Вход пользователя
19 Февраля 2012
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Послание имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба ученому ашариту-мазхабисту, которое будет очень полезно почитать каждому приверженцу этой акиды
Послание на тему абсолютного слепого следования и иджтихада, новшеств, науки калям, и др.
بسم الله الرحمن الرحيم
От Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба – Абдуллаху ибн Мухаммаду ибн Абдуль Латыфу1 , да укрепит его Всевышний Аллах.
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух2 , а затем:
Дошли до нас с вашей стороны письма, в которых содержится порицание и грубость в мой адрес, и когда было сказано, что ты был с ними (теми кто писал эти письма), меня затронуло это, поскольку Аллах, Пречист Он, распространил о тебе хорошее упоминание, и послал в сердца своих рабов любовь к тебе, такую, которую не дал в отношении многих людей, по причине того, что упоминается от тебя касательно твоего противоречия порочным правителям.
И также: по той причине, что я знаю от тебя любовь к Аллаху и Его Посланнику, и хорошее понимание, и следование истине, даже если противоречат тебе ваши большие имамы. И поскольку я встречался с тобой около 20 раз, и мы учили вместе кое-что из тафсира, и хадиса, и ты передал мне часть "Сахиха" аль-Бухари, написав ее, и передав в сносках к ней цитаты из шархов, и сказал касательно вопроса Имана, который упомянул аль-Бухари в начале "Сахиха": "Это является истиной, которую я исповедую перед Аллахом", и мне понравились эти слова, поскольку они противоречат мазхабу ваших имамов-мутакаллимов.
И ты также мы обсуждали подробно некоторые научные вопросы, и я передавал от тебя тем, кто обучается у меня, то чем наделил тебя Аллах, из числа хорошего понимания, и любви к Аллаху и вечной жизни. И по этим причинам, я не думал, что ты поспешишь в этом вопросе, потому что те, кто вышли в нём против меня, ошибающиеся при оценке с любой стороны, поскольку, если истина – у их оппонента, то их ошибка ясна, а если истина с ними, то следует призывающему к Аллаху призывать, используя лучшие методы, кроме как с теми, что проявили несправедливость, и приказал Аллах своим двум Посланникам – Мусе и Харуну – чтобы они сказали Фараону мягкие слова, быть может, он устрашится или задумается.
И следует судье – да возвысит его Аллах посредством подчинения Ему – когда испытывает его Аллах этим постом – вести себя согласно адабу, который упомянул Аллах в своей Книге, которая ниспослана, чтобы разьяснить людям то, в чём они разногласят, и прямым руководством, и милостью для глубоко убежденных людей.
Из из этого адаба – то, чтобы не отвратили его те, которые лишены убежденности (Ар-Рум, 60), и чтобы он удостоверлся, когда до него доходят сплетни мунафиков, и нечестивцев, и не торопился.
И описал Аллах мунафиков в своей Книге посредством их качеств, и упомянул ответвления лицемерия, чтобы избегать их, и также держаться в стороне от людей, у кого есть эти качества. И Аллах описал их красноречием, красотой изложения, хорошо подвешенным языком, и даже хорошим обликом, как это пришло в Его Слове: "Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова" (аль-Мунафикун, 4), и описал их хитростью, ложью, и издевательством над верующими, в начале суры "Аль-Бакара", и описал их двусмысленными словами, и описал их тем, что они входят в споры между людьми с тем, что не любят Аллах и Его Посланник, в Его Словах: "О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие.." и до конца аята (аль-Маида, 41), и описал их презрением к верующим, и их действиям, и описал их и другими качествами в сурах "аль-Бакара", и "Бара" (ат-Тауба), "аль-Киталь" (Мухаммад), и других, советуя своим верующим рабам остерегатья этих качеств, и тех, кто описан ими.
И запретил Аллах своему Пророку подчиняться им во многих местах, так как же будет разрешенным подобному тебе принимать от подобных им?! И хуже этого намного – быть тебе убежденным, что они из числа людей знания, и посещать их в их домах, и возвеличивать их, и я не говорю это именно о ком-то конкретном, однако как совет, и поясняя то, что содержится в Книге Аллаха, касательно политики этого мира и религии, поскольку большинство людей отбросили это за свои спины.
Что же касается того, что упомянуто вам про меня: то я не пришёл с этим опираясь на невежество, однако я скажу – а вся хвала и благодарность Аллаху, и Он – источник сил – что истинно, меня наставил мой Господь на прямой путь, посредством правой веры, религии Ибрахима, который не был из числа мушриков. И я не призываю - и вся хвала за это Аллаху - к мазхабу какого-то суфиста, или факиха, или мутакаллима, или имама, из числа тех имамов чей статус я возвеличиваю, как Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, и Ибн Касир, и другие – однако, я призываю к Одному лишь Аллаху, которому нет сотоварища, и призываю к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которую он завещал первым из своей Уммы и последним. И надеюсь, что я не отвергну истину, если она придёт ко мне, однако призываю в свидетели Аллаха, и Его ангелов, и все творения, что если придет к нам от вас хоть одно слово из истины – то мы непременно примем ее, и выбросим всё, что противоречит ей, из слов моих имамов, кроме как Посланника Аллаха, ведь он не говорит нчиего кроме истины.
