Вход пользователя
23 Мая 2015
Азан Усмана Ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)
Краткая заметка про азан Усмана (да будет доволен им Аллах) к пятничной молитве
بسم الله والصلاة والسلام على رسول الله أما بعد:
Слово о том что это нововведение и над кем будет установлен довод - тот нововведенец по личности - отвратительное порицаемое слово, и некоторые ученые в наше время как Ибн Усаймин совершенно верно порицали его приверженцев.
Это не понимание разницы между порицаемым нововведением и тем что называется масляха мурсаля и то что в этом роде.
Шейх уль Ислам Ибн Теймия в "Иктида ас-сырат аль-мустакым", 1/278-279 разьяснил правило в этом разделе
Если есть что-то, причина для чего существовала во времена Пророка, мир ему, и у него не было препятствий сделать это - то внесение этого будет нововведением в религию Аллаха.
Если же:
1. Причина этого была во время Пророка, мир ему, однако ему мешало сделать это какое то известное препятствие, исчезнувшее после его смерти
2. Причины этого не было во время Пророка, мир ему, и она появилась после его смерти, и это не основывается на грехах людей
То разрешено это вводить
В данном случае, Усман Ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), причиной его действия было то, что людей стало очень много, а их дома были далеко от мечети, и могли не услышать азан и не успеть на молитву.
Была эта причина во время Пророка, мир ему? Нет не была
Связано это с грехами людей? Нет не связано
Таким образом это не будет порицаемым нововведением а будет нововведением лишь со стороны языка, и видимо это имел ввиду Абдуллах Ибн Умар да будет доволен им Аллах, как обьяснил имам Ибн Роджаб аль Ханбали, подобно слову Умара Ибн аль Хаттаба да будет доволен им Аллах про таравих.
И то что узаконил Усман, да будет доволен им Аллах, согласились с ним в этом остальные сподвижники в том числе Али Ибн Аби Толиб, еще один праведный халиф, и никто из сподвижников не порицал его явным порицанием.
И Пророк мир ему сказал: "Следуйте за моей Сунной, и Сунной праведных халифов после меня, и схватитесь за нее своими коренными зубами!"
И смысл этого хадис не так как понимают захириты, что имеется ввиду "то что передали праведные халифы из моей Сунны", потому что в этом равны и праведные халифы, и те кто помимо них, и не было бы пользы в выделении праведных халифов, и также потому, что если под Сунной праведных халифов имеется лишь Сунна Пророка, мир ему - то не было бы смысла повторяться, потому что Пророк мир ему уже упомянул свою Сунну.
И не имеется ввиду лишь их путь в основах вероубеждений, так как хадис обобщенный, и так как нет разницы в основах вероубеждений между праведными халифами и всеми остальными сахабами, и даже предыдущими Уммами. И подробное разьяснение этого вопроса в другом месте инша Аллах.
И то что узаконил Усман, да будет доволен им Аллах - будет законным когда будет причина по которой он это узаконил, когда же ее не будет - то лучшим будет не совершать этого а делать так как делали во времена Пророка мир ему
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
ونقل حرب، عن إسحاق بن راهويه: أن الأذان الأول للجمعة محدث، احدثه عثمان، رأى أنه لا يسمعه إلا أن يزيد في المؤذنين، ليعلم الأبعدين ذلك، فصار سنة: لأن على الخلفاء النظر في مثل ذلك للناس وهذا يفهم منه أن ذلك راجع إلى رأي الإمام، فإن احتاج اليه لكثرة الناس فعله، وإلا فلا حاجة إليه.
"Передал Харб аль Кирмани, от Исхака Ибн Рахавейхи: "Первый азан для джума - внесенная вещь, внес ее Усман. Он счел, что не будут слышать азан, кроме как если добавить муаззинов, чтобы далекие от мечети люди знали это.
И это стало Сунной, потому что Халифы должны смотреть в подобном что лучше для людей"
И из этого понимается, что это возвращается к мнению правителя, и если была нужда в этом по причине множества людей - то он делает это, а если нет - то нет нужды в этом"
Источник: "Фатх аль Бари", 8/221
И это понимание - из тонкого фикха саляфов, противореча неотёсанным захиритам.
И слово что это нововведение, и Усман (да будет доволен им Аллах) - если бы над ним установили довод, то он был бы нововведенцем - мерзкое слово и порочение сподвижников Посланника Аллаха, мир ему.
Суть, что следует человеку знать свое место, и обвинять себя и своё понимание и слабые знания а не сподвижников Посланника Аллаха и саляфов
Хвала Аллаху Господу Миров.