Вход пользователя
24 Апреля 2010
Манхадж
История о том, как опровергнуть любого приверженца нововведений
История спора ахли Сунна с приверженцем нововведений, которую ученые приводят в пример, и из которой можно взять метод опровержения любого приверженца своих страстей.
Передал Ибн Кудама в "Лю'матуль Иттикод":
Сказал Мухаммад Ибн Абдур-Рахман аль-Адрими одному человеку, который вводил новшества и призывал людей следовать им: "Знали ли Посланник Аллаха, а также Абу Бакр, Умар, Усман и Али о том, к чему ты призываешь, или они не знали об этом?"
Приверженец нововведений ответил: "Нет, не знали".
Тогда аль-Адрими сказал ему: "Так что, неужели вещь из религии, которую не знали они, ты узнал?"
Тогда бидаатчик ответил: "Тогда я говорю, что они знали о ней."
Ответил аль-Адрими: "Были ли у них возможность, не известить об этом и не призывать людей к этому?"
Мужчина ответил: "Да".
Тогда аль-Адрими сказал: "Разве то, что было возможным для Посланника Аллаха и его праведных халифов, не будет возможным для тебя?"
И нововведенец растерялся и не смог ответить.
И сказал халиф, присутствовавший при этой дискуссии: "Да не расширит Аллах удел тому, кто не может сделать то, что сделали они."
Сказал Ибн Усеймин в шархе этой истории: "Я не нашел биографии аль-Адрими и того, кто спорил с ним, и не знаю вид нововведения, о котором они говорили. Однако важно для нас знать стадии этого спора, чтобы мы имели представление о том, как нужно вести спор с подобными людьми. И построил аль-Адрими (рахимахуЛлах) свою дискуссию таким образом, что после каждой стадии переходил к следующей и так до тех пор, пока его оппонент не замолчит, незная что ответить.
Стадия первая - это знание. И спросил его Адрими, знали ли это новшество Посланник Аллаха и его праведные халифы. Ответил нововведенец: "Нет, не знали".
И это отрицание включает в себя обвинение Посланника Аллаха и его праведных халифов в том, что они были невежественны в том, что является из важнейших вопросов религии. И в то же время - это довод против самого нововведенца - то, что они не знали это (ведь если бы это было их религии, то кто как не Посланник и его праведные халифы должны были знать такие вещи). И поэтому Адрими переходит ко второй стадии:
Вторая стадия. Если они не знали это, то как это узнал ты? Разве возможно, чтобы Аллах скрыл от своего Посланника и от его праведных халифов знание о какой-то вещи из Шариата, но вдруг открыл тебе? И понял нововведенец свою ошибку и отказался от своих слов, сказав: "Тогда говорю, что они знали это". И перешел Адрими к третьей стадии.
Третья стадия. Если они знали об этом, то удержало ли их что-то? То есть возможным ли для них было не говорить об этом и не призывать людей к этому или нет? Ответил нововведенец, что их удержало что-то. И сказал ему Адрими: "Так как же то, что было возможным для Посланника Аллаха и его халифов, невозможно для тебя?" И растерялся мужчина и отказался отвечать, потому что дверь для ответа закрылась перед ним.
И присутствовавший при дискуссии халиф одобрил слово Адрими, и сделал дуа: "Да не расширит Аллах удел тому, для кого невозможно то, что возможно для них!"
И также каждый приверженец лжи из бидаатов и другого, то в конце концов он растеряется и замолчит.
Источник: "Шарх лю'матуль и'тикод" Усаймина, 39-40
__________________ |
---|