Вход пользователя
10 Июня 2016
Укрепление имана - Укрепление Имана
بسم الله الرحمن الرحيم
Послание о черствости и смягчении сердец
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
«Что касается черствости сердец и порицания этого, то сказал Аллах: «Затем, после этого, их сердца ожесточились, и стали как камни, или ещё жестче» (аль-Бакара, 72)
После этого Он разьяснил значение этого, сказав: «Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом» (аль-Бакара, 72)
И сказал Аллах: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих убоялись при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (Аль Хадид, 16)
И сказал Аллах: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (аз-Зумар, 22)
И Аллах описал людей Писания черствостью сердец, и предостерег нас от уподобления им.
Сказал один из саляфов: «Не может сердце ожесточиться больше, чем у того кому было даровано Писание от Аллаха, а его сердце несмотря на это ожесточилось»
Передал ат Тирмизи от Ибн Умара, что сказал Посланник Аллаха – «Не будьте многословными без поминания Аллаха, ведь множество слов без поминания Аллаха вызывает черствость сердца. И ведь самый далёкий из людей от Аллаха – тот, у кого черствое сердце»
И передал аль Баззар в «Муснаде», от Анаса, от Пророка, что он сказал: «Четыре вещи – несчастье – «Тяжесть глаз , жесткость сердца, надежды на долгое время вперед, и стремление к мирским благам»
И упомянул этот хадис Ибн аль Джаузи в «Аль-Мавдуат» по другому пути - от Абу Дауда ан Нахаи, лжеца, от Исхака Ибн Абдуллаха Ибн Тальхи, от Анаса.
И сказал Малик Ибн Динар: «Не поражён раб более страшным наказанием, чем черствостью сердца». Упомянул это от него Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль в книге «Аз Зухд»
Сказал Хузейфа аль Мур’аши: «Никого не постигала большая беда, чем черствость его сердца» Передал это от него Абу Нуейм.
[Причины черствости сердца]
Что же касается причин черствости сердец, то их много
Мало поминания Аллаха
- Среди них множество слов без поминания Аллаха, как уже было упомянуто в хадисе Ибн Умара
Нарушение заветов с Аллахом
- Среди них – нарушение заветов с Аллахом. Сказал Аллах: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца» (Аль Маида, 5)
Сказал однажды Ибн Акыль, увещевая людей: «О тот, кто находит в своем сердце черствость, остерегайся, что ты из тех кто нарушил какой то завет с Аллахом, ведь Аллах говорит: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца»
Множество смеха
- Среди них – много смеха.
Передал имам ат Тирмизи от аль Хасана аль Басри, от Абу Хурейры, что Пророк сказал: «Не смейтесь много, воистину, множество смеха умервщляет сердце».
Сказал ат Тирмизи: «И это передано также как слова лично аль Хасана»
И передал Ибн Маджах, по цепочке от Абу Раджа аль Джазари, от Бурда Ибн Синана, от Макхуля, от Уасили Ибн аль-Аска, от Абу Хурейры, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «Множество смеха умерщвляет сердце»
И передал его Ибн Маджах по другому пути – от Ибрахима Ибн Абдуллаха Ибн Хунейна, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему
Обжорство
- Среди них – множество еды, особенно если эта еда – сомнительная или харам.
