Вход пользователя
Хадис и его науки - Проверенные хадисы
Достоверен ли хадис о ящерице, заговорившей с Посланником Аллаха?
Ответ про данный хадис и предостережение от невежественных рассказчиков историй
Вопрос: Ассаламу алейкум брат. Достоверно ли это? «В Бухари, приведен хадис от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Был Бедуин из Бану Сулейм, который ходил с ящерицей, которую он брал всегда с собой. Он сказал Сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, кто тот мужчина, который окружен людьми? И Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказали, что это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Бедуин освободил свой путь и пошел прямо к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. И когда он встретился с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Клянусь Лат и Уззой, мать не родила ребенка, более ненавистного мне, чем ты» И если мои люди не подумали бы, что я был опрометчивым, я действительно отделил бы твою голову от тела. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в тот же момент, Мужчина Действий, Мужчина Слов. Он сказал: «О, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволь мне этому неверному отрубить голову». Просьба не была удовлетворена. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи мне, почему ты меня оскорбляешь? Почему ты меня поносишь?». Бедуин ответил: «Я клянусь Лат и Уззой, я не поверю в тебя, и не буду свидетельствовать, пока моя ящерица не засвидетельствует. В жизнеописании рассказывается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ящерице: «Скажи, кто я?». Ящерица ответила: «Я поклоняюсь Ему, Чей Трон на Небесах, Тому Кто Господствует над миром, Чья Милость Рай, и Наказание Ад», затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Скажи кто я, скажи кто я?». И ящерица ответила: «Ты Посланник Аллаха. Преуспел тот, кто верит в тебя. И неудача тому, кто отказался от тебя!». Последовал и Бедуин, произнес: «Я свидетельствую, что нет Бога кроме одного Аллаха и Мухаммад его Посланник»
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.
Как я понимаю, это отрывок из лекции некоего Мухаммада Абдуль Джаббара, ашарита, которого переводят некоторые сайты относящие себя к ахли-Сунна.
И данный человек является из числа рассказчиков историй. И основа в отношении к хадисам рассказчиков историй – не поворачиваться в их сторону.
Сказал имам Ибн Кутейба, да смилуется над ним Аллах:
الحديث يدخله الشوب والفساد من وجوه ثلاثة
«Хадис – заходит на него фасад и примешивается постороннее с трёх сторон..»
Затем сказал:
الوجه الثاني القصاص على قديم الأيام فإنهم يميلون وجوه العوام إليهم ويستدرون ما عندهم بالمناكير والغريب والأكاذيب من الأحاديث ومن شأن العوام القعود عند القاص ما كان حديثه عجيبا خارجا عن فطر العقول أو كان رقيقا يحزن القلوب ويستغزر العيون
«Вторая сторона – рассказчики историй, портят хадис с древних пор! Поистине, рассказчики историй обращают лица простых людей в свою сторону, и те начинают распространять от них отвергаемые, странные, и лживые хадисы. Ведь из сущности простолюдинов то, что они сидят у рассказчиков историй, слушая их, лишь когда их хадисы удивительные, выходящие за естественные разумные пределы, либо же они смягчают сердца и вызывают слезы из глаз»
Источник: «Тауиль мухталяф аль хадис», 1/279
Сказал имам Ахмад:
أكذب الناس القصاص والسؤال
«Самые лживые люди – это рассказчики историй и попрошайки!»
Источник: «Аль-бидау уаль хауадис», 112
И слова Пророка и саляфов о порицании рассказчиков историй и их лживости известны.
Что касается данного случая то говорит рассказчик историй, ашарит: «В Бухари, приведен хадис от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Он сказал..»
Комментарий: это ложь на «Сахих»аль Бухари и там нет такого хадиса.
Эту историю передал лишь аль-Бейхакы в «Даляиль ан-Нубува», 2285, и ат-Табарани, в «Ас-Сагыр», 948, и «Аль-Муджам аль-Авсат», 5966, и все передали по одному пути – через Мухаммада Ибн Абдуль Валида ас-Сулями аль-Басри
Сказал хафиз аз-Захаби:
روى أَبُو بكر الْبَيْهَقِيّ حَدِيث الضَّب بِإِسْنَاد نظيف ثمَّ قَالَ الْبَيْهَقِيّ الْحمل فِيهِ على السّلمِيّ هَذَا صدق وَالله الْبَيْهَقِيّ فَإِنَّهُ خبر بَاطِل
«Передал от него Абу Бакр аль-Бейхакы хадис ящерицы, с чистым иснадом выше него, и сказал аль-Бейхакы: «Обвинение в выдумки этого хадиса на ас-Сулями!». И клянусь Аллахом, правдив был аль-Бейхакы, истинно это ложное сообщение!»
Источник: «Аль-Кашф аль-Хасис», 707
Сказал аль-Хейсами:
رواه الطبرانى فى الصغير والأوسط عن شيخه محمد بن على بن الوليد البصرى قال البيهقى والحمل فى هذا الحديث عليه
«Передал эту историю ат-Табарани в «Ас-Сагир» и «Аль-Авсат», от своего шейха Мухаммада Ибн Али Ибн аль-Валида аль-Мисри, и сказал аль-Бейхакы: «Обвинение в выдумке этого хадиса на него!»
Источник: «Маджма аз-зауаид», 8/294
Сказал Ибн Касир об этом хадисе:
ما فيه من النكارة والغرابة
«Сколько же в нём отвергаемости и странности»
Источник: «Аль-Бидая уа ан Нихая», 6/165
И указал имам Абу Али ас-Саффар (ум. 341 г.х.), что этот хадис странный и его не передает никто, кроме имама ат-Табарани см. "Джуз фи тарджамати ат Табарани", 351, ли Ибн Мандах, и имам ат-Табарани - шейх мухаддисов и хафизов, и проблема - в ас-Сулями, который выдумал этот хадис.
Сказал Ибн Дихья:
هذا خبر موضوع
"Это сообщение вымышлено!"
Источник: "Канз аль-Уммаль", 12/358
Поэтому данный хадис является выдуманным, а этот ашарит-рассказчик совершил два преступления:
1. Рассказал выдуманный хадис
2. Приписал его ложно к «Сахиху» аль Бухари
Просим Аллаха уберечь нас от лжи рассказчиков, и побуждаем мусульман внимательно относиться к тому, от кого они берут религию, и брать ее от тех, кто преподает шариатские науки, и придерживается пути ахли-Сунна, а не от сектантов и рассказчиков.
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров
Обновление: Братья, к работе про Абдуль Джаббара нужно сделать поправку нам обратили внимания братья, что в оригинале он говорит, передал аль Бейхакы и не приписывает аль Бухари. Однако в стенограмме лекции что была опубликована на ряде сайтов(см. к примеру http://rewho.ru/blogs/rodi/muhammad-abdul-dzhabbar-pechat-vseh-prorokov.html), слово Абдуль Джаббара "аль Бейхакы" было заменено на "аль Бухари". Таким образом, это исправлено в работе инша Аллах, что касается остального, т.е. что он приводит выдуманный хадис, и что он рассказчик историй и ашарит - всё в силе.