Вход пользователя
05 Августа 2010
Можно ли драться с неверными, проживая среди них?
Вопрос: Ассаламу алайкум ва рахматуллохи ва баракотух,подскажите пожалуйста.Можно ли драться с неверными? Если они грубят и ругаются матом на тебя, скажите, чтобы не было греха. Если можно с доказательством.
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Брат в Исламе, вы затронули достаточно обширный и важный в наше время вопрос, а это положения войны и мира в тех или иных их проявлениях, между мусульманином (мусульманами) с одной стороны и неверным (неверными) с другой.
И очень трудно в настоящий момент со всей широтой объяснить этот многогранный вопрос, однако с позволения Аллаха, в процессе ответа на ваш вопрос постараемся указать на достаточно важные его проявления.
Следует знать, что основа в крови и имуществе неверных - разрешенность.
Сказал имам Ибн аль-Кайим: "Основа – разрешенность их (неверных) крови….." См. Ахкаму ахль-Зимма 1378\3
Затем эта основа уходит тогда, когда есть для этого причины.
Упомянул их имам Ибн аль-Кайим сказав: "Удерживает запрещенность их крови (т.е. запрещает) – две верви.
Вервь от Аллаха на основе приказа удерживаться от нападения на них (т.е. когда они унижеными дадут джизью, если будут из числа тех кому это разрешено), а также вервь от людей на основе мирного договора..." См. Ахкаму ахль-Зимма 1378\3
Затем имам Ибн Аль-Кайим упомянул общий смысл мирного договора между мусульманами и каферами, сказав:
"Что же касается верви людей, то имам и мусульмане не заключают с ними договор, кроме как на то, что неверные будут удерживаться от того, в чем есть вред для мусульман, или оскорбление Ислама. Если же этого нет, то нет для них договора ни от имама, ни от Аллаха, и это предельно очевидно…" См. Ахкаму ахль-Зимма 1378\3
Затем в том, что касается нашего случая, то, как это очевидно, речь идет о положении особой формы мирного договора между мусульманином и кафиром, или точнее о предполагаемой ее форме.
И смысл этого в следующем:
Мирный договор (عقد الأمان), или состояние мирного взаимоотношения, как и многие договоры заключаются либо словесно (письменно) с упоминанием и произношением условий и положений договора, или как минимум произношением основы утверждения мирного состояния.
Другой вариант заключения договора – негласное его утверждение, которое как правило основывается на общепринятых формах поведения, тех или иных действий, которые должны расцениваться в традиции людей как состояние мира.
И приведем для примера то, что передал имам аль-Бухари в длинном хадисе о Худейбийском соглашении, когда курейшиты послали 'Уруа ибн Мас'уда на переговоры, и он в течении своего диалога с Посланником Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – трогал его бороду своей рукой.
Аль- Мугира ибн Шу'ба стоявший с Посланником Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- каждый раз бил 'Уруа по руке, когда он делал это.
В один из моментов 'Уруа поднял голову на аль-Мугиру и спросил: "Кто это"?
Ему ответили что это аль - Мугира ибн Шу'ба.
На что 'Уруа ответил: "О предатель! Неужели я не расплачиваюсь за твое предательство"?
Сказал передатчик этой истории:
"Аль- Мугира сопровождал неких людей (в путешествии) в джахилии, затем убил и взял их имущество, затем пришел к Посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - и принял Ислам.
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал : "Что касается Ислама, то я принимаю его. Что же касается имущества, то я не имею к этому никакого отношения". См. аль-Бухари 2731\2732
Сказал ибн Хаджар в толковании этого момента: "Из этого берется то, что не разрешается брать имущество неверных в состоянии безопасности (т.е. когда между ними состояние безопасности) путем предательства.
Так как спутники передвигаются вместе на основе доверенности (т.е. безопасности, т.е. каждый из них в безопасности от своего спутника, это положение расцениваемое людьми как негласное соглашение безопасности, доверия), а довереность должна соблюдаться со всеми, все равно будет это мусульманин, или неверный, и то, что имущество неверных будет разрешенным только в состоянии войны (т.е. когда нет мирных договоров). См. Фатхуль- Бари 5\341.
Сказал Бадру д-Дин аль-'Ини в тафсире этого хадиса:
Слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – "Что же касается имущества, то я не имею к этому никакого отношения" - то есть, в отношении разрешенности (оно ему не разрешено), так как он узнал, что основа этого имущества – грабеж.
А имущество мушриков, даже если оно будет добыто насильно, то не разрешается его брать в состоянии безопасности , если человек сопровождает их, то каждый из них находится в безопасности от другого. Поэтому проливание крови, и захват имущества в этом случае – предательство, а предательство в отношении неверных, и других – запрещено" См. 'Умдатуль- Кари 14\11
Что же касается слов 'Уруа: "О предатель! Неужели я не расплачиваюсь за твое предательство"?
Сказал Бадру д-Дин аль-Айни:
"То есть - я расплачиваюсь для отведения зла твоего преступления путем выплаты денег и подобного этому .
И сказал ат-Туркмани: Между ними (аль-Мугира и 'Уруа) была родственная связь" См. 'Умдатуль- Кари 14\11
Как мы видим из этого хадиса, который можно назвать основой в вопросе заключение бессловесных договоров безопасности, мы видим из него что как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует -, так и 'Уруа оценили действия аль-Мугиры как предательство, и это оценка была дана в первую очередь на основе традиции ('урф) принятого у арабов в то время.
Ведь в тот момент когда аль-Мугира совершил это действие, он не был даже мусульманином, но все равно Посланник Аллаха -– да благословит его Аллах и приветствует - не принял у него этого имущества.
И если это ясно, то этот вопрос, и подобные ему возвращаются к очень важному фикховскому правилу, которое говорит о том, что – "То, что обусловлено традицией, то оно будет иметь силу обусловленного словесно, устно" –
Смысл этого правила заключается в том, что если в том, или ином народе, обществе принята та или иная форма поведения, общения и т.д. которая расценивается ими обязательным для наличия, даже без устного обуславливания этого, то это будет иметь силу мирного договора, произнесенного устно.
В свою очередь также то, что это нарушает.
И если вернуться к нашему вопросу, то если мусульманин проживает в обществе каферов, или среди них, они изначально воспринимают друг друга обезопашеными, тем более, если этот кафер является гражданимом своей страны, в законах которых обусловлена определенная форма гражданского поведения, которым обязаны все граждане этого государства, то в этом случае это будет расцениваться как условное произнесение им обязательства ненарушения этого поведения.
И если такого типа неверный переходит эти границы без основания, без того, чтобы мусульманин дал ему повод, или сам поступил вопреки тем принципам мирного сосуществования, принятых в том обществе, которые не противоречат Шариату, то в этом случае эта отдельная личность считается вышедшим со своей стороны из условного мирного договора, и его кровь и имущество возвращается к основе (дозволенности).
Это как общее положение.
Что касается частного случая, то при совершении тех или иных действий необходимо учитывать конкретную ситуацию, вопрос пользы и вреда и т.д.
tayhid.lact.ru
__________________ |
---|