Сказал Бишр Ибн аль Харис: «Две вещи делают сердце черствым – множество слов, и множество еды»
Передал это Абу Нуейм
И сказал аль-Марузи в «Книге о набожности»: «Я спросил имама Ахмада Ибн Ханбаля: «Может ли быть так, что у человека мягкое сердце, в то время как он все время сыт?» Ахмад сказал: «Не думаю»
Множество грехов
Среди этих причин: множество грехов
Сказал Аллах: «О нет! Однако покрыло их сердца то, что они совершали» (Аль-Мутаффифин, 14)
И пришло в «Муснаде» имама Ахмада, и «Сунане» ат Тирмизи, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Когда верующий совершает грех – то он становится черной точкой на его сердец, а когда делает покаяние, оставляет грех, и просит прощения – отбеливается его сердец. А если он вместо этого совершит еще грехи – то будет увеличиваться эта точка, пока не облечет все его сердце, и это и есть облекание, которое Аллах упомянул в своей книге: «О нет! Однако покрыло их сердца то, что они совершали» (Аль-Мутаффифин, 14)
Сказал ат Тирмизи: «Это достоверный хадис»
Сказал один из саляфов: «Тело когда голое – оно нежное, и также сердце – когда мало грехов на нем, оно легко смягчается и плачет»
И об этом смысле сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак:
«Я увидел, что грехи умерщвляют сердца, а их постоянство вызывает унижение
А оставление грехов – жизнь для сердца. И лучшим для нафса является ослушание его»
[Как устранить черствость сердца]
Что же касается тех вещей, которые устраняют черствость сердца, то их много
Поминание Аллаха
Среди них: множество поминания Аллаха, причем такого, какое делает не только язык, но и сердце вместе с ним
Сказал аль-Му’ля Ибн Зияд: «Я видел как один человек сказал аль Хасану аль Басри: «О Абу Саид, жалуюсь тебе на черствость моего сердца». Аль-Хасан сказал: «Убавь ее с помощью зикра»
Сказал Вахб Ибн аль Вирд: «Мы посмотрели на то что пришло в хадисах, и поняли, что самым лучшим для смягчения сердец, и следования истине будет чтение Корана для того, кто поразмыслил над ним»
Сказали Яхья Ибн Муаз и Ибрахим аль Хаууас: «Лекарство для сердец – пять вещей: «Чтение Корана с размышлением над ним, пустота желудка, ночное выстаивание, униженное обращение с дуа к Аллаху перед рассветом, и общение с праведниками»
И основа в удалении черствости сердец через зикр – слова Аллаха: «Те, которые уверовали, и в их сердцах спокойствие посредством поминания Аллаха. А разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Ар-Ра’д, 28)
И также слова Аллаха: «У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха» (Аз-Зумар, 23)
И также сказал Аллах: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины?» (Аль Хадид, 16)
И пришло в хадисе Абдуль Азиза Ибн Аби Руввада с иснадом мурсаль, что Пророк сказал: «Воистину, эти сердца покрываются ржавчиной, подобно тому, как ржавчиной покрывается железо». Ему сказали: «О Посланник Аллаха, а как же удалить эту ржавчину?» Он ответил: «Читая Книгу Аллаха и часто поминая Аллаха»
Хорошее обращение с бедняками
Среди этих причин – хорошее отношение с бедняками и сиротами.
Сказал Ибн Аби ад Дунья: «Рассказал нам Али Ибн аль Джа’д, что рассказал ему Хаммад Ибн Саляма, от Абу Имрана аль Джуни, от Абу Хурейры, что один человек пожаловался Посланнику Аллаха (мир ему) на жесткость сердца, и Пророк сказал: «Если ты хочешь, чтобы твое сердце было мягким – то погладь голову сироты, и покорми бедняка»
Этот иснад хороший
И передал это Абдур Рахман Ибн Махди от Хаммада Ибн Салямы по такому же пути.
А вот Джабир Ибн Мусафир передал это от Муаммиля от Хаммада от Абу Имрана, от Абдуллаха Ибн ас-Самита, от Абу Зарра, от Пророка, мир ему – и вот этот путь похоже не достоверен от Хаммада
И передал этот аль Джузджани, сказав: «Рассказал нам Мухаммад Ибн Абдуллах ар Раккаши, что рассказал ему Джафар, что рассказал ему Абу Имран аль Джуни, что сказал Пророк, мир ему и упомянул хадис. И этот путь более верный чем предыдущий ведь Джафар лучше заучивал хадисы Абу Имрана чем Хаммад Ибн Саляма.
