Вход пользователя
08 Ноября 2011
Укрепление имана - Нравственность
Шарх хадиса "Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то же, что и для себя" (Хафиз Ибн Роджаб)
Шарх хафиза Ибн Роджаба аль-Ханбали, рахимахуЛлах
Сказал хафиз Ибн Роджаб в шархе на "Сахих" аль-Бухари:
"Раздел: "Из Имана любить для своего брата тоже, что и для себя"
Передали аль-Бухари и Муслим по пути Катады, от Анаса, от Пророк, мир ему и милость Аллаха, что он сказал: "Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то же, что и для себя"
Шарх: "Когда отрицал Пророк, мир ему и милость Аллаха, иман от того, кто не возлюбит для своего брата то же, что и для самого себя, указало это на то, что это – из качеств Имана, и даже из его уаджибатов. Ведь истинно, Иман не отрицается, кроме как при отсутствии какого-то из его уаджибатов. Как сказал Пророк: "Не прелюбодействует прелюбодей в тот момент, когда он прелюбодействует, и он верующий.." 1
И возлюбит человек для своего брата то же, что и для себя, лишь тогда, когда избавится от зависти, злобы, вранья, ненависти, и это обязательно, как сказал Пророк, мир ему и милость Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга"2. И верующий – брат верующего, любит для него то же, что и для себя, и грустит по той же причине, что и его брат, как сказал Пророк, мир ему и милость Аллаха: "Подобны верующие в их взаимной любви и сочувствии единому телу, когда плохо одному его органу – это отзывается во всем теле бессоницей и горячкой"3
И если возлюбит верующий для самого себя какое-то достоинство из числа религиозных или других качеств, ему любимо, чтобы и у его брата было такое же качество, и не переставало быть у него, как сказал Ибн Аббас: "Воистину, я когда читаю аят из Корана, и понимаю его, то хочу, чтобы все люди понимали то, что понимаю я"
Сказал аш-Шафии: "Я желал бы, чтобы все люди овладели этим знанием, и не приписывалось ничего из этого ко мне"
Что же касается любви уединяться от людей каким то религиозным или мирским действием, то это порицаемо! Сказал Всевышний Аллах: "Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие".4 И сказал Али и другие: "Это значит не любить, чтобы были его сандалии лучше, чем сандалии других, или его одежда лучше, чем одежда других" 5
И в известном хадисе в "ас-Сунан": "Тот, кто изучал знание чтобы соперничать посредством его с учеными, или спорить посредством его с глупцами, или чтобы повернулись к нему лица людей – пусть приготовит себе место в Огне" 6
Что же касается хадиса, в котором говорится что человек спросил Пророка, мир ему и милость Аллаха, сказав: "Истинно, я люблю красоту, и не люблю, чтобы кто-то превзошел меня в шнурке, или ремне моих сандалий", и ответил ему Пророк, мир ему и милость Аллаха: "Это не из гордыни"7, то в нем лишь то, что он не хотел, чтобы кто-то возвышался над ним, и нет в нем любви возвышаться над людьми, однако достаточно ему было быть равным с высшими из них, и не является такое любовью возвышаться на земле и уединяться от людей.
И если же достигает кто-то достоинства, которым его отметил Всевышний Аллах среди прочих, и он рассказывает о нем, благодаря Аллаха, а не хвастаясь, то это является хорошим, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Я господин сынов Адама, и нет в этом похвальбы, и я первый заступающийся, и нет в этом похвальбы"8
И сказал Ибн Мас'уд: "Если бы был более знающий чем я о Книге Аллаха, к которому можно доехать на верблюде, я бы непременно приехал к нему"
Источник: "Фатх аль-Бари", 45-47
________________________________
1. Аль-Бухари, 2475, Муслим, 68
2. Муслим, 54
3. Аль-Бухари, 6011, Муслим, 2576
4. Аль-Кысас, 83
5. см. "Тафсир ат-Табари", 20-79
6. Абу Дауд, 3664, Ан-Насаи, 3-457, Ат-Тирмизи, 2655. Сказал имам аль-Укайли: "Передача в данном разделе слабая", см. "Ад-Дуафа", 3-467
7. Муслим, 91
5. Муслим, 2278