И описанием ситуации будет сказать: не скроется от вас то, на чем были Посланник Аллаха и его сподвижники, и табиины, и табии табиины, и имамы, подобные аш-Шафии, Ахмаду, и подобные им, из числа тех, касательно прямого пути которых единогласны люди истины, и также то, на чем были те, кому была предопределена хорошая участь от Аллаха из числа их последователей.
И не скроется от вас те многочисленные новшества, что внесли люди в их религию, и то, в чём они противоречили пути своих предшественников, и я нашёл, что поздние из них - большинство из них заменило и исказило религию.
И имамы, и главы, и самые знающие, и самые поклоняющиеся и аскетичные из поздних, подобные Ибн аль-Каййиму, хафизу аз-Захаби, хафизу Имаду Ибн Касиру, хафизу Ибн Раджабу, крайне сильно порицали людей своего времени (относящихся к числу ученых), которые лучше Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и автора "Аль-Икна", по единогласному мнению.
И когда аргументировал против них кто либо из людей их времени многочисленностью, и согласием на их пути, они ответили: "Это из самых больших доказательств на то, что это ложно", ведь Пророк, мир ему, рассказал, что его Умма последует путём иудеев и христиан, шаг за шагом, "..до такой степени, что если они войдут в нору ящерицы, вы войдете в нее" (Ахмад, ат-Табарани, ат-Таялиси, аль-Хаким, Абдур-Раззак, и др, шейх Аль-Альбани назвал хорошим)
И упомянул Аллах в Его Книге – что они разделили свою религию, и стали партиями, и они написали книгу своими руками и сказали – "это от Аллаха", и что они оставили Книгу Аллаха и действия согласно ей, и направились к тем книгам, что ввели их предки. И рассказал, что Он завещал им единство, и что они впали в разногласие не по причине исчезновения религии, однако впали в разногласия после того, как пришло к ним знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу, "И они раскололи свою религию на книги, и каждая партия радуется тому, что есть у них" (аль-Му'минун, 53).
И если поймет верующий, слова правдивого: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас", и обратит к ним своё сердце, то станет ясным ему, что эти и им подобные аяты, не касаются лишь народа, который был, и ушёл, как думают об этом невежды. Однако, поймёт он, то что пришло от Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Ушёл тот народ, а лишь имеет Аллах ввиду этим вас" (Ибн Аби Хатим, 496)
И возложил Аллах на своих рабов, чтобы в каждой молитве они просили у Него наставление на прямой путь, путь тех, к кому Он проявил свою Милость, а не тех, на кого он разгневался, и заблудших. И кто познал религию Ислам, и то, во что впали люди из ее изменения- познает ценность этого дуа, и мудрость Аллаха в узаконивании его.
И суть дела – является ли обязательным на каждом мусульманине требовать знание о том, что ниспослал Аллах на своего Посланника, и не оправдан никто в оставлении этого абсолютно? Или обязательно ему следовать "Ат-тухфа" (аль-Хейтами), к примеру? И самые знающие из поздних, и крупные из них, как Ибн аль-Каййим, порицали это предельным порицанием, и сказали, что это изменение религии Аллаха, и аргументировали на это тем, что будет очень долго описывать здесь, аятами Книги Аллаха, и словами Посланника Аллаха, предельно ясными для тех, кому Аллах пролил свет на сердце.
Те же, кто разрешают это, или обязывают к этому, (абсолютное слепое следование мазхабам поздних, включая их нововведения) аргументируют лишь очень слабыми сомнительными доводами. Однако, самым крупным из их сомнений является то, что мы – не уполномочены на это (обращение к Корану и Сунне), и не способны на это, и не способен на это никто, кроме муджтахида, и что мы нашли наших отцов на этом, и мы идём по их следам.
И у учёных есть опровержения этого сомнения в таком размере, что это достигает отдельного тома, и из самых ясных опровержений – Слово Всевышнего Аллаха: "Они взяли своих монахов и священников господами помимо Аллаха" (Ат-Тауба, 31), и разьяснил этот аят Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Ади Ибн Хатима.
И это то, на чём вы сегодня, в основах религии, и в ответвлениях, и я не знаю, чтобы они (яхуды и христиане), превосходили вас в этом хоть на зёрнышко, однако разьясняется правдивость слов Пророка: "..вы последуете за ними шаг за шагом..".
И также обьяснили этот аят и муфассиры, и я не знаю между ними в этом разногласия, и из лучшего толкования это то, что сказал Абу Алия: "Они не поклонялись им, и если бы священники и монахи приказали бы им это, они бы не послушались их. Однако, они имея книгу Аллаха, сказали: "Мы не опередим наших ученых ни в чём, и что они нам прикажут то и сделаем, а то что они нам запрещают – покончим с этим".
