Вход пользователя
Автор: Administrator | 12 Марта 2015
Хукм изучения науки "мантык" (логика)
Краткая статья об этом
Изучение науки "логика" запретно по иджма саляф, которые запретили то что намного легче ее - науку "калям", и предостерегали от нее и считали ее людей нововведенцами и зиндыками.
А если кто-то скажет: мы лишь хотим упорядочить свое мышление с ее помощью, будет отвечено - самым упорядоченным и лучшим было мышление саляфов Уммы и ее имамов, а они не знали всех этих вещей и предостерегали от них
И даже многие из поздних предостерегали от этой науки, и имам Ибн Теймия написал книгу разрушающую и опровергающую ее основные постулаты, и также у ас-Суюты есть книга в опровержение логике, где он в основном привел слова предыдущих ученых.
Первым кто добавил "мантык" (логику) в науку "Усуль аль фикх" был Абу Хамид аль Газали, и передал Ибн ас-Салях в книге "Табакат аль-фукаха аш шафиия", что это порицали на аль Газали все люди его мазхаба, и сказал:
فكيف غفل الغزالي عن حال شيخه إمام الحرمين فمن قبله من كل إمام هو له مقدم ، ولمحله في تحقيق الحقائق رافع له ومعظم ، ثم لم يرفع أحد منهم بالمنطق رأسا ، ولا بنى عليه في شيء من تصرفاته أسا ، ولقد أتى بخلطه المنطق بأصول الفقه بدعة عظم شؤمها على المتفقهة حتى كثر - بعد ذلك - فيهم المتفلسفة ، والله المستعان
"Так как же не подумал аль Газали о своем шейхе, аль Джувейни, и тех кто был до него - всех имамах которых он возвеличивает, и чье место в понимании истины он возвышает и возвеличивает - в то время как ни один из них даже не смотрел на логику, и не строил ничего из своих основ?!
И аль Газали, смешав логику с наукой усуль аль фикх, пришел с нововведением злополучие которого стало великим для занимающихся фикхом, и дошло до того что среди них после этого стало много философов, Аллаху аль-мустаан"
Источик: "Табакат аль-фукаха аш шафиия", 1/254
- А если кто-то скажет: "Я изучаю логику для того чтобы опровергать с ее помощью людей нововведения" - то будет отвечено: нововведения не опровергаются с помощью логики, а опровергаются с помощью знания Корана, Сунны, и асаров.
Выучил ли ты Коран?
Прочитал ли ты (не говорю уже о том чтобы выучить) от начала и до конца "Сахих аль Бухари". и остальные 8 книг - книги второго откровения Ислама - Сунны, и также "Мусаннафы" Абдур Раззака и Ибн Аби Шейбы где содержится фикх сахабов и табиинов?
Прошел ли ты книги саляфов по акыде?
Оставляешь истину которой следует опровергать нововведенцев, и собираешься опровергать их другим нововведением.
Было сказано Абдур-Рахману Ибн Махди: "Есть человек который написал книгу в защиту Сунны и опровержение такому-то". Он сказал: "Чем он опроверг - Кораном и Сунной?" Ему сказали: "Нет, калямом". Ибн Махди сказал: "Опроверг батыль батылем"
Пришел к нему человек и сказал: "Я опроверг Абу Ханифу и написал книгу об этом". Ибн Махли сказал ему: "Ты опроверг его асарами Пророка и асарами праведных саляфов?" Тот сказал: "Нет". Ибн Махди сказал: "Опровергается Абу Ханифа лишь асарами Пророка и асарами праведных саляфов, то же что сделал ты - это опровержение батыля батылем", и повелел выгнать этого человека из своего дома.
Сказал Абу Бакр Ибн Аби Дауд: "Рассказал нам Муса Ибн Имран аль-Асбахани, что он слышал Ахмада Ибн Ханбаля, как тот сказал: "Не сидите с приверженцами каляма, даже если они будут защищать Сунну!"
Имам Ахмад сказал: "Я не говорю ни о чем, кроме того что есть в Коране, или Сунне, или пришло от сподвижников и табиинов. Что же касается другого, то слова (калям) об этом порицаемы"
Сказал Ханбаль: "И я слышал, как имам Ахмад сказал: "Занимайтесь Сунной и хадисом! И остерегайтесь погружения и споров и препирательств, ведь не преуспеет тот, кто любит калям!"
Сказал имам Ахмад: "И не следует никому вести препирательства и диспуты, и не должен человек обучаться вести диспуты. И поистине, калям в вопросах предопределения, видения Аллаха , Корана и других вопросах Сунны, порицаем и запретен. А тот, кто этим занимается, то даже если его слова являются правильными и соответствуют Сунне, не является из ахлю ас-Сунна до тех пор, пока он не оставит спор, не предастся и не уверует в асары"
Было сказано имаму Абу Умару ад Дариру: "Я хочу изучить калям, чтобы опровергнуть приверженцев невежества". Он ответил: "Весь калям это джахль, и ты чем больше будешь знающим о джахле - тем меньше будешь знающим о том что действительно является знанием"
Сказал имам Малик: "Если бы калям был бы знанием - то говорили бы им сподвижники и табиины, однако калям это батыль, указывающий на батыль"
Сказал имам аш Шафии: "Если бы я хотел, я бы мог составить на каждую заблудшую группу книгу с опровержением калямом, однако я не из приверженцев каляма!"
(все эти асары - см. "Замм аль-калям", "Хильятуль авлия", "Тарих аль-Ислам")
Поэтому изучение каляма и логики является запретным по иджма саляфов, и после этого нет довода в поступках аль Хазими или кого то еще из поздних кто изучал логику или считает это дозволенным
А Аллах знает лучше
Обновлено 12 Марта 2015