Вход пользователя
30 Апреля 2017
Отношение приверженцев Сунны к вопросам такфира
Про осторожность в вопросах такфира
Приверженцы Сунны, в отличие от хариджитов, проявляют в вопросах такфира предельную осторожность, подчиняясь в этом Сунне Пророка, которая пришла с предостереженим от такфира мусульман.
Ведь Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
أَيُّمَا امْرِئٍ قَالَ لِأَخِيهِ: يَا كَافِرُ، فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا
"Кто скажет своему брату: "О Кафир!", то это вернется к одному из них" ,
и сказал:
وَمَنْ قَذَفَ مُؤْمِنًا بِكُفْرٍ فَهُوَ كَقَتْلِهِ
"Такфир верующего подобен его убийству"
Передал оба хадиса аль-Бухари
Поэтому, они не обвиняют мусульманина в неверии, кроме как за яснейший куфр, на который у них есть довод от Аллаха - согласно прямому хадису Посланника Аллаха (мир ему), который брал присягу со сподвижников не сражаться с правителями, кроме как:
إلا أن تروا كفرا بواحا عندكم فيه من الله برهان
".. вы увидите яснейший куфр, на который у вас есть довод от Аллаха"
Передали аль Бухари и Муслим
Здесь нужно внимательно изучить каждое слово хадиса, который является костью в горле такфиристов.
Пророк сказал: "..увидите.." - что исключает весь такфир на основе домыслов, предположений, догадок, сплетен, додумываний, и так далее
Пророк сказал: "..яснейший.." - что исключает неясный куфр, в который даже если впал мусульманин, ошибочно истолковав тексты и ситуации в более тонких вопросах, он не выходит из Ислама
Пророк сказал: "..куфр.." - значит, сюда не входит то, что не является куфром - как грехи, даже если они тяжелые
Пророк сказал: "..на который у вас есть довод от Аллаха.." - значит, отсюда выходит всё то, что хавариджи называют куфром по своим страстям, изобретая новые понимания, противоречащие Корану и Сунне в понимании сподвижников.
Всё же остальное - кроме ясного куфра, на который у нас есть довод от Аллаха - основа в этом отсуствие поспешности, и остановка от такфира верующего, который запутался, ошибся и заблудился и впал в нововведения, и в этом не разногласят приверженцы Сунны!
Сказал Абдуллах Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах):
لا يبلغ بعبد كفرا ولا شركا حتى يذبح لغير الله أو يصلي لغيره
"Дела раба не достигнут ни куфра, ни ширка, пока он не принесет жертву не Аллаху, или же прочитает молитву не Аллаху"
Передал Абу Убейд в "Аль-Иман", и смысл асара: что не выйдет раб из Имана и Ислама, кроме как по причине чего-то предельно ясного, помимо того, что измышляют хариджиты и другие приверженцы бид'а, считая это куфром
Сказал хафиз Магриба и Андалуса, алляма Ибн Абдуль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.):
القرآن والسُّنَّة ينهيان عن تفسيق المسلم وتكفيره ببيان لا إشكال فيه، ومن جهة النظر الصحيح الذي لا مدفع له، أنَّ كل من ثبت له عقد الإسلام في وقت بإجماع من المسلمين، ثم أذنب ذنبًا، أو تأول تأويلاً، فاختلفوا بعد في خروجه من الإسلام، لَمْ يكن لاختلافهم بعد إجماعهم معنى يوجب حُجَّة، ولا يخرج من الإسلام المتفق عليه إلا باتفاق آخر، أو سنة ثابتة لا معارض لها، وقد اتفق أهل السنة والجماعة -وهم أهل الفقه والأثر- على أن أحدًا لا يخرجه ذنبه -وإن عظم- من الإسلام، وخالفهم أهل البدع، فالواجب في النظر أنْ لا يكفر إلا من اتفق الجميع على تكفيره، أو قام على تكفيره دليل لا مدفع له من كتاب أو سنة
"Коран и Сунна запрещают называть мусульманина кафиром и фасиком столь ясным образом, что понять это не составляет проблемы!