И это послание не считается установлением доказательства, или ответом на то, чем аргументировал оппонент, однако я предлагаю ему от себя справедливость, и подчинение истине, а если же вы хотите опровергнуть меня, со знанием и справедливостью, то у вас есть книга "И'лям аль-мукиин" Ибн аль-Каййима, которая находится у Ибн Фийруза в Мушрифе, и он очень развернуто поговорил об этой основе, и упомянул много сомнительных доводов ваших имамов, о которых даже не знаете ни вы, ни ваши отцы, и ответил на них, и аргументировал против них ясными категоричными доказательствами, из числа которых: запрет Аллаха и Его Посланника именно того, что вы делаете, и то, что Пророк, мир ему, и его сподвижники, знали об этом еще до того, как это произошло, и предостерегали людей от этого, и рассказали, что останутся на религии только одиночки, и что Ислам станет чуждым подобно тому, каким чуждым он был в начале.
И вы знаете, что когда Амру ибн Абаса спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в самом начале Ислама: "Кто с тобой на этом?", он ответил: "Свободный и раб", то есть: Абу Бакр, и Биляль. И раз Ислам станет чуждым, подобно тому, каким он был в начале, то сколь же невежественен тот, кто аргументирует многочисленностью людей, и их согласием на какой-то вещи, и другими сомнениями, подобными этому сомнению, которое является великим доводом у тех, кто его придерживается, и презренным перед Аллахом, и перед обладающими знаниями из числа Его творений. Как сказал Аллах: "О нет! Они говорят тоже, что и говорили предыдущие" ("аль-Муминун", 81). И я не знаю ни одного довода, которым вы аргументируете, кроме как упомянул Аллах в Его Книге, что кафиры аргументировали им на считание ложью Посланников, и подобно этому – согласие людей, и подчинение старшим, и тому подобное.
И тот, кому Аллах даровал познание религии Ислам, к которой призывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поймёт ценность этих аятов, и доводов, и нужду людей в них. А если вы утверждаете, что эти имамы упомянули это (обязательность возвращаться к Корану и Сунне) лишь тем, кто был уполномочен на это, то они ясно сказали об обязательности этого на красном и черном, мужчине и женщине, и нет ничего после истины, кроме как заблуждение! И слово тех, кто сказал, что это трудно – кознь шайтана, которую он построил против людей, сбивая их от следования прямым путем – единобожием, религией Ибрахима. А если разьяснилось вам, что эти имамы ошиблись – то расскажите мне истину, чтобы я вернулся к ней.
И я лишь написал это вам, снимая с себя ответственность перед Аллахом, и призывая к Аллаху, чтобы получить награду призывающих к Аллаху, хоть я и думаю, что вы не примете это, и что у вас тот, кто порицает порицаемое, и кто порицает эти вещи у вас, подобен для вас тому, кто порицает Посланника Аллаха, мир ему, и его сподвижников.
Однако ты, по причине того, что я думаю есть в тебе, из подчинения Аллаху, я не считаю далеким, что наставит тебя Аллах на прямой путь, и раскроет твоё сердце к Исламу. И когда ты прочитаешь это, если отвергнет это твоё сердце, то не будет это удивительным, истинно, удивляться надо лишь тому кто спасся – как он спасся? Если же прислушается твое сердце в чем-то, то на тебе- много и смиренно умолять Аллаха, и выстаивать перед ним в земном поклоне, особенно во времена ответа на мольбы, подобные последней трети ночи, и после молитвы, и после азана.
И также прибегать к переданным от Пророка дуа, особенно к тому, что пришло в "Сахихе", что Пророк, мир ему, говорил: "
اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرَائِيلَ ، وَمِيكَائِيلَ ، وَإِسْرَافِيلَ ، فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ، أَنْتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ، اهْدِنِي لِمَا اخْتُلِفَ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ ِ بِإِذْنِكَ ، إِنَّكَ تَهْدِي مَنْ تَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
"О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Знающий явное и скрытое! Ты выносишь решение между своих рабов в чём они разошлись! Выведи меня в том, в чем возникло разногласие, с твоего дозволения, истинно, ты выводишь кого пожелаешь на прямой путь!"
Так будь же настойчив в этом дуа, когда обращаешься к тому, кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает, и говори: "О давший знание Ибрахиму, дай мне знание!"
А если же является трудным для себя противоречие людям, то подумай о словах Всевышнего Аллаха: "Затем, мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им, и не потакай страстям тех, которые не обладают знанием – они нисколько не спасут тебя от Аллаха" (Аль-джасия, 18-19), и "Если ты подчинишься большинству присутствующих на земле, они заблудят тебя с пути Аллаха" (аль-Ан'ам, 116). И подумай над словом Посланника Аллаха в "Сахихе": "Начался Ислам странным, и затем снова станет странным, таким же образом, как и начинался", и над словом Посланника: "Истинно, Аллах не забирает знание просто так, однако забирая ученых, и когда умирает ученый, выбирают себе люди невежественных главарей, которые выносят фетвы не опираясь на знание, и заблуждаются и заблуждают других", и над словом Посланника Аллаха: "Вы должны держаться за мою Сунну, и Сунну праведных халифов ведомых прямым путём после меня", и над его словом: "Сторонитесь же нововведенных вещей, ведь каждое нововведение – заблуждение", и аяты, и хадисы касательно этого – многочисленны, и приведены в книгах, специально написанных по этой теме.
