Вход пользователя
07 Июня 2012
Хукм переливания крови и донорства
Ответ шейха Мухаммада Ибн Ибрахима, да смилуется над ним Аллах
Выдающийся ученый шейх Мухаммад б. Ибрахим Аль аш-Шейх – да помилует его Аллах! – отвечая на похожий вопрос сказал:
«Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо рассмотреть три аспекта:
1) Кто тот человек, которому переливают кровь?
2) Кто является донором?
3) Кто тот человек, которому доверяют решение вопроса о необходимости переливания крови?
Что касается первого, то есть, того, кому переливают кровь, то им должен быть такой человек, чья жизнь по причине его болезни или травмы оказалась в зависимости от переливания крови. В качестве основы в данном случае выступают слова Всевышнего: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынуждён [пойти на это], не домогаясь [запретного], не проявляя ослушания и не преступая [пределы необходимого], то нет на нём греха» (Св. Коран, 2: 173).
В другом аяте Он – пречист Он! – говорит: «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Св. Коран, 5: 3).
Всевышний также сказал: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (Св. Коран, 6: 119).
В этих аятах содержится указание на то, что, если выздоровление больного или травмированного и спасение его жизни зависят от переливания ему крови другого человека, и нет иного разрешенного шариатом снадобья и лекарства, которые могли бы обеспечить его выздоровление и спасение его жизни, то в таком случае введение ему донорской крови становится разрешенным.
По сути кровь является разновидностью питания, а не лекарства, а использование запрещенного питания при крайней необходимости является дозволенным, так же как дозволяется употреблять в пищу мертвечину в крайнем случае.
Что касается второго, то есть донора, то им должен быть такой человек, для которого сдача крови не наносит существенного вреда. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Нельзя вредить [без причины] и наносить вред [в ответ]».
Что касается третьего, то есть того, кому доверено решение вопроса о необходимости переливания крови, то им должен быть врач мусульманин.
Если же не найдётся мусульманин, то в таком случае мы не видим ничего такого, что не позволяло бы положиться на заключение немусульманина, будь то иудея, христианина, или представителя другой религии, который будет специалистом в медицине и будет пользоваться у человека доверием. Это подтверждается достоверным хадисом о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – нанял в качестве проводника человека из племени Бану ад-Диль, который придерживался языческой религии курейшитов. Об этом сообщает аль-Бухари (2104)».
«Фатава аш-шейх Мухаммад б. Ибрахим»
Перевод: destabilizator
__________________ |
---|