Вход пользователя
Действительна ли молитва, в которой человек думает о чём то другом?
13 Мая 2016
Cказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
هَلْ يُبْطِلُ الصَّلَاةَ وَيُوجِبُ الْإِعَادَةَ ؟ فِيهِ تَفْصِيلٌ . فَإِنَّهُ إنْ كَانَتْ الْغَفْلَةُ فِي الصَّلَاةِ أَقَلَّ مِنْ الْحُضُورِ وَالْغَالِبُ الْحُضُورُ لَمْ تَجِبْ الْإِعَادَةُ وَإِنْ كَانَ الثَّوَابُ نَاقِصًا فَإِنَّ النُّصُوصَ قَدْ تَوَاتَرَتْ بِأَنَّ السَّهْوَ لَا يُبْطِلُ الصَّلَاةَ وَإِنَّمَا يُجْبَرُ بَعْضُهُ بِسَجْدَتَيْ السَّهْوِ وَأَمَّا إنْ غَلَبْت الْغَفْلَةُ عَلَى الْحُضُورِ فَفِيهِ لِلْعُلَمَاءِ قَوْلَانِ : أَحَدُهُمَا لَا تَصِحُّ الصَّلَاةُ فِي الْبَاطِنِ وَإِنْ صَحَّتْ فِي الظَّاهِرِ كَحَقْنِ الدَّمِ ؛ لِأَنَّ مَقْصُودَ الصَّلَاةِ لَمْ يَحْصُلْ فَهُوَ شَبِيهُ صَلَاةِ الْمُرَائِي فَإِنَّهُ بِالِاتِّفَاقِ لَا يَبْرَأُ بِهَا فِي الْبَاطِنِ : وَهَذَا قَوْلُ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ابْنِ حَامِدٍ وَأَبِي حَامِدٍ الْغَزَالِيِّ وَغَيْرِهِمَا . وَالثَّانِي تَبْرَأُ الذِّمَّةُ فَلَا تَجِبُ عَلَيْهِ الْإِعَادَةُ وَإِنْ كَانَ لَا أَجْرَ لَهُ فِيهَا وَلَا ثَوَابَ بِمَنْزِلَةِ صَوْمِ الَّذِي لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالْعَمَلَ بِهِ فَلَيْسَ لَهُ مِنْ صِيَامِهِ إلَّا الْجُوعُ وَالْعَطَشُ . وَهَذَا هُوَ الْمَأْثُورُ عَنْ الْإِمَامِ أَحْمَد وَغَيْرِهِ مِنْ الْأَئِمَّةِ وَاسْتَدَلُّوا بِمَا فِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : { إذَا أَذَّنَ الْمُؤَذِّنُ بِالصَّلَاةِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ وَلَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لَا يَسْمَعَ التَّأْذِينَ فَإِذَا قُضِيَ التَّأْذِينُ أَقْبَلَ فَإِذَا ثُوِّبَ بِالصَّلَاةِ أَدْبَرَ فَإِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أَقْبَلَ حَتَّى يَخْطُرَ بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ يَقُولُ : اُذْكُرْ كَذَا اُذْكُرْ كَذَا مَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ حَتَّى يَظَلَّ لَا يَدْرِي كَمْ صَلَّى فَإِذَا وَجَدَ أَحَدُكُمْ ذَلِكَ فَلْيَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ } " فَقَدْ أَخْبَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ الشَّيْطَانَ يُذَكِّرُهُ بِأُمُورِ حَتَّى لَا يَدْرِيَ كَمْ صَلَّى وَأَمَرَهُ بِسَجْدَتَيْنِ لِلسَّهْوِ وَلَمْ يَأْمُرْهُ بِالْإِعَادَةِ وَلَمْ يُفَرِّقْ بَيْنَ الْقَلِيلِ وَالْكَثِيرِ . وَهَذَا الْقَوْلُ أَشْبَهُ وَأَعْدَلُ ؛ فَإِنَّ النُّصُوصَ وَالْآثَارَ إنَّمَا دَلَّتْ عَلَى أَنَّ الْأَجْرَ وَالثَّوَابَ مَشْرُوطٌ بِالْحُضُورِ لَا تَدُلُّ عَلَى وُجُوبِ الْإِعَادَةِ لَا بَاطِنًا وَلَا ظَاهِرًا وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
"Если человек невнимателен и беспечен в молитве, становится ли она недействительной?
Касательно этого подробное разграничение.
Если его отвлеченность от молитвы была меньше, чем сосредоточенность, однако большую часть молитвы он был сосредоточен - то ему не следует повторно выполнять ее, хоть и награда будет меньше.
Ведь пришло громное количество хадисов о том, что ошибка и невнимательность не портят молитву, однако исправляется часть этого двумя суджудами которые делают из за ошибки
Если же большую часть молитвы он был отвлечен от нее, то касательно такой ситуации есть два мнения у ученых.
Первое: что молитва недействительна во внутреннем хукме и если он знает что он так молился - то должен ее переделать, но действительна во внешнем - подобно защите его неприкосновенности и так далее.
И это потому, что такой молитвой не осуществляется установленная для молитвы цель, и эта молитва похожа на молитву того кто делает ее показушно для других - а такой молитвой во внутреннем хукме она недействительна по единогласному мнению
И это мнение Абу Абдуллаха Ибн Хамида, Абу Хамида аль Газали и других.
Второе мнение: что она действительна, и не обязательно ему ее повторять, однако у него не будет за нее награды, подобно посту человека, который во время поста не оставлял клевету, и порочные действия - у него не будет от его поста ничего кроме голода и жажды.
И именно это второе мнение передано от имама Ахмада и других имамов.
И они аргументировали хадисом который пришёл в "Сахихах" аль Бухари и Муслима от Абу Хурейры, что Пророк (мир ему) сказал: "«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял до молитвы, и он делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько (рак’атов) молитвы он совершил. И кто из вас окажется в таком положении, пусть совершит два суджуда»"
В этом хадисе Пророк (мир ему) рассказал, что шайтан отвлекает человека упоминая ему разные вещи до такой степени, что человек уже не знает сколько ракаатов он совершил, и приказал такому совершить два суджуда которые делаются за невнимательность и ошибку, и не приказал ему повторно выполнять молитву. И Пророк не различил в этом хадисе между малым и большим временем отвлечения.
И это слово вернее и более близко к справедливости, и шариатские тексты и асары указали лишь на то, что награда обусловлена сосредоточенным выполнением молитвы, а не на то что ее нужно повторно выполнять во внутреннем или внешнем хукме.
А Аллах знает лучше"
Источник: "Маджму аль фатава", 22/612-613
Подписывайтесь на наш канал "Ахлю-асар" на телеграм, https://telegram.me/ahluasar