И воистину, я тебя люблю ради Аллаха, и молил Аллаха за тебя в моей молитве, и я мечтал до этих писем, чтобы Аллах наставил тебя к своей прямой религии, и не мешало мне написать тебе ничего, кроме мысли о том, что ты не примешь, и последуешь путем большинства, однако никто не может воспрепятствовать тому, что дает Аллах, и не является ни одна вещь, из тех что Он дал, имеющей большой вес для Него, и как было бы хорошо для тебя, если ты будешь в конце этого времени Фаруком для религии Аллаха, каким был Умар, да будет доволен им Аллах, в его начале. И истинно, если ты будешь с нами, то мы возьмем своё право от тех, кто грубит нам.
Что же касается этого шайтанской фантазии, на которую он ловит людей и которую преукрасил для них различными видами преукрашений – о том, что кто пошёл этим путём, тот приписал себя к иджтихаду, и оставил следование за людьми знания, то это лишь малая часть от преукрашений шайтана, как сказал Всевышний: "Они внушают друг другу преукрашенные слова, обольщая" (аль-Ан'ам, 112).
Ведь то на чём я, и то, к чему я призываю – это и есть истинное следование за учёными, ведь они завещали людям это, и из самых известных из них своими словами об этом – ваш имам аш-Шафии, сказавший: "Обязательно случится так, что вы найдете от меня то, что противоречит хадису. Так знайте же, что всё, что противоречит хадису – то призываю вас в свидетелели, что я вернулся от этого!"
И также – я в противоречии этому алиму, не противоречу ему один, и когда разошлись я и аш-Шафии, к примеру, в вопросе хукма мочи тех животных, чьё мясо сьедобно, и ты выберешь слово о том, что оно наджас, которое противоречит хадису об истории посетителей Пророка из племени аль-Урайна, и хадису Анаса, о том, что Пророк, мир ему, совершил молитву в загонах баранов, и сказал этот несправедливый джахиль: "Ты что, более знающий о хадисе, чем аш-Шафии?". Я же ответил: "Я не противоречил аш Шафии без того, чтобы иметь имама, которому я последовал, однако напротив, последовал тому, кто подобен аш Шафии, или более знающий чем он, и противоречил ему, и аргументировал этими хадисами"
И когда он сказал: "Ты более знающий, чем аш-Шафии?", я сказал: "А ты более знающий, чем Малик, и Ахмад?", и возразил ему тем же, чем он возразил мне, а далиль является защищённым от возражающего, и последовал я слову Всевышнего Аллаха: "А если же вы разногласите в чем то, то верните это к Аллаху и Его Посланнику" (Ан-Ниса, 59). И я последовал за теми людьми знания, кто последовал за доводом, и не делал аргументацию Кораном или хадисом от себя самого, чтобы направлялись ко мне те претензии, что были высказаны.
И это – если уступить вам, а так, известно, что на самом деле вы следуете за Ибн Хаджаром (аль-Хейтами), и не обращаете внимание на тех, кто противоречит ему, будь это какой-либо Посланник, или сподвижник, или табиин, или даже сам аш-Шафии, и вы не обращаете внимания на слова аш-Шафии, если они противоречат слову Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и также и другие – их следование – следование за некоторыми поздними, а не за имамами.
И ханбалиты – самые малые люди вхождением в новшества, и в то же время, большая часть "Аль-Икна", и "Аль-Мунтаха"4, противоречит мазхабу Ахмада и текстам от него, и знает это тот, кто знает. И я не противоречу вам в том, что когда люди знания единогласны в чем-то – то обязательно следовать им, проблема лишь в той ситуации, когда они разногласят. Обязательно ли мне принимать истину от того, кто пришёл с ней, и возвращать вопрос к Аллаху и Посланнику, следуя за людьми знания? Или брать от части из них, не имея никакого довода, и утверждать, что я на истине в этом слове? Так вот, вы – на втором, и это то, что порицал Аллах, и назвал ширком – и это брание ученых господами. А я на первом, и призываю к этому, и диспутирую за это, и если будет истина с вами, то мы вернемся к ней, и примем ее от вас.
