Вход пользователя
20 Октября 2016
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
بسم الله الرحمن الرحيم
Отрицают ли сторонники Сунны и хадиса доводы разума?
Некоторые ашариты не понимают порицание саляфов и имамов на науку "аль-калям", по какой причине это было - и думают, что саляфы и имамы хадиса обобщенно отвергают доводы разума и аргументацию доводами разума против атеистов.
В результате у них рождается плохие мысли против саляфов и имамов, и они начинают думать, что они были невеждами-дервишами, которые сосредотачивались на поклонении, и не понимали ничего в науках и дискуссиях.
Затем, они видят в книгах шейх уль Ислама использование некоторых терминов науки «калям», и думают, что это противоречие самим себе, и начинают «уличать» сторонников Сунны, говоря: «Вы порицаете калям, а ваши книги переполнены калямом»
Поэтому, следует разьяснить этот момент, расставив точки над i: что такое калям, который порицали саляфы? Порицали ли они любую аргументацию доводами разума против атеистов и не-мусульман? Правда ли, что Ибн Теймия использовал калям?
Порицали ли саляфы и имамы использование доводов разума?
Каждый, у кого есть доля понимания от Аллаха – знает, что саляфы Уммы и ее имамы не порицали любое использование доводов разума в дискуссиях – однако использовали их полным и наилучшим использованием, доказывая свою правоту как против сект приписывающих себя к Исламу, так и против христиан и иудеев.
Как же они будут порицать использование доводов разума, когда сам Всевышний Аллах в Коране использовал их, для утверждения своего Господства и обязательности поклонения лишь Ему?
Сказал Аллах:
أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ
«Разве они созданы без Создателя, или же создали самих себя?»
«Ат-Тур», 34
Сказал Аллах:
لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا فَسُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ عَمَّا يَصِفُونَ
«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!»
«Аль-Анбия», 22
И таких аятов, где Всевышний Аллах аргументирует разумными доводами на свое существование и единственность, и на то, что только Он заслуживает поклонение – огромное количество, и данная краткая статья – не место их собирания и приведения
Точно также и имамы саляфы – они опровергали противоречащих как доводами Шариата, так и доводами разума
- Так, имам Ахмад в книге «Опровержение джахмитам и зиндыкам» опроверг джахмитов и безбожников доводами разума, обьяснив им несостоятельность их убеждений яркими примерами и исчерпывающими доводами
- Имам Малик написал большую книгу в опровержение кадаритам
- Также, когда Хафс аль-Фард написал книгу, защищающую Пророчество и доказывающую его истинность - он дал почитать ее имаму аш Шафии и имам аш Шафии одобрил ее – передал это имам аль Абурри с достоверным иснадом в книге «Манакиб аш Шафии», стр. 59
- Имам Усман Ибн Саид ад Дарими и имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма написали прекраснейшие книги о Таухиде, где опровергли отрицающих Качества Аллаха подобных джахмитам – как достоверными доводами Шариата, так и прекрасными доводами и аналогиями разума
- Также, имам Ибн Кутейба в своей книге «Тауиль мухталиф аль хадис» опроверг му’тазилитов, порочащих ряд хадисов Пророка (мир ему), и обьяснил их верное понимание и доказал его правильность доводами разума и Шариата
- Имам людей хадиса, Абу Зур’а ар-Рази, написал книгу «Даляиль ан-Нубува» (Доводы Пророчества) где аргументировал доводами разума и Шариата на истинность Пророчества
- Имам Ибн Джарир ат Табари писал об опровержении атеистам
И книг с таким названием «Даляиль ан-Нубувва» (Доводы пророчества) саляфы написали очень много, и среди них были как книги, содержавшие в себе лишь хадисы, указывающие на это, так и книги, в которых упоминались доводы разума
Книги с таким названием упоминаются в биографиях Абу Хатима ар-Рази, Абу Дауда ас-Сиджистани, Ибн Кутейбы, Ибрахима аль Харби, аль-Фирьяби, Ибн Аби Дунья, ат-Табарани, Ибн Шахина, Ибн Мандах, аль-Хакима, Абу Нуейма, Ибн Абдуль Барра, Абу Касима аль-Асбахани, и многих других имамов.
Что касается опровержения христианам и другим ложным религиям, то у имама саляфа Сахнуна аль-Малики были книги об опровержении христианам и батынитам, имам ат-Таламанки аль-Малики имел книгу об опровержении батынитам, и так далее
Поэтому, приписывание имамам Сунны и хадиса, что они были дервишами-аскетами, и ничего не понимали в опровержении атеистам, христианам, нововведенцам, и ничего не различали в доводах разума – пока не пришли ашариты и му’тазилиты и закрыли эту беззащитную границу Ислама – из самой большой лжи и тальбиса против не знающих истинное положение дел мусульман!
Однако саляфы Уммы и ее имамы опровергали противоречащих как достоверными доводами Шариата, так и верными, свободными от всяких недостаткой доводами разума – и не порицали использование любых доводов разума, и кто приписывает людям Сунны и хадиса что-либо подобное – тот либо невежда, либо клеветник
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
القول الذي حكاه عنهم لايعرف في الإسلام عالم معروف قال به ولا طائفة معروفة قالت به ولكن قد يقول بعض العوام قولا لا يفصح معناه وحجته يظن به مستمعه أنه يعتقد ذلك والتحقيق أن هذا النقل إنما نقلته المعتزلة ومن وافقهم عليه كهذا الرجل بطريق اللزوم لا أنهم سمعوه منه أو وجدوه مأثورًا عنهم وذلك أنهم يسمعون أهل الإيمان من أهل الحديث والسنة والجماعة والفقهاء والصوفية يقولون الكتاب والسنة وإذا تنازعوا في مسألة من موارد الشرع بين الأمة في مسائل الصفات أو القدر أو نحو ذلك قالوا بيننا وبينكم الكتاب والسنة فإذا قال لهم ذلك المنازع بيننا وبينكم العقل قالوا نحن مانحكم إلا بالكتاب والسنة ونحو هذا الكلام الذي هو حقيقة أهل الإيمان وشعار أهل السنة والجماعة وحلية أهل الحديث والفقه والتصوف الشرعي قالوا بموجب رأيهم يلزم من هذا أن تكون معرفة الله تعالى لاتحصل إلا بخبر الشارع إذا لم يكن للعقل مجال في إثبات المعرفة وهذا جهل منهم وقول بلا علم فإن أحدًا من هؤلاء لم يقل إن الله تعالى لايعرف إلا بمجرد خبر الشارع الخبر المجرد فإن هذا لايقوله عاقل فإن تصديق المخبر في قوله إنه رسول الله بدون المعرفة أنه رسول ممتنع ومعرفة أنه رسول الله ممن لايعرف أن الله موجود ممتنع فنقل مثل هذا القول عن طائفة توجد في الأمة أو عن عالم معروف في الأمة من الكذب البين وهو من جنس وضع الملاحدة للأحاديث المتناقضة على المحدثين ليشينوهم بذلك عند الجهال لكن من عموم المؤمنين أهل الحديث وغيرهم من لايحسن أن يجيب عما يورد عليه من الشبه أو من لا يحسن البيان عما انعقد في نفسه من البرهان واستقر عنده من الإيمان ولكن هذا لايبيح أن ينقل عنهم البهتان كيف وشعارهم الدعاء إلى الكتاب والسنة والقرآن مملوء من طريق تعريف الله تعالى لعباده بالأدلة الواضحة المعقولة والأمثال المضروبة التي هي القياسات العقلية ونحن قد بينا في غير هذا الموضع أن القرآن بين فيه أصول الدين في المسائل والدلائل على غاية الإحكام ونهاية التمام وأن خلاصة مايذكره أهل الكلام والفلسفة إنما هو بعض مابينه القرآن والحديث مع سلامة ذلك عما في كلامهم من التناقض والاختلاف واشتماله عما تقصر عنه نهايات عقولهم ومالايطمعون أن يكون من مدلولهم وبينا أن تعريف الشارع ودلالة الشرع ليس بمجرد الإخبار كما يظنه من يظن ذلك من أهل الكلام والفلسفة فإن مثل هذا الظن بالشارع هو الذي أوجب أن يلمزوا المؤمنين بما هو أولى وأحرى
«Слово, которое передал от сторонников Сунны Ибн Рушд – что истинность Посланничества не познается разумом, однако следует это принимать лишь когда услышал – не известно в Исламе ни одного признанного ученого или группы, чтобы они сказали его
Однако некоторые простолюдины могут сказать слово, смысл которого и довод он не может красноречиво обьяснить, и тот кто будет его слушать – подумает, что он убежден в отрицании доводов разума
На самом же деле – это мнение приписали сторонникам Сунны му’тазилиты, и те кто с ними согласен, и передали это мнение от них, посчитав, что это вытекает из их слов, но не слыша их самих чтобы они говорили так, или же оно упоминалось от них.
