Вход пользователя
08 Августа 2012
Ученые первых и последних поколений разногласят относительно закята с золотых и серебряных украшений, и вот два самых распространенных мнения:
Первое мнение:
Закят с золотых и серебряных украшений, которые одеты на женщине, не выплачивается. И это мнение большинства ученых[1] и Ибн Умара, Джабира, Аиши и Асмы бин Аби Бакр из числа сподвижников, и их доводы:
1. Хадис: «С украшений закят не выплачивается».[2] И если поднять эти слова до пророка, то это будет ложь, правильно сказать, что это слова Джабира.
2. Передается от Нафи’а, что ибн Умар наряжал своих дочерей и своих рабынь в золото, и не выплачивал с него закят.[3]
3. Слова Ибн Умара: «С украшений закят не выплачивается».[4]
4. Слова Джабира бин АбдиЛля, когда его спросили об украшениях, выплачивается ли с них закят, Джабир ответил: «Нет». Тогда спросили: «А если достигнет до тысячи динаров»? Джабир ответил: «Даже если будет больше».[5] А в другом риваяте «Можно давать поносить и можно носить самой».
5. Передается от Аиши, что она в своей комнате опекала дочерей, сирот ее брата и у них были украшения, и она не выплачивала закят с их украшений.[6]
6. Передается от Асма, что она не выплачивала закят с украшений.[7]
7. Так же они сказали, что закят бывает лишь с имущества, которое увеличивается и приносит доход, а украшения – это как одежда, которое дозволено одевать и оно не увеличивается. В противоположность если начать его копить как сокровища или превратить его в товар, то в этом случае уже надо платить закят.
Примечание: Ученые, которые придерживаются этого мнения, обусловили, что бы украшение было дозволенным, а если это украшение будет запретным, как например, если мужчина оденет золото, например, то в этом случае они обязывают выплачивать закят.
Второе мнение:
Что как с золотых, так и с серебряных украшений, если они достигают нисаба и пролежали целый год, то нужно выплачивать закят. И без разницы будет ли это украшение надето или его копят и хранят, или его приготовили как товар.[8] И их доводы[9]:
1.Обобщенные тексты, которые пришли в Великой Книге, слова Всевышнего: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй же их болезненным наказанием». Ат Тауба 34.
2.Обобщенные хадисы от пророка, , которые приказывают выплачивать закят с золота и серебра, например, вот эти его слова, : «Любой владелец золота, которые не будет выплачивать с него долю, то в Судный день будут сделаны огненные свитки и его будут клеймить ими…».[10]
3.Так же более конкретные хадисы, которые указываются на обязательность выплачивания закята с украшений, и угрожающие тем, кто не выплачивает из них закят. Например:
А) Хадис Амр бин Шу’ейб от его отца, от его деда, что женщина пришла к посланнику Аллаха, , и вместе с ней была ее дочка, и на руке у ее дочки были два больших, золотых браслета и он спросил у нее: «Выплачиваешь ли ты закят с этого»? Она ответила: «Нет». Он сказал: «Обрадует ли тебя, если Аллах в Судный день по причине их замурует тебя в стены, в стены из огня»? И тогда она сняла их и бросила к пророку, , и сказала: «Они принадлежат Всевышнему Аллаху и Его посланнику».[11]
Б) Хадис АбдуЛлаха бин Шаддада, где он сказал: «Мы пришли к Аише, жене пророка, , и она сказала: «Зашел ко мне посланник Аллаха, , и он увидел в моей руке серебряные кольца и спросил: «Что это, о Аиша»? И я ответила: «Я сделала их, чтоб украшаться для тебя, о посланник Аллаха». И он спросил: «И выплатила ли ты с них закят»? Я ответила: «Нет, или как пожелает Аллах». И он сказал: «Это твой удел из огня».[12]
В) Хадис Асма бинт Язид, которая сказала: «Мы с моей тетей зашли к пророку, , а на ней был золотой браслет, и он спросил нас: «Выплачиваете ли вы с него закят»? Мы ответили: «Нет». Он сказал: «А вы что не боитесь, что Аллах замурует вас в стены из огня? Выплатите с него закят».[13]
4. Некоторые предания, которые пришли от сподвижников, такие как:
А) Предание Ибн Мас’уда, что женщина спросила его о закяте с украшений, и он ответил: «Если оно достигает двух сот дирхамов, то выплачивай с него закят». Она спросила: «У меня есть сироты, могу ли я выплатить закят им»? Он ответил: «Да».[14]
Б) Предание Умара, что он написал Абу Мусе аль Аш’ари: «Прикажи женщинам своих мусульман, чтоб они давали садака со своих украшений (а в другом риваяте, чтоб они выплачивали закят со своих украшений), и пусть они не ссорятся по причине подарков».[15]
В) Предание от АбдуЛла бин Амра, что он: «Писал своему казначею Салиму, что бы тот выплачивал каждый год закят с украшений своих дочерей».[16]
Г) Предание от Аиши, что она сказала: «Нет проблем одевать украшения, если платить с них закят».[17]
И так же достоверно передается, что этого мазхаба придерживался Саид бин Аль Мусайиб, Саид бин Джубейр, Ибрахим Ан Нах’и, Ато бин Аби Рабах, Аз Зухри, АбдуЛла бин Шаддад, Суфьян ас Саури и др. как это передал наш шейх, да сохранит его Аллах, в «Джами’ ахкам ан ниса» 2/156-157.
Более правильное мнение: После того, как были изложены доводы обеих сторон, более правильным мнением, на мой взгляд, а знание об этом у Всевышнего Аллаха, будет мнение, что является обязательным выплачивать закят с золотых и серебряных украшений, по любому, если они достигают нисаба и пролежали целый год. Это мнение сильнее со стороны доказательств и безопаснее со стороны отношений, и таким образом можно избежать разногласий.
