Вход пользователя
05 Ноября 2024
Заблудшие секты - Ашариты и матуридиты
Акыда му'тазилитов в вопросе Возвышенности Аллаха
Акыда му'тазилитов в вопросе Возвышенности Аллаха
Ашариты пытаются провести разницу между собой и му’тазилитами в вопросе Возвышенности Аллаха, говоря: «Джахмиты и му’тазилиты говорили, что Аллах – везде. Мы же говорим, что Аллах – нигде, поэтому асары саляфов о такфире за это нас не касаются» И ответить на это можно с очень многих сторон, например, слова саляфов о них что они говорят: «Нет над небесами Бога», но сегодня я хотел бы внести в научный бахс новую лепту и поговорить о другом.
Заявления о том, что все му’тазилиты считали что Аллах везде своей сущностью – является прямой ложью на них, от которой они сами ясно отрекаются.
И в этом работе я приведу их слова из книг их главных имамов, которые я перелопатил, и заранее отрекаюсь от этих скверных куфровых джахмитских слов.
Также добавлю, что я не стал усердствовать в поиске слов зейдитов хотя они – официальные му’тазилиты, но привел в основном классических му’тазилитов и их глав, опираясь на опубликованные и сохравнившиеся книги этой секты.
1. Бишр Аль-Мариси (ум. 218 г. х.)
Сказал Бишр Аль-Мариси:
«Что же касается слов что Аллах на небесах, то будет сказано: можно истолковать его сущность на небесах как то, что Он управляет ими, и хорошо создал их, как говорится о человеке: «Он весь в своей молитве», или «Он весь в своей работе и распоряжении своим заработком». Однако это не значит, что он сам в них внутри них и в заработке на самом деле, однако в переносном смысле» Источник: «Ар Радд аля аль Мариси», 1/506
Источник: «Ар Радд аля аль Мариси», 1/506
2. Аль-Муфаддаль ибн Саляма (ум. 290 г.х.)
Сказал Абу Талиб аль-Муфаддаль Ибн Саляма крупнейший мутазилитский деятель и литератор, в «Отпоре уподобленцам», приводя выдуманные им самим хадисы в поддержку своих убеждений:
«От аль Хасана, что он сказал: «Сказал Пророк: «Встретились 4 ангела из ангелов Аллаха: ангел с седьмого неба, ангел с седьмой нижней земли, ангел с Запада, и ангел с Востока, и стали спрашивать друг друга откуда они пришли, и каждый говорил: «Я пришел от своего Господа», и они сказали: «Пречист Тот, кто во всех местах, и нет у него места»
Источник: «Ар Радд аля аль мушаббиха», 42
3. Абу аль-Касим аль Бальхи (ум. 317 г.х.)
Сказал крупнейший ученый мутазилитов Абу аль Касим аль Бальхи:
«Мутазилиты единогласны, что Аллах существующее не подобное существующим, и что Он - не тело, и не акциденция, однако творец тел и акциденций, и что ничего из чувств не может постичь его ни в этом мире, ни в будущей жизни.ÂÂ И также му'тазилиты единогласны, что Аллаха не объемлют места, и не ограничивают земли, однако он всегда был, и не было ни места ни времени, ни границы ни конца, затем он все это создал как и остальные творения из ничего"
Источник: «Фадаиль аль И’тизаль»
Может ли кто то отличить это высказывание от убеждений ашаритов?
4. Аль-Кади Абдуль Джаббар (ум. 415 г.х.)
Сказал «величайший» имам му’тазилитов, Кади Абдуль Джаббар аль Хамзани (ум. 415 г.х.):
«И таким образом понимаются слова об описании Аллаха тем, что Он – во всех местах. Разрешили мусульмане так говорить, потому что они имели ввиду этим – что все сотворено и управляется им, или что Он все это охватывает знанием»
Источник: «Муташабих аль Кур’ан», 112
Сказал также аль Кади Абдуль Джаббар:
«Мы говорим что Аллах во всех местах в переносном смысле (маджаз), и имеем ввиду что Аллах управляет всеми этими местами, и знает о всех местах»
Источник: «Аль Мугни фи ат Таухид уаль адль», 41
5. Ахмад ибн Хусейн аль Харуни аз Зейди (ум. 421 г.х.)
Сказал му’тазилит Ахмад ибн Хусейн аль Харуни (ум. 421 г.х.):
«Если будет сказано: разрешено ли чтобы Вечный был в каком либо из мест?
Будет отвечено: да упасет Аллах
А если спросит кто то про смысл слов мусульман: «Аллах во всех местах»
Будет отвечено: «Смысл этого: Аллах хранит эти места и управляет ими»
Источник: «Ат Табсыра филь адль уа ат Таухид», стр. 23, 24
6. Абу Талиб аль-Батхаи (ум. 422 г.х.)