И это потому, что они услышали, как люди Имана из сторонников Сунны и хадиса, и факихов, и суфиев говорят: «Мы держимся за Коран и Сунну», и когда случается разногласие в Шариатских вопросах внутри Уммы, как вопросы предопределения или Сыфатов, они говорят: «Между нами и вами Коран и Сунна»
А если спорящий с ними скажет им: «Нет, между нами и вами – доводы разума»
Они отвечают: «Мы обращаемся за судом лишь к Корану и Сунне», и тому подобные слова, которые являются истинной сущностью Имана, и символом людей Сунны и Джамаата, и украшением людей хадиса и фикха и совпадающего с Шариатом суфизма
И тогда противоречащие им говорят: «Из вашего мнения вытекает, что познание Аллаха случается лишь посредством голого рассказа, раз разуму нет места в утверждении познания Аллаха»
И это их невежество и слово сказанное без знаний, ведь никто из людей Сунны не говорил, что о существовании Аллаха можно узнать лишь из голого рассказа Шариата – такого не скажет разумный человек!
Ведь чтобы поверить кому-то, говорящему, что он Посланник Бога, без того, чтобы познать сначала, что он Посланник – невозможно!
И познать, что это Посланник Господа, без того, чтобы познать, что Бог существует – также невозможно!
Поэтому, передача такого слова от группы из этой Уммы или от известного в Умме ученого – является ясной ложью, и это подобно лжи безбожников, которые сами выдумывали противоречащие друг другу хадисы, приписывали мухаддисам что они их передают, и порочили этим мухаддисов перед невеждами!
Однако, среди простых людей из сторонников хадиса и других – есть те, кто не умеет отвечать на все сомнения, которые против них приводят, или не может хорошо обьяснить доводы и убеждения, которые у него есть – однако это не делает дозволенным наговаривать на них клевету
Как так можно делать, когда их символом является призыв к Корану и Сунне, а Коран переполнен аятами, в которых Аллах дает ясные доводы разума на свое существование и приводит примеры и аналогии разума?!
И мы уже обьясняли в других местах, что в Коране разьяснены основы религии во всех вопросах и со всеми доводами – с предельной точностью и полнотой, и что доводы, упоминаемые людьми каляма и философии – это лишь часть аргументов Корана и хадиса – наряду с тем, что в Коране и хадисе нет противоречий и разногласий, которые есть у мутакаллимов и философов
И также мы разьяснили, что в Коране есть то, о чем и не мечтают их разумы при предельном напряжении
И мы уже разьяснили, что Шариат дал знать о существовании Аллаха не только лишь рассказом о Его существовании, как подумали об этом люди каляма и философии – (однако привёл доводы разума на это)
А эти их ложные помыслы о Шариате заставили их порочит верующих тем, к чему они сами ближе!»
Источник: «Баян тальбис аль джахмия», том 2, стр. 131-133
Таким образом, разьясняется что:
1. Имамы Сунны и хадиса не порицают аргументацию достоверными доводами разума, главные из которых – доводы разума, изложенные в Коране
2. Имамы Сунны и хадиса не говорят, что лишь как человек услышал про кого-то, что он – Посланник Аллаха, он должен моментально поверить ему, без того, чтобы познать на основе доводов разума и знамений, что он действительно Посланник Аллаха
И не говорят, что атеист должен познать, что Аллах существует, лишь на основе чьего-то слова ему о том, что Он существует, без того, чтобы доказать это ему на основе доводов разума и знамений Пророчества!!
Однако признают аргументацию против таких людей доводами разума, и делали это сами, написав об этом целые книги, и кто приписывает им обратное – то это величайшая клевета и ложь на них!
3. Имамы Сунны и хадиса имеют свои прекрасные труды опровергающие как псевдоисламские секты, так и другие религии, на основе доводов разума и Шариата
Причина порицания саляфами и имамами науки «калям»
И если это стало ясно, то возможно у тебя, читатель, напрашивается вопрос – почему же тогда саляфы порицали науку «калям», в то время как она – наука о доказывании основ вероубеждений доводами разума?
Будет отвечено: саляфы Уммы и имамы прямого пути порицали ее не потому, что она приводит доводы разума, как это подумали некоторые невежды – а потому, что она приводит ЛОЖНЫЕ доводы разума, взятые от основ древнегреческих философов, которые не признавали Пророчество, а признавали лишь существование Творца, который не описан ни одним Качеством
И эти ложные доводы разума – это доказательство существования Творца и созданности мира через субстанции (джавахир), акциденции (а’рад), тела (аджсам)
Тело – это нечто составное из частей
Акциденция – какое-то явление, возникающее после того, как его не было, и которое находится в теле или субстанции – например - цвет, запах, движение, покой, любовь, ненависть, жизнь, смерть.
Субстанция - это мельчайшая неделимая частица, которая занимает место в пространстве и является основой для акциденции.
Они говорят: «Всё, что приемлет акциденции - является созданным, поскольку акциденция появляется в телах и субстанциях после того, как ее не было, поэтому является созданной, поэтому данный мир, поскольку он примлет созданные акциденции – является созданным, ведь вечность и созданность не соберутся в одном»
Это очень краткая основа данного метода доказательства созданности мира, и все эти термины взяты от Аристотеля, так называемые «Аристотелевы категории», и они ими же пытаются спорить с ним!
Затем, люди этого каляма посмотрели на Качества Аллаха, которые пришли в Коране и Сунне, и увидели, что если они утвердят их, то по их методу, получится, что Аллах является созданным!!
Ведь слух, зрение, гнев, довольство, Возвышение, нисхождение к ближнему небу, и так далее – всё это является в нашем мире акциденциями и происшествиями, и если утвердить их для Аллаха – то это будет значить, что Аллах – созданное тело, ведь то, в чем происходят происшествия и куда попадают акциденции – является созданным и не совместимо с извечностью.
И люди каляма подумали, что они не смогут победить философов и атеистов, кроме как если они будут отрицать все Качества Аллаха, пришедшие в Коране и Сунне, и что если они признают их – то они либо должны будут признать извечность мира, либо созданность Всевышнего Аллаха
И это путь джахмитов и му’тазилитов – они не признают для Аллаха ни одного Качества
Потом пришли ашариты, и попытались собрать между этой дорогой – и между Кораном и Сунной, и сказали: «Мы утверждаем Аллаху некоторые Сыфаты – Зрение, Слух, и так далее, и утверждаем, что они хоть и являются акциденциями, существующими в телах в нашем мире – но не являются таковыми для Аллаха, потому что акциденция не может существовать в двух временных отрезках, Сыфаты же Аллаха извечны»
И они в результате этого признали некоторые Качества Аллаха, некоторые же другие Качества которые пришли в Коране и Сунне, что Аллах иногда делает так, иногда не делает так – разговаривает когда пожелает, гневается, когжа пожелает, доволен когда пожелает, восходит на Трон, когда пожелает, нисходит к небесам этого мира, когда пожелает – и так длаее – они стали отрицать, поскольку они, по их мнению, противоречат извечности
И му’тазилиты оспорили их в словах «акциденция не может существовать в двух временных отрезках», и утвердили, что она существует в двух временных отрезках, что ввело многих имамов ашаритов в сомнение касательно религии и растерянность, как это известно в словах ар Рази, аль Джувейни и им подобных – сильные сомнения в религии и беспомощность обосновать свои взгляды перед врагами Ислама.
И использование этого ложного древнегреческого метода, как можно видеть даже из данного краткого изложения – повлекло за собой сомнения в религии, споры и разногласия и обвинения, отрицание и искажение многих текстов Корана и Сунны – поэтому имамы прямого пути и имамы-саляфы и предостерегали от него, и обьявили его ложным, и запрещали его использовать, и называли его людей кафирами и зиндыками
Сказал алляма Абу Сулейман аль Хаттаби аш Шафии (319-388 г.х.) бывший большую часть жизни одним из имамов мутакаллимов, до тех пор, пока не покаялся от этого, и не написал отдельное послание, разьясняющее ложность их пути:
إن قال هؤلاء فإنكم قد أنكرتم الكلام ومنعتم استعمال أدلة العقول فما الذي تعتمدون في صحة أصول دينكم ومن أي طريق تتوصلون إلى معرفة حقائقها وقد علمتم أن الكتاب لم يعلم حقه والنبي لم يثبت صدقه إلا بأدلة العقول وأنتم قد نفيتموها قلنا إنا لاننكر أدلة العقول والتوصل بها إلى المعارف ولكن لانذهب في استعمالها إلى الطريقة التي سلكتموها في الاستدلال بالأعراض وتعلقها بالجواهر وانقلابها فيها على حدوث العالم وإثبات الصانع ونرغب عنها إلى ماهو أوضح بيانا وأبين برهانًا وإنما هو شيء أخذتموه عن الفلاسفة وإنما سلكت الفلاسفة هذه الطريقة لأنهم لايثبتون النبوات ولايرون لها حقيقة فكان أقوى شيء عندهم في الدلالة على إثبات هذه الأمور ماتعلقوا به من الاستدلال بهذه الأشياء فأما مثبتو النبوات فقد أغناهم الله تعالى عن ذلك وكفاهم كلفة المؤونة في ركوب هذه الطريقة المتعوجة التي لايؤمن العنت على راكبها والإبداع والانقطاع على سالكها وبيان ما ذهب إليه السلف من أئمة المسلمين في الاستدلال على معرفة الصانع وإثبات توحيده وصفاته وسائر ما ادعى أهل الكلام تعذر الوصول إليه إلا من الوجه الذي يذهبون إليه ومن الطريقة التي يسلكونها ويزعمون أن من لم يتوصل إليه من تلك الوجوه كان مقلدا غير موحد على الحقيقة هو أن الله تعالى لما أراد إكرام من هداه لمعرفته بعث رسوله محمدا صلى الله عليه و سلم بشيرا ونذيرا وداعيا إلى الله بإذنه وسراجا منيرا وقال له يا أيها الرسول بلغ ما أنزل إليك من ربك وإن لم تفعل فما بلغت رسالته وقال صلى الله عليه و سلم في خطبة الوداع وفي مقامات له شتى وبحضرته عامة أصحابه ألا هل بلغت وكان الذي أنزل إليه الوحي وأمر بتبليغه هم كمال الدين وتمامه لقوله تعالى اليوم أكملت لكم دينكم فلم يترك صلى الله عليه و سلم شيئا من أمر الدين قواعده وأصوله وشرائعه وفصوله إلا بينه وبلغه على كماله وتمامه ولم يؤخر بيانه عن وقت الحاجة إليه إذ لا خلاف بين فرق الأمة أن تأخير البيان عن وقت الحاجة لا يجوز بحال ومعلوم أن أمر التوحيد وإثبات الصانع لا تزال الحاجة ماسة إليه أبدا في كل وقت وزمان ولو أخر عنه البيان لكان التكليف واقعا بما لا سبيل للناس إليه وذلك فاسد غير جائز وإذا كان الأمر على ما قلناه وقد علمناه يقينا أن النبي صلى الله عليه و سلم لم يدعهم في أمر التوحيد إلى الاستدلال بالأعراض وتعلقها بالجواهر وانقلابها فيها إذ لا يمكن أحد من أصحابه من هذا النمط حرفا واحدا فما فوقه لا من طريق تواتر ولا آحاد علم أنهم قد ذهبوا خلاف مذهب هؤلاء وسلكوا غير طريقتهم ولو كان في الصحابة قوم يذهبون مذاهب هؤلاء في الكلام والجدال لعدوا في جملة المتكلمين ولنقل إلينا أسماء متكلميهم كما نقل أسماء فقهائهم وقرائهم وزهادهم فلما لم يظهر ذلك دل على أنه لم يكن لهذا الكلام عندهم أصل وإنما ثبت عندهم أمر التوحيد من وجوه
«И если они скажут: «Вы отвергаете калям, и запрещаете использовать доводы разума – тогда на что же вы опираетесь в достоверности основ вашей религии? И с какого пути вы узнаете их истинность, в то время как вы знаете, что неизвестна истинность Корана, и правдивость Пророка, кроме как посредством доводов разума – а вы их отрицаете!»
Мы ответим им – мы не отрицаем доводы разума, и следование им с целью достичь познания истинности религии, однако мы не считаем дозволенным использовать именно этот путь, которым вы идёте в аргументации – через акциденции, и их связь с субстанцией, и смену акциденций – что это довод на созданность мира и существование Творца.
Мы отворачиваемся от этого пути к тем путям, что яснее, и чей довод сильнее!
А этот путь является лишь вещью, которую вы взяли у философов, а ведь они пошли этим путём лишь потому, что не признавали Пророчества, и поэтому, самым сильным аргументом у них была данная дорога.
Те же, кто утверждает Пророчества – Аллах избавил их от трудности следования этой кривой дороге, при котором можно попасть в беду, и ввести нововведения, и дойти до обрыва.
И будет сказано в разьяснении той дороги которой пошли имамы мусульман из числа саляфов в аргументации на познание существования Творца и его Единства и Качеств и всего остального о чем заявили люди каляма, что невозможно добраться до этого, кроме как по их пути, и заявили, что кто не добрался до утверждения этих вещей по этому пути – будет слепым последователем и не будет истинным муваххидом – следующее:
Аллах когда хотел почтить наставленных на прямой путь познанием Себя – послал своего Пророка Мухаммада, мир ему, оповещающим и остерегающим, и призывающим к Аллаху, и светочем, и сказал ему: «О Посланник! Доноси то, что тебе ниспослано от Господа! И если ты не сделаешь этого, то ты не донес Его Послание!»
И сказал Пророк, мир ему, в своей хутбе в прощальном хаджже, когда с ним были почти все его сподвижники: «Ведь я донес!»
И ему было ниспослано Откровение, и ему было повелено доносить его, и оно было завершением религии и её полнотой, ведь Аллах сказал: «В этот день я завершил для вас вашу религию»
И Пророк, мир ему, не оставил ничего из дел религии и ее фундамента и основ и шариатских законов – кроме как обьяснил и донес наилучшим образом, и не задержал это разьяснение от времени, когда в нём есть нужда – ведь все группы в Умме единогласны что не разрешено задерживать разьяснение от времени, когда в этом есть нужда, ни в какой ситуации!
И известно, что Таухид, и существование Творца – в познании этого есть предельная нужда всегда, во все времена и эпохи – и если бы Пророк не стал бы разьяснять это своевременно – то люди были бы ответственны за то, что не могут познать и выполнить, а это не разрешено.
И раз это так – то ведь мы знаем с предельной убежденностью, что Пророк, мир ему, не призывал сподвижников познавать Единобожие через аргументацию акциденциями, и их связью с субстанцией, и тем что они сменяются одна за другой в субстанции – ведь ни один человек ни сможет передать ни от одного из сподвижников Пророка ни одной буквы об этом, не говоря уже о том, что больше буквы – ни по пути таватура, ни по иснаду «ахад».
Поэтому, становится известным, что сподвижники шли в познавании существования Творца и созданности мира другим путём, чем идут эти мутакаллимы
И если бы среди сподвижников была бы группа, которая идет этим путём в каляме и диспутах – то они бы считались мутакаллимами, и нам передали бы имена сподвижников-мутакаллимов, также, как передали имена сподвижников-аскетов, сподвижников факихов, сподвижников чтецов Корана
И раз такого нет – то это указывает, что у них не было основы этому каляму
Таухид же у них утверждался по другим путям. Среди них..»
