Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Являются ли промывание рта и носа обязательным действием при совершении малого омовения?

 

Вопрос:  Вы сказали, что для вуду – есть желательные действия, и обязательные, и из желательных – промывание рта и носа. И если мое вуду не включало в себя промывания рта и носа,  будет ли оно достоверно? И это при слове Аллаха: «Мойте ваши лица и руки до локтей..?»

 

Ответ: В этом вопросе три мнения у учёных - мнение об обязательности полоскания рта и промывания носа в малом омовении, затем мнение об обязательности только промывания носа, и также мнение о желательности и того, и того.

 

И те, кто сказали об обязательности этих двух действий, как это передается в одном риваяте от Ахмада, и также это слово Исхака Ибн Рахавейхи, и Абдуррахмана ибн Аби Лейла, и других из саляф – они говорят, что Посланник Аллаха приказал делать это, и поэтому они рассматриваются как обязательные, как это пришло в хадисе, который передал Ад Даракутни: «Когда делаешь омовение, то промывай рот» (передали Абу Дауд, 1/179, Тирмизи, 1/56, Ан-Насаи, 1/66, Шафии, 1/27, и другие, и хадис достоверный).

 

Они сказали: это приказ, а приказ означает обязательность.  И также они аргументировали хадисом из «Сахихов» Бухари и Муслима, от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха сказал: «Когда кто-то из вас делает омовение, то пусть наберет в нос воды и высморкает» (Муслим, 348, Бейхакы, 1/49, Абу Нуейм, 561, и др.)  Они сказали: это приказы, а правило в науке усуль аль фикх: что любой приказ понимается из очевидного его указания на обязательность, пока не будет далиля на другое понимание.

 

Второе мнение: те, кто сказали об обязательности только промывания носа из этих двух действий. Они сказали: воистину, хадисы о промывании носа достоверней хадисов о промывании рта, (т.е.  – они сочли хадисы о промывании рта слабыми),  поэтому обязательно для совершающего омовение промыть нос, но не обязательно для него промывать рот, и это мазхаб Дауда Аз Зохири, который не считал обязательным промывание рта, но считал обязательным промывание носа, опираясь на очевидный смысл предшестовавшего ранее хадиса Абу Хурейры из «Сахихов» Бухари и Муслима. Сказали они: промывание носа обязательно, а полоскание рта – желательно, и различили между этими двумя действиями в хукме.

 

Третье мнение это мнение большинства учёных, которые сказали: очевидный смысл аята Корана («О те которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица..») не указывает на обязательность, и также очевидный смысл Сунны, который пришел в хадисе бедуина, когда Посланник Аллаха сказал ему: «Делай омовение таким образом, как приказал тебе Аллах» (Абу Дауд, 861, Тирмизи, 302, Ан-Насаи, 2/20, Ибн Хузейма, 545, и др). И Аллах не упомянул в аяте промывание носа и рта, а сказал только: «Мойте ваши лица..» .

 

И это мнение, инша Аллах, правильное мнение из трех, то есть то, что эти два действия – Сунна, а не уаджиб из обязательных действий малого омовения.  И это потому, что очевидный смысл Корана указывает на это, и кто ограничился четырьмя вещами, упомянутыми в аяте Корана, то достоверно его вуду и засчитывается оно ему, но оно не сделано в полном его совершенстве, а совершенством будет сделать его так, как делал его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А что касается приказа в этих двух хадисах, то это приказ для обучения и наставления, и мы считаем его таким по причине Сунны, которая указала на отход от понимания приказа в очевиднмо смысле, указывающем на обязательность, к переносному, указывающему на желательность. А Аллах знает лучше.

 

Мухаммад Мухтар Аш-Шанкыти.

Поделиться материалом: