Вход пользователя
27 Июля 2013
Хукм нарушения поста на войне
Вопрос: Ассаляму аляйкум. Если муслим застал иншаАллах рамадан на войне, и у них в это время проводиться каждый день тренеровку и ему тяжело держить пость как быть в этом положение?
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.
Ответим чуть более общим ответом, разьяснив хукмы поста для во время боевых действий в целом.
Основа в воине, что он постится также как и все мусульмане. И это за исключением некоторых случаев:
1. Если воинв пути
В таком случае, ему разрешено прерывать пост, и это будет лучшим для него, чем поститься, согласно предпочительному мнению см. http://sunnaonline.info/fiq/post/647-2011-08-05-03-14-42
2. Если он не в пути, однако пост ослабляет его при сражении
То есть разногласие у учёных на два мнения – одни дозволили прервать пост, а другие запретили.
И о запретности этого – один риваят от Ахмада, и на этом ряд ханбалитских ученых.
И о дозволенности этого – другой риваят имама Ахмада, и такие имамы как Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, аль-Мирдави, и другие факихи ханбалиты, а также Абу Ханифа и его последователи.
Что касается шафиитов и маликитов, то автор книги «Ахкам аль-муджадид би ан-нафс» говорит что не нашёл у них слов в этом вопросе.
И отвечающий придерживается мнения о дозволенности этого.
Приведем слова имамов.
Сказал имам аль-Мирдави:
لَوْ أَحَاطَ الْعَدُوُّ بِبَلَدٍ وَالصَّوْمُ يُضْعِفُهُمْ، فَهَلْ يَجُوزُ الْفِطْرُ؟ ذَكَرَ الْخَلَّالُ رِوَايَتَيْنِ، وَقَالَ ابْنُ عَقِيلٍ: إنْ حَصَرَ الْعَدُوُّ بَلَدًا، أَوْ قَصَدَ الْمُسْلِمُونَ عَدُوًّا لِمَسَافَةٍ قَرِيبَةٍ: لَمْ يَجُزْ الْفِطْرُ وَالْقَصْرُ عَلَى الْأَصَحِّ، وَنَقَلَ حَنْبَلٌ إذَا كَانُوا بِأَرْضِ الْعَدُوِّ وَهُمْ بِالْقُرْبِ أَفْطَرُوا عِنْدَ الْقِتَالِ، وَاخْتَارَ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ: الْفِطْرَ لِلتَّقَوِّي عَلَى الْجِهَادِ وَفَعَلَهُ هُوَ، وَأَمَرَ بِهِ لَمَّا نَزَلَ الْعَدُوُّ دِمَشْقَ، وَقَدَّمَهُ فِي الْفَائِقِ، وَهُوَ الصَّوَابُ، فَعَلَى الْقَوْلِ بِالْجَوَازِ يُعَايَى بِهَا
«Если окружил враг какую-то местность, в которой мусульмане, и пост ослабляет их, то разрешено ли им прервать пост?
Упомянул аль-Халляль касательно этого два риваята от Имама Ахмада.
Сказал Ибн Акыль: «Когда враг осаждает какую то местность где живут мусульмане, или мусульмане нападают на врага, который от них в близком расстоянии – не разрешено им прерывать пост и сокращать молитву согласно более верному мнению в мазхабе»
И передал Ханбаль Ибн Исхак от Имама Ахмада, что он сказал: «Если они на земле врага, и они приблизились к врагу – то пусть прервут пост перед сражением».
И выбрал шейх Такиюддин Ибн Теймия мнение о дозволенности прерывания поста, для усиления для джихада, и сам сделал это, и приказывал делать это, когда враг напал на Дамаск.
И предпочел это мнение Ибн Коды аль-Джабаль в книге «Аль-Фаик».
И это – именно оно является истинным. И над словом о разрешенности следует хорошенько поразмыслить»
Источник: «Аль-Инсоф», 3/286
И хорошо разобрал этот вопрос имам Ибн аль-Каййим в «Зад аль-Маад».