Затем аль Хаттаби подробно упомянул доводы разума приведенные в Коране, а также чудеса Пророков
Источник: «Аль Гуньяту аниль калями уа ахлихи», 31-35
И это отличные слова, обьясняющие ложность данного пути, и позицию ахли-Сунна по отношению к доводам разума, и смотри также приложение к работе, где увидишь много подобных слов от саляфов Уммы и ее имамов.
Позиция Ибн Теймии
И если кто-то скажет: «Если вы так порицаете эту дорогу, почему же ваш авторитет Ибн Теймия использует ее термины в своих книгах?»
Будет отвечено:
Если мы хотим действительно разобраться в вопросе, нужно справедливо оценивать дорогу ваших оппонентов, и понимать их слова.
Шейх уль Ислам Ибн Теймия постоянно разьясняет запретность каляма, и то, что это нововведение приводящее к куфру и зиндычеству, приводя слова саляфов об этом и соглашаясь с ними
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
الذي اتفق سلف الأمة وأئمتها على ذمه وذم أصحابه والنهي عنه وتجهيل أربابه وتبديعهم وتضليلهم وهو هذه الطرق الباطلة التي بنوا عليها نفي الصفات والعلو والاستواء على العرش وجعلوا بها القرآن مخلوقا ونفوا بها رؤيةالله في الدار الآخرة وتكلمه بالقرآن وتكليمه لعباده ونزوله كل ليلة إلى سماء الدنيا ومجيئه يوم القيامة لفصل القضاء بين عباده فإنهم سلكوا فيه طرقا غير مستقيمة واستدلوا بقضايا متضمنة للكذب فلزمهم بها مسائل خالفوا بها نصوص الكتاب والسنة وصريح المعقول وكانوا جاهلين كاذبين ظالمين في كثير من مسائلهم ورسائلهم وأحكامهم ودلائلهم وكلام السلف والأئمة في ذلك مشهور وما من أحد قد شدا طرفا من العلم إلا وقد بلغه من ذلك بعضه لكن كثيرا من الناس لم يحيطوا علما بكثير من أقوال السلف والأئمة وقد أفرد الناس في ذلك مصنفات مثل أبي عبدالرحمن السلمي ومثل شيخ الإسلام أبي إسماعيل عبدالله بن محمد الأنصاري وسمى كتابه ذم الكلام وأهله
«Калям, на порицании коего, и порицании его приверженцев и запрете его, и считании заблудшими нововведенцами и невеждами его ученых были единогласны саляфы Уммы и ее имамы – это эти ложные пути, на которых они построили отрицание Качеств Аллаха, и Его Возвышенности, и Вознесения на Трон, и по причине которого стали называть Коран сотворенным, и по причине которого отрицали Видение Аллаха в Судный День, и отрицали, что Он произносил слова Корана, и что Он будет говорить со своими рабами, и что Он нисходит к ближнему небу каждую ночь, и что Он придет в Судный День чтобы судить между рабами.
И они пошли в этом каляме кривыми путями, и аргументировали предпосылками, содержащими в себе ложь - и из-за этого они высказали в некоторых вопросах мнения, которыми противоречили ясным текстам Корана и Сунны и ясным доводам разума – и стали лживыми несправедливыми невеждами во многих своих обсуждениях и книгах и хукмах и доводах
И слова саляфов и имамов о запрете и порицании каляма известны, и всякий, кто хотя бы немного занимался шариатскими знаниями – до него дошла часть их слов, однако многие люди не знают об многих словах саляфов и имамов
И о порицании каляма были даже написаны книги, как книга Абу Абдур Рахмана ас-Сулями и книга шейх уль Ислама Абу Исмаиля Абдуллаха Ибн Мухаммада аль-Ансари, которую он назвал: «Порицание каляма и людей каляма»
Источник: «Ас-Саваик аль-Мурсаля», 1267
И таких слов у него очень много
Тогда почему же шейх уль Ислам иногда использует их термины?
Он делает это потому, что это нововведение распространилось и охватило 99% занимавшихся шариатскими знаниями в его время – как и ашаритов, так и формально противоречащих им ханбалитов, и когда ситуация дошла до такой границы – недостаточно просто сказать, что это нововведение и саляфы так не делали, поскольку эти люди хоть и причисляют себя к Исламу, но уже не считаются с саляфами, имея плохое мнение о них и считая их невеждами – однако нужно опровергнуть это нововведение подробным опровержением – разьяснив как его нововведенность, так и его противоречие Шариату, так и его противоречие доводам разума, и верность позиции саляфов о его запрете.
И шейх уль Ислам прекрасно выполнил это – овладев терминами этой лженауки и поняв ее лучше самих мутакаллимов – и разьяснив ее противоречие как Шариату, так и разуму, в отдельных длинных прекрасных трудах
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وإذا أنعم النظر تبين له أنه كلما ازداد تصديقاً لمثل هذا الكلام ازداد نفاقاً ورداً لما جاء به الرسول، وكلما ازداد معرفة بحقيقة هذا الكلام وفساده ازداد إيماناً وعلماً بحقيقة ما جاء به الرسول، ولهذا قال من قال من الأئمة: (قل أحد نظر في الكلام إلا تزندق وكان في قلبه غل على أهل الإسلام) بل قالوا: (علماء الكلام زنادقة) .ولهذا قيل: إن حقيقة ما صنفه هؤلاء في كتبهم من الكلام الباطل المحدث المخالف للشرع والعقل هو: ترتيب الأصول في تكذيب الرسول، ومخالفة صريح المعقول وصحيح المنقول، ولولا أن هؤلاء القوم جعلوا هذا علماً مقولاً وديناً مقبولاً، يردون به نصوص الكتاب والسنة، ويقولون: إن هذا هو الحق الذي يجب قبوله، دون ما عارضه من النصوص الإلهية والأخبار النبوية، ويتبعهم على ذلك من طوائف أهل العلم والدين ما لا يحصيه إلا الله: لاعتقادهم أن هؤلاء أحذق منهم وأعظم تحقيقاً، لميكمن بنا حاجة إلى كشف هذه المقالات
«Тот, кто хорошо рассмотрит этот вопрос – разьяснится ему, что всякий раз, когда человек будет больше верить в этот калям – увеличится его нифак и отвержение того, с чем пришёл Посланник – и что всякий раз, когда человек будет больше знать о порочности этого каляма и его сущности – он увеличится Иманом и знанием о том, с чем пришёл Посланник.
И поэтому сказали многие имамы: «Всякий, кто смотрит в калям, становится зиндыком, и в его сердце появляется злоба против людей Ислама»
И имамы даже сказали: «Ученые каляма являются зиндыками»
И поэтому будет сказано – сущность книг, которые написали эти люди по методу ложного нововведенческого противоречащего Шариату и разуму каляма – это упорядочивание основ с целью выставления лжецом Пророка, и противоречия ясному разуму и достоверному Шариату
И если бы эти люди не сделали бы всё это знанием, и принимаемой религией, которой они опровергают ясные тексты Корана и Сунны, и говорят: «Именно это является истиной, которую обязательно принять, а не противоречащие этому божественные тексты и Пророческие хадисы», и за ними в этом последовали большие группы людей знания и религии – так как думают, что они умнее и большие специалисты – то у нас не было бы нужды разоблачать эти слова»
Источник: «Дар ат тааруд», 2/207
Более того, шейх уль Ислам Ибн Теймия, этот гений, исправил эту их дорогу, обьяснив, как аргументировать ей так, чтобы это не противоречило Шариату и разуму, и не принуждало отрицать Качества Аллаха – хоть и все равно она даже при этом в ней не будет большой нужды, по причине того, что хватает других путей, пришедших в Коране и более ясных, и она не будет из основ религии, которые каждый должен знать – как ложно утверждают мутакаллимы.
