Вход пользователя
25 Марта 2018
Акида - Таухид имён и атрибутов Аллаха
Слабость хадиса: "Аллах после сотворения мира "откинулся на Трон положив одну ногу на другую"
Наш брат, автор канала "Ханбалитская мадраса", выложил данный хадис в общий доступ, и выложил слова некоторых ученых о том что он достоверный. Многие братья написали мне и попросили разьяснить, достоверен он или нет
Скажем: данный хадис удостоверили некоторые поздние ученые как Абу Мухаммад аль Халляль (не путать с собирателем ханбалитского мазхаба Абу Бакром аль Халлялем) и Кады Абу Я'ла
Однако более верным является то, что это хадис у которого нет основы, и вот слова ученых о нём.
Сказал хафиз Ибн Роджаб аль Ханбали:
وروي عنه، أنه قال فيمن كره ذلك: ما أخذوا ذلك إلا عن اليهود. خرجه الطحاوي. وروى عبد الرزاق في ((كتابه)) عن معمر، عن الزهري، قال: أخبرني ابن المسيب، قال: كان ذلك من عمر وعثمان ما لا يحصى منهما. قال الزهري: وجاء الناس بأمر عظيم. وقال الحكم: سئل أبو مجلز عن الرجل يضع إحدى رجليه على الأخرى؟ فقال: لا بأس به، إنما هذا شيء قاله اليهود: أن الله لما خلق السموات والأرض استراح، فجلس هذه الجلسة، فأنزل الله عز وجل: {ولقد خلقنا السماوات والأرض وما بينهما في ستة أيام وما مسنا من لغوب} [ق:38] . خرجه أبو جعفر ابن أبي شيبة في ((تاريخه)) . وقد ذكر غير واحد من التابعين: أن هذه الآية نزلت بسبب قول اليهود: أن الله خلق السموات والأرض في ستة أيام ثم استراح في اليوم السابع، منهم: عكرمة وقتادة. فهذا كلام أئمة السلف في إنكار ذلك ونسبته إلى اليهود، وهذا يدل على أن الحديث المرفوع المروي في ذلك لا أصل لرفعه، وإنما هو متلقى عن اليهود، ومن قال: أنه على شرط الشيخين فقد أخطأ وهو من رواية محمد بن فليح بن سليمان، عن أبيه، عن سعيد بن الحارث، عن عبيد بن حنين: سمع قتادة بن النعمان يحدثه، عن النبي - صلى الله عليه وسلم - بمعنى قول أبي مجلز. وفي آخره: وقال عز وجل: ((إنها لا تصلح لبشر)) . وعبيد بن حنين، قيل: أنه لم يسمع من قتادة بن النعمان - قاله البيهقي. وفليح، وإن خرج له البخاري فقد سبق كلام أئمة الحفاظ في تضعيفه، وكان يحيى بن سعيد يقشعر من أحاديثه، وقال أبو زرعة - فيما رواه عنه سعيد البرذعي -: فليح واهي الحديث، وابنه محمد واهي الحديث. ولو كان النبي - صلى الله عليه وسلم - يروي عن ربه أنه قال: ((إنها لا تصلح لبشر)) لم يفعله رسول الله - صلى الله عليه وسلم -، ولو كان قد انتسخ فعله الأول بهذا النهي لم يستمر على فعله خلفاؤه الراشدون الذين هم أعلم أصحابه به، وأتبعهم لهديه وسنته وقد روي عن قتادة بن النعمان من وجه أخر منقطع، من رواية سالم أبي النضر، عن قتادة بن النعمان - ولم يدركه -، أنه روى عن النبي - صلى الله عليه وسلم -، أنه نهى عن ذلك. خرجه الإمام أحمد. وهذا محتمل، كما رواه عنه جابر وغيره. فأما هذه الطامة، فلا تحتمل أصلا.
"Передается от аль Хасана аль Басри, что он сказал про тех, кто порицает сидеть откинувшись: "Они взяли это лишь от иудеев", передал это ат Тахави.
И передал Абдур-Раззак: "От Ма'мара, от аз Зухри, что ему рассказал Саид ибн аль Мусаййиб: "Умар и Усман столько раз сидели в такой позе, что этого невозможно счесть"
Сказал аз Зухри: "А теперь люди пришли со страшной вещью"
Сказал аль Хакам: "Был спрошен Абу Миджлиз про то, можно ли сидеть откинувшись и положив одну ногу на другую", и он ответил: "Нет в этом проблем. А те кто порицает это - это лишь то что сказали иудеи - что Аллах когда сотворил небеса и землю, отдыхал и сел в такую позу". И когда они так сказали, Аллах ниспослал: "Мы сотворили небеса и землю и то что между ними в течение 6 дней, и нас не коснулась усталость" (Каф, 38)
Передал это Абу Джа'фар Ибн Аби Шейба в "ат Тарих"
И упомянули многие табиины, что этот аят был ниспослал по причине слов иудеев, что Аллах создал небеса и землю за 6 дней, а затем в 7 день стал отдыхать - сказали про это в том числе такие табиины как Икрима и Катада
И это слова имамов саляфов в отрицании этого, и приписывании этого к иудеям - и это доказывает, что хадис приписываемый к Пророку, не имеет основы, однако это лишь информация взятая от иудеев, и доказывает ошибку того кто сказал, что этот хадис соответствует условиям аль Бухари и Муслима.