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وَكَانَ يَأْمُرُهُمْ بِالْفِطْرِ إذَا دَنَوْا مِنْ عَدُوّهِمْ لِيَتَقَوّوْا عَلَى قِتَالِهِ . فَلَوْ اتّفَقَ مِثْلُ هَذَا فِي الْحَضَرِ وَكَانَ فِي الْفِطْرِ قُوّةً لَهُمْ عَلَى لِقَاءِ عَدُوّهِمْ فَهَلْ لَهُمْ الْفِطْرُ ؟ فِيهِ قَوْلَانِ أَصَحّهُمَا دَلِيلًا : أَنّ لَهُمْ ذَلِكَ وَهُوَ اخْتِيَارُ ابْنِ تَيْمِيّةَ وَبِهِ أَفْتَى الْعَسَاكِرُ الْإِسْلَامِيّةُ لَمّا لَقُوا الْعَدُوّ بِظَاهِرِ دِمَشْقَ وَلَا رَيْبَ أَنّ الْفِطْرَ أَوْلَى مِنْ الْفِطْرِ لِمُجَرّدِ السّفَرِ بَلْ إبَاحَةُ الْفِطْرِ لِلْمُسَافِرِ تَنْبِيهٌ عَلَى إبَاحَتِهِ فِي هَذِهِ الْحَالَةِ فَإِنّهَا أَحَقّ بِجِوَازِهِ لِأَنّ الْقُوّةَ هُنَاكَ تَخْتَصّ بِالْمُسَافِرِ وَالْقُوّةُ هُنَا لَهُ وَلِلْمُسْلِمِينَ وَلِأَنّ مَشَقّةَ الْجِهَادِ أَعْظَمُ مِنْ مَشَقّةِ السّفَرِ وَلِأَنّ الْمَصْلَحَةَ الْحَاصِلَةَ بِالْفِطْرِ لِلْمُجَاهِدِ أَعْظَمُ مِنْ الْمَصْلَحَةِ بِفِطْرِ الْمُسَافِرِ وَلِأَنّ اللّهَ تَعَالَى قَالَ { وَأَعِدّوا لَهُمْ مَا اسْتَطَعْتُمْ مِنْ قُوّةٍ } [ الْأَنْفَالُ 60 ] . وَالْفِطْرُ عِنْدَ اللّقَاءِ مِنْ أَعْظَمِ أَسْبَابِ الْقُوّةِ . وَالنّبِيّ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَدْ فَسّرَ الْقُوّةَ بِالرّمْيِ . وَهُوَ لَا يَتِمّ وَلَا يَحْصُلُ بِهِ مَقْصُودُهُ إلّا بِمَا يُقَوّي وَيُعِينُ عَلَيْهِ مِنْ الْفِطَرِ وَالْغِذَاءِ وَلِأَنّ النّبِيّ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ لِلصّحَابَةِ لَمّا دَنَوْا مِنْ عَدُوّهِمْ إنّكُمْ قَدْ دَنَوْتُمْ مِنْ عَدُوّكُمْ وَالْفِطْرُ أَقْوَى لَكُمْ وَكَانَتْ رُخْصَةً ثُمّ نَزَلُوا مَنْزِلًا آخَرَ فَقَالَ إنّكُمْ مُصَبّحُو عَدُوّكُمْ وَالْفِطْرُ أَقْوَى لَكُمْ فَأَفْطِرُوا فَكَانَتْ عَزْمَةً [ فَأَفْطَرْنَا ] فَعَلّلَ بِدُنُوّهِمْ مِنْ عَدُوّهِمْ وَاحْتِيَاجِهِمْ إلَى الْقُوّةِ الّتِي يَلْقَوْنَ بِهَا الْعَدُوّ وَهَذَا سَبَبٌ آخَرُ غَيْرُ السّفَرِ وَالسّفَرُ مُسْتَقِلّ بِنَفْسِهِ وَلَمْ يَذْكُرْ فِي تَعْلِيلِهِ وَلَا أَشَارَ إلَيْهِ فالتعليل به اعتباراً لما ألغاه الشارع فى هذا الفطر الخاص، وإلغاءُ وصف القوة التى يُقاوَم بها العدو، واعتبارُ السفر المجرد إلغاءٌ لما اعتبره الشارع وعلَّل به وَبِالْجُمْلَةِ فَتَنْبِيهُ الشّارِعِ وَحِكْمَتُهُ يَقْتَضِي أَنّ الْفِطْرَ لِأَجْلِ الْجِهَادِ أَوْلَى مِنْهُ لِمُجَرّدِ السّفَرِ فَكَيْفَ وَقَدْ أَشَارَ إلَى الْعِلّةِ وَنَبّهَ عَلَيْهَا وَصَرّحَ بِحُكْمِهَا وَعَزَمَ عَلَيْهِمْ بِأَنْ يُفْطِرُوا لِأَجْلِهَا . وَيَدُلّ عَلَيْهِ مَا رَوَاهُ عِيسَى بْنُ يُونُسَ عَنْ شُعْبَةَ عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ قَالَ سَمِعْتُ ابْنَ عُمَرَ يَقُولُ قَالَ رَسُولُ اللّهِ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ لِأَصْحَابِهِ يَوْمَ فَتْحِ مَكّةَ : إنّهُ يَوْمُ قِتَالٍ فَأَفْطِرُوا