Заключение
1. Сподвижники, табиины, саляфы, имамы Сунны и хадиса не отвергают доводы разума, и аргументацию на истинность Ислама достоверными доводами разума
2. В то же время, они порицали аргументацию в этом разделе адаптированной древнегреческой философией, противоречащей Пророчеству, и несущей в себе ложные основы, вынуждающие к отрицанию многих текстов Корана и Сунны
3. Шейх уль Ислам Ибн Теймия абсолютно не признавал данную дорогу правильной, однако разговаривал ее терминами в диспутах с ее людьми, подробно разьясняя ее ложность как со стороны разума, так и со стороны Шариата.
Аллах же знает лучше
(см. также приложение)
Приложение: слова саляфов Уммы и поздних ученых о науке калям
Имам Мухаммад Ибн Идрис аш-Шафии
Сказал имам аш Шафии в своей книге "Аль-Мабсут", в разделе "Аль-Васыя":
"Если какой-то человек завещал другому свои книги в областях знания, и среди его книг увидели книги каляма - то они не входят в завещание, потому что книги каляма не относятся к книгам знаний"
Источник: "Аль худжжа аля тарик аль махаджжжа", 211
Сказал имам Ибн Аби Хатим ар Рази:
ثنا أَبِي، قَالَ سَمِعْتُ يُونُسَ بْنَ عَبْدِ الأَعْلَى رَحِمَهُ اللَّهُ، قَالَ: قُلْتُ لِلشَّافِعِيِّ: تدري يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ مَا كَانَ يَقُولُ فِيهِ صَاحِبُنَا؟ أُرِيدُ اللَّيْثَ َأَوْ غَيْرِهِ، كَانَ يَقُولُ: لَوْ رَأَيْتَهُ يَمْشِي عَلَى الْمَاءِ، يَعْنِي: صَاحِبَ الْكَلامِ لا تَثِقْ بِهِ أَوْ لا تَغْتَرَّ بِهِ، وَلا تُكَلِّمْهُ ".قَالَ الشَّافِعِيُّ: فَإِنَّهُ وَاللَّهِ قَدْ قَصَّرَ إِنْ رَأَيْتَهُ يَمْشِي فِي الْهَوَاءِ، فَلا تَرْكَنْ إِلَيْهِ
"Рассказал мне мой отец (Абу Хатим ар Рази), что он слышал Юнуса Ибн Абдуль А'ля как тот сказал: "Я сказал аш Шафии: "Ты знаешь о Абу Абдуллах что говорил наш учитель?" - имея ввиду Лейса Ибн Са'да. "Он говорил: "Если бы ты увидел мутакаллима который идет по воде, то не доверяй ему, и не обольщайся им, и не разговаривай с ним"
Аш Шафии сказал услышав это: "Клянусь Аллахом, он допустил послабление. А я говорю: "Даже если бы ты увидел мутакаллима идущим в воздухе, то не доверяй ему и не склоняйся к нему!"
Источник: "Адаб аш шафии уа манакибуху", 141, иснад достоверен
Сказал Юнус Ибн Абдуль'Аля ученик имама аш Шафии:
سمعت الشافعي يقول رأيي ومذهبي في أهل الكلام أن يجلسوا على الجمال ويطاف بهم في العشائر والقبائل ينادى عليهم هذا جزاء من ترك الكتاب والسنة وأخذ في الكفر
"Я слышал как аш Шафии сказал: "Мое мнение, и мой мазхаб о людях каляма - что их сажают привязанными на верблюда и обходят с ними племена и роды крича: "Это воздаяние тому кто оставил Коран и Сунну и занялся куфром!"
Источник: "Тарих Джуджан", 140, с достоверным иснадом
Сказал имам Абу Бакр Ибн аль Мунзир:
وأما الشافعي فكان يذم الكلام ذما شديدا
"Что же касается аш Шафии, то он порицал калям крайне сильным порицанием.."
Затем передал от своего шейха Раби Ибн Сулеймана, ученика аш Шафии, много высказываний аш Шафии с порицанием каляма.
Источник: "Аль Авсат", 13/519
И риваяты от аш Шафии об этом крайне многочисленны, и приведенного хватит чтобы указать на остальное – а кто хочет, может вернуться к книгам «Манакиб аш Шафии» и его биографии в «Хильятуль Авлия»
Имам Ахмад Ибн Ханбаль
Сказал имам аль-Халляль: "Рассказал нам аль-Марузи: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Кто занимается калямом, не преуспеет. Кто будет заниматься калямом, обязательно впадёт в джахмизм".
Рассказал нам Ханбаль, что имам Ахмад сказал: «Мы застали людей на том, что они не знали всего этого, и сторонились приверженцев каляма. Я не видел никого, кто стал бы изучать калям, и ему понравился бы он – и он бы преуспел. Потому что калям выводит их к ужасным вещам. Однажды приверженцы каляма стали говорить, и стали аргументировать тем, что не выдержит ни мое сердце, ни мой язык, даже передавать!"
И сказал аль-Маймуни: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Калям всегда был порицаемым у людей блага!"
Сказал также Абу Бакр Ибн Аби Дауд: "Рассказал нам Муса Ибн Имран аль-Асбахани, что он слышал Ахмада Ибн Ханбаля, как тот сказал: "Не сидите с приверженцами каляма, даже если они будут защищать Сунну!"
Источник: «Тарих аль-Ислам», аз Захаби, биография Ахмада, все это достоверно
И высказываний Ахмада об этом огромное множество, и нет смысла удлинять, приводя их все.
Имам Малик Ибн Анас
Сказал аш Шафии:
سئل مالك عن الكلام في التوحيد. قال مالك: محال أن يظن بالنبي - صلى الله عليه وسلم - أنه علم أمته الاستنجاء، ولم يعلمهم التوحيد، فالتوحيد ما قاله النبي - صلى الله عليه وسلم -: "أمرت أن أقاتل الناس حتى يقولوا لا إله إلّا الله، فإذا قالوها عصموا مني دماءهم وأموالهم إلا بحقها، وحسابهم على الله" فما عصم به الدم والمال فهو حقيقة التوحيد
«Когда Малика спросили о каламе с целью изучения Таухида, он ответил:
«Невозможно, чтобы посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обучил свою Умму тому, как очищаться после справления нужды, но не научил её единобожию.
Единобожие же заключено в следующих словах пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: Ля иляха илля-Ллах»
(Далее имам Малик сказал): «И то, посредством чего имущество и жизнь защищены – лишь оно и есть суть единобожия»
Источник: «Замм аль-Калям»
Имам Абдуррахман бин Махди сказал:
دخلت على مالك وعنده رجل يسأله عن القرآن، فقال: لعلك من أصحاب عمرو بن عبيد، لعن الله عَمْرًا فإنه ابتدع هذه البدع من الكلام، ولو كان الكلام علمًا لتكلم فيه الصحابة والتابعون، كما تكلموا في الأحكام والشرائع، ولكنه باطل يدل على باطل".
«Я зашёл к Малику, когда у него находился какой-то мужчина, задававший ему вопросы, и он спросил его, сотворен ли Коран. И Малик спросил его: «Должно быть, ты из числа последователей Амра бин Убайда? Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он ввёл в религию эту ересь (бид’а), относящуюся к каламу. Если бы калям был бы знанием - то говорили бы им сподвижники и табиины также как говорили про шариатские законоуложения, однако калям это батыль, указывающий на батыль»
Источник: «Замм аль-Калям»
Сказал имам Малик:
مَنْ طَلَبَ الدِّينَ بِالْكَلَامِ تَزَنْدَقَ
«Кто будет искать (истинность) религии через калям – станет зиндыком»
Источник: «Замм аль-калям»
Абу Ханифа и Абу Юсуф, имамы сторонников суждений по своим мнениям
Сказал Абу Юсуф:
مَنْ طَلَبَ الدِّينَ بِالْكَلَامِ تَزَنْدَقَ
«Кто будет искать (истинность) религии через калям – станет зиндыком»
Сказал Нух аль-Джами:
قُلْتُ لِأَبِي حَنِيفَةَ مَا تَقُولُ فِيمَا أَحْدَثَ النَّاسُ مِنَ الْكَلَامِ فِي الْأَعْرَاضِ وَالْأَجْسَامِ فَقَالَ مقَالَاتُ الْفَلَاسِفَةِ عَلَيْكَ بِالْأَثَرِ وَطَرِيقَةِ السَّلَفِ
«Я сказал Абу Ханифе: «Что ты скажешь насчёт того, что ввели люди из каляма про акциденции и тела?»