И передал Абу Нуейм, по пути от Абдур Раззака, от Мамара, от одного из его шейхов – что Абу ад Дарда написал Сальману аль Фариси: «Будь милостив к сироте, и приближай его к себе, и корми его из своей еды, воистину, я присутствовал, когда к Пророку пришёл муэчтина, и пожаловался ему на черствость сердца, и Пророк сказал: «Ты хочешь чтобы твое сердце стало мягким?». Тот сказал: «Да». Пророк сказал: «Приближай к себе сироту, и погладь его по голове, и корми его из своей еды, ведь это смягчит твое сердец и [Аллах] тебе поможет при твоей нужде – поклонении, которое тебе в тягость»
И сказал Абу Нуейм: «Также подобное передал Ибн Джабир и аль-Мутим Ибн аль Микдам, от Мухаммада Ибн Васиа, что Абу ад Дарда написал Сальману это»
И передал Абу Толиб, что один человек спросил имама Ахмада Ибн Ханбаля: «Как мне смягчить мое сердец?», и Ахмад ответил: «Посети кладбище, и погладь сироту по голове»
Поминание о смерти
- Также среди этих причин – множество упоминания смерти.
Передал Ибн Аби ад Дунья со своим иснадом от Мансура Ибн Абдур Рахмана, от Сафийи, что одна женщина пришла к Аише пожаловаться ей на черствость сердца, и Аиша сказала: «Часто вспоминай смерть, тогда смягчится твое сердце и ты станешь способен на твою нужду – поклонение, которое тебе в тягость»
И она сделала так, и увидела что ее сердце исправилось, и пришла и поблагодарила Аишу, да будет доволен ей Аллах»
И многие саляфы, как Саид Ибн Джубейр, Раби Ибн Аби Рашид, и другие, говорили: «Если память о смерти уйдет с наших сердец даже на небольшой период времени – они испортятся»
И пришло в «Сунане», что Пророк сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий» - то есть, смерть.
И передал Ато аль Хурасани с иснадом мурсаль, что Пророк (мир ему) прошёл мимо маджлиса, из которого громко доносился смех, и сказал: «Примешайте к вашему маджлису упоминание разрушительнцы наслаждений». Ему сказали: «А кто это, разрушительница наслаждений?» Он сказал: «Смерть»
Посещение могил
Также из этих вещей – посещение могил, для размышления о состоянии погребенных в них и их судьбе.
И предшествовало слово имама Ахмада, когда его спросили: «Чем мне смягчить сердце?», что он ответил: «Посети кладбище»
И пришло достоверно в «Сахихе» Муслима от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Посещайте могилы, ведь они напоминают о смерти»
И от Бурейды, что Пророк (мир ему) сказал: «Я запрещал вам посещать могилы, так посещайте же их – воистину, они напоминают про будущую жизнь»
Передали его имам Ахмад, и имам ат Тирмизи, и ат Тирмизи удостоверил его.
И от Анаса, что Пророк сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы, затем же прояснилось мне, что они смягчают сердца, и вызывают слезы в глазах, и напоминают о будущей жизни – так посещайте же их, и не говорите дурных слов»
Передали его имам Ахмад и Ибн Аби ад-Дунья.
И упомянул Ибн Аби ад Дунья, от Мухаммада Ибн Солиха ат Таммара, что он сказал: «Сафван Ибн Сулейм приходил на кладбище аль-Баки, и когда шёл туда проходил мимо моего дома. И однажды я тихо последовал за ним, и сказал себе: «Клянусь Аллахом, я посмотрю, что он делает».
И он потупил свою голову и сел рядом с одной из могил, и заплакал, и не прекращал плакать пока я не стал жалеть его. И я подумал, что это могила кого то из его родственников. И в другой день, я снова последовал за ним, и он сел к другой могиле, и стал плакать. И я упомянул это Мухаммаду Ибн аль Мункадару, и сказал: «Я думал, что он посещает могилу кого то из своих родственников», и сказал Мухаммад: «Все они его родственники и братья, однако он просто человек сердце которого оживает поминание о мертвых, всякий раз когда оно ожесточается». И после этого Мухаммад Ибн аль Мункадар тоже стал иногда посещать кладбище аль Баки. И однажды он проходил мимо меня, и я дал ему салям, и он сказал мне: «Не принесло тебе пользы увещевание Сафвана». И я подумал, что он получил пользу от того, что я рассказал ему.
И упомянул также имам Ибн Аби ад Дунья, что много поклонявшаяся старушка из племени Абдуль Кейс много посещала могилы, и ее упрекнули за это, и она сказала: «Когда черствое сердце огрубело – не смягчает его ничего кроме как следы тлена. Я прихожу на могилы, и как будто бы я вижу их, как они выходят из них, и как будто бы я вижу эти покрытые землей лица, и эти поменявшиеся тела, и эти грязные кафаны в которые они завернуты! И что же это за зрелище! И не радуются ему их сердца, и сколь же сильна горечь душ, и как же сильно уничтожены тела!»
Сказал Зияд ан-Нумейри: «Всякий раз, когда я хочу плакать, я прохожу мимо одного места». Сказал ему один человек: «Как это?» Он ответил: «Всякий раз когда я хочу плакать – я выхожу к кладбищу, и сажусь рядом с какой то из могил, и размышляю, как они стали тленом, и вспоминаю, что у нас лишь небольшая отсрочка. И тогда я забываю все свои планы и мирские притязания!»
Скажу я, а наставление дает Аллах:
«Ты что, в земле разрушения продолжаешь строить? И заселять и осваивать, а ведь не для этого ты был создан!
Дни не оставят тебя оправдания, и ты был увещеван.. но не ответил на увещевание
В любой момент тебя могут позвать покидать этот мир.. и будет обьявлено, что теперь уже лишь твоя очередь!
Услышишь ты зов, в тот момент, когда был беспечен к тем, кто призывал тебя.. как будто ты не слышал их.. и ты узнаешь, что впереди длинный путь, а ты был беспечен, и не запас для него запасов
Ты спишь, а тот кто подсчитывает твои оставшиеся дни, не дремлет.. так как же дремлешь ты?
Недостатков у этого мира много, а в тебе заложена любовь к нему.
Твои дни проходят бесполезно в играх и развлечениях .. и если бы ты был разумным, то не играл бы!
Ведь после смерти лишь два пути – либо огненный Ад для ослушников, либо же блаженство для того, кто подчинялся Аллаху
Так не строй же ложных надежд, и оставь мирское, и совершай праведные дела в том времени, что тебе осталось
И первый кого я здесь порицаю – это я сам, ведь я сделал подобное тому, что сделал ты
О моя душа, ты погружаешься в грехи, в то время как тебе уже 46 лет?
И я надеюсь, что мой возраст будет продлен, чтобы я увидел, как соберется немного запаса для пути
О молодость, ее ветви пышно растут, а затем прошло чуть времени, и ты уже седеешь
И ведь ты знаешь про это, так брось же путь невежества, и остерегайся его.. и ты знаешь про Глас Судного Дня, но не совершашь деяния!
О тот, кто собирает имущество, скажи мне, разве то что ты собрал – защитит тебя от смерти?
О тот, кто жаждет власти, чтобы его слушали и исполняли твои приказы – ты устремился к власти, и не беспокоишься, справедлив ты к людям, или же тиранишь их?
Разве ты не знаешь, что когда тебе была дана власть – тебя зарезали без ножа?
Да и не сравнится твоя радость от получения власти с грустью когда ты услышишь, что тебя отстранили от нее!
И не откладывай, ведь время подобно мечу, и если ты не используешь его – то потеряешь его
Ты видишь, как дни обращают в тлен всё зеленое, и стирают то, что ты любил и чем был доволен
И знай, что этот мир подобен сну, и самое лучшее что с тобой может случиться – это пробуждение
Так как же ты занят тем, что исчезнет и его преукрашениями, и не можешь найти времени для сбора вечного?
