Вход пользователя
04 Июля 2011
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Акыда шейх уль-Ислама Ибн Теймии, похвала ученых в его адрес, и отношение к нему Ибн Хаджара
Вопрос: Пожалуйста ответьте на мой вопрос относительно акыды шейха Ибн Теймии, я прочитал, что он отклонился от правильной акыды и описывал Аллаха качествами людей. И также я прочитал, что ученые, такие как Ибн Хаджар аль-Аскалани, не уважали его. Не могли бы вы прояснить этот вопрос? Спасибо вам. Ассаламу алейкум.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых:
Шейх уль-Ислам Ахмад ибн Абдуль-Халим Ибн Теймия считается одним из выдающихся муджаддидов Ислама. Он родился в 661 году по хиджре и умер в 728 году по хиджре, да смилостивится над ним Аллах. И если обычно труды муджаддида оставляют наибольший след при его жизни и в его век, то труды Шейх уль-Ислама Ибн Теймии начали оставлять след еще при его жизни и продолжают приносить плоды по наше время, оказывая влияние на ученых и требующих знание и исламские группы, относящиеся к Сунне. Ученые по-прежнему обращаются к его знаниям, чтобы опровергнуть врагов Ислама из числа иудеев и христиан и сект, которые приписывают себя к Исламу, таких как рафидиты, хулюлиты (приверженцы теории единства бытия, о том, что не существует ничего кроме Всевышнего Аллаха, и он везде, кафиры — прим. переводчика), джахмиты, и сект нововведенцев, таких как ашариты и мурджииты.
Его достижения в области фикха, хадиса, тафсира, сулюка настолько известны, что нет необходимости нам приводить какие-либо примеры тут. Его работы и книги являются свидетельствуют сами за себя и он - да смилуется над ним Аллах - не нуждается в том, чтобы такие как мы рекомендовали его, однако его знание и фикх живы и свидетельствуют за него, и этого не может отрицать никто кроме невежды или упрямца.
Во-вторых:
Свидетельства имамов его собственного времени и последующих эпох делают очевидной для любого беспристрастного человека ложность заявлений, которые клеветнически возводят враги религии и враги сунны против этого выдающегося имама, и также свидетельства этих имамов подчеркивают его знания, понимание и силу аргумента. И отсюда мы можем понять причину, по которой люди куфра и нововведений обьявили войну против него, а именно потому что он разрушил их принципы и «крыша обрушилась на них сверху» (ан-Нахль, 16:26). Мы приведем ниже некоторые свидетельства правильности убеждений Шейх уль-Ислам Ибн Теймии, и его поддержки сунны и его опровержений тех, кто следует за нововведениями и выдумками.
Эти слова свидетельства и похвалы в адрес этого имама не исходили только от его учеников и сторонников, и прими это во внимание! Однако они исходили даже от его оппонентов, подтверждая, что он превзошел других в знании о понимании, и силе аргумента, и они даже свидетельствовали о его храбрости, щедрости и джихаде ради Аллаха в поддержку Ислама. Ниже приведены некоторые из этих свидетельств и похвал.
1. Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал, перечисляя своих учителей:
«Он наш шейх, шейх уль-Ислам, которому не было равных в наше время в знании, познаниях, смелости, уме, одухотворенности, щедрости, искренности по отношению к Умме, призыве к одобряемому и запрету порицаемого, и изучении хадисов — он приложил огромное усилие к их поиску и записыванию, и он изучал разные категории передатчиков и приобретал то знание, которое не приобрел никто другой.
Он достиг высот в тафсире Корана и углублялся в его самые тонкие смыслы. Он извлек из него смыслы, которые не смог извлечь никто до него. Он также достиг большого успеха в науке хадиса и в их заучивании, немногие смогли запомнить столько хадисов, сколько помнил он. Он соотносил хадисы с их источниками и передатчиками, и он с готовностью мог процитировать все, что ему требовалось для установления доказательства. Он превзошел всех людей в знании фикха, и мнений разных мазхабов и фатв сахабов и табиинов, настолько, что когда он издавал фетву, он не следовал за мнением какого-то мазхаба, но он основывал свою фетву на том мнении, доказательства на которое были сильнее. Он достиг высот в знании арабского языка, и изучил логику и слова мутакаллимов, и опроверг их, и отметил их ошибки и предостерегал от них. Он поддерживал сунну посредством самых сильных доводов и доказательств. Он терпел ради Аллаха от своих оппонентов, и был преследуем за свою поддержку чистой сунны, пока Аллах не сделал так, что он одержал верх и сердца праведных не объединились в любви к нему и мольбе за него, и подавил Аллах его врагов и наставил людей из других групп и сект через него, и сделал так, что цари и правители склонялись обычно к подчинению ему в послушании Аллаха, и оживил посредством его Аш-Шам, и даже сам Ислам, после того, когда он был почти полностью побежден, Ибн Теймия призывал правителей противостоять татарам, когда люди стали делать плохие предположения об Аллахе и верующие были испытаны и потрясены великим потрясением, и лицемерие усилилось.
Его хорошие качества многочислены, и он слишком велик для того, чтобы такой как я говорил о его жизни. Если бы мне нужно было принести клятву между углом Каабы и местом Ибрахима, то я бы поклялся, что я никогда не видел никого подобного ему и что он никогда не видел никого подобного себе»
См. «Зайль Табакат аль-Ханабиля», Ибн Роджаба аль-Ханбали, 4/390.
2. Аль-Хафиз 'Имад ад-Дин аль-Уасити, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Клянусь Аллахом, затем снова клянусь Аллахом, никогда по земле не ходил никто подобный вашему Шейху Ибн Теймии в знании, праведных деяниях, нраве, манерах, следовании за Посланником, щедрости, выдержке, и выполнении своих обязанностей перед Аллахом, когда Его священные нарушаются. Он был самым правдивым в выполнении договоров, с самыми крепкими знаниями и решимостью, самым искусным и высоким в поддержке правды, самым щедрым, самым совершенным в следовании за Сунной Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Мы не видели никого в наше время, в ком бы так ясно выявлялось бы пророчество Мухаммада и его Сунны, в делах и словах, как в этом человеке. Здоровое сердце засвидетельствует, что это и есть следование сунне в настоящем смысле этого слова» (см. Аль-'Укуд ад-Дуррия, 311)
3. Аль-Хафиз Джаляль ад-Дин ас-Суюты, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Ибн Теймия, шейх, имам, алляма, хафиз, критик, факих, муджтахид, великолепный муфассир, Шейх уль-Ислам, предводитель аскетов, редкий в своё время, Такыюд-Дин Абу'ль-Аббас Ахмад аль-Муфти Шихаб ад-Дин аль-Халим, сын имама и муджтахида Шейх уль-Ислама Мадж ад-Дин Абд ас-Салям ибн Абд-Аллах ибн Аби аль-Касим аль-Харрани.
Один из выдающихся алимов, он был рожден в месяц Раби аль-Ауаль в 661 году по хиджре, и учился у Ибн Аби аль-Ясара, Ибн Абд ад-Даима и некоторых других.
Он интересовался наукой хадиса, и выводил и отбирал хадисы, он достиг высот в изучении биографий передатчиков, дефектов в хадисах, а также высот в фикхе, исламских науках, науке аль-калям и в других сферах.
Он был человеком обширнейшего знания, один их немногих умнейших ученых, и аскетов и уникальных личностей. Он написал три сотни книг и был испытан и преследуем множество раз.
Он умер в конце Зуль Када в 628 году по хиджре»
(Табакат аль-Хуффаз, 516-517)
Ибн Хаджар аль-Хейтами (один из больших шафиитских факихов, умер в 974 году по хиджре, которого не стоит путать с Ибн Хаджаром аль-Аскалани, автором Фатх уль-Бари, который умер в 852 году по хиджре) сильно критиковал двух шейх-аль-Ислам — Ибн Теймию и его ученика Ибн аль-Каййима — и обвинял их в приписывании Аллаху физических аттрибутов, уподоблении Его творениям и в других отвратительных убеждениях. Но его опровергли многие, и объяснили ложность того, что он говорил, и доказали, что два имама не причастны к любому убеждению, которое противоречит Корану и сунне. Одним из таких ученых был:
4. Аль-Мулла Али Кари, да смилуется над ним Аллах, который сказал, после приведения обвинений Ибн Хаджара в их адрес и его критики их акыды:
«Я говорю: Аллах защитил их — т. е. Ибн аль-Каййима и его шейха Ибн Теймию — от этих отврательных характеристик! Любой, кто изучит шарх Ибн аль-Каййима на "Маназиль ас-Саирин» Надима аль-Бари аш-Шейха Адб-Аллаха аль-Ансари, да освятит Аллах его тайну, который является шейхом аль-Ислам по мнению суфиев, ясно увидит, что они были из числа ахли сунна уаль джамаа, и даже поистине они являются аулия этой уммы. Среди того, что Ибг аль-Каййим сказал в вышеупомянутой книге было следующее:
«Эти слова шейх уль-Ислама подчеркивают его позицию как выдающегося ученого ахли сунна и его положение среди ученых, и они доказывают, что он не виновен в том, в чем его обвиняют его враги их числа джахмитов, а именно что он уподоблял Аллаха Его творениям, как они обычно обвиняли ученых хадиса и сунны, точно так же как рафидиты обвиняли их в том, что они насибиты, а насибиты обвиняли их в том, что они рафидиты, и муатазилиты обвиняли их в том, что они хашавиты. Они унаследовали это от врагов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые обвиняли его и его сподвижников в том что они сабеи, и в том что они изобрели новую религию. И это то, что унаследовали ученые хадиса и Сунны от своего Пророка — люди лжи дают им оскорбительные прозвища.
Пусть Аллах очистит душу аш-Шафии, который сказал, когда его обвинили в том, что он рафидит: «Если быть рафидитом означает любить семью Мухаммада, то пусть две расы (джиннов и людей) засвидетельствуют, что я рафидит».
И пусть Аллах будет доволен нашим Шейхом Абу аль-Аббасом ибн Теймией, который сказал: «Если быть насибитом означает любить семью Мухаммада, то пусть две расы засвидетельствуют, что я насибит».
И пусть Аллах простит третьего — Ибн аль-Каййима — который сказал: «Если быть антропоморфистом означает подтверждать божественные атрибуты и считать их выше любого толкования лжеца, тогда Хвала Аллаху, я антропоморфист, приведите ваших свидетелей».
(см. «Миркатуль-Мафатих» Мулла Али Кари, 8/146-147)
Слова, которые привел аль-Мулла Али Кари от Имама Ибн аль-Каййима он цитирует из его книги Мадаридж ас-Саликин бейна Маназиль Иййака набуду уа Иййака Настаин, 2/87-88)
Ученых Постоянного Комитета спросили:
«Люди говорят, что Ибн Теймия не был их ахли сунна уаль джамаа, и что он был заблудшим и заблуждал других, и что таково мнение Ибн Хаджара и других. Правда ли то, что они говорят?»
Они ответили:
«Шейх Ахмад ибн Абд аль-Халим Ибн Теймия один из имамов ахли Сунна уаль джамаа, который призывал людей к истине и прямому пути. Аллах поддержал сунну посредством его и подавил последователей нововведений и заблуждений. Тот, кто считает его кем-либо иным помимо этого, сам является нововведенцем и заблудшим и заблуждает других. Они слышали неправильные вещи о нем и они подумали, что истина — это ложь, а ложь — это истина. Это ясно для того, чей взор Аллах прояснил, и кто читает его книги и книги его оппонентов и сравнивает его биографию и их. Это лучшее свидетельство и решенающее доказательство между этими двумя сторонами».
Шейх Абдуль Азиз ибн Баз, Шейх Абдур-Раззак аль-Афифи, Шейх Абдуллах ибн Гудаян, Шейх Адуллах ибн Кауд.
Фатауа аль-Ляджна ад-Даима, 2/451,254.
В-третьих:
Слова Имама аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскалани аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, о Шейх уль-Ислам Ибн Теймии:
Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани известный имам, который умер в 852 году по хиджре. Он является автором полезнейших книг, таких как "Фатх аль-Бари Шарх Сахих аль-Бухари", "ат-Талхис аль-Хабир", "Тахзиб ат-Тахзиб", и других. Аль-Хафиз ибн Хаджар несколько раз в разных местах писал о шейхе аль-Ислам Ибн Теймии, где он свидетельствовал, что Ибн Теймия был человеком знания и благодетели и защищал сунну. Те аспекты, в которых аль-Хафиз ибн Хаджар критиковал Ибн Темию могут быть опровергнуты, и есть те, кто критиковал самого Ибн Хаджара в некоторых вопросах акыды, но это не касается нас, и нет необходимости рассматривать это здесь. Но мы приведем слова, которые он сказал в похвалу Шейха аль-Ислам, чтобы подчеркнуть ошибку тех, кто говорит, что аль-Хафиз не уважал Шейха аль-Ислам Ибн Теймию.
Ниже приведено в кратце то, что говорил аль-Хафиз ибн Хаджар о Шейхе аль-Ислам Ибн Теймии.
1. Шейх Ибн Насир ад-Дин ад-Димашкы написал книгу под названием «ар-Родд аль-Уафир аля ман за'ама анна ман самма Ибн Теймия Шейх аль-Ислам кафир», в которой он опроверг одоного из фанатичных ханафитов, который заявлял, что не разрешено называть Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и что тот, кто поступает так — стал кафиром. В ней он упомянул 85 имамов, каждый из которых называл Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и он привел слова из их книг, чтобы подтвердить это. Когда аль-Хафиз ибн Хаджа, да смилуется над ним Аллах, прочел эту книгу — ар-Родд альУафир — он написал введение к ней, в котором было сказано следующее:
”Хвала Аллаху Господу миров, приветствия Его рабам, которых Он избрал.Я изучил этот полезный труд и собрание, которое собрал автор для цели, выраженной в нем. И я убедился в широкой осведомленности имама, который написал этот труд, как убедился я, в обладании им знаниями в науках, чем он и заслужил уважение и признание среди учёных.
И принадлежность титула имама, для Шейха Такъия–дина (Ибн Теймийи) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. И никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, либо отклонившегося от справедливого подхода.
И кто может быть грубей и невежливей того, кто занимался этим, да еще и приумножил в этом свои спотыкания (т.е. постоянно ошибался в наговорах на Ибн Теймийю). А Аллах Всевышний является Тем, к Кому обращаются, чтоб освободил Он нас от зла наших душ, и от зависти на наших языках, по Милости и Щедрости Его.
Если бы не было указания на достоинства это человека (Ибн Теймийи) титула Имама, кроме того, что привел Хафиз ‘Ильму-дин аль-Барзали в своем труде по Истории; о том, что не было в истории Ислама такого человека, чтобы на его похоронах собиралось такое же количество мусульман, как на похоронах Шейха Такъия-дина Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, то этого было бы достаточно. И он указал лишь на похороны Имама Ахмада [в Багдаде], которые посетили сотни тысяч мусульман, с той лишь разницей, что если бы в Дамаске было подобное количество населения как в Багдаде, то не один из них не опоздал бы, присоединится к похоронной процессии [Ибн Теймийи]. А так же [разница в том,] что все, кто был в Багдаде, кроме единиц, были убеждены в титуле Имама, для Имама Ахмада, а правитель Багдада и Халифа в то время, были преисполнены любовью и уважением к Имаму, что было абсолютно противоположно в отношении Ибн Теймийи, сам правитель вообще отсутствовал в это время в стране, а большинство Факихов (учёных) были его фанатичными противниками, пока не умер он заключенный в темнице. Но не смотря на это, никто из них не опоздал на его похороны и погребальный намаз (джаназат) выражая свое сожаление и печаль о нем, кроме трех личностей, которые не пришли, лишь боясь за себя от простых людей (т.е. народ не простил бы им те козни, которые они строили против Шейха Ибн Теймийи: мое пояснение).
Присутствие этого великого собрания, (указывает на то), что побудило их к этому только убеждение в его (Ибн Теймийи) достоинстве [на титул Имама] и его благодати (бараката), а не то, что там присутствовал Правитель или кто-то другой. Ведь достоверно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Вы свидетели Аллаха на земле».
Известно, что выступали с опровержением Шейха Такъии-дина, группа учёных, выражая порицание в вопросах Основ и второстепенных частях (религии). Для этого устраивались заседания в Каире и Дамаске, но не известно ни от одного из них, что кто-то вынес решение, о его зиндычестве, либо постановил о необходимости казнить его. И это вместе с тем, что среди правителей (ах1лю ад-довля) были те, кто считался очень фанатичными его противником, что способствовало его тюремным заключениям в Каире, затем в Александрии. И не смотря на это, все они (учёные) признавали широту его знаний, величину его набожности и аскетизма, и описывали его смелым и великодушным, а так же тем, что он стоял на страже и помощи Исламу, призыву к Аллаху Всевышнему, скрытно и наяву.
Так как же мы, не будем порицать тех, кто сказал о нем, что он неверный (кафир), да мало того, еще назвал описание его как Шейх aль-Ислам, – неверием?! Нет в этом описании того, что ведет к подобному (неверию). Поистине он Шейх aль-Ислам без сомнения!
Что касается вопросов из-за которых на него посыпались порицания, то он не говорил их по причине страстей, и он никогда после предоставления ему доказательства, не упрямился в них, и работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о «таджсиме» (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому .
Вместе с этим он человек, ошибается и оказывается прав, то, в чем он оказался прав, - а это большинство этих вопросов- берется польза из этого, и молятся о ниспослании Милости на него по причине этого, а то, в чем он ошибся, не следуют за этим, и ему за это прощено, так как имамы из его современников, свидетельствовали, что в нем собрались все условия муджтахида (высочайшая степень учёного), и даже его самые фанатичные противники, которые старались причинить ему всякое зло, засвидетельствовали это, и это шейх Камалуддин аз-Замалкани. И также шейх Садру-дин ибн аль-Вакиль, единственный, кто мог выдерживать дискуссии с Ибн Теймией.
Cамое удивительное, что этот человек, был из величайших людей, стоявших против новшеств Рафидитов, и приверженцев Хулюлия и Иттихадия (воззрения некоторых суфиев, как Халлядж и ибн ‘Араби: пояснение Имама), работ его в этом русле очень много, и они всем известны, а количество фатв его об этом, не поддаются исчислению.Ох, как бы они обрадовались, если бы услышали тех, кто обвиняет его (сегодня) в неверии.Поэтому, на том, кто «оделся в одежду знания» (тот, кто имеет отношение к Знаниям), и обладает разумом, лежит обязанность рассматривать речь этого мужчины из его известных книг, либо со слов тех, кто надежен [в знании о нем] из передатчиков. Отделяя из этого то, что порицаемо, предостерегая от этого в виде благого наставления, и хваля его за те преимущества, в чем он являлся правым, как это в отношении всех остальных Учёных.
И если не было бы у Шейха Такъи-дина (Ибн Теймийи) заслуг, кроме его известнейшего ученика Шейха Шамсу-дина ибн Кайима Джавзия, автора полезнейших книг, от которых получили пользу и единомышленники и противоречащие (ему), то это было бы достаточное указание на его (Ибн Теймийи) великое место.
Да как же так, ведь о главенстве его в Науках, и отличительных его способностях в соображении и изложении, свидетельствовали Имамы, его современники из Шафиитов, не говоря уже о Ханбалитах!
А тот, кто вместе с этим, говорит в отношении него, о неверии, или на того, кто назвал его Шейх аль-Ислам, неверный, то не следует даже оборачиваться в его сторону, и не стоит даже обращать на него внимания [в его наговоре], напротив необходимо удержать его от этого, пока не осведомится он о истине [в этом вопросе] и не станет повиноваться правде.А Аллах излагает Истину, и Он ведет по истинному пути. Достаточен нам Аллах, прекрасен Он как Покровитель"
см. "ар-Родд аль-уафир", имама Ибн НасируДдина Ад-Димашки, 145-146, и передал хафиз Ас-Сахави, ученик Ибн Хаджара, эти слова своего шейха в книге "Аль-джауахир уа ад-дурар", 2/734-736
2. Аль-Хафиз Ибн Хаджар написал длинную биографию Шейха аль-Ислам Ибн Теймии, да смилуется Аллах над ними обоими, в своей книге "ад-Дурар аль-Камина", в начале которой он сказал:
«Его отец забрал его из Харрана в 667 годк по хиджре, и среди его учителей были Ибн Абд ад-Даим, аль-Касим аль-Арбили, Муслим ибн Аллян, Ибн Аби Умар и аль-Фахр. Он сам прочел и переписал Сунан Аби Дауда, и хадисные джуз'ы, и изучал передатчиков хадисов и аль-'иляль (уязвимости в хадисах). Он приобрел глубокие познания и отличился и опередил остальных. Он писал книги, предопадал и издавал фетвы, и он превзошел своих сверстников. Он обладал удивительной способностью быстро запомнить, он был отважным, он обладал глубоким знанием в вопросах, основанных на шариатских текстах, и логике, и глубоком познании мазхабов саляфов и и поздних ученых..» cм. "Ад-Дурар аль-Камина фи А'йан аль-Ми'а ас-Самина", 1/168.
