Вход пользователя
23 Февраля 2012
Укрепление имана - Нравственность
Хукм разговоров в мечети
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах. Достоверен ли хадис о том, что разговор о жизни(т.е. жизненный разговор) в мечети запрещен, и если да,то входит ли туда ,например, спрашивать про кого-то или что-то в мечети..
Ответ:
بسم الله الرحمن الرحيم
Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи.
Хадис, о котором ты упомянул, где передается, что Пророк сказал: "Будут в последние времена люди, которые разговаривают в своих мечетях, и нет у Аллаха в них нужды!". Его передали по разным цепочкам, которые собрал шейх аль-Альбани, выводя этот хадис в "Ас-сильсиля ас-сахиха". Шейх аль-Альбани назвал его хорошим по сумме путей, однако, а Аллах лучше знает, более правильным видится мнение тех кто сказал что он слабый, так как во всех путях этого хадиса – серьезная слабость. Поэтому, шейх Шуайб аль-Арнаут назвал этот хадис слабым в тахкыке к "Сахиху" Ибн Хиббана, и также, назвал его слабым и имам Ибн Ади в "аль-Камиль", и шейх Абдуллах ас-Са'д, и шейх Солих аль-Усайми, также назвали его слабым. И один из требующих знания написал джуз касательно этого хадиса, где привел все его пути, недостатки, и слова имамов о нём, и желающим можно вернуться к этому и почитать. См. " تخريج حديث : سيكون في آخر الزمان أقوام يجلسون في المساجد خلقاً حلقاً"
Более того, этот хадис противоречит достоверным хадисам, где сообщается, что Пророк, мир ему, и его сподвижники, разговаривали в мечети. Пришло в хадисе, который передал имам Муслим, что после того, как вставало солнце после утренней молитвы, сподвижники разговаривали, и обсуждали джахилию, и смеялись, а Пророк улыбался. (Муслим, 6105, Ахмад, 20786, Абу Аввана, 1317, и др)
Сказал имам ан-Навави: "Разрешено разговаривать в мечети на дозволенные темы, и о дунья, и о других дозволенных вещах, и если произойдет при этом смех, и тому подобное, то это остается дозволенным, по причине хадиса Джабира Ибн Самуры, да будет доволен им Аллах" затем привел вышеупомянутый хадис. См. "аль-Маджму'", 2-177
Однако, это относится к тому времени, когда такие разговоры не отвлекают молящихся и поминающих Аллаха, ведь именно поклонение – изначальная цель возведения мечетей, и также, не разрешается поднимать голос при этом! Ведь пришёл строгий хадис, с приказом сделать дуа против того, кто ищет в мечети потерянное животное, поднимая голос и тем самым мешая людям, и сказал Пророк: "Истинно, мечети не построены для этого" (Муслим). Что же касается поиска чего-то в мечети, не поднимая голос, и не мешая молящимся, то это можно, как сказал имам Малик и другие ученые см. "аль-Мунтака", 1-312
Сказали ученые Постоянного Комитета: "Что касается разговоров в мечети касательно вещей дунья, как примеры, упомянутые в вопросе, то если это будет в небольшом размере, и есть нужда в них, и это не отвлекает от поминания Аллаха, и чтения Корана, и не мешает молящимся, то нет в этом проблем. В противном же случае, не следует разговаривать в мечети, так как мечети предназначены для поклонения, как молитва, зикр, чтение Корана, проведения уроков, улаживания разногласий, и похожего на эти из религиозных дел" см. "Фатауа аль-Ляджна ад-Даима", 6-291
Аллах знает лучше.