И если ты хочешь посмотреть в "И'лям аль-муукиин", то посмотри спор в ней, который провел автор между мукаллидом (слепо следующим) и обладателем довода. А если же придет тебе в голову, что Ибн аль-Каййим – приверженец нововведений, и что аяты, которыми он аргументировал, не имеют такой смысл, то обратись к Аллаху, и проси Его чтобы Он наставил тебя, касательно истины, вокруг которой разошлись, и будь обьективен, анализируя, диспутируя, и поищи тщательно слова людей знания во время Ибн аль-Каййима, таких как хафиз аз Захаби, и Ибн Касир, и Ибн Раджаб, и других, и из того, что относят к аз-Захаби, эти слова:
"Знание – это "Сказал Аллах", "сказал Его Посланник", "Сказали сподвижники, без противоречия в этом среди них"
И не является знанием глупое воздвигание разногласия между словом Посланника и словом факиха"
И если ты не последуешь за ними, то посмотри на слова имамов до них, таких как хафиз аль-Бейхакы в его книге "Аль-Мадхаль", и хафиз Ибн Абдуль Барр, и аль-Хаттаби, и подобных им, и тех кто до них, таких как аш-Шафии, и Ибн Джарир, и Ибн Кутейба, и Абу Убейд, и они те, к кому возвращаются в понимании слов Аллаха, и слов Его Посланника, и слов саляфов. И берегись толкований и шархов тех, кто искажает слова от их значения, истинно, они являются отрезающими от Аллаха, и Его религии.
И подумай над тем, что содержится в книге "Аль-И'тисом" ("Неуклонное следование за Сунной") в "Сахихе" аль-Бухари, и тем, что сказали люди знания в ее шархе, представляется ли тебе что то из того, о чем ясно сказал Пророк в достоверном от него хадисе, что разделится его Умма на 73 течения, и рассказал он, что все они в Огне, кроме одной группы, и затем описал ее, что это те, кто стоит на том, на чем был Посланник и его сподвижники. В то время как вы признаете, что вы не на их пути, и говорите, что вы не способны на это, и что не способен на это никто кроме муджтахида, и твердо заявляете, что не получает пользы от слов Аллаха, и слов Его Посланника, никто, кроме муджтахида, и говорите: запрещено остальным искать прямое руководство в словах Аллаха, и словах Его Посланника, и словах сподвижников Посланника Аллаха, и вы твердо заявили и засвидетельствовали, что вы не на их пути, признаваясь в вашей неспособности на это.
И если вы признаете, что обязательным на первых поколениях являлось следование Книге Аллаха, и Сунне Его Посланника, и запрещено им было отклоняться от этого, и что эти книги, лучше из которых, если бы появились во времена Умара ибн аль-Хаттаба, то он поступил бы с ними, и с их авторами самым суровым образом, а если бы появились во времена аш-Шафии, и Ахмада, то они крайне сильно бы порицали их – то о если бы я понял, когда это Аллах запретил эту обязанность, и вменил в обязанность то, что было запретным?!
И когда произошла малая часть от этого, даже не напоминающая то, на чём вы, во времена имама Ахмада, то он очень сильно порицал это, и когда его достигло известие от одного из его сподвижников, что он передает от него его мнения в Хорасане, он сказал: "Призываю вас в свидетели, что я отказался от этого!", и когда увидел, что один из его сподвижников записывает его слова, выразил ему порицание, и сказал: "Ты пишешь мою точку зрения, от которой я завтра могу отказаться, требуй знания также, как мы требовали". И когда его спросили о книгах Абу Саура, он сказал: "Каждые книги что были введены – являются новшеством". И известно, что Абу Саур – из больших людей знания, и Ахмад хвалил его, и в то же время запрещал людям смотреть в книги людей знания, которых он хвалил и возвеличивал.
Также, когда взял один из имамов хадиса книги Абу Ханифы, то разорвал с ним отношения Ахмад, и написал ему: "Если ты оставишь книги Абу Ханифы, то мы придем к тебе, и дашь нам послушать книги Абдуллаха ибн Мубарака". А когда ему упомянули некоторые его спутники что в этих книгах (Абу Ханифы) есть польза для того, кто не знает Коран и Сунну, он сказал: "Если ты знаешь хадис, у тебя нет нужды в них, а если ты не знаешь его, то не разрешается тебе смотреть в эти книги!"
И сказал также имам Ахмад: "Меня удивляют люди, которые знают иснад хадиса и его достоверность, а затем придерживаются мнения Суфьяна, в то время как Аллах говорит:"Пусть же остерегаются те, кто противоречат его приказу, что их постигнет фитна, или мучительное наказание" (ан-Нур, 63). А знаешь ли ты что такое фитна? Фитна это ширк".
И известно, что ас-Саури в его глазах имел огромный статус, и он называл его амиром правоверных (в знаниях), и если это – слова Ахмада о книгах, которые мы сейчас мечтали бы увидеть, то что же сказать о книгах, авторы которых сами признали, что они не из числа людей знания? И засвидетельствовано за них об этом, и возможно, некоторые из них умерли, не зная что такое религия Ислам, с которой послал Аллах своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?