Сказал мутазилит Абу Талиб аль-Батхаи:
«Если же скажут: что вы скажете, находится ли Аллах в стороне? Ответ: нет.
Если же скажут: говорите ли вы, что Аллах касается Трона? Ответ: не разрешено это, в отличие от слов некоторых каррамитов. И довод на это, что фактором, удостоверяющим соприкосновение, будет лишь нахождение в месте, доводом на это служит то, что то находится в месте – может соприкасаться, а что не находится – не может. А Аллах не находится в месте.
И ответ на их первый шубухат состоящий в том, что люди поднимают свои головы к небесам делая дуа – что небеса это кибла для дуа, подобно тому как Кааба – кибла для молитвы»
Источник: «Шарх аль-усуль аль Хамса», стр. 115, 118
Чем это отличается от шарха Ан-Навави на хадис рабыни?
7. Хаким Мухассин аль-Джушшами (ум. 494 г.х.)
Сказал крупнейший имам мутазилитов, Мухассин аль Джушшами (413-494 г.х.):
«Тема отрицания места и стороны.
То о чем говорят наши шейхи – что не разрешено для Аллаха пребывание в стороне и месте.
Все же уподобленцы утверждают Аллаху сторону и место, и среди них есть те кто говорят, что Аллах утвердился на Троне»
Источник: «Тахким аль Укуль фи тасхих аль усуль», стр. 75
8. Махмуд аз-Замахшари, (ум. 538 г.х.)
Сказал крупнейший му’тазилитский имам, автор «Кашшаф», аз-Замашхари (ум. 538 г.х.):
«И Аллах не занимает сторону, и не размещается в телах, и не пребывает в местах.. Аллах не в месте, ведь если бы Аллах был бы в месте, Он был бы телом..ÂÂ Смысл же наших слов: «Аллах во всех местах» - что Аллах знает о том, что во всех местах»
Источник: «Аль Минхадж фи усуль ад Дин», стр. 8
9.ÂÂ Рукнуддин аль Муляхими (ум. 536 г.х.)
Сказал их поздний имам, Рукнуддин аль-Муляхими аль-Хаваризми (ум. 536 г.х.):
«Не разрешено, чтобы Аллах был в месте или стороне..
«Их же слова: мы не можем принять разумом нечто, что находится не внутри мира и не снаружи, и не находиться ни в одной стороне – неправильны.. А аргументация Шариатом не правильно считать ее доводом в этом вопросе.. и доводы Шариата противоречат в этом одни другим.
А то внешний смысл чего внушает что Аллах – тело – разъяснили толкование этого ученые в своих трудах и тафсирах, и передали это от праведных саляфов, поэтому не будет верным оппоненту держаться за что либо из этого»
Источник: «Аль Фаик фи усуль ад-Дин», стр. 77-79
10. Рукнуддин ат-Турейсиси
Сказал Рукнуддин ат-Турейсиси (ум. примерно 550 г.х.)
«Раздел о том, что связано с утверждением места для Аллаха.
Что касается слова тех, кто считает что Аллах занимает место на Троне и касается его то оно порочно с ряда сторон: ..
Вторая: то что это означает что Аллах – тело, ведь то что не является телом – невозможно чтобы оно существовало в месте, а то что Он тело, означает что Он создан»
Источник: «Муташабих аль Кур’ан», 298
Заключение
Как мы видим, от му’тазилитов не известно слова о том, что Аллах везде своей сущностью и они сами от себя отрицают такое слово – то есть их убеждения точно такие же, как и у ашаритов, а разногласия между ними лишь словесны, а не по существу.
Удивительно, что сам Абу аль Хасан аль Аш’ари передал от них тоже самое
Сказал аль-Аш’ари:
«Разногласят му’тазилиты в этом. Сказали некоторые: Аллах во всех местах, имея ввиду что Он управляет всеми местами. И говорящие так – это большинство му’тазилитов, Абу Хузайль, два Джафара, аль-Искафи, Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб аль Джуббаи
Сказали другие: Творец не в месте, однако так же, каким был всегда.
И это мнение Хишама аль Футы, Аббада ибн Сулеймана, Абу Зуфра, и других мутазилитов.
И сказали мутазилиты про слова Аллаха: «Милостивый истава на Троне» - имеется ввиду «овладел»
Источник: «Макалят аль Исламиин», стр. 157
Отсюда становится ясно, что попытки поздних ашаритов провести разницу между собой и мутазилитами в этом вопросе – ложны, и они – чистые джахмиты, о которых пришли асары саляфов о такфире и порицании.
Хвала Аллаху, господу Миров.
Абу Исмаил ар Руси, 4/11/2024