В его биографии он привел многочисленные слова имамов, которые хвалили Шейха аль-Ислама и подтверждали его имамство в логических и шариатских областях знаний. К примеру, он сказал:
. «Я прочитал в рукопили аль-Хафиза Саляха ад-Дина аль-'Аля'и, где он написал биографию шейха наших шейхов, аль-Хафиза Баха' ад-Дин Абд-Аллах ибн Мухаммад ибн Халиля следующее: «Баха' ад-Дин учился у двух шейхов, у нашего шейха, господина и предводителя на пути Аллаха, выдающегося шейха, того, кто идет вместе с теми кто следует за ним, по наилучшему пути, того, кто обладает многочисленнейшеми добродетелями и сильнейшими доказательствами, и все народы подтверждают, что они не могут привести все эти доказательства, пусть Аллах даст нам возможность учится из его великого знания и облагодетельствует нас посредством его знания в этом мире и в мире вечном. Он шейх, имам, ученый, учитель и яркая звезда, имам имамов, благословение для уммы, предводитель ученых, пример для людей, свет для требующих знание, угнетатель нововведенцев, море знания, сокровищница для тех, кто ищет пользу, толкователь Корана, чудо нашего времени, не имеющий себе равных в нашу эпоху, Такый ад-Дин, имам мусульман, довод Аллаха против мира, тот, кто присоединиться к праведным, последователь предшественников, помощник истины, знак руководства, выдающийся хафиз, самый красноречивый, опора шариата, обладатель блестящего знания, Абу аль-Аббас ибн Теймия"
см. "Ад-Дурар аль-Камина", 186-187.
В-четвертых:
Несмотря на то, что слова, которые мы привели и на которые ссылались, которые содержать высказывания аль-Хафиза ибн Хаджара, да смилуется над ним Аллах, или которое приводил Ибн Хаджра от других, говорят об уважении к Шейху аль-Ислам и подчеркивают его статус в области знаний и религии, это не означает, что аль-Хафиз не имел отличного от Шейха аль-Ислам мнения совсем ни в одной из областей знания, и что он никогда не критиковал его, потому что это то, что обычно происходит — ученые опровергают друг друга. Но это не означает обязательно, что тот, кто опровергает другого, не уважает его или не ценит его статус, не говоря уже об обвинениях его в нововведениях и заблуждении. Много лет назад Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал свои знаменитые слова: «Мнение любого может быть принято или отвергнуто, кроме обитателя этой могилы» или подобные этому слова, имея ввиду Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
И это не зависимо от того, кто был прав в каждом отдельном случае, будь то Шейх аль-Ислам или тот, кто имел отличное от него мнение и пытался опровергнуть его, аль-Хафиз ибн Хаджар или кто-то другой. Так что же если указать, что тем, кто был прав во всех или большинстве этих случаев, был Шейх аль-Ислам, да смилостивится Аллах над ними всеми.
Вы можете обратиться к многочисленным вопросам, в которых Шейха аль-Ислам критиковали, особенно Ибн Хаджар аль-Хейтами, о котором мы говорили выше, в том, что было написано имамом Ну'маном Хейр ад-Дин ибн аль-Алуси, да помилует его Аллах, в его полезной книге "Джаля аль-'Айнайн фи Мухакаматиль-Ахмадайн", имея ввиду Ахмада ибн Теймию и Ахмада ибн Хаджара аль-Хейтами, да смилуется Аллах над ними обоими.
Вы можете также посмотреть книгу "Да'ауа аль-Мунауи'ин ли Шейх аль-Ислам Ибн Теймия", которая является научным исследованием доктора Абд-Аллаха ибн Салиха аль-Гусуна.