تَابَعَهُ سَعِيدُ بْنُ الرّبِيعِ عَنْ شُعْبَةَ . فَعَلّلَ بِالْقِتَالِ وَرَتّبَ عَلَيْهِ الْأَمْرَ بِالْفِطْرِ بِحَرْفِ الْفَاءِ وَكُلّ أَحَدٍ يَفْهَمُ مِنْ هَذَا اللّفْظِ أَنّ الْفِطْرَ لِأَجْلِ الْقِتَالِ . وَأَمّا إذَا تَجَرّدَ السّفَرُ عَنْ الْجِهَادِ فَكَانَ رَسُولُ اللّهِ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ يَقُولُ فِي الْفِطْرِ هِيَ رُخْصَةٌ مِنْ اللّهِ فَمَنْ أَخَذَ بِهَا فَحَسَنٌ وَمَنْ أَحَبّ أَنْ يَصُومَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ
«Пророк приказывал сподвижникам прерывать пост, когда они приближались к врагам, чтобы они получали силы для сражения с ними.
И если случится такая ситуация не в пути, и если они поедят и попьют, то это даст им муджахидам силы при встрече с врагами – можно ли им прервать пост и поесть и попить? В этом вопросе есть два мнения.
И более верное из них, и сильное со стороны доказательства – это мнение о разрешенности этого для них, и это – выбор Ибн Теймии, и он дал об этом фетву исламским войскам когда они встретились с врагом на окраине Дамаска.
И нет сомнения в том, что разговление по причине сражения первее, чем разговление лишь по причине пути.
И дозволенность разговления по причине пути – это указание на дозволенность разговления в сражении, ведь разговление в сражении имеет ещё больше прав на разрешённость.
И это потому, что [разговление в пути узаконено для подкрепления силы], и сила в пути касается лишь одного разговляющегося путника, а сила на джихаде касается самого разговляющегося и всех мусульман.
И также потому, что трудность джихада больше, чем трудность пути.
И также потому, что польза, которая случается по причине разговления муджахида, больше чем польза которая случается по причине разговления путника.
И также потому, что Аллах говорит: «И подготовьте для них что можете из силы» (Аль-Анфаль, 60). А разговление перед встречей с врагом на поле боя – из самых больших причин для силы. И Пророк, мир ему, истолковал силу как стрельбу, а стрелять не получится, и не удастся делать это хорошо и точно, кроме как с помощью того, что усиливает стрелка, и помогает стрелять – как прерывание поста и пища.
И также потому, что Пророк, мир ему, сказал сподвижникам, когда они приблизились к своим врагам: «Вы приблизились к врагам, и разговление будет усилением для вас!»,и это было облегчением (рухса) для них, которое было на личное усмотрение, а затем, когда они прибыли в другое место, Пророк сказал: «Утром вы встретите врага, и разговление будет усилением для вас, так разговляйтесь же!», и это было уже «азимой» общим хукмом обязательным для них. «..И мы разговились..».
