, а передача во владение – это вид из видов распоряжения имуществом.
И поэтому, при выплачивании закята, необходимо владеть этим имуществом, а дальше уже разногласят, к какому виду владения относится закят.[11]
[1] «Аш Шарх аль Мумти’» 6/18
[2] Достоверный, его привели Аль Бухари №2379 и Муслим №1173.
[3] Аль Байхакы 4/108 с достоверным иснадом, смотреть «Аль Ирва» 3/252.
[4] «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба с хорошим иснадом, как это сказано в «Аль Ирва» 3/252.
[5] «Аль Маусу’ату аль фикхыйа» 23/233 г.Кувейт, и «Фикх аз закят» 1/115.
[6] «Аль Мугний» 2/622, «Бадаи’у ас санаи’» 2/4-5, «Аль Маджму’» 5/329, «Аль Мухалля» 5/205 и «Фикх аз закят» 1/125.
[7] «Аль Мухалля» 5/201, «Аль Маджму’» 5/329, Маджму’а аль фатава» 25/17, «Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/232 и «Аш Шарх аль мумти’» 6/26.
[8] Смотри «Аль Мусаннаф» у АбдуРраззака №6986 – 6992. «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/149, «Ас Сунан» у Аль Байхакы 4/107, «Аль Мухалля» 5/208 и «Аль Амуаль» у Абу Убейды стр. 448
[9] Слабый, его привели Ат Тирмизи №641, Малик в «Аль Муватта» (???), ад Даракутни 2/111 и АбдуРраззак №6989 со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» №788.
[10] «Фикх Аз Закят» у Аль Кардави 1/150
[11] См. «Маджму’ аль фатава» 25/45.
__________________ |
---|