Вход пользователя
04 Мая 2016
بسم الله الرحمن الرحيم أما بعد
Если развод по причине мужа, он не имеет права брать махр, и это не развод-худа
В последнее время встречаюсь с вопросами которые указывают на явное непонимание сущности развода хула - развода, в котором женщина отдает мужу махр (брачный дар), чтобы он дал ей развод
И мы уже писали http://sunnaonline.com/fiq/semya/1258--------------------qq о сущности развода хула по этой ссылке
И хотелось бы затронуть еще одну тему связанную с этим
А это то, что многие жены хотят развестись от своих мужей, по той причине, что муж плохо соблюдает религию Аллаха, или же муж не соблюдает ее права, и так далее - то есть по причине связанной не с женщиной и ее нелюбовью к мужу, однако же причина в плохих религиозных и нравственных качествах мужа.
В таком случае не делается развод хула, и муж не имеет права брать ничего из брачного дара жены.
Сказал имам Ибн аль Мунзир (ум. 310 г.х.):
قال الله جل ذكره: {وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَنْ يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ} الآية.قال أبو بكر: فقد حرم الله على الزوج في هذه الآية أن يأخذ منها شيئاً أتاها إلا بعد الخوف الذي ذكره الله، ثم أكد تحريم ذلك بتغليظه الوعيد على من تعدى أو خالف أمره قال: {تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا} وهلآية وبمعنى كتاب الله جاء الخبر عن رسول الله- صلى الله عليه وسلم - أنه خالع بين خولة بنت سلول وبين زوجها، لما قالت: إني لا أستطيعه، وأكره الكفر في الإِسلام. وبه قال عوام أهل العلم، وخطروا على الزوج أخذ شيء من مالها إلا أن يكون النشوز من قبلها، روينا معنى ذلك عن ابن عباس، وعطاء، ومجاهد، والشعبي، والنخعي، وابن سيرين، والقاسم ابن محمد، وعمرو بن شعيب، وعروة بن الزبير والزهري، وحميد ابن عبد الرحمن، وقتادة. وبه قال الثوري، ومالك، وإسحاق، وأبو ثور. وحم عن النعمان أنه قال: إذا جاء الظلم والنشوز من قبله فخالعته فهو جائز ماض، وهو إثم لا يحل له ما صنع، ولا يجبر على رد ما أخذ. قال أبو بكر: وهذا من قوله خلاف ظاهر كتاب الله، وخلاف الخبر الثابت عن رسول الله- صلى الله عليه وسلم -، وخلاف ما أجمع عليه عوام أهل العلم من ذلك، ولا أحسب أن لو قيل لامرئ: اجهد نفسك في طلب الخطأ، ما وجد أمراً أعظم من أن ينطق الكتاب بتحريم شيء، ثم يقابله مقابل بالخلاف نصاً، بل فيقول: يجوز ذلك ولا يجبر على رد ما أخذ
"Сказал Аллах, Свят Он и Велик: " Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам недозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками" (Аль Бакара, 229)
Аллах запретил мужу в этом аяте брать что либо из того, что он дал жене в брачном даре, кроме как если будет опасение, которое Аллах упомянул в аяте.
Затем Аллах подчеркнул запретность этого, сильно пригрозив тем кто преступил Его границы и противоречил Его приказу, сказав: " Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками"
И со смыслом Книги Аллаха пришла и Сунна Посланника Аллаха (мир ему) - что он произвел развод хула между Хаулей Бинт Салюль и ее мужем, когда она сказала: "Я не могу его терпеть, и боюсь куфра в Исламе"
И точно также сказали все ученые - запретив мужу брать что либо из ее имущества, кроме как если причина развода будет в ней.
Мы передали слова об этом от Ибн Аббаса, Ато, Муджахида, аш Шаби, Ибрахима ан Нахаи, Ибн Сирина, аль Касима Ибн Мухаммада, Амра Ибн Шуейба, Урвы Ибн аз Зубейра, аз-Зухри, Хумейда Ибн Абдур Рахмана, Катады.
И также сказал Суфьян ас-Саури, Малик, Исхак, Абу Саур.
И передано от Ну'мана (Абу Ханифы), что он сказал: "Если даже зульм и плохое обращение проявились со стороны мужа, но она потребовала у него хула и отдала ему имущество - то переход имущества в право владения мужа действителен, хоть и не разрешено ему было его брать, и он несет грех за это - однако его не заставляют вернуть имущество которое он взял.
Скажу я, Абу Бакр (Ибн аль Мунзир): слово Абу Ханифы противоречие явному смыслу Книги Аллаха, и противоречие достоверному хадису от Посланника Аллаха мир ему, и противоречие тому на чем единогласны все ученые.
И я полагаю, что если бы человеку сказали: "Приложи все усилия, чтобы постараться ошибиться" - то он не смог бы сделать что либо страшнее, чем попасть в ситуацию, когда Книга Аллаха запрещает что-то прямейшим текстом, а он противостоит ей говоря обратное, и говорит: "Его не следует заставлять вернуть имущество, и все состоялось"
Источник: "Аль Ишраф аля мазахиб аль уляма аль ашраф", 5/259-260
Поэтому, мужьям не дозволено ничего брать из махра, когда жена требует развод из-за того, что муж не соблюдает ее права или права Аллаха
Развод хула - это когда с мужем все в порядке, но он несимпатичен жене и у нее нет любви к нему, и она хочет уйти от него - только в таком случае он может взять ее брачный дар.
Аллах знает лучше