И Пророк мотивировал разрешенность прерывания поста их близостью к врагу, и их нуждой в силе, с которой они встретят врага. И это причина, отличающаяся от пути, путь – самостоятельная причина, и Пророк в этом месте не указал в своей мотивировке дозволенности разговления путь и вообще не упомянул его, поэтому мотивирование того, что Пророк приказал им разговиться лишь по причине пути, а не сражения, беря то, что скинул и не упомянул законодатель касательно этого частного разговления, и сбрасывание мотивировки усилением с целью противостоять врагу – это скидывание того, что учёл законодатель, и того, чем он прямо мотивировал.
И даже в общем – указание Шариата и его мудрость выражают то, что разговление для муджахида еще более дозволенно, чем разговление лишь для путника, так что же говорить, когда Пророк прямо указал на причину, и обратил на нее внимание, и прямо сказал о мудрости этого разговления, и решил за них чтобы они разговились с этой целью?
И также доводом на это является то, что передал Иса Ибн Юнус от Шу’бы от Амра Ибн Динара, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар говорит: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему, своим сподвижникам в день открытия Мекки: «Это день сражения, так разговляйтесь же». И последовал Исе Ибн Юнусу в передаче этого сообщения от Шу’бы Саид Ибн ар Раби.
И тут Пророк также мотивировал разговление сражением, и построил на этом приказ о разговлении, с частицей ف (фа) (которая используется для мотивировки), и любой понимает из этой словесной формулировки, что разговление было по причине сражения.
Что же касается просто пути, без джихада, то Пророк мир ему, говорил: «Разговление – облегчение от Аллаха, и кто взял его – это хорошо, а кто хочет поститься то нет на нём греха»
Источник: «Зад аль-Маад», 2/50
Сказал также имам Ибн аль-Каййим:
واجاز شيخنا ابن تيمية الفطر للتقوى على الجهاد وفعله وأفتى به لما نازل العدو دمشق في رمضان فأنكر عليه بعض المتفقهين وقال ليس سفرا طويلا فقال الشيخ هذا فطر للتقوى على جهاد العدو وهو أولى من الفطر للسفر يومين سفرا مباحا او معصية والمسلمون إذا قاتلوا عدوهم وهم صيام لم يمكنهم النكاية فيهم وربما أضعفهم الصوم عن القتال فاستباح العدو بيضة ألإسلام وهل يشك فقيه أن الفطر ههنا أولى من فطر المسافر وقد أمرهم النبي في غزوة الفتح بالإفطار لبتقووا على عدوهم فعلل ذلك للقوة على العدو لا للسفر والله أعلم قلت إذا جاز فطر الحامل والمرضع لخوفهما على ولديهما وفطر من يخلص الغريق ففطر المقاتلين أولى بالجواز ومن جعل هذا من المصالح المرسلة فقد غلط بل هذا أمر من باب قياس الأولى ومن باب دلالة النص وإيمائه
«Разрешил наш шейх, Ибн Теймия, разговляться для усиления для джихада, и сам сделал это, и дал фетву об этом, когда враг подошёл к Димашку в Рамадан. И порицал его один из занимающихся фикхом, и сказал: «Это же не длинный путь!». И сказал ему шейх Ибн Теймия: «Это разговление для усиления для джихада с врагом [а не изза пути], и этот имеет еше больше прав на разговление, чем тот, кто путешествует на пару дней ради дозволенной или запретной цели.
Ведь мусульмане, если будут сражаться со своим врагом постящимися, то они не смогут разбить врага, и может выйти так, что пост ослабит их и у них не будет должных сил на сражение, и враг нарушит неприкосновенность Ислама! И разве будет сомневаться факих, что разговение в такой ситуации еще более дозволенно чем разговление для пути?! И Пророк приказал сподвижникам в день открытия Мекки разговиться, чтобы они усилились для встречи с врагом. И Пророк аргументировал это силой против врага, а не путём! А Аллах знает лучше»
Скажу я (Ибн аль Каййим): раз разрешено разговляться беременной, и кормящей, по причине их страха за их детей, и разговляться тому, кто спасает тонущего, то разговление для сражающихся будет ещё разрешенней чем для них. И тот, кто сделал этот вопрос относящимся к разделу «масалих мурсаля», тот ошибся, однако эта вещь из раздела кыяса от большего, и из раздела указания текста и его косвенного наставления»
Источник: «Бада аль-фаваид», 4/846
__________________ |
---|