И ваше сомнение, которое толкнули вам в сердце – что вы не способны понимать слова Аллаха, и слова Его Посланника, и слова праведных предшественников. И мы уже упомянули ранее, что Пророк сказал: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, шаг за шагом..", и поразмысли над вашим сомнительным доводом, я имею ввиду слова – "Мы не способны на это..", и поразмысли над тем, что рассказал Аллах о яхудах, в Его Слове: "Они сказали: "Сердца наши покрыты завесой". О нет, это Аллах проклял их за их неверие!" (аль-Бакара, 88). И в Его Слове: "Мы ниспосылали тебе ясные аяты, и не веруют в них только нечестивцы" (аль-Бакара, 99), и поразмысли над Его Словами: "Истинно, мы сделали его Кораном на арабском языке, быть может, вы поразмыслите" (аз-Зухруф, 3), и Его Словами: "Мы облегчили Коран для поминания, но есть ли среди вас вспоминающий?" (аль-Камар, 22).
И ищи тщательно толкования этих аятов из книг людей знания, и узнай о ком они были ниспосланы, и слова и действия, которые были причиной ниспослания этих аятов, а затем сопоставь это всё с их словами: "Мы не способны понимать Коран, и Сунну", и найдешь подтверждение правдивости слов Пророка: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас..", и других многочисленных хадисов с подобным смыслом, и пусть будет история принятия Ислама Сальманом аль-Фариси у вас на уме.
Ведь в ней пришло, что не было на религии Пророков никого, кроме одного за одним, и дошло до того, что последний из них сказал при смерти Сальману: "Я не знаю больше ни одного на земле, кто стоит на том, на чём мы, однако приближается время Пророка". И вспомни вместе с этой историей слово Аллаха: "Разве в века, что были до вас, не было тех, кто запрещают нечестие на земле? Такими были очень немногие, из тех кого мы спасли" (Худ, 116)
И будет верным для того, кто искренен сам с собой, и боится наказания Вечной Жизни, поразмыслить над тем, чем описал Аллах яхудов в своей Книге, особенно над тем, чем Он описал их учёных, и раввинов, включая их скрывание истины, и смешивание истины с ложью, и сбивание с пути Аллаха, и поразмыслить над упомянутыми Аллахом качествами их ученых, такими как их ширк, и иман в джибта и тагута, и их слова, обращенные к кафирам, что они на более верном пути, чем те, которые уверовали. И описал их так Аллах, потому что Он знал, что все то, что делали они, непременно совершит эта Умма, и действительно, так и произошло.
И если будет трудным для тебя противоречить большим, и не примет твой разум эти слова, то представь в твоём сердце, что Книга Аллаха – лучшая из книг, и самая большая среди них в различении между истиной и ложью, и что Аллах, Свят Он, знал о разделении своих рабов, и их разногласии, до того, как сотворил их, и упомянул Он в своей Книге: "Мы ниспослали тебе Книгу лишь затем, чтобы ты разьяснил им то, в чем они разошлись, и верным наставлением, и милостью" (Ан-Нахль, 64), и почуствуй же своим сердцем эти, и подобные им основы, обдумывая их, и представь их своему сердцу, и истинно, оно инша Аллах уверует в них в общем.
И подумай над словом Аллаха: "Когда же говоришь им – следуйте за тем, что ниспослал Аллах, они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов" (Лукман, 21), и над повторением этой основы во многих местах Корана. И также, подумай над словом Аллаха: "Неужели вы спорите со мной касательно имен, которые придумали вы, и ваши отцы? Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства" (аль-А'раф, 71). И каждый довод, который вы выдвигаете – вы найдете изложенным в Коране, и некоторые из них будут во многих местах.
И прочувствуй же своим сердцем, не подходит для Мудрейшего, который ниспослал свою Книгу как исцеление от невежества, и различение между истиной и ложью, чтобы Он приводил эти доводы, и повторял их, при том, что у мусульман нет нужды в них, и оставлял доводы, в которых они нуждаются, зная о том, что его рабы разделятся. Такое исключено для Мудрейшего из мудрых!
И также тем, что облегчит тебе противоречие тем, кто отступил от истины, даже если они будут из числа самых знающих и умнейших и авторитетнейших людей- то, что произошло в этой Умме, когда она разделилась в вопросах, связанных с основами религии, и качествами Всевышнего Аллаха, и преимущество (в численности и распространённости) тех, кто заявляет о познании, и стоит на том, на чем стоят сторонники каляма (мутакаллимы), и то, что они называют дорогу Посланника Аллаха хашавизмом, ташбихом (уподоблением), таджсимом (приданием Аллаху тела). Наряду с тем, что если ты почитаешь любую из книг каляма, о которых они утверждают, что изучение этого – обязательно на каждом, и что это основа религии – то ты увидишь, что эта книга он ее начала и до конца не аргументирует ни на один вопрос, содержащийся в ней, каким-либо аятом из Книги Аллаха, или хадисом от Посланника Аллаха. А исключением является, когда они упоминают священные тексты, чтобы исказить их.
