Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Акида - Таухид имён и атрибутов Аллаха

Рейтинг пользователей: / 18
ХудшийЛучший 

Акида имама Аш-Шафии и достоверность приписывания ее имаму.


Труд имама Аш-Шафии в вопросе акыды в разделе имен и качеств Аллаха, и доказательство достоверности этого труда от имама

 

Вступление

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а затем:

 

Данная краткая работа будет об акиде имама Аш-Шафии, а точнее, об известном джуз'е (небольшом труде), который написал имам Аш-Шафии о сыфатах Аллаха, и с которым русскоязычные мусульмане ознакомились в известной работе шейха Аль-Хумейса «Вероубеждение четырёх имамов». Однако, после выхода этой работы, некоторые заблудшие группы, призывающие к ашаризму и поклонению могилам, выпустили работы, где подвергли сомнению достоверность этого труда от имама Аш-Шафии.

 

И мы решили, полагаясь на Аллаха, выпустить эту работу в виде отдельного труда, снабдив его предисловием, которое содержит доказательство принадлежности этого труда имаму Аш-Шафии, и опровержение сомнениям заблужденных, и послесловием, в котором приводятся некоторые полезные выводы из смыслов, содержащихся в труде имама Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах.

 

Также нами была проделана небольшая работа над корректировкой перевода матна (текста) труда русский язык, с целью устранить некоторые несоответствия между вариантом оригинального текста, пришедшего с достоверным иснадом, и имевшегося на русском языке перевода.

 

Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд, и наставить нас и всех мусульман на прямой путь — путь благородных саляфов, да будет доволен всеми ими Аллах.

 

 

 

Оглавление

 

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии

Часть вторая: Матн (текст) акиды имама Аш-Шафии

Часть третья: заключение

 

 

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама Аш-Шафии.

 

Иснад данной акиды: Коды Мухаммад Абу Хусейн Ибн Аби Яла, от Абу Хусейна Аль-Мубарака Ибн Абдуль Джаббара, от Абу Толиба Аль-Ашари, от Али Ибн Мурдика, от Ибн Аби Хатима, от Юнуса аль-Мисри, от Имама Аш-Шафии, см. «Табакат аль-Ханабиля», 1/282-283

 

Данный иснад является предельно достоверным, даже не учитывая то, что данная акида передана и по другим цепочкам. Приведем же данные по каждому из передатчиков.

 

 

1. Коды Абу Хусейн Ибн Аби Яла

 

Достоверный передатчик.

 

Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, большой ученый, факих»  см. «Ас-Сияр», 19-601

 

Сказал о нем имам Абу Тохир ас-Силяфи: «Был религиозным, достоверным в передаче, выверенным» см. «Ас-Сияр», 19-601

 

Сказал о нем имам Ибн ан-Наджар: «Был религиозным, достоверным в передаче, с похвальной биографией» см. «Ас-Сияр», 19-602

 

Сказал о нем имам Ибн Роджаб: «Был искусным в фикхе, давал фетвы, диспутировал. Обладал большими знаниями в мазхабе, и был строгим в Сунне» см. «Зайлю табакат аль-Ханабиля», 1-177

 

2. Имам Абу Хусейн Аль-Мубарак Ибн Абдуль Джаббар

 

Достоверный передатчик.

 

Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Шейх, Имам, Мухаддис, принесший пользу ученый» см. «Ас-Сияр», 19-214

 

Сказал о нем имам Абу Сад Ас-Сам'ани: «Был мухаддисом, передавшим много хадисов, праведным, правдивым, благонадежным» см. «Ас-сияр», 19-215

 

Сказал о нем имам, Абу Тохир ас-Силяфи: «Он мухаддис, приносящий пользу.. был абсолютно далек от изменения хадисов!» см. «Ас-Сияр», 19-215

 

3. Имам Абу Толиб Аль-Ашари

Достоверный передатчик

 

Сомнение:

 

Недавно, один из известных сайтов, призывающих к поклонению могилам, суфизму, и искажению сыфатов Аллаха, написал статью, в котором подвергает сомнению принадлежность этого джуза имаму Аш-Шафии, рахимахуЛлах.

 

Они говорят:

 

Так, акыда, которую муджассимиты пытаются приписать имаму аш-Шафии, на самом деле ему не принадлежит. Имам аз-Захаби в «Лисан аль-мизан» (5/301) по этому поводу пишет: «Этому человеку подсунули многое, в частности, выдуманный хадис о преимуществах ночи Ашура и акыду аш-Шафии...»

