Вход пользователя
06 Декабря 2012
Вопрос: Можно ли целовать Коран?
Ответ: Хвала Аллаху.
В этом разногласие у ученых.
От имама Ахмада пришло три риваята касательно этого и в принципе слова остальных ученых не выходят из этих трех слов.
Сказал имам Ибн Муфлих в "Аль-Адаб аш Шар'ия":
وَيَجُوزُ تَقْبِيلُ الْمُصْحَفِ ، قَدَّمَهُ فِي الرِّعَايَةِ وَغَيْرِهَا .
وَعَنْهُ يُسْتَحَبُّ لِأَنَّ عِكْرِمَةَ بْنَ أَبِي جَهْلٍ كَانَ يَفْعَلُ ذَلِكَ رَوَاهُ جَمَاعَةٌ مِنْهُمْ الدَّارِمِيُّ وَأَبُو بَكْرٍ عَبْدُ الْعَزِيزِ ، وَعَنْهُ التَّوَقُّفُ فِيهِ وَفِي جَعْلِهِ عَلَى عَيْنَيْهِ قَالَ الْقَاضِي فِي الْجَامِعِ الْكَبِيرِ إنَّمَا تَوَقَّفَ عَنْ ذَلِكَ وَإِنْ كَانَ فِيهِ رِفْعَةٌ وَإِكْرَامٌ لِأَنَّ مَا طَرِيقُهُ الْقُرْبُ إذَا لَمْ يَكُنْ لِلْقِيَاسِ فِيهِ مَدْخَلٌ لَا يُسْتَحَبُّ فِعْلُهُ وَإِنْ كَانَ فِيهِ تَعْظِيمٌ إلَّا بِتَوْقِيفٍ أَلَا تَرَى أَنَّ عُمَرَ لَمَّا رَأَى الْحَجَرَ قَالَ لَا تَضُرُّ وَلَا تَنْفَعُ وَلَوْلَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَبَّلَك مَا قَبَّلْتُك وَكَذَلِكَ مُعَاوِيَةُ لَمَّا طَافَ فَقَبَّلَ الْأَرْكَانَ كُلَّهَا أَنْكَرَ عَلَيْهِ ابْنُ عَبَّاسٍ ، فَقَالَ : لَيْسَ فِي الْبَيْتِ شَيْءٌ مَهْجُورٌ ، فَقَالَ إنَّمَا هِيَ السُّنَّةُ فَأَنْكَرَ عَلَيْهِ الزِّيَادَةَ عَلَى فِعْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
"Разрешено целовать мусхаф. Предпочел этот риваят Ибн Хамдан в "Ар-Риая", и других местах.
И от Ахмада также пришло, что это желательно, потому что Икрима Ибн Аби Джахль делал так. Передала этот асар группа ученых, среди них ад-Дарими, Абу Бакр Ибн Абдуль Азиз.
И также от Ахмада пришло мнение о том, что он останавливается в разрешенности целования мусхафа, и также прикладывания его к глазам.
Сказал аль-Коды Абу Я'ла в "Аль-Джами аль-Кабир": "Он остановился лишь потому, что даже несмотря на то, что в этом есть возвеличивание и уважение к мусхафу, однако то, что совершается путём поклонения, и где нет места кыясу – не является желательным делать это, даже если в этом есть возвеличивание – кроме как по шариатскому доказательству. Разве ты не видишь, что Умар когда увидел черный камень, сказал: "Ты не вредишь и не приносишь пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха, мир ему, поцеловал тебя, я бы не поцеловал тебя"
И также Муавия, когда обходил вокруг Каабы, поцеловал все 4 столпа, и выразил ему порицание Ибн Аббас. И Муавия сказал: "Нет в Доме Аллаха ничего покинутого". А Ибн Аббас ответил: "Здесь действует лишь Сунна!". И Ибн Аббас порицал его за добавку к действию Посланника"
Источник: "Аль-Адаб Аш-Шария", 2/391
Сказал также шейх Абу аль Аббас Ибн Теймия, рахимахуЛлах:
الْقِيَامُ لِلْمُصْحَفِ وَتَقْبِيلُهُ لَا نَعْلَمُ فِيهِ شَيْئًا مَأْثُورًا عَنْ السَّلَفِ وَقَدْ سُئِلَ الْإِمَامُ أَحْمَدُ عَنْ تَقْبِيلِ الْمُصْحَفِ، فَقَالَ: مَا سَمِعْت فِيهِ شَيْئًا، وَلَكِنْ رُوِيَ عَنْ عِكْرِمَةَ بْنِ أَبِي جَهْلٍ أَنَّهُ كَانَ يَفْتَحُ الْمُصْحَفَ، وَيَضَعُ وَجْهَهُ عَلَيْهِ وَيَقُولُ كَلَامُ رَبِّي كَلَامُ رَبِّي
"Вставание для мусхафа, и целование его – мы не знаем ничего переданного об этом от саляфов, и был спрошен имам Ахмад о целовании мусхафа, и он ответил: "Я не слышал об этом ничего".
Однако передается от Икримы Ибн Аби Джахля, что он открывал мусхаф, и прикладывал лицо к нему, говоря: "Слова моего Господа, слова моего Господа.."
Источник: "Аль-Фатауа аль-Кубра", 1/49
И очевидно, что так как у нас нет достоверного далиля от Посланника Аллаха, мир ему и милость Аллаха, на данное действие, то лучшим будет воздержаться от этого.
Что же касается действия Икримы, да будет доволен им Аллах, то этот асар недостоверен по причине разрыва между Ибн Аби Мулейка и Икримой, как указали на это хафиз аз Захаби и аль Хейсами, см. "Маджму аз заваид", 9/388
Что же касается тех, кто разрешил целовать мусхаф, то как это уже было упомянуто, это одна из передач от Ахмада, и также слово в шафиитском мазхабе, и они опирались на асар Икримы, и на кыяс с целованием черного камня.
Как бы то не было, вопрос – вопрос иджтихада, однако более сильным и безопасным мнением является остановка от этого.
Аллах знает лучше.