Вход пользователя
28 Июня 2010
Эта небольшая работа составлена по просьбе некоторых братьев относительно вопроса последнего времени молитвы аль-‘иша. В ней мы постараемся привести основные доводы ученых в этом вопросе, с упоминанием указания этих аргументов на их мнения.
В этой работе не будут упомянуты подробности и тонкости связанные с аргументацией ученых в данном вопросе, и в последствие, если в этом будет нужда, будут более подробно разъяснены эти моменты. Затем будет сделан вывод относительно более правильного мнения во взгляде составителя этой работы, однако это не означает, конечно, неправильность других мнений, оно лишь выражает точку зрения составителя. Затем каждый ознакомившийся с аргументами сторон, которые будут приведены, и сможет по воле Аллаха выбрать то мнение, которое он посчитает ближе к истине.
В вопросе последнего времени молитвы аль-‘иша ученые разделились на две основные группы. Первая группа, а это джумхур ученых из ханафитов, маликитов, шафи'итов и ханбалитов, также это мнение передано от некоторых сподвижников и таби'инов - они считают что время аль-‘иша выходит наступлением времени молитвы аль-фаджр, в том смысле что если человек совершит молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то молитва его является достоверной, и это будет аль-‘ада, т.е. совершение молитвы в свое время, а не аль-къада т.е. совершение молитвы после выхода ее времени. См. Мугъни 1/161-162. Маджму'уль-фатауа 3/39. Мухаззаб 1/73. ан-Науауи Шарх Сахих Муслим 5/111 - 5/187. Аль-Умм 1/137. Раудату ат-талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуатуль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма'ани аль-Асар 1/264-269. Мауахибуль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивание молитвы аль-‘иша до третей части ночи или до ее половины.
Запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно?
Другая группа ученых как Ибн Хазм, а также из современных ученых шейх ‘Усаймин, считают что время аль-‘иша выходит при наступлении полуночи, и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять оставленную молитву. См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69.
Основной же аргумент джумхура в том, что время аль-‘иша оттягивается до вхождения молитвы аль-фаджр поскольку на это служит хадис переданный от Абу Катады - да будет доволен им Аллах, в котором сообщается что посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 1594. Абу Дауд 441.
Апеллирующие данным хадисом сказали: Этот хадис указывает на то, что все времена молитв связаны между собой и соединены, так что если подходит концу время одной молитвы, то сразу входит время другой. И это хадис общий в отношении всех времен, и только время молитвы фаджра выведено согласно ‘иджма, так как нет разногласия в том, что после восхода солнца время аль-фаджра проходит. И это аргументация шафи'итских, ханафитских и некоторых ханбалитских ученых, а также некоторых захиритских как Дауда аз-Захири, также этим хадисом аргументировал аш-Шаукани, Ибн аль-Мунзир. См. ан-Науауи Шарх Сахих Муслим. 5/111 - 5/187. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
Ответили те кто считает что время аль-‘иша не связано с временем аль-фаджра на этот хадис тем , что он по единогласному мнению не общий во всех молитвах , и поэтому в нем нет указания на то о чем говорят джумхур. См. Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72.
Однако как видится составителю работы, аргументация джумхуром этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были бы связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем: «...до тех пор, пока не войдет время другой молитвы».
Это ясно, внешне указывает на то, что времена молитв связаны. Затем фаджр вышел из этого обобщенного текста по ‘иджма и все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. См. Наилюль Аутар 1/242.
Что касается аргументации этим хадисом маликитскими учеными, то я не смог найти этого после долгого поиска. Однако маликиты также утверждают о том, что даже если человек намеренно оттянул молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то его намаз действителен, однако разошлись во времени дозволенности, в которое лучше или надо совершать молитву. И известное мнение у маликитов в этом - это треть ночи. Второе мнение - полночь. См. Мауахиб-уль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
Мнение о том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву треть ночи, а затем начинается время обязательного совершения. Т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных, или кафир принял Ислам, это мнение имама аш-Шафи'и в новом мазхабе и один из риуаятов от имама Ахмада, а также одно из мнений Абу Ханифы. См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
Аргументом этих ученых служит хадис Джабира - да будет доволен им Аллах, в котором сообщается как Джибриль - мир ему, обучал посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, временам намаза, и в котором говорится что Джибриль - мир ему, в первый день в котором он показывал первое время молитв совершив молитву аль-‘иша когда исчезла заря, во второй же день в котором он показывал второе время молитв совершив аль-‘иша в треть ночи, и после того как завершил, сказал: «Время (т.е. время молитвы) - между этими двумя периодами». Также этот хадис передал Ибн ‘Аббас - да будет доволен им Аллах. ат-Тирмизи 149-150. ан-Насаи 512. Ахмад 3/330.