 

Ответим же на это сомнение, прося помощи у Аллаха.

 

- Во первых: Абу Толиб аль-Ашари — праведный и достоверный передатчик хадисов, о чем сказали многие ученые.

 

И до имама Аз-Захаби, рахимахуЛлах, никто не говорил о нем чего либо плохого.

 

Причина же, по которой имам Аз-Захаби сделал этот иджтихад - это хадис о достоинствах ночи Ашура, являющийся выдумкой, в иснаде которого есть Абу Толиб Аль-Ашари. Имам Аз-Захаби подумал, что этот хадис был подсунут Аль-Ашари, и из-за этого сделал вывод о его невнимательности, и ненадежности, и также отнесся к переданной им акиде Аш-Шафии. Однако, имам Аз-Захаби ошибся в этом иджтихаде, рахимахуЛлах, и доводы на это следующие:

 

1. Абу Толиб Аль Ашари является известным своей достоверностью передатчиком, учеником имама Ад-Даракутни, и никто не говорил о нем ни до, ни после, имама Аз-Захаби о нем ничего плохого.

 

Сказал о нем Хатыб аль-Багдади, бывший его учеником, и знавший о нем больше чем кто либо: «Я записывал от него, и он был достоверным, праведным, религиозным» см. «Тарихуль багдад», 3-107

 

Сказал о нем хафиз Ибн Аби Я'ла: «Был Аль-Ашари из числа аскетов, сподвижником имама Ибн Батты» см. «Табакат аль-ханабиля», 3-190

 

Сказал имам Ибн Касир: «Слышал от Ад-Даракутни, был достоверным, религиозным, праведным» см. «Аль-Бидая уа ан-нихая», 12-104

 

Сказал имам Абу Музоффар ас-Сам'ани: «Был праведным, с хорошей биографией, передавал много хадисов» см. «Аль-Ансаб», 3-198

 

Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был факихом, ханбалитом.. был добрым, ученым, аскетом» см. «Шазарату аз-захаб», 3-388

 

Сказал имам Абу Хасан ибн Ат-Туюри: «Сказали мне некоторые из бедуинов: «Когда у нас засуха, мы идем к Аль-Ашари и просим его прочитать молитву о ниспосылании дождя, и дождь ниспосылается» см. «Табакат аль-Ханабиля», 5-302

 

Сказал имам Ибн аль Джоузи: «Был праведным, религиозным, достоверным» см. «Аль-Мунтазам», 8-213

 

Также назвали его достоверным такие имамы хадиса как Аль-Ираки (см. «Фадаиль аль-Ашура», 98), Ибн НасируДдин ад-Димашки (см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10), и ас-Суюты (см. «Аль-Али аль-масну'», 2-110), имам Ибн Муфлих (см. «Аль-Максид аль-Аршад», 2-470), Ибн Асир (см. «Аль-Баб фи тахзиб аль-ансаб», 2-341), и другие ученые по хадису и истории.

И мы просмотрели огромное количество книг по биографии, и не нашли, чтобы хотя бы один ученый, помимо имам Аз-Захаби1, говорил что-либо уничижительное об этом ученом, как это делают Кяусари, ас-Саккаф, и его русскоязычные последователи.

 

 

- Во-вторых, что же касается выдуманного хадиса о дне Ашура, в цепочке передатчиков которого присутствует аль-Ашари, и о котором имам Аз-Захаби подумал, что его слабое место — в Аль-Ашари, и затем сделал вывод, что таким же образом ему была подсунута акида имама Аш-Шафии, то это не так, и это ошибочный иджтихад имама Аз-Захаби, и никто из ученых ни до, ни после него, не обвинял аль-Ашари за этот хадис, а обвиняли других его передатчиков, либо говорили, что он был выдуман в позднее время и к нему был составлен этот иснад.

 

Сказал имам, хафиз Ибн Насируддин ад-Димашки: «Все его передатчики достоверные, кроме ан-Наушари уже упомянутого, и это Ахмад Ибн Мансур Ибн Мухаммад Ибн Хатим, и воистину, я обвиняю его в выдумке этого хадиса» см. «Аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10

 

Посмотрите, как имам Ад-Димашки, большой специалист по науке хадиса, оправдал Аль-Ашари, и твердо сказал о том, кого он обвиняет в выдумке, а не сказал, как имам Аз-Захаби, что этот хадис был подсунут аль-Ашари. И такое твердое слово ставится вперед того предположения, которое упомянул аз-Захаби.