И они сами признают, что они не взяли свои основы из Откровения, однако взяли их из своих разумов, и признают, что они противоречат в этом саляфам.
Подобным этому является то, что упомянул автор "Фатх аль-Бари" в вопросе Имана, к слову аль-Бухари: "Иман – это слово и дело, увеличивается и уменьшается". Он упомянул иджма саляфов на этом, затем упомянул от аш-Шафии, что он передал иджма касательно этого, и также упомянул, что аль-Бухари передал иджма, но затем, после этого, привел слова поздних (противоречащие этому), и не опроверг их.
И если ты посмотришь на "Книгу Единобожия" в конце "Сахиха" (аль-Бухари) – поразмысли над названиями разделов, что приведены там. И если почитаешь книги саляфов, и тех кто последовал их пути из числа более поздних, то поразмысли над тем, что они передают иджма на обязательность веры в Качества Всевышнего Аллаха, и принятия их, и на то, что кто отрицает что-то из них, или сделал та'уиль чему-либо из текстов, связанных с атрибутами, тот наклеветал на Аллаха, и вышел против единогласного мнения людей знания. И поразмысли над тем, что они передают иджма о том, что наука каляма является нововведением и заблуждением, и даже сказал Абу Умар Ибн Абдуль Барр: "Единогласны люди знания всех времен со всех стран, что приверженцы каляма – приверженцы нововведений, и заблуждений, и они по мнению всех учёных не входят в число ученых" . И слова об этом вопросе могут растянуться.
И суть в том, что люди каляма оставили вещь, на которой собрались все мусульмане, и даже самые невежственные творения об Аллахе – идолопоклонники, к кому был послан Пророк, мир ему, не противоречили в этом, и ввели от себя этот калям, и противодействовали им своим разумам. Ведь вы даже не способны увести ваших простолюдинов от их естества, на котором создал их Аллах! А затем, наряду со всем упомянутым, последовало за мутакаллимами большинство тех, кто говорит об основах религии, кроме тех, кому Аллах уготовил хорошую участь, и они подобны белой волосинке на теле черного быка, и ненавидят их люди, и обвиняют в таджсиме.
И наряду с этим, люди каляма и их последователи – относятся к числу самых искусных и сообразительных людей, и у них есть ум, понимание, и память, которые изумляют умного человека. И они, и их последователи – признают, что они противоречат саляфам. Дошло до того, что когда имамы-мутакаллимы сделали опровержение философам, на их та'уиль аятов приказа и запрета, как к примеру их слова о том, что подразумевается под постом –скрывание наших тайн, а под хаджем – посещение наших шейхов, а под Джибрилем – великий разум, и тому подобное из их лжи, и они опровергли это, ответив, что это противоречит тому, что известно предельной степенью очевидности из религии Ислам. И ответили на это философы: "Вы сами отрицаете возвышенность Аллаха над Его творениями, и его Возвышенность над Троном, в то время как это упомянуто в Коране, и Пророками, и единогласны на этом все мусульмане, и даже люди других религий, так с чего же наш та'уиль будет искажением, а ваш верным?!" И не нашел ни один из мутакаллимов, что на это ответить.
И что я хочу сказать – это то, что их мазхаб, наряду с тем, что он испорченный сам по себе и противоречащий разуму – он противоречит еще и религии Ислам, и Корану, и Посланнику, и всем саляфам, и они сами упоминают в своих книгах, что они противоречат саляфам. А затем, наряду со всем этим, разошлось их новшество среди знающих и невежд, до такой степени, что покрыло всю землю от Востока до Запада.
И я призываю тебя поразмыслить над этим вопросом. И то, что саляфы очень много говорили, и писали в основах религии, и опровержении словам мутакаллимов, и их идеям. И из тех, кто упомянул это, из числа поздних шафиитов – аль-Бейхакы, аль-Багави, Исмаил ат-Тейми, и те кто были после них, как хафиз аз-Захаби. Что же касается ранних шафиитов, таких как Ибн Сурейдж, ад-Даракутни, и других, то все они на этом, так поищи же в их книгах, и если ты придешь ко мне хоть с одним словом от кого то из ранних шафиитов, кто не порицал мутакаллимов, и не делал им такфир, то не принимай от меня ничего никогда! И наряду со всем этим, это распространение этого новшества у вас – предельное, распространилось оно среди вас так, что дошло до того, что вы начали утверждать, что мутакаллимы это и есть ахли-Сунна, уаЛлаху аль-мустаан!
И к удивительнейшему относится то, что в вашей местности можно найти тех, кто дает фетву одному человеку словом какого-то имама, второму – словом другого имама, а третьему – третьим словом, противоречащим первым двум, и это считается достоинством, и знанием, и сообразительностью, и говорится – "Такой то дает фетвы в двух мазхабах", или больше. И известно у людей, что цель его в этом – желание величия на земле, и показуха, и пожирание имущества людей не по праву. А когда я противоречу слову алима опираясь на того алима, кто более знающий чем он, или подобный ему, если на его стороне довод, и не говорю ничего от себя – вы говорите об этом такие суровые слова! И также если вы услышите, что я дал фетву, которая противоречит иджма' людей знания, то вот в таком случае против меня нужно высказываться.