Также передал имам Муслим от Бурайды - да будет доволен им Аллах, что человек спросил посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, о времени молитв. Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, также совершал молитвы два дня, в первое их время, во второй и в последнее. И в одном из вариантов этого хадиса говорится о том, что он совершил во второй день аль-‘иша когда наступила треть ночи. Муслим. 614.
Старый мазхаб имама аш-Шафи'и, другая риуая от имама Ахмада, второе мнение у маликитов а также мазхаб ханафитов - то что последнее время аль-‘иша лучше а это полночь. Их аргументом является хадис Анаса - да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, затянул, молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». аль-Бухари 572.
Также хадис ‘Абду-Ллаха Ибн ‘Амра - да будет доволен им Аллах, в котором сообщается что посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы совершаете аль-‘иша, то время ее следует до полночи». Муслим 171.
Также хадис Абу Са'ида аль-Худри - да будет доволен им Аллах в котором передается: "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах его и приветствует, вышел, когда прошло приблизительно полночи, затем сказал: «Если бы не слабость слабого и болезнь больного, то я оттянул бы молитвы до полночи»". Абу Дауд 422.
И ответ на доводы первого мнения в том, что, во-первых, в некоторых вариантах хадиса Джибриль - мир ему, прошло: половина ночи или треть.
То есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина для объединения этих хадисов с другими указывающими на то что последнее время аль-‘иша это полночь.
Также в некоторых вариантах хадиса Бурайды пришло что: Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву аль-‘иша (когда прошло треть ночи), а это может быть полночь. Муслим 613.
Затем хадисы, которые указывают на то, что последнее время аль-‘иша - полночь пришли с дополнительной информацией, поэтому необходимо их принять. И нет сомнения в том, что с этой стороны это мнение более сильное.
Затем ханбалитские, шафи'итские и маликитские ученые утверждают о том, что нельзя оттягивать молитву аль-‘иша от последнего времени все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой то важной причине.
Ханафитские ученые говорят о том, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины.
Их доказательствами являются те же, что и доказательства ханбалитских, шафи'итских и маликитских ученых, только ханафиты посчитали, что ограничение времени на треть ночи, полночи - указание на лучше время, а хадис Абу Катады - да будет доволен им Аллах, в котором посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 1594. Абу Дауд 441.
Этот хадис указывает на дозволенность совершения молитвы до того как войдет время другой молитвы.
Также они аргументировали хадисом Анаса - да будет доволен им Аллах, в котором сообщалось: «Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». аль-Бухари 572.
Они сказали: Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, оттянул молитву до полночи, и затем совершил молитву, значит, он совершил ее, когда полночь уже вышла, и если бы это не было бы разрешено-то посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, не сделал бы этого.
Также это мнение передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн ‘Аббаса, и Абу Хурайры, хоть и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь все это не будет разбираться. См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма'ани аль-Асар 1/264-269.
И в заключении, то что представляется более правильным мнением, это мнение Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры - да будет доволен ими Аллах, а затем ханафитов. Так если мы согласимся что времена намазов связаны, и то что упоминание треть ночи или полночи не указывает на ограничение времени аль-‘иша в этом периоде, то тогда эти доказательства указывают на желательность этого времени, а другие доказательства на дозволенность совершения молитвы после этого времени, а дозволенность, ей не соответствует поскольку запрет о котором говорят шафи'иты, ханбалиты и маликиты, является не совсем уместным для нее.
Аллах знает лучше!
АбдуЛлах Абу АбдурРахман для сайта "Гураба"
__________________ |
---|