И также, правильный анализ, который не отвергнуть, показывает - что всякий, чей Ислам в определенное время был установлен без разногласий у мусульман - затем же он совершил какой-то грех, или как-то ошибочно истолковал шариатские тексты - и мусульмане стали разногласить после этого, вышел он из Ислама, или не вышел - то их разногласие после предшествовавшего единогласия не будет доводом, и человек не выйдет из Ислама, вокруг которого было единогласие, кроме как по другому единогласию, либо же по достоверной Сунне, которой ничто не противоречит.
И ахлю-Сунна уаль джамаа, люди фикха и асара, единогласны на том, что грехи не выводят человека из Ислама, даже если достигли страшных степеней - а противоречили им в этом нововведенцы!
Поэтому, обязательно не выносить такфир, кроме как в тех случаях, когда все единогласны на такфире, либо же на такфир есть такой шариатский довод, которому не противоречит ничего другого из Корана и Сунны"
Источник: "Ат-Тамхид", 17/21-22
И если не разрешено выносить такфир когда есть весомое разногласие и нет четкого довода - то что же говорить про такфир когда доводы прямо противоречат мнению о куфре, а саляфы единогласны на том, что это не куфр - как например в вопросе шпиона, или вопросе суда не по закону Аллаха в разовых случаях - а ведь в наше время распространились мнения о такфире за это!
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия (ум. 728 г.х.):
ليس لأحد أن يكفر أحدا من المسلمين وإن أخطأ وغلط حتى تقام عليه الحجة وتبين له المحجة. ومن ثبت إيمانه بيقين لم يزل ذلك عنه بالشك؛ بل لا يزول إلا بعد إقامة الحجة وإزالة الشبهة
"Ни одному мусульманину не дозволяется выносить такфир другому мусульманину, даже если он ошибся, до тех пор, пока не будет установлен над ним довод, и не разьяснится ему верная дорога.
И тот, чей Иман установлен с убежденностью, не выйдет с него по причине сомнения в нём, однако не выйдет он из Имана кроме как после установления довода и устранения сомнения, (сбивающего его с истины)"
Источник: "Маджму аль фатава", 12/501
Сказал Абу Хамид ат-Туси:
التكفير حكم شرعي يرجع إلى إباحة المال وسفك الدماء والحكم بالخلود في النار، فمأخذه كمأخذ سائر الأحكام الشرعية، فتارة يدرك بيقين، وتارة يدرك بظن غالب، وتارة يتردد فيه، ومهما حصل تردد فالتوقف عن التكفير أولى، والمبادرة إلى التكفير إنما تغلب على طباع من يغلب عليهم الجهل
"Такфир - шариатский хукм, который возвращается к дозволению имущества, и пролитию крови, и хукме о вечности в Огне.
И он берется как и все остальные шариатские ахкамы - иногда познается с убежденностью, иногда - с преимущественным предположением, иногда - есть сомнение в нем.
И всякий раз, когда есть сомнение - остановиться от такфира лучше. А поспешение к такфиру как правило обычай тех, над чьими натурами возобладало невежество!"
Источник: "Аль-Бугья", 345
Какие примеры мы можем увидеть у имамов Сунны на такой подход? Примеры к этому - их отношение к приверженцам нововведений, которые порой отрицали утверждённое текстами Корана и Сунны категории мутаватир!
1. Так, мурджииты отрицали что дела из Имана, и что иман увеличивается и уменьшается, в то время как это прямо утверждено Кораном и Сунной. "Когда им читают Его аяты, их Иман увеличивается.." (8:2)
2. Хариджиты отрицали заступничество Посланника АЛлаха (мир ему) за грешных людей этой Уммы, которое утверждено Сунной категории мутаватир
3. Кадариты отрицали сотворенность деяний рабов, которая прямо утверждена Кораном: "Аллах создал вас, и то, что вы совершаете" (37:96)
4️. Умеренные (!) шииты противоречили деяниям Пророка и иджма сподвижников, которые ставили Абу Бакра выше Али - в то время как они ставят Али выше Абу Бакра
Наряду с этим, подавляющее большинство имамов Сунны, как Ахмад Ибн Ханбаль, аш Шафии, Малик, Исхак, Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, Абу Хатим ар-Рази, Усман ад Дарими, Абдур Рахман Ибн Махди, и другие имамы фикха и хадиса не делают такфир никому из этих групп, из-за шубухатов которые у них были, и делали такфир лишь крайним нововведенцам типа джахмитов и рафидитов.
