Вход пользователя
27 Сентября 2012
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Имам Ибн Кудама о ташбихе ашаритов (пречист Аллах от их ташбиха!)
Краткая статья, обьясняющая, что ашариты и есть самые настоящие мушаббиха (уподобленцы), в отличие от ахли Сунна
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Известно, что акыда ахли Сунна уаль джамаа – что Аллах говорит звуками и голосом, когда пожелает, и Его Речь не подобна речи человека. И говорят так, опираясь на ясные аяты, и хадисы, утверждающие для Аллаха что Он говорит звуком и голосом.
Что же касается ашаритов, то они отрицают это, и говорят, что это невозможно касательно Всевышнего Аллаха, поскольку каждый кто говорит звуком и голосом нуждается в органах и средствах, чтобы издавать звуки и голос.
Приведем же ответ имама Ибн Кудамы аль Макдиси на это сомнение.
Сказал Имам Ибн Кудама:
"Что же касается их слова, что звуки нуждаются в местах выхода и инструментах произношения, то мы ответим:
Такая нужда у звуков есть только у нас, и не обязательно это в Словах Всевышнего Аллаха, Пречист Он от этого
А если они скажут: "Всевышний Аллах так же нуждается в этом, как и мы", проведя аналогию между нами и им, то они ошибутся с нескольких сторон:
Во первых, это обязывает их поступить таким образом во всех остальных Атрибутах, которые они приняли, как Слух, Зрение, Знание, Жизнь. Всё это для нас не может быть, кроме как в теле. Не может быть у нас зрение, кроме как в зрачке, не может быть слух, кроме как в ушной впадине, а Аллах отличается от этого.
Во вторых: это уподобление Аллаха нам, и аналогия между нами и Им, а это куфр.
В третьих: некоторые творения не нуждаются в местах выхода звуков в их словах, как например ноги, руки, кожа, которые будут говорить в Судный День, и камень, который приветствовал Пророка, и гравий, который делал тасбих, когда Пророк держал его в руке, и отравленная баранья лопатка, которая заговорила с ним. Сказал Ибн Масуд: "Мы слышали как еда делает тасбих, когда он ел".
И нет разногласий, что Всевышний Аллах способен заставить говорить немой камень, без того, чтобы у него были органы произношения.
Так как же они заявили, что Аллах не способен говорить, кроме как с органами (инструментами) произношения?!!"
Источник: "Ат-Тахбир шарх ат-тахрир", 1293-1294
Комментарий: в этих словах имама Ибн Кудамы несколько больших польз:
Во первых, такой большой имам, как Ибн Кудама, подтверждает, что ашариты являются истинными уподобленцами, в отличие от приверженцев Сунны, которые очищают Аллаха от всякого подобия творениям
Во вторых: точно такое же опровержение делается им во всех остальных сыфатах, которые они отрицают.
И точно также они отрицают нисхождение Аллаха на ближнее небо, говоря: земля вращается и меняются часовые пояса, и последняя треть ночи разнится по всей земле, и постоянно перемещается от территории к территории, как же Всевышний Аллах может спускаться на ближнее небо в последнюю треть ночи, ведь она все время изменяется и везде разная?
И здесь они опять же сделали аналогию Аллаха с творениями, и когда они услышали о том, что Аллах нисходит на ближнее небо, то сначала они представили себе нисхождение творений, а потом исходя из своего понимания о том, что для творения такое невозможно, говорят, что такое невозможно и для Аллаха, и отрицать Его Снисхождение. Пречист Аллах от их аналогий и ограничений, и воистину, Он способен на всякую вещь!
Или, как к примеру говорят, несмотря на то, что Аллах утвердил для себя Гнев: "Нужно сделать тауиль этому качеству, ведь очевидный смысл гнева – это покраснение лица и злость, а такое невозможно по отношению к Всевышнему Аллаху"
И здесь они также сделали аналогию, взяв гнев человека, и проведя аналогию по отношению к Аллаху, уподобив Творца творению, а затем начиная отрицать утвержденные Аллахом качества.
Точно также им будет отвечено: подобный гнев что вы описали – это гнев человека, а Творец неподобен творению, поэтому не является невозможным для Аллаха гневаться так, как это уместно для Его Величия, и Он неподобен творению, поэтому следует признать это качество на очевидном его смысле, отрицая похожесть с творениями, и оставляя вопрос: "Каким именно образом он гневается?"
И это манхадж по отношению ко всем Сыфатам.
И подобным образом они отрицают огромное количество сыфатов, сначала уподобляя Аллаха сотворенному, а убегая от этого – отрицают Его Качества, которые Он сам себе утвердил.
Поэтому, сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
وأما طريقة أئمة أهل الحديث وسلف الأمة فهي إقرار النصوص وإمرارها كما جاءت ونفي الكيفية عنها والتمثيل ومن قال الظاهر منها غير مراد قيل له الظاهر ظاهران , ظاهر يليق بالمخلوقين ويختص بهم فهو غير مراد وظاهر يليق بذي الجلال والاكرام فهو مراد ونفيه تعطيل
"Что же касается пути имамов людей хадиса и саляфов Уммы, то он состоит в признании текстов о Качествах Аллаха, и прохождении их как они пришли, и отрицании разговоров о том, "как?" это, и подобия.
А кто заявил, что очевидный смысл в этих текстах не подразумевается, будет отвечено ему: "Очевидных смыслов может быть два – очевидный смыл, подходящий для творений, являющийся их особенностью – и такой действительно не подразумевается. И очевидный смысл, уместный для Обладателя Величия и Почёта, и он подразумеваем, а его отрицание – опустошение Творца"
Источник: "Фатх аль Бари", 6-41
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров