Вход пользователя
Автор: Administrator | 25 Сентября 2014
Адаб ученика к своему шейху не должен мешать ему опровергнуть его даже в ошибке в фикховском вопросе
Польза от имамов саляфов
Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль Каусадж в книге "Ответы Ахмада и Исхака Ибн Рахавейхи":
"Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Когда алим дает фетву противоречащую тому на чем сподвижники Пророка, мир ему, или табиины - по причине того что ускользнуло от него то знание что пришло в этом разделе - то его ученики должны покинуть это слово алима от которого скрылась Сунна.
И на того, кто опровергнет эти ошибки - не будет в этом недостатка по причине того что он опроверг более знающего чем он, с целью чтобы следовали за тем к чему приказал Шариат.
Ведь сказал Посланник Аллаха, мир ему: "Я лишь боюсь за свою Умму ошибки ученого..", а затем обьяснил спасение от этого, и сказал: "И когда ошибается алим, то не следуйте ему в его ошибке", и этот хадис - подтверждение того о чем мы сказали.
И Абдуллах Ибн аль-Мубарак, когда упомянули в эпоху Суфьяна ас-Саури одного человека который был испытан суждениями по своему мнению, сказал: "Мои глаза не видели более знающего, чем Суфьян!", а затем упомянули Ибн Аль Мубараку многие слова Суфьяна в фикхе в которых он противоречил ему, и из них: поднятие рук в обязательных молитвах, когда делаешь руку, и когда поднимаешься из руку.
И Абдуллах Ибн аль-Мубарак тогда сказал: "Что же помешало тем кто не поднимает, поднимать руки, кроме как лень?"
И в этом вопросе Абдуллах Ибн аль-Мубарак спорил с одним своим шейхом. Тот обратился к нему и Ибн аль-Мубарак ответил ему: "Что, о шейх?". И он сказал ему что кто поднимает руки - хочет взлететь. И Абдуллах Ибн аль-Мубарак сказал ему: "Тогда по твоему, я хочу взлететь, когда открываю молитву и делаю такбиратуль ихрам! Раз ты говоришь что я хочу взлететь, когда делаю руку - то я ведь и при открытии молитвы поднимаю руки?"
Передал мне это от Ибн аль-Мубарака Уаки Ибн аль Джаррах, и сказал: "Я не видел ответа быстрее и сообразительнее, чем этот ответ Ибн аль-Мубарака!"
И не помешало Ибн аль-Мубараку его убеждение о Суфьяне, что он самый знающий в мире - опровергнуть на него его ошибку, по причине слов Пророка, наряду с тем что Ибн аль-Мубарак сделал о нём хорошие мысли, что эти слова Пророка (или ахкамы извлекаемые из них) не пришли к нему.
И точно также тот, кто хочет подражать Ибн аль-Мубараку - ему обязательно делать то, что делал Ибн аль-Мубарак"
Источник: "Ответы Ахмада и Исхака Ибн Рахавейхи", 4/447-448
И если дело обстоит так в фикховском вопросе, и дозволено ученику опровергнуть своего шейха в нем когда он видит явную ошибку и противоречие слову сподвижников - то что же говорить про вопросы Таухида и акыды, которые не могут ускользнуть кроме как от того кто следует своим страстям?
Такова разница между адабами саляфов, и адабами суфистов к своем шейхам-тагутам - суфистов нынешних, и суфистов в прошлом до сих пор от него не избавившимся