Он ответил: «Это убеждения философов, держись за асар и дорогу предшественников»
Источник: «Замм аль-калям»
Имам Ибн Сурейдж аш-Шафии (249-306 г.х.)
Сказал имам шафиитов, прозванный "вторым аш Шафии", Абу аль-Аббас ас-Сурейдж (ум. 310 г.х.), когда его спросили о том, что такое таухид:
توحيد أهل العلم وجماعة المسلمين: أشهد أن لا إله إلا الله، وأن محمداً رسول الله، وتوحيد أهل الباطل الخوض في الأعراض والأجسام وإنما بعث النبي - صلى الله عليه وسلم - بإنكار ذلك
"Таухид ученых и мусульман - свидетельство что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха. А "таухид" людей лжи - рассуждения об явлениях (а'рад) и телах (аджсам), и Пророк был послан лишь с порицанием этого"
Источник: "Замм аль-Калям", 4/385
Имам Исфараини аш Шафии (275-370 г.х.)
Сказал аль-Аш’ас:
قال رجل لبشر بن أحمد أبي سهل الإسفرائيني: إنما أتعلم الكلام لأعرف به الدين. فغضب، وسمعته قال: أو كان السلف من علمائنا كفارًا
«Сказал один человек Бишру Ибн Ахмаду Абу Сахлю аль-Исфараини: «Я изучаю калям лишь для того, чтобы познать с его помощью (истинность) своей религии»
И Бишр разгневался и сказал: «А что, наши ученые саляфы были кафирами?!»1
Источник: «Замм аль Калям»
Имам Ас-Сам’ани аш Шафии (426-489 г.х.)
Сказал большой имам шафиитов, Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани:
الأصل الذي يؤسسه المتكلمون والطريق الذي يجعلونه قاعدة علومهم من لم يحكم هذا الأصل لم يمكنه إثبات حدث العالم وذلك مسألة العرض والجوهر وإثباتهما فإنهم قالوا إن الأشياء لا تخلو من ثلاثة أوجه إما أن يكون جسما أو عرضا أو جوهرا فالجسم ما اجتمع من الافتراق والجوهر ما احتمل الأعراض والعرض ما لا يقوم بنفسه وإنما يقوم بغيره وجعلوا الروح من الأعراض وردوا أخبار رسول الله صلى الله عليه وسلم في خلق الروح قبل الجسد لأنه لم يوافق نظرهم وأصولهم واختراعهم وردوا خبره صلى الله عليه وسلم في خلق العقل قبل الخلق وإنما ردوا هذه الأخبار لأن العقل عندهم عرض كالروح والعرض لا يقوم بنفسه فردوا الأخبار بهذا الطريق وكذلك ردوا الخبر الذي روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أن الموت يذبح على الصراط لأن الموت عرض لا ينفرد بنفسه فهذا أصلهم الثاني الذي أدى إلى رد الأخبار الثابتة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ومثل هذا كثير يأتي بيانه ولهذا قال بعض السلف إن أهل الكلام أعداء الدين لأن اعتمادهم على حدسهم وظنونهم وما يؤدي إليه نظرهم وفكرهم ثم يعرضون عليه الأحاديث فما وافقه قبلوه وما خالفه ردوه وأما أهل السنة سلمهم الله فإنهم يتمسكون بما نطق به الكتاب ووردت به السنة ويحتجون له بالحجج الواضحة والدلائل الصحيحة على حسب ما أذن فيه الشرع وورد به السمع ولا يدخلون بآرائهم في صفات الله تعالى ولا في غيرها من أمور الدين وعلى هذا وجدوا سلفهم وأئمتهم ردوه وأما أهل السنة سلمهم الله فإنهم يتمسكون بما نطق به الكتاب ووردت به السنة ويحتجون له بالحجج الواضحة والدلائل الصحيحة على حسب ما أذن فيه الشرع وورد به السمع ولا يدخلون بآرائهم في صفات الله تعالى ولا في غيرها من أمور الدين وعلى هذا وجدوا سلفهم وأئمتهم
«Основа, которую основали мутакаллимы, и путь, который они сделали фундаментом своих наук, и который кто не освоил – тот не сможет доказать сотворенность мира (по их заявлению) – это вопрос акциденций и субстанций и их утверждения.
Они сказали: «Вещи могут быть либо телом, либо акциденцией, либо субстанцией
Тело – это то, что собралось после разрозненности, субстанция это то, что несет в себе акциденции, а акциденция – то, что не может быть само по себе, однако существует в чём то другом.
И они назвали душу акциденцией, и отвергли хадисы Пророка про то, что душа была сотворена до тела, потому что эти хадисы не соглашаются с их основами и анализом и нововведением
Также они отвергли хадисы про то, что разум был сотворен до остальных творений
И они отвергли эти хадисы, поскольку разум – это акциденция по их мнению, как и душа, а акциденция не может быть сама по себе – поэтому они отвергли хадисы из-за этого пути.
Также они отвергли хадис Пророка про то, что смерть будет зарезана на мосте через Джаханнам, потому что смерть – это акциденция, а акциденция не может существовать самостоятельно.
Это – их вторая основа, которой они отвергли достоверные хадисы Посланника Аллаха, и подобного много.
И поэтому сказали некоторые саляфы: «Люди каляма – враги религии»
И это потому, что они опираются на свои домыслы, и догадки, и то, к чему приводит анализ их зарума, а затем сравнивают хадисы с этим, и что соглашается с этим – принимают, а хадисы которые не соглашаются с этим – отвергают
Сторонники Сунны же крепко держатся за то, что сказал Коран и с чем пришла Сунна, и аргументируют в пользу этого ясными доводами и достоверными доказательствами по мере разрешенного Шариатом, и которые пришли в Шариате – и не входят со своими мнениями в разговор про Качества Аллаха, и другие вопросы религии – и на этом они застали своих саляфов и имамов»
И сказал он также про путь акциденций:
هذا طريق محدث مخترع لم يكن عليه رسول الله صلى الله عليه وسلم ولا أصحابه رضي الله عنهم وسلوكه يعود عليهم بالطعن والقدح ونسبتهم إلى الجهل وقلة العلم في الدين
«Этот путь нововведенный, на котором не был Посланник Аллаха и его сподвижники, и следование по нему приводит к порочению сподвижников и считанию их невеждами мало знавшими о религии»
Источник: «Аль-Интисар ли асхаб аль хадис», 68 -70
Имам Ибн Хувейз аль-Миндад аль-Малики (ум. 390 г.х.) и хафиз Ибн Абдуль Барр аль-Малики (368-463 г.х.):
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:
" قَالَ أَبُو عُمَرَ: «أَجْمَعَ أَهْلُ الْفِقْهِ وَالْآثَارِ مِنْ جَمِيعِ الْأَمْصَارِ أَنَّ أَهْلَ الْكَلَامِ أَهْلُ بِدَعٍ وَزَيْغٍ وَلَا يُعَدُّونَ عِنْدَ الْجَمِيعِ فِي طَبَقَاتِ الْفُقَهَاءِ، وَإِنَّمَا الْعُلَمَاءُ أَهْلُ الْأَثَرِ وَالتَّفَقُّهِ.. وَقَالَ فِي كِتَابِ الشَّهَادَاتِ فِي تَأْوِيلِ قَوْلِ مَالِكٍ: لَا تَجُوزُ شَهَادَةُ أَهْلِ الْبِدَعِ وَأَهْلِ الْأَهْوَاءِ قَالَ: أَهْلُ الْأَهْوَاءِ عِنْدَ مَالِكٍ وَسَائِرِ أَصْحَابِنَا هُمْ أَهْلُ الْكَلَامِ فَكُلُّ مُتَكَلِّمٍ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْأَهْوَاءِ وَالْبِدَعِ أَشْعَرِيًّا كَانَ أَوْ غَيْرَ أَشْعَرِيٍّ وَلَا تُقْبَلُ لَهُ شَهَادَةٌ فِي الْإِسْلَامِ وَيُهْجَرُ وَيُؤَدَّبُ عَلَى بِدْعَتِهِ، فَإِنْ تَمَادَى عَلَيْهَا اسْتُتِيبَ مِنْهَا " قَالَ أَبُو عُمَرَ: «لَيْسَ فِي الِاعْتِقَادِ كُلِّهِ فِي صِفَاتِ اللَّهِ وَأَسْمَائِهِ إِلَّا مَا جَاءَ مَنْصُوصًا فِي كِتَابِ اللَّهِ أَوْ صَحَّ عَنْ رَسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ أَجْمَعَتْ عَلَيْهِ الْأُمَّةُ وَمَا جَاءَ مِنْ أَخْبَارِ الْآحَادِ فِي ذَلِكَ كُلِّهِ أَوْ نَحْوِهِ يَسْلَمُ لَهُ وَلَا يُنَاظَرُ فِيهِ»
"Единогласны люди фикха и последователи асара, со всех стран, на том, что приверженцы каляма – приверженцы нововведений и заблуждений, и никто из ученых не считает их факихами. А учеными являются лишь мухаддисы и факихи..