Ведь данный хадис передал Мухаммад Ибн Фулейх Ибн Сулейман от его отца, от Саида Ибн аль Хариса, от Убейда Ибн Хунейна, что он слышал как Катада Ибн Ну'ман рассказывает от Пророка, что Аллах сотворил небеса и землю за 6 дней, затем же откинулся на Трон и положил одну ногу на другую, и сказал: "Не годится так делать человеку".
И также было сказано, что Убейд Ибн Хунейн не слышал от Катады Ибн Ну'мана, как упомянул это аль Бейхакы
И Фулейх Ибн Сулейман, хоть и передавал от него некоторые вещи аль Бухари, однако мы приводили слова имамов хифза про его слабость. И Яхья Ибн Саид аль Каттан содрогался от его хадисов, а Абу Зур'а ар Рази, как передал от него аль Барзаи, сказал: "Фулейх и его сын слабые в хадисе"
И если бы Пророк, мир ему, передавал бы от своего Господа, что Он (якобы) сказал: "Так не годится сидеть человеку" - то тогда сам Пророк не делал бы так. А если бы он сначала делал так, а потом это стало бы отмененным - то тогда праведные Халифы и сахабы не продолжали бы сидеть в такой позе после отмены - а они самые знающие люди про путь Пророка и его Сунну.
И передано от Катады Ибн Ну'мана по другому пути, в иснаде которого есть прерванность, из передачи Салима Абу ан Надра, от Катады, а он его не застал, что Пророк запретил так сидеть. Передал это имам Ахмад в "Муснаде"
И такую передачу еще можно учесть. А вот эту катастрофу никак нельзя вытерпеть"
Источник: "Фатх аль Бари", 3/406
Сказал хафиз, муджаддид Абу аль Касим Исмаил ат Тейми (ум. 535 г..х.):
قال كثير من الحفاظ لا يصح هذا الحديث
"Сказали многие ученые по хадису: "Этот хадис недостоверен"
Источник: "Ас-Сыфат" Ибн Мухибб, 241
Сказал хафиз Ибн Касир:
هذا إسناد غريب جدا وفيه نكارة شديدة
"Этот иснад очень странный, и в этом хадисе очень порицаемая вещь"
Источник: "Джами аль масанид", 7/91
Также ослабил данный хадис Имам Ибн аль Каййим в книге "Тахзиб ас-Сунан", 2/450
Сказал хафиз аз Захаби:
لعبد المغيث غلطات تدل على قلة علمه: قال مرة: مسلم بن يسار صحابي، وصحح حديث الاستلقاء، وهو منكر
"У Абдуль Мугиса Ибн Зухейра были ошибки, которые указывают на то что его знания были малыми. Среди них: "То что он однажды сказал, что Муслим Ибн Ясар - сподвижник. Также среди них то, что он удостоверил хадис про то что Аллах откинулся на Трон, хотя он отвергаемый"
Источник: "ас-Сияр", 21/159
Также следует отметить, что данный хадис передается в другой словесной формулировке, где нету подобного - а всего лишь приводится что Пророк (мир ему) сказал: "Когда Аллах закончил творения, он утвердился на своём Троне"
Именно в такой формулировке и удостоверили данный хадис аз Захаби, Ибн аль Каййим и Ибн Абдуль Хади, как привел от них брат автор канала про ханбалитов - а никак не вариант с "откидыванием", про который мы выше уже привели их слова
И также, следует отметить важную вещь - табиины и ученые порицали данный хадис не потому, что там пришло утверждение и сидение на Троне, или действий Аллаха, или же утверждение для Аллаха двух Ног - в этом убеждены все те же ученые, что порицали этот хадис
Однако они порицали данный хадис потому, что его внешний смысл указывает на то что Аллах нуждался в отдыхе после сотворения небес и земли - как убеждены в этом иудеи.
Конечно те ученые что его удостоверили не были с этим согласны, как сказал об этом Кады Абу Я'ла: "Мы утверждаем данное качество не в смысле отдыха после усталости", и у них есть свое оправдание.
Но в итоге, акыда мусульман не строится на порицаемых и слабых хадисах с двойственным смыслом.
А Аллах знает лучше