Сказал имам Абдур Рахман Ибн Махди:
ما كنت لأعرض أحدا من أهل الأهواء على السيف إلا الجهمية، فإنهم يقولون قولا منكرا
"Я не дозволяю подставлять кого то из приверженцев страстей под меч, кроме джахмитов - воистину, они говорят страшное слово!"
Источник: "Аль-Авсат", 13/520
Сказал имам Аш Шафии, передавая единогласное мнение ученых-саляфов:
ذهب الناس من تأويل القرآن والأحاديث أو من ذهب منهم إلى أمور اختلفوا فيها فتباينوا فيها تباينا شديدا واستحل فيها بعضهم من بعض ا تطول حكايته وكان ذلك منهم متقادما منه ما كان في عهد السلف وبعدهم إلى اليوم فلم نعلم أحدا من سلف هذه الأمة يقتدى به ولا من التابعين بعدهم رد شهادة أحد بتأويل وإن خطأه وضلله ورآه استحل فيه ما حرم عليه ولا رد شهادة أحد بشيء من التأويل كان له وجه يحتمله
"Толковали люди Коран и хадисы, и пришли некоторые из них к мнениям в которых стали разногласить, и разошлись очень сильным расхождением, и одни из них дозволили в отношение других то, что излагать будет очень долго.
И это явление было со времен сподвижников и вплоть до наших дней.
И мы не знаем ни одного из саляфов этой Уммы, за кем следуют - сподвижников, ни из табиинов после них - чтобы он отверг свидетельство кого-либо кто ошибочно истолковывал - хоть он и называл его ошибшимся и заблудшим и посчитал дозволенным касательно него то что ему было изначально запрещено.
И никто из них не отвергал свидетельство кого либо по причине тауиля, у которого есть терпимая сторона в Шариате"
Источник: "Аль-Умм", 5/206
И если имам аш-Шафии отрицает здесь, что кто-то из саляфов отвергал свидетельство нововведенцев, то что же говорить про их убийство и такфир? Более того, имамы относили того, кто выносит такфир всем нововведенцам, к хариджитам и противоречию иджма
Сказал Абу Суфьян:
أتاه رجل فقال: هل كنتم تسمون أحدا من أهل القبلة مشركا؟ قال: معاذ الله! قال: هل كنتم تسمونه كافرا؟ قال: لا
"Пришёл к Джабиру Ибн Абдуллаху (сподвижник Пророка) человек, и сказал: "Называли ли вы кого то из людей Киблы мушриком?" Он сказал: "Да упасет Аллах".
Спрашивающий спросил: "А называли ли вы его кафиром?"
Джабир ответил: "Нет"
Передал Саид Ибн Мансур в "Сунан" и Абу Убейд в "Аль Иман"
Сказал имам Сахнун аль-Малики (160-240 г.х.):
وليس بكافر، وليس يخرجه دينه من الإيمان، ومن كفرهم ركب قول الحرورية في التكفير بالذنوب
"Нововведенец не является кафиром, и его убеждение не выводит его из Имана, а кто выносит им такфир - тот впал в убеждения хариджитов, которые делают такфир за грехи"
Источник: "Ан Навадир уа аз Зиядат", 14/541
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
ومن قال إن الثنتين والسبعين فرقة كل واحد منهم يكفر كفرا ينقل عن الملة فقد خالف الكتاب والسنة وإجماع الصحابة رضوان الله عليهم أجمعين بل وإجماع الأئمة الأربعة وغير الأربعة فليس فيهم من كفر كل واحد من هذه الفرق إنما يكفر بعضهم ببعض المقالات
"Кто сказал, что все 72 течения - являются кафирами куфром, выводящим из религии - тот противоречил Корану, Сунне и иджма сподвижников Пророка, мир ему, и даже иджма 4 имамов мазхабов и других имамов кроме 4! Среди них нет ни одного, кто выносил бы такфир всем 72 течениям - однако выносили такфир лишь некоторым из них, за некоторые их убеждения"
Источник: "Маджму аль фатава", 7/218
Аллах знает лучше