В-пятых:
То, что говорится в вопросе о том, что Шейх аль-Ислам отклонился от правильной акыды и приписывал Аллаху, Свят Он и Велик, атрибутов Его созданий, то это явная подделка и вопиющая ложь против Шейха аль-Ислам и его манхаджа и акыды. Любой, кто прочитает его большие или малые работы поймет это. Среди этих текстов и правил, сослаться на все из которых будет слишком трудно здесь, не говорят уже о цитировании их, есть такие его слова:
«Ранние поколения этой уммы и ее имамы единогласны в том, что нет никого и ничего подобного Аллаху, будь то в Его сущности или Его атрибутах и Его действиях. Один из имамов сказал: «Тот, кто уподобил Аллаха творению — кафир, и любой, кто отрицает то, чем Аллах Сам Себя описал - кафир, и то, чем Аллах Сам Себя описал и чем описал Его Его Посланник, не является уподоблением" см. "Фатауа Шейх аль-Ислам", 2/126.
И он, да помилует его Аллах, сказал:
«Исчерпывающий ответ на все эти вопросов в том, что необходимо описывать Аллаха тем, чем Он Сам Себя описал, или чем Его Посланник описал Его, и так, как описали Его ранние поколения, и мы не должны выходить за рамки того, что сказано в Коране и хадисах.
Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Аллаха следует описывать только тем, чем Он Сам Себя описал или чем Его описал Его Посланник, и никто не должен выходить за рамки Корана и хадисов».
Манхадж саляфов заключался в том, чтобы описывать Аллаха так, как Он описал Себя и как Его посланник описал Его, не искажая и не отрицая и без вопросов «как» или уподобления Его созданиям. Мы знаем, что то, что Аллах приписал Себе — истина, и нет ничего загадочного и таинственного в этом, напротив смысл этого должен пониматься так, как Тот, Кто сказал это, хотел, чтобы мы понимали это, особенно учитывая то, что Тот, Кто сказал это — более знающий о том, что Он говорит, чем кто-либо из людей, и самый красноречивый и больше всех остальных способный объяснить то, что Он хотел объяснить, и самый быстрый в объяснении, определении и наставлении.
В добавок ко всему этому, нет ничего подобного Аллаху, будь то в Его священной сущности или в Его именах и атрибутах или действиях. Мы твердо верим в то, что он обладает реальной сущностью и что Он совершает реальные действия, и обладает реальными атрибутами, и нет ничего подобного Ему ни в сущности, ни в атрибутах ни в действиях. И всёо, что обязывает недостатки или то, что у Него есть начало, то Он далек от всего этого на самом деле, и о Нем следует думать как о совершенном в той мере, более которой нет совершенства. Он не имеет начала и Он не мог быть создан, потому что никогда не было времени, когда бы Он не существовал. Для всего сотворенного подразумевается наличие времени, когда оно не существовало, и творение требует творца, но Он существовал вечно.
Мнение саляфов — мнение умеренности, ни отрицание божественных атрибуты, ни уподобление Аллаха Его творениям. Они не уподобляют атрибуты Аллаха атрибутам Его творений, как они не уподобляют Его сущность сущности Его творений. Они не отрицают то, что Он приписал Самому Себе, или что Его Посланник приписал Ему, что приводит к отрицанию Его прекрасных имен и высочайших атрибутов и к перестановке слов от их мест и безбожии к именам и знамениям Аллаха.
И каждый из этих двух групп – уподобления и отрицание – обьединил в себе уподобление и отрицание. Что касается отрицающих, то они поняли из имен и качеств Аллаха только то, что подобает творениям, а затем поспешили отрицать то, что навоображали, собрав таким образом между отрицанием и уподоблением. Они снала уподобили, а затем начали отрицать. И это уподобление их для понимаемого из имен и качеств Аллаха, именам и качествам Его творений, и отрицание того, чего он заслуживает, Свят Он, из Имен и качеств, уместных для Аллаха, Свят Он и Велик"
См. "Фатауа Шейх аль-Ислам", 5/26-27.
Слов Шейха аль-Ислам по этому вопросу очень много, как мы уже сказали, но то, чего мы привели, достаточно инша Аллах.
И Аллах ведущий на прямой путь
Фетва с сайта шейха Мунаджида, 96323