 

Сказал имам Ас-Суюты: «Его передатчики достоверные, и очевидно, что некоторые поздние придумали его и приделали к нему этот иснад» см. «Аль-Али аль-масну'», 2-110

 

Более того, ученые упомянули и другую вероятность, а это то, что это было подсунуто другому передатчику хадиса, имаму Абу Бакру Ибн Наджаду.

 

Сказал имам Ибн аль-Ирак: «В его иснаде Абу Бакр Ибн Наджад, и он ослеп в конце его жизни. И сказал Хатыб аль Багдади, что вполне возможно, что было ему подсунуто что то из лжи, и есть вероятность, что этот хадис — из числа того, что было подсунуто ему» см. «Танзих аш-шариа», 2-180

 

Также, упомянул имам Ибн аль Джоузи слабость еще одного передатчика этого хадиса — Ибн Аби Зинада, который был запутавшимся в хадисах, с плохой памятью, и люди страстей могли подсунуть ему этот хадис!

 

Сказал имам Ибн аль-Джоузи: «Воистину, сказал Яхья Ибн Маин об Ибн Аби Зинаде: «Он ничто! Не делается довод его хадисами!» а имя его сына Абдур-Рахман, и Ибн Махди не передавал от него. И сказал о нем Ахмад: «Он запутавшийся в хадисах!», и сказал Абу Хатим Ар-Рази: «Не делается довод его передачей», и вполне возможно, некоторые люди страстей подсунули ему этот хадис» см. «Аль-Моудуат», 2-202

 

Таким образом, у нас есть сразу несколько вероятностей:

 

1. Есть большая вероятность, что этот хадис был подсунут Ан-Наджаду, как сказали об этом имам Ибн Аль-Ирак, а также имам Ибн Хаджар аль-Аскалани

 

2. У нас есть твердые слова хафиза Ибн Насируддина ад-Димашки, что этот хадис выдумал ан-Наушари

 

3. У нас есть твердые слова имама Ас-Суюты что этот хадис придумал вообще кто то из поздних лжецов, и придумал для него такой иснад.

 

4. У нас есть слова имама Ибн Аль Джоузи, который сказал, что этот хадис подсунули приверженцы страстей запутавшемуся по причине плохой памяти Ибн Аби Зинаду.

 

И как мы видим, никому из этих ученых даже не пришло в голову обвинить в нем аль-Ашари, и это, вместе с теми словами, что сказало о нем множество больших имамов, о его праведности и точности в передаче, позволяет нам решительно сказать, что подозрение аль-Ашари за этот хадис — ошибочное, и он — достоверный, надеждный, выверенный в передаче и праведный имам.

 

 

4. Устаз, аскет Али Ибн Мурдик

 

Достоверный передатчик

 

Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Передавал от Ибн Аби Хотима, и других, был праведным рабом, и назвал его достоверным Хатыб аль-Багдади» см. «Аль-ибар», 1-169.

 

Сказал имам Ибн аль-Имад: «Был праведным рабом», см. «Шазарат аз-захаб», 3-124,

 

Сказал о нем Хатыб Аль Багдади: «Был достоверным» см. «Тарих аль-багдад», 12-30

 

Сказал о нем Коды Абу Абдуллах Ас-Саймари: «Был Али Ибн Абдуль Азиз Ибн Мурдик одним из праведников, оставил дунья, будучи богатым, и отдался поклонению. Он был одним из больших торговцев Багдада, затем оставил людей, и почти не покидал мечеть» см. «Тарих аль-Багдад», 12-30

 

И передавали от него многие достоверные передатчики, что также указывает на его статус.

 

5. Имам, шейх уль Ислам, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим Ар-Рази аль-Ханзали

 

Достоверный передатчик

 

Что же касается АбдурРахмана Ибн Аби Хатима, то его как нам кажется не надо представлять никому, кто хоть немножко слышал о науке хадиса, поскольку он один из величайших имамов хадиса.

 

Сказал хафиз Абу Яла аль-Халили: «Он был океаном в науках, и в познании передатчиков»  см. «Тарихуль Ислам», 24-207

 

Сказал о нем его отец, великий имам, Абу Хатим ар-Рази: «Я не видел того, кто сильнее его в поклонении, ни знаю за ним ни одного греха!»  см. «Тарихуль Ислам», 24-207

 

Сказал о нем Хатыб аль Багдади: «Был одним из самых достоверных имамов, хафизов, упомянутых в благе, известных знанием» см. «Тарихуль Багдад», 2-83

 

Сказал о нем имам Аз-Захаби: «Имам, хафиз, критик, шейх всех мухаддисов, шейх-уль-Ислам» см. «Ас-Сияр», 13-247, «Тазкиратуль хуффаз», 3-829

 

 

6. Имам Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри

 

Достоверный передатчик, ученик имама Аш-Шафии.

 

Сказал о нем сам имам Аш-Шафии: «Я не видел никого в Египте умнее, чем Юнус» см. «Тазкиратуль хуффазз», 2-527

 

Сказал имам Яхья ибн Хасан: «Этот ваш Юнус — из опор Ислама!» см. «Тахзиб», 11-441

 

Сказал о нем Аз-Захаби: «Один из имамов, достоверный, факих, мухаддис, чтец»  см. «Мизан аль-итидаль», 3-656

 

 

Заключение касательно исследования иснада

 

Данный иснад этой книги не содержит в себе ни одной илли (причины для слабости), все передатчики его — достоверные, известные, богобоязненные имамы, чья выверенность в передаче подтверждена учеными науки приема и отвержения передатчиков и учеными биографами. Более того, в иснаде все передатчики с хорошей памятью, и нет ни одного, у кого были бы оплошности в запоминании.

 

Согласно вышеназванному, данный иснад является «Сахих» - достоверным, а если учесть, что данный джуз, и отдельные его части, переданы во многих других книгах, с различными иснадами, то можно сказать, что достоверность отнесения этой книги к имаму Аш-Шафии утвержденной и заверенной.

 


Часть вторая: матн (текст) акиды имама Аш-Шафии

 

 

Сказал Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри: «Был спрошен имам Аш-Шафии о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, и о том, во что из них следует верить.

 

Он ответил: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.

 

И если кто-то будет противоречить этому, после того, как над ними будет установлен довод, то такой станет неверующим в Аллаха.

 

Что же касается того, если он будет противоречить в этом до установления довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому.

 

Великий и Всемогущий Аллах сообщил:

 

- Что Он — Всеслышащий

 

- И что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: «Однако обе Его Руки распростёрты» (Маида, 64)

 

- И что у Него есть Правая Рука, ибо Он сказал: «..А небеса будут свёрнуты Его Правой Рукой» (Толпы, 88)

 

- И что у Него есть Лик, ибо Он сказал: «..Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»2(Рассказ, 88) и также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладателя величия и великодушия» (Ар-Рахман, 27)

 

- И что у Него есть Стопа, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «..до тех пор, пока не поставит Господь на него свою Стопу» (Бухари 4848)- то есть, на Ад.

 

- И что он будет улыбаться своему верующему рабу, который будет сражен на пути Аллаха, согласно слову Пророка: «Он встретит Его, и Он будет смеющимся» (Бухари, 2826)

 

- И что Он нисходит каждую ночь к небесам этого мира, согласно словам Пророка, да благословит его и приветствует, об этом. (Бухари, Муслим)

 

- И что Он не одноглазый, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда упомянул о Даджале: «Поистине, он одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым»  (Бухари, 7131)

 

- И что верующие увидят своего Господа в Судный День, своими глазами, как видят луну в ночь полнолуния (Бухари, 4581)

 

- И что у Него есть пальцы, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Всякое сердце находится между двумя пальцами из числа пальцем Милостивого, Велик Он и Благороден» (Ахмад, 4-182, Ибн Маджа, 199, Хаким, 1-525, и другие, иснад достоверный)

 

Воистину, истинная сущность тех смыслов, которыми описал сам себя Великий и Всемогущий Аллах, и которыми описал Аллаха Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — является тем, к чему не возможно прийти путем размышления и рассуждения, и поэтому не становится неверующим тот, кто не знает их, до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение о них.