Сказал Ибн Хувейз аль-Миндад в разделе о свидетельствах толкуя слово Малика: «Не разрешено свидетельство приверженцев нововведений и страстей», сказал: "Люди страстей у Малика, и всех наших ученых – это последователи каляма. И каждый мутакаллим – приверженец нововведений и страстей, все равно, ашаритом он является, или не ашаритом. И не принимается от него свидетельство в Исламе, и покидается он, и наказывается за свое новшество, а если упорствует в нём то требуется с него покаяние (а иначе убивается)"
Скажу: Нет в вероубеждениях в Качествах Аллаха и Его Именах ничего, кроме того, что пришло прямым текстом в Книге Аллаха, или достоверно от Посланника Аллаха, мир ему, или обьединилась на этом Умма. И то, что пришло касательно этого, и подобного этому, в сообщениях аль-ахад – покоряются этому и не спорят в этом»
Источник: «Джамиу баян аль ильм уа фадлихи», 2/942
Сказал хафиз Абу Умар Ибн Абдуль Барр аль-Малики (368-463 г.х.):
مَنْ نَظَرَ إِلَى إِسْلَامِ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ وَطَلْحَةَ وَسَعْدٍ وَعَبْدِ الرَّحْمَنِ وَسَائِرِ الْمُهَاجِرِينَ والأنصار وجميع الْوُفُودِ الَّذِينَ دَخَلُوا فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا علم أن الله عز وجل لم يعرفه وَاحِدٌ مِنْهُمْ إِلَّا بِتَصْدِيقِ النَّبِيِّينَ بِأَعْلَامِ النُّبُوَّةِ وَدَلَائِلِ الرِّسَالَةِ لَا مِنْ قِبَلِ حَرَكَةٍ وَلَا مِنْ بَابِ الْكُلِّ وَالْبَعْضِ وَلَا مِنْ بَابِ كَانَ وَيَكُونُ وَلَوْ كَانَ النَّظَرُ فِي الْحَرَكَةِ وَالسُّكُونِ عَلَيْهِمْ وَاجِبًا وَفِي الْجِسْمِ وَنَفْيِهِ وَالتَّشْبِيهِ وَنَفْيِهِ لَازِمًا مَا أَضَاعُوهُ وَلَوْ أَضَاعُوا الْوَاجِبَ مَا نَطَقَ الْقُرْآنُ بِتَزْكِيَتِهِمْ وَتَقْدِيمِهِمْ وَلَا أَطْنَبَ فِي مَدْحِهِمْ وَتَعْظِيمِهِمْ وَلَوْ كَانَ ذَلِكَ مِنْ عَمَلِهِمْ مَشْهُورًا أَوْ مِنْ أَخْلَاقِهِمْ مَعْرُوفًا لَاسْتَفَاضَ عَنْهُمْ وَلَشَهَّرُوا بِهِ كَمَا شَهَّرُوا بِالْقُرْآنِ وَالرِّوَايَاتِ
"Кто посмотрит на Ислам Абу Бакра и Умара, Усмана и Али, Тальхи и Сада Ибн Аби Ваккаса, и Абдур Рахмана Ибн Ауфа, и всех мухаджиров и ансаров, и всех делегаций, что прибывали к Посланнику Аллаха и входили в религию Аллаха толпами - узнает, что абсолютно все они познавали Аллаха лишь веруя Пророку, посредством доводов Посланничества и признаков Пророчества - а не со стороны движения и покоя, и целого и частичного, того что было и есть.
И если бы анализ движения и покоя, в тело и отрицание телесности, в уподобление и его отрицание был бы на них обязательным - то они бы не оставили его, ведь если бы они все оставили обязательство (уаджиб) - то тогда бы Коран не похвалил бы их, и не поставил бы их выше всех других, и не было бы ниспослано много аятов о похвале сподвижников и их возвеличивании!
И если бы вхождение во все эти вещи было бы известным из наук сподвижников, и известным из их черт поведения - то это обязательно было бы очень обильно передано от них, и они бы распространили это также, как распространили Коран и хадисы Пророка"
Источник: "Ат Тамхид", 7/152
Ибн Акыль аль-Ханбали (431 – 513 г.х.)
Сказал Абу аль Фарадж:
قال رجل لابن عقيل ترى لي أن أقرأ علم الكلام ؟ فقال : الدين النصيحة أنت الآن على ما بك مسلم سليم وإن لم تنظر في الجزء وتعرف الصفرة ولا عرفت الخلا والملا والجوهر والعرض وهل يبقى العرض زمانين ؟ وهل القدرة مع الفعل أو قبله ؟ وهل الصفات زائدة على الذات ؟ وهل الاسم عين المسمى أو غيره ؟ وإني أقطع أن الصحابة رضي الله عنهم ماتوا وما عرفوا ذلك ، فإن رأيت طريقة المتكلمين أجود من طريقة أبي بكر وعمر فبئس الاعتقاد ، وقد أفضى علم الكلام بأربابه إلى الشكوك
«Один человек сказал Ибн Акылю: «Как думаешь, мне начать читать науку каляма?»
Ибн Акыль сказал: «Религия – это искренний совет.
Ты сейчас, при всех твоих минусах, здравый муслим, хоть ты и не анализировал части, и не познал пустоту и заполненность, акциденции и субстанции, и бывает ли акциденция в двух временных отрезках?
И появляется ли способность в момент действия или до него? И Качества дополнительны к Сущности или нет? И имя это наименованное или нет?
И я категорично заявляю, что сподвижники – да будет доволен ими Аллах – умерли, не зная этого.
И если ты считаешь что путь мутакаллимов лучше пути Абу Бакра и Умара – то сколь же плохо это убеждение!
И наука каляма привела его ученых к сомнению в религии»
Источник: «Аль Адаб аш-Шар’ия»
Примечание: сам Ибн Акыль большую часть своей жизни был мутакаллимом, и ты найдешь в следующих словах Ибн Кудамы порицание его за это. Однако, он вернулся в конце жизни к чистой Сунне, как передал шейх уль Ислам Ибн Теймия
Имам ат-Тейми аль-Асбахани аш Шафии (457-535 г.х.)
Сказал имам ат Тейми аль-Асбахани аш Шафии, один из великих шафиитских имамов, названный муджаддидом своего века:
أنكر السلف الكلام في الجواهر والأعراض
"Порицали саляфы калям о субстанциях и акциденциях"
Источник: "Аль Худжжа фи баян аль махаджжа", 1/110
Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (541 – 620 г.х.)
Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси описав достоинства людей Сунны:
أما هُوَ حزبه من أهل الْكَلَام فَمَا ذكرهم إِلَّا ذمهم والتحذير مِنْهُم والتنفير من مجالستهم وَالْأَمر بمباينتهم وهجرانهم وَترك النّظر فِي كتبهمْ لَا يثبت لأحد مِنْهُم قدم فِي الْولَايَة وَلَا يقوم لَهُم فِي الصَّالِحين راية وَلَا يكون لأحد مِنْهُم كَرَامَة وَلَا يرَوْنَ رَبهم فِي الْآخِرَة وَلَا كرامه يكذبُون بكرامات الصَّالِحين وَيُنْكِرُونَ نعْمَة الله على عباده الْمُؤمنِينَ فهم فِي الدُّنْيَا ممقوتون وَفِي الْآخِرَة معذبون لَا يفلح مِنْهُم أحد وَلَا يوفق لاتباع رشد قَالَ الإِمَام أَحْمد لَا يفلح صَاحب كَلَام أبدا وَلَا يرى أحد نظر فِي الْكَلَام إِلَّا فِي قلبه دغل وَقَالَ الإِمَام الشَّافِعِي مَا ارتدى أحد بالْكلَام فأفلح وَقَالَ حكمي فِي أهل الْكَلَام أَن يضْربُوا بِالْجَرِيدِ وَيُطَاف بهم فِي العشائر والقبائل وَيُقَال هَذَا جَزَاء من ترك الْكتاب وَالسّنة وَأخذ فِي الْكَلَام وَقَالَ أَبُو يُوسُف من طلب الْعلم بالْكلَام تزندق وَقَالَ أَبُو عمر بن عبد الْبر أجمع أهل الْفِقْه والْآثَار من جَمِيع أهل الْأَمْصَار أَن أهل الْكَلَام أهل بدع وزيغ لَا يعدون عِنْد الْجَمِيع فِي طَبَقَات الْعلمَاء وَإِنَّمَا الْعلمَاء أهل الْأَثر والمتفقه فِيهِ وَقَالَ أَحْمد بن إِسْحَاق الْمَالِكِي أهل الْأَهْوَاء والبدع عِنْد أَصْحَابنَا هم أهل الْكَلَام فَكل مُتَكَلم من أهل الْأَهْوَاء والبدع أشعريا كَانَ أَو غير أشعري لَا تقبل لَهُ شَهَادَة ويهجر ويؤدب على بدعته فَإِن تَمَادى عَلَيْهَا استتيب مِنْهَا وذم أهل الْكَلَام كثير وَابْن عقيل من أهل الْكَلَام وَهُوَ فِي هَذِه الْحَالة ينصر مَذْهَبهمفَلذَلِك تكلمنا عَلَيْهِ وَذكرنَا عيوبه لدُخُوله فِي جُمْلَتهمْ ودعايته إِلَى طريقهم
"Что же касается Ибн Акыля и его банды из людей каляма, то никто не упоминает их кроме как порицая, и предостерегая от них, и запрещая общаться с ними, и приказывая отдаляться от них и бойкотировать их, и оставлять чтение их книг.
И нету ни у одного из них степени валия, и не поднимается ни у одного из них среди праведников знамя, и не бывает ни у одного из них карамата, и они не увидят своего Господа в будущей жизни, и нет им никакого почета!
Они считают ложью караматы праведников, и отрицают милость Аллаха к своим рабам.
И они ненавидимы в этой жизни, а в будущей будут подвергатсья мучению.
И не преуспеет ни один из них, и не будет наставлен на следование благоразумию!
Сказал имам Ахмад: "Никогда не преуспеет приверженец каляма! И всякий, кто считает дозволенным изучать калям - в его сердце испорченность"
И сказал имам аш Шафии: "Нет ни одного, кто занимался бы калямом, и преуспел"
И сказал имам аш Шафии: "Мой хукм насчет людей каляма - бить их розгами, и обьезжать с ними племена и роды, оглашая: "Это воздаяние тому кто оставил Коран и Сунну и занялся калямом"
И сказал Абу Юсуф: "Кто будет требовать знания через калям - станет зиндыком"
И сказал Абу Умар Ибн Абдуль Барр: "Единогласны люди фикха и асара, во всех странах и землях, на том что люди каляма - люди нововведения и заблуждения, и они по единогласному мнению не считаются из числа ученых. А учеными считаются лишь люди асара и фикха основанного на асарах"
И сказал Ахмад Ибн Исхак аль-Малики: "Приверженцами нововведений у всех наших ученых маликитов считаются люди каляма. И каждый мутакаллим - является из приверженцев нововведений и заблуждений, ашаритом он будь или не ашаритом. И не принимается ни у одного из них свидетельство, и обязательно бойкотировать их и наказывать за их нововвеение, а если они упираются на нем - то следует призывать их на суд и требовать у них покаяние от него"
И порицание людей каляма многочисленно, а Ибн Акыль - из людей каляма, и он до своего покаяния помогал их мазхабу, и поэтому мы плохо говорим о нем, и упомянули его пороки, по причине того что он входит в число людей каляма, и призывал к их пути"
Источник: "Тахрим ан назр фи кутубиль калям", 41-42
Имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (736 – 795 г.х.)
Сказал имам Ибн Роджаб, приведя многие из выше-упоминавшихся асаров от имамов:
فتبين بذلك أن النهي عن الكلام إجماع من جميع أئمة الدين من المتقدمين من الفقهاء وأهل الحديث والصوفية، وأنه قول أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد وإسحاق وأبي عبيد وغيرهم من أئمة المسلمين
«Поэтому, разьясняется, что запрет каляма – единогласное мнение (иджма) всех старых имамов религии из факихов и людей хадиса и суфиев, и что это – слово Абу Ханифы, Малика, аш Шафии, Ахмада, Исхака, Абу Убейда и других имамов мусульман»
Источник: «Фатх аль Бари», 7/235
И сказал имам Ибн Роджаб:
وقد ذكر الأشعري في بعض كتبه أن طريقة المتكلمين في الاستدلال على قدم الصانع وحدوث العالم بالجواهر والأجسام والأعراض محرمة عند علماء المسلمين. وقد روي ذم ذلك وإنكاره ونسبته إلى الفلاسفة عن أبي حنيفة
«Упомянул Абу аль Хасан аль-Ашари в одной из своих книг, что путь мутакаллимов, состоящий в аргументации на сотворенность мира и извечность Творца через субстанции, тела, и акциденции – запретен у ученых мусульман
И передано порицание этого и приписывание этого пути философам от Абу Ханифы..»
Затем упомянул слова Ибн Сурейджа и аль Хаттаби и одобрил их
Источник: «Фатх аль Бари», 7/236
___________________________________________________________________________________
1. Ашариты разногласят в хукме того, кто не уверовал в существование Аллаха и созданность мира именно через их зиндыческий философский способ - анализ состояния тел, субстанций, и акциденций - однако его иман - Иман как у всех обычных мусульман - он твердо верует в Аллаха истинным убеждением, не зная философских лже-наук
Сказал Абу Маали аль-Джувейни:
ولو انقضى من أول حال التكليف زمن يسع النظر المؤدي إلى المعارف ولم ينظر مع ارتفاع الموانع ، واخترم بعد زمان الإمكان فهو ملحق بالكفرة
"Если прошло с момента таклифа (созревания) время, достаточное для анализа приводящего к познаниям, и этот человек не произвел этот анализ, и у него не было препятствий для этого, и умер после того как мог это сделать и не сделал - то он причисляется к кафирам"
Источник: "Аш Шамиль фи усуль ад дин", 122
И это слово Абу аль Хасана аль Ашари, Абу Исхака аль-Исфараини, Абу Я'ла, ас-Сануси, и многих других ашаритов, другие же - большинство поздних ашаритов после аль Кушейри - ограничиваются тем что называют такого фасиком!! И под разногласие о такфире и тафсике заходят не только саляфы Уммы и ее имамы, предостерегавшие от этого пути в основе, но и простолюдины называющие себя ашаритами, но не понимающие этот сложный калям, зато кричащие на всех углах, какие они ашариты! И я твердо убежден, что 99,9 % русскоязычных ашаритов не сможет обьяснить, что такое субстанция и акциденция, не говоря уже о том, как аргументировать ею на созданность мира!