Вход пользователя
19 Января 2011
Можно ли взять кредит в банке для покупки дома?
Можно ли брать кредит с целью купить жилье, если нуждаешься в этом?
Вопрос: Мой вопрос – я хочу выкупить дом, взяв кредит в банке, у моих дядь и теть, по причине моей нужды в этом. Разрешено ли это по шариату?
Ответ: Хвала Аллаху.
Одалживание денежной суммы у банка (кредит) имеет две формы. Первое – если будет это одалживание правильным, в котором не предусматриваются никакие дополнительные выплаты. И в этом нет проблем.
Второе – если это будет заем с пользой (с процентами), и это риба, о запрете которого существует единоглассное мнение. И это не разрешено кроме как в случаях крайней необходимости, которую невозможно устранить никаким иным путем, кроме как взятием долга, основанного на риба.
И нужда в покупке жилья не достигает границы крайней необходимости, которая разрешила бы принимать участие в операциях с риба, потому что есть возможность оттолкнуть эту нужду утем аренды (жилья), поэтому не разрешено одлживать на основе риба для того, чтобы купить дом.
Сказал имам Ибн Кудама: «Любой долг, в котором обусловлена добавка, запрещен без разногласия в этом.
Сказал Ибн уль-Мунзир: «Единогласны ученые на том, что если дающий в долг поставил условием для берущего добавку или подарок, и дал ему в долг на основе этого, то данная добавка будет являться риба.
И передается от Убейа Ибн Каба, Ибн Аббаса и Ибн Мас’уда то, что они запретили долг, который приносит пользу. И это потому, что этот договор (долга), цель его – проявление мягкости и поклонение Аллаху (то есть с намерением помочь своему брату), и когда обусловлена в нем добавка, это отводит его от его цели» (аль-Мугни, 6/436)
Это о том, если ваша цель – взять в долг прямо у банка.
Если же подразумеваемое вами – это покупка дома через банк, то у этого также есть две формы.
Первая из них: если роль банка будет заключаться в финансировании и покупке в обмен на взятие процента, и банк заплатит за тебя цену дома на условии, что ты оплатишь ему эту цену в рассрочку вместе с процентами, которые возьмет банк. И это запрещенный заем, основанный на риба.
Вторая форма: если банк сначала купит дом в свою собственность, затем продаст его тебе в рассрочку за цену выше – в такой сделке нет проблем, но с условием, что договор будет свободен от любых условий, в которых есть риба, как например обуславливание штрафа в случае задержки оплаты платежей рассрочки, и это потому, что обсулавливание подобного штрафа является запрещенным риба.
И не является секретом для тебя, что риба – огромнейший грех из больших грехов. И пришла касательно него великая угроза, подобно которой не пришло касательно других грехов, и прегрозил Аллах войной тому, кто занимается им. И рассказал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, о проклятии на того, кто дает и берет риба, и в этом великое устрашение от впадения в этот порицаемый поступок.
Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо.» (Бакара, 278-279)
И передал Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Проклял Посланник Аллаха дающего риба, берущего, пишущего и двух свидетельствующих за него, и сказал: «Все они равны». (Муслим, 1598)
И сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Дирхам риба, который ест человек, осознавая это, хуже перед Аллахом, чем 36 прелюбодеяний.» (Передали Ахмад, ат-Табарани, назвал достоверным его шейх Альбани в Сахих аль-Джамиа, 3/375)
А Аллах знает лучше.
Сайт шейха Мухаммада Ибн Солиха Аль-Мунаджида ISLAMQ:A, фетва 143149
Также была спрошена Постоянная Комиссия по фетвам о постановлении Ислама касательно взятия заема у процентных банков для того, чтобы построить скромный дом.
Она ответила:
«Запрещено брать займ, основанный на риба, как в банках, так и в других местах, все равно будь этот заем для строительства или для покупки еды, одежды или расходов на лечение, или для того, чтобы начать бизнес и заработать больше денег, или для любой другой цели, по причине обобщенности аятов, запрещающих риба и обобщенности хадисов, которые указали на его запретность, равно как и не разрешено вкладывание денег в банки и тому подобное на основе риба.
И Аллаху принадлежит прямое руководство, мир и благословение на нашего Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников»
(Подписались: Шейх Ибн Баз, шейх Аль-Кууд, шейх Аль-Афифи, шейх Гудаян, см. "Фатауа аль-Ляджна Даима", 13/385-386, фетва номер 3626)