 

Если же имеется в наличие шариатское сообщение об этих Качествах, то оно в понимании занимает место услышанного напрямую. И обязательно услышавшему шариатское сообщение уверовать в него на его внешнем смысле, и засвидетельствовать его, как будто бы он увидел воочию и услышал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

И мы утверждаем эти качества для Аллаха, и отвергаем их подобие сотворенному (ташбих), как отверг подобие от себя Всевышний, сказав: «Нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий» (Совет, 11)

 

Конец слов Имама Аш-Шафии

 

 

Полезные выводы

 

 

1. Саляфитская акида имама Аш-Шафии в вопросе качеств Аллаха

 

Данное вероубеждение, изложенное самим имамом, ясно показывает, что имам Аш-Шафии, рахимахуЛлах, был на той же акиде, что и все саляфы, а это — утверждение для Аллаха атрибутов, без уподобления, без отрицания и искажения, на внешнем смысле, без вопроса «Как?» и размышления об этом, поскольку их «кейфия» - как? - нам неизвестна и не может быть нами познана, и она такая, как это подобает Величию Всевышнего Аллаха,

 

2. Принятие имамом аш-Шафии в акиду достоверных хадисов категории «Аль-Ахад» (одиночные сообщения, не достигшие степени мутаватир), в противоречие ашаритам, «Хизб ат тахрир», и другим заблужденным сектам.

 

3. Отвергание имамом Аш-Шафии дороги ашаритов и других заблудших течений в познании и утверждении атрибутов Аллаха разумом, а не текстом, согласно его словам: «..Знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому»

 

4. Опровержение имама Аш-Шафии чрезмерствующим в такфире группам, согласно словам об обязательности установления довода перед вынесением такфира.

 

5. Использование имамом Аш-Шафии для доказательства на акиду саляфов шариатского правила, которое заключает в себе аят: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».

 

В этом аяте — совмещение очищение Аллаха от подобия, и утверждения для Него качеств, не подобных качествам творений.

 

И если скажет нам ашарит: «Невозможно, чтобы Аллах вознесся над Троном, поскольку Вознесение — это качество творений, а он сказал: «Нет ничего, подобного Ему»,

 

то мы ответим: «Согласно твоей логике, ты должен также отвергнуть для Аллаха качества «Слух» и «Зрение», поскольку слух и зрение — тоже качества творений. И если ты признаешь для Аллаха Слух и Зрение, таким образом, как это будет уместно для Его Величия, то мы тоже признаем для Него Вознесение, и Возвышенность, таким образом, как это будет уместно для Его величия, и если ты проводишь разницу между этим и этим, то в чем твое доказательство на эту разницу?»

 

И это правило — общее для всех Атрибутов Аллаха — утверждение для Него атрибутов, наряду с отрицанием уподобления. И если не будет чего-то одного, будет заблуждение: ведь если мы не будем утверждать Качества, не отрицая уподобления, мы впадем в «ташбих» (уподобление Аллаха творениям), и будем противоречить первой части правила, вытекающей из Слов Аллаха: «Нет ничего подобного Ему», а если будем лишь отрицать уподобления, но не будем утверждать для Него атрибуты, которыми Он описал сам себя — то впадем в противоположное заблуждение - та'тыль — отрицание сущности и атрибутов Аллаха.

 

И Сущность Аллаха не подобна сущностям творений, и Его Слух не подобен слуху творений, а Зрение и Жизнь не подобны зрению и жизни творений, и точно также его Рука, Лик, Стопа, не подобны рукам, лицам и стопам творений, и Его Возвышенное положение не подобно возвышенности творений, и так- со всеми Его Атрибутами, Пречист Он и Благороден.

 

И на этом — завершается данный труд, просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас.

 

И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров.




___________________________________________________________________________________________



1Небольшим исключением можно назвать Ибн Хаджара, который процитировал точку зрения Аз-Захаби в «Лисануль Мизан»

2Люди заблуждения пытаются аргументировать этим аятом на искажение атрибутов Аллаха, говоря: Если понимать этот аят буквально, то получается, будто все остальные атрибуты Аллаха погибнут, кроме Его Лика. АстагфируЛлах!

 

Ответ на это: они попали в то самое, в чем обвиняют нас, поскольку они считают, что Аллах разделяется на части, а Его Атрибуты это части тела (астагфируЛлах).

 

Мы же ответим им: из того, что останется Лик Аллаха, из этого абсолютно следует то, что останется Сам Аллах и все Его Атрибуты, поскольку Аллах, Свят Он и Велик, не разделяется на части, Он Единый и Вечный со всеми Его Атрибутами, «Скажи Он, Аллах, Един.Он, Аллах, Вечен. Он не родил и не был рожден, и нет никого, подобного Ему» (112:1-4), нет Бога, кроме Него, и пречист Он от того, чтобы разделяться на части и гибнуть, просим у Аллаха защиты от заблуждения ашаритов-муджассима, и Пречист Он, и хвала Ему.

__________________

Поделиться материалом: