Вход пользователя
04 Ноября 2014
Идда и махр жены, с которой муж уединился, но не вступил в интимную связь, а затем развел
Вопрос: Если муж уединился с женой, и развёл её, не вступив с ней в интимную связь - остается ли ей махр, и следует ли ей ждать идда?
Ответ:
Сказал Аллах:
وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إَلاَّ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَ الَّذِي بِيَدِهِ عُقْدَةُ النِّكَاحِ
"Если же вы разведетесь с ними до того, как [коснулись] их تَمَسُّوهُنَّ, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение"
Сура "Аль-Бакара", 237
И сказал Аллах:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَكَحْتُمُ الْمُؤْمِنَاتِ ثُمَّ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ فَمَا لَكُمْ عَلَيْهِنَّ مِنْ عِدَّةٍ تَعْتَدُّونَهَا فَمَتِّعُوهُنَّ وَسَرِّحُوهُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا
"О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы [коснулись] их تَمَسُّوهُنَّ, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво"
Сура "Аль Ахзаб", 49 аят
Разногласили имамы саляфов насчет тафсир слов Всевышнего Аллаха
تَمَسُّوهُنَّ
Мнение праведных халифов, и то на что передано иджма сподвижников Посланника Аллаха, мир ему - то что это означает - уединение с ней и получение возможности прикоснуться к ней.
Сказал Зурара Ибн Ауфа, табиин:
قَضَى الْخُلَفَاءُ الرَّاشِدُونَ الْمَهْدِيُّونَ ، أَنَّ مَنْ أَغْلَقَ بَابًا ، أَوْ أَرْخَى سِتْرًا ، فَقَدْ وَجَبَ الْمَهْرُ ، وَوَجَبَتْ الْعِدَّةُ
"Постановили праведные халифы ведомые прямым путем - что тот кто закрыл двери, или было опущено покрывало - тому обязано оставить ей махр, а ей - ждать идда"
Передали его Саид Ибн Мансур, Ибн Аби Шейба, Абдур Раззак, и другие, с достоверным иснадом от Зурары
И пришло от разных табиинов, что Умар собрал большую группу сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, среди которых был Муаз Ибн Джабаль, да будет доволен ими всеми Аллах - и они были единогласны на том, что кто что тот кто закрыл двери, или было опущено покрывало - тому обязано оставить ей махр, а ей - ждать идда, см. "Аль-Авсат", 8/383, "Аль-Истизкар", 5/434, "Аль-Мусаннаф", и др.
И это также слово Ибн Умара, Зейда Ибн Сабита, Муаза Ибн Джабаля, Хасана аль Басри, аз Зухри, Урвы Ибн аз Зубейра, Ато, Джабира Ибн Зейда, Ибрахима ан Нахаи, Али Ибн Хусейна Ибн Али, и других см. "Аль-Авсат", 8/383, "Аль-Истизкар", 5/434, "Аль-Мусаннаф" Ибн Аби Шейбы, 9/206, "Аль-Мусаннаф" Абдур Раззака, 6/288, и др.
Сказал ат Тахави:
فَقَدْ تَوَاتَرَتْ أَقْوَالُ أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي ذَلِكَ، ..وَلَا نَعْلَمُ مُخَالِفًا لَهُمْ سِوَاهُمْ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي ذَلِكَ
"Достигли степени мутаватир слова сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, об этом.., и мы не знаем им кого то кроме них из сподвижников Посланника Аллаха, кто противоречил бы им в этом"
Источник: "Шарх мушкиль аль асар", 2/112
И из имамов фикха на этом - Ахмад Ибн Ханбаль, Исхак Ибн Рахавейхи, Суфьян ас-Саури, Ибн Аби Лейла, Аль-Аузаи, Лейс Ибн Са'д, аль Бухари, и также на этом приверженцы суждений по своим мнениям из числа последователей Абу Ханифы, и это старое слово имама аш Шафии от которого он вернулся.
Второе слово в этом вопросе - что это означает совокупление, всё же, что меньше совокупления, обязывает лишь к половине махра, и не обязывает к идда.
И говорящие об этом аргументировали внешним смыслом Книги Аллаха. И этому слову помог имам аш Шафии в новом мазхабе.
И это слово Аш Ша'би, Ибн Сирина, Шурейха, Тауса, и из факихов стран помимо аш Шафии - Абу Саура см. "Аль-Баян", 9/401, и др.
И будет сказано: сподвижники Посланника Аллаха и праведные халифы более знающие о смыслах Корана, который был ниспослан им и на их языке, и Аллах приказал нам следовать за Сунной праведных халифов.
А если будет сказано: однако противоречили из сподвижников в этом вопросе Ибн Аббас и Ибн Мас'уд, и имам аш Шафии аргументировал словами Ибн Аббаса на то что нет иджма сподвижников в этом вопросе - то будет отвечено: это недостоверно от них, как сказали многие имамы
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
فأما حديث ابن عباس، فلا أعلم أحدا رواه إلا ليث بن أبي سليم، عن طاوس، عن ابن عباس، وليث يضعف، وحديث ابن مسعود منقطع رواه الشعبي عنه
"Что касается хадиса Ибн Аббаса - то я не знаю никого, кто передал бы его, кроме Лейса Ибн Аби Сулейма, от Тауса, от Ибн Аббаса, а Лейс слабый. А хадис Ибн Мас'уда прерванный, передал его аш Шаби от него"
Источник: "Аль-Авсат", 8/384
Сказал имам Ибн Хани в "Аль-Масаиль":
قلت له: إنهم يحتجون بحديث ابن عباس؟ قال: إنما روى حديث ابن عباس ليث، وليث ليس بالقوي وروى حنظلة خلاف ما رواه ليث، وحنظلة أوثق من ليث وأما عمر بن الخطاب، وعثمان بن عفان، ومعاذ بن جبل، والخلفاء الراشدون قالوا: إذا أرخى الستر، وأغلق الباب، فقد وجب الصداق
"Я сказал имаму Ахмаду: "Они аргументируют хадисом Ибн Аббаса"
Он сказал: "Хадис Ибн Аббаса передал лишь Лейс, а Лейс не сильный в хадисе, и Ханзаля передал по другому чем Лейс, и Ханзаля достовернее Лейса.
Что же касается Умара Ибн аль Хаттаба, и Усмана Ибн Аффана, и Муаза Ибн Джабаля, и праведных халифов, то они сказали - что тот кто закрыл двери, или было опущено покрывало - тому обязано оставить ей махр, а ей - ждать идда"
Источник: "Масаиль Ибн Хани", 1051
Сказал Ибн Кудама аль Макдиси:
وَمَا رَوَوْهُ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ ، لَا يَصِحُّ
"А то, что они передают от Ибн Аббаса - недостоверно"
Источник: "Аль-Мугни", 15/243
И если будет сказано: аль Бейхакы указал что передал это от Ибн Аббаса также Али Ибн Аби Тальха, то будет отвечено: передача Али Ибн Аби Тальхи хоть и годная в тафсире, однако это не обобщенно, и в этой нусхе были отдельные манакир, и раз имам Ахмад и другие имамы указали, что никто не передал это от Ибн Аббаса, кроме Лейса - то слово - их слово, и эта передача будет из этих манакир - ошибочных и отвергаемых передач.
По крайней мере это то за чем следует отвечающий, а Аллах знает лучше.
Аллах знает лучше.