Это лишь дунья, она если обрадует тебя однажды – то потом огорчит в два раза больше
Она обольщает тебя подобно миражу, и ты идешь к нему, и не чувствуешь, что обманут
Посмотри же, скольких твоих любимых она уже уничтожила! Как будто ты обезопашен от того, что с ними случилось!
Ты хоронишь их, а затем возвращаешься довольным из за наследства, которое ты получил
И забываешь про них, а ведь завтра ты исчезнешь, как будто тебя и не существовало, и не было
Ты разговариваешь про них, и говоришь: «Они были..».. да, они были, а завтра про тебя клянусь Аллахом, скажут: «Он был..»
Ты говоришь про них, а завтра будут говорить про тебя другие.. так будь же праведным насколько можешь
Ведь человек после смерти – остается про него лишь воспоминание.. так будь же таким, чтобы про тебя говорили хорошо, когда вспомнят
Спроси у дней, про твоих дядь и теть.. хотя зачем спрашивать, ведь ты знаешь что с ними случилось
Разве ты не видишь их дома пустыми, и не узнаешь эти дома такими, какими они были!»
Взор на дома погибших
Также из этих причин: взор на дома погибших, и размышление и над состоянием погребенных в пыли и извлекание уроков из этого
Передал Ибн Аби ад Дунья в книге «Размышление и извлекание уроков» со своим иснадом от Умара Ибн Салима аль Бахили, от Абу аль Валида, что он сказал: «Абдуллах Ибн Умар, когда хотел смягчить свое сердце, то приходил к разрушенным домам, и становился у их дверей, и звал грустным голосом, говоря: «Где населявшие тебя люди?», и возвращался домой, и говорил: «Все погибнет, кроме Лика Господа»
И передал Ибн Аби ад Дунья в книге «Могилы», со своим иснадом от Мухаммада Ибн Кудамы, что он сказал: «Раби Ибн Хусайм, когда ощущал в своем сердце черствость, приходил к дому своего друга, который умер ночью, и звал: «О такой то, сын такого то! Знать бы мне, что ты сделал, и что сделали с тобой?», затем плакал так, что его слезы текли ручьем, и это отражалось на нем на долгий срок
Едение халяля
Среди них также – поедание халяльной пищи.
Передали Абу Нуейм и другие, от Умара Ибн Солиха ат-Тарсуси, что он сказал: «Я и Яхья аль Джаля – и про него говорили, что он один из абдалей – мы пошли к Ахмаду Ибн Ханбалю, и я спросил его: «Да помилует тебя Аллах, о Абу Абдуллах! Как же смягчить сердца?» И он посмотрел на своих собеседников, затем отвернулся, подумал, и сказал: «О сынок, посредством поедания халяльной пищи».
И я пошёл к Абу Насру Бишру Ибн аль Харису после этого, и сказал ему: «О Абу Наср, как смягчить сердце?», и он прочитал аят: «Разве не поминанием Аллаха успокаиваютя сердца?». И я сказал: «Я был у Ахмада Ибн Ханбаля»
И он сказал: «А что тебе сказал Ахмад?» Я сказал: «Он сказал, что с помощью поедания халяльной пищи». И Бишр сказал: «Ахмад указал на основу, указал на основу!».
И я пошёл к Абдуль Ваххабу аль Варраку, и сказал ему: «О Абу аль Хасан, как смягчить сердце?» И он прочитал аят: «Разве не поминанием Аллаха успокаиваютя сердца?». И я сказал: «Я был у Ахмада Ибн Ханбаля»,и его щеки покраснели от радости, и он сказал: «А что сказал тебе Ахмад?» Я сказал: «Он сказал, что с помощью поедания халяльной пищи». Аль-Варрак сказал: «Он указал тебе на суть, указал на суть!»
И вся хвала лишь одному Аллаху
Конец.
Братья и сестры, если вы прочитали этот перевод, то сделайте дуа за брата который перевел его, воистину он нуждается в прощении своего Господа
И заходите за другими полезными книгами на наш канал https://telegram.me/maktabat