И дошло до меня, что вы взбудоражились по этой причине, и если вы утверждаете, что это – порицание мункара (порицаемого), то о если бы вы восстали против опаснейших вещей, которые творятся в вашей местности, и противоречат двум основам Ислама – свидетельству "Ля иляха илля Ллах", и свидетельству "Мухаммад – Посланник Аллаха".
Из этих вещей – и это самое страшное из них – это поклонение идолам у вас, идолам из числа людей, камней. Один режет жертву для них, другой дает им обет, третий требует ответить на призывы и спасти от горестей, другой призывает их смиренно в море и на суше, и утверждают, что прибегание к ним приносит пользу в этом мире и в Вечной Жизни, даже если ослушаться Аллаха!
И если вы будете утверждать, что это не поклонение идолам, упомянутое в Коране, то это утверждение будет крайне удивительным, ведь я не знаю ни одного из людей знания, кто разногласил бы в этом, кроме как если это будет один из тех, кто впал в то, во что впали яхуды, уверовав в джибта и тагута.
А если же вы будете утверждать, что у вы не в состоянии и не в силах порицать это, то если вы не можете порицать всё, то можете порицать часть. Как же, ведь были некоторые, кто порицали эти вещи, утверждающие что они из числа из ученых, теперь они совершают большой ширк, и призывают к нему, и если они слышат, что какой то человек строго придерживается лишь таухида, то они обвиняют его в куфре и нечестии. И прибегаем к Аллаху от поиска довольства людей, гневая Аллаха.
И к числу этих порицаемых вещей в вашей местности относится то, что делают последователи Иблиса, и гадателей по звездам, колдунов, и прорицателей, относящие себя к факирам, и также многие приписывающие себя к знанию, совершающие различные "чудеса", которыми они обманывают людей, и сравнивают их с чудесами Пророков, и караматами авлия, в то время как цель их во всём этом – пожирание имущества людей не по праву, и сбивание от пути Аллаха. Доходит до того, что некоторые кто утверждают что они знающие, говорят, что это знание, унаследованное от Пророков, и знание имен, в то время как на самом деле это относится к джибту и тагуту. И в общем, всё это – подтверждение правдивости слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас".
И к этим порицаемым вещам относится также хитрость, связанная с риба, которую совершают у вас, подобная хитрости яхудов с субботой, или даже сильнее её.
И я призываю каждого, кто противоречит мне, к одному из четырёх- к Книге Аллаха, или к Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, или к единогласному мнению людей знания, а если же он заупрямится, я призываю его к взаимному проклятию, как призвал к нему Ибн Аббас в некоторых вопросах связанных с разделом наследства, и призвали к нему Суфьян и аль-Аузаи, в вопросе поднятия рук в молитве, и другие люди знания.
И вся хвала Аллаху, Господу Миров, и да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, и его семью.
Источник: "Ад-дурар ас-сания филь аджвибати ан-надждия", 1/35-55
___________________________________________________________________________
1. Кодый Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Латыф аль-Ахсаи аш-Шафии – известный шафиитский муфтий того времени, ашарит и сторонник слепого следования. Был одним из шейхов имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба.
2. Шейх обрашается к нему приветствием Ислама, поскольку он не впал в ширк, однако этот шафиитский муфтий разошелся с шейхом Мухаммадом Ибн Абдуль Ваххабом в вопросе слепого следования и иджтихада, и написал послание содержащее призыв к абсолютному слепому следованию
3. В хадисе с хорошим иснадом, переданном от Ади ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, что когда он услышал этот аят, он сказал: "Мы не поклонялись им". Пророк же ответил, мир ему: "А разве они не запрещали вам дозволенное, и не разрешали запретное, и вы следовали за ними в этом?" Ади Ибн Хатим ответил: "Да". Пророк мир ему сказал: "Это и было ваше поклонение". Передал ат-Тирмизи, и др.
Сказал имам Ибн Абдуль Барр приведя этот хадис и аят, и также другие аяты с похожим смыслом: "Аргументировали ученые этими аятами на ложность слепого следования, и не помешал им куфр тех, о ком были ниспосланы эти аяты, аргументировать ими. И это потому, что слепо следующих уподобили им не со стороны куфра одних, и имана других, а лишь со стороны подобия между слепо следующими без довода. Как если бы слепо следовал кто-то, и впал в куфр, а другой слепо последовал, и впал в грех, и третий слепо последовал в вопросе дунья, и ошибся, то каждый из них будет порицаем за слепое следование без довода, поскольку все это – слепое следование, похоже друг на друга, даже если различается степень греха" см. "Джамиу баян аль-ильм уа фадлихи", 2-977
4. Поздние ханбалитские книги
5. См. "Джами баян аль-ильм уа фадлихи", 2-942