Не нужно платить закят с украшений из жемчуга и драгоценных камней.
Кроме золота и серебра, закят не является обязательным ни в каких остальных видах драгоценностей, как например, жемчуг, кораллы, хризолит (драгоценный камень), корунд и т.д. по единогласному мнению ученых. Т.к. нет довода на это.[18]
За исключением, что если это будет как продаваемый товар, то в таком случае уже нужно выплачивать закят, как и с любого товара, это, по мнению большинства, и придет это позже в своем разделе ин ша Аллах.
Представим, если у женщины будут золотые кольца с кусочками бриллиантов, то как ей нужно выплачивать закят?
Если есть возможность, без того, что бы портить эти кольца, снять эти бриллианты (и взвесить), то в этом случае она должна выплачивать закят с золотых колец, не принимая во внимание бриллианты, по стечению года. А если невозможно снять их, только если испортить кольца, то в этом случае нужно примерно вычислить и выплатить закят лишь с золота. А если эти кольца приготовлены на продажу, то тут уже нужно выплачивать закят с их стоимости, а бриллианты идут как товар, по мнению большинства ученых.
Нужно ли выплачивать закят с посуды и картин сделанных из золота и серебра?
Использование золотой и серебряной посуды является запрещенным, особенно использовать в еде, питье и т.п., как об этом сказал пророк, : «Не пейте из золотой и серебряной посуды и не одевайте шелк и парчу. Поистине, это (золотая и серебряная посуда и шелк) для них (неверных и многобожников) в этой жизни, а для нас в последней».[19]
Среди ученых, = даже среди тех, кто сказали, что не обязательно выплачивать закят с украшений, если их носят и они используются, = нет разногласия, что если какую-либо вещь, из золота и серебра, нельзя использовать и приобретать, то выплачивать закят с нее обязательно. И в это нет разницы между мужчиной и женщиной, потому, что смысл запрета охватывает и их (женщин) так же. А смысл запрета – это исраф (чрезмерность), высокомерие, обида и зависть в сердцах бедняков, а в этом равны и мужчины и женщины. Единственное только, женщинам разрешаются украшения, т.к. они в них нуждаются, что бы украшаться перед мужем, а в посуде и т.п. такой нужды нет, поэтому они остаются быть запрещенными.
И изображения являются запретными, а если они будут из серебра и золота, то их запретность усиливается. И если это понятно, то с них нужно выплачивать закят, без каких либо разногласий среди ученых, но закят будет обязательным лишь при достижении нисаба или при прибавлении их (посуды и картин) к тому имуществу, которое у него имеется из того же сорта.[20]
[1] «Ад Дарру аль мухтар» 2/41, «Бидаяту аль муджтахид» 1/242, «Аль Маджму’» 6/29 и «Аль Мугни» 3/9-17.
[2] Ибн Аль Джаузи в «Ат Тахкык» и Аль Байхакы и др. сказали, что этот хадис ложный см. «Аль ирва» №817.
[3] Достоверно, это привел Малик №585 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом.
[4] Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и похожий хадис привел Ибн Аби Шейба 3/154 и Ад Даракутни 2/109 с достоверным иснадом.
[5] Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом, так же это одна из версий Ибн Аби Шейбы 3/155.
[6] Достоверно, это привел Малик №584 и АбдуРраззак 4/83 и он достоверный.
[7] «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейбы 3/155 с достоверным иснадом.
[8] Это мнение ханафитов и одна версий от Ахмада и Ибн Хазма, см. «Аль Фатх аль Кадиир» 1/524 и «Ад Дарру аль мухтар» 2/41 и «Аль Мухалля» 6/78. И это мнение Ибн Мас’уда, Умара и АбдуЛла бин Амра, так же это одна из версий от Аиши.
[9] См. «Джами’ ахкам ан ниса» 2/143 и то, что идет дальше, у нашего шейха Мастафа бин Аль Адави, да сохранит его Аллах.
[10] Недавно были упомянуты источники.
[11] Достоверный, отталкиваясь от подобных хадисов (сахих лишшавахид). Его привел Абу Дауд №1563, Ан Насаи 5/38, Ат Тирмизи №637 и Ахмад 2/178.
[12] Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привели Абу Дауд №1565, Ад Даракутни 2/105, Аль Хааким 1/389 и Аль Байхакы 4/39 и в его иснаде ходят разговоры, которые становятся незначительными по причине того, что перед этим.
[13] Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привел Ахмад 6/461 и Ат Табарани в «Аль Кабир» 24/181 и его иснад хороший отталкиваясь от подобных хадисов, упомянутых выше.
[14] Достоверный, отталкиваясь от других хадисов (сахих лигойрихи). Его привел АбдуРраззак 4/83 и Ат Табарани 9/371 с достоверным иснадом отталкиваясь от других хадисов.
[15] Ибн Аби Шейба 3/153, Аль Бухари в «Ат Тарих аль Кабир» 4/217 и Аль Байхакы 4/139 и его иснад оборван.
[16] «Ас Сунан» у Ад Даракутни 2/107 с хорошим иснадом.
[17] Ад Даракутни 2/107 и Аль Байхакы 4/139 с хорошим иснадом.
[18] См. «Аль Муватта» у Малика 1/250, «Аль Умм» у Аш Шафии 2/36 и «Аль Маджму’» 6/6.
[19] Аль Бухари №5633 и Муслим 2067.
[20] «Аль Мугни» у Ибн Кудама 3/15-16.
__________________ |
---|