Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Очищение

Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 
Нужно ли вуду вместе с гуслем или гусль убирает и малое осквернение?

Вопрос: Убирает ли гусль малое осквернение, или только большое?

Ответ: Хвала Аллаху Господу Миров

Наилучшим нам показалось в ответе привести слова имама Ибн Кудамы.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси:

مَسْأَلَةٌ : قَالَ : ( وَإِنْ غَسَلَ مَرَّةً ، وَعَمَّ بِالْمَاءِ رَأْسَهُ وَجَسَدَهُ ، وَلَمْ يَتَوَضَّأْ ، أَجْزَأَهُ ، بَعْدَ أَنْ يَتَمَضْمَضَ وَيَسْتَنْشِقَ وَيَنْوِيَ بِهِ الْغُسْلَ وَالْوُضُوءَ ، وَكَانَ تَارِكًا لِلِاخْتِيَارِ ) هَذَا الْمَذْكُورُ صِفَةُ الْإِجْزَاءِ ، وَالْأَوَّلُ هُوَ الْمُخْتَارُ ؛ وَلِذَلِكَ قَالَ : " وَكَانَ تَارِكًا لِلِاخْتِيَارِ " . يَعْنِي إذَا اقْتَصَرَ عَلَى هَذَا أَجْزَأَهُ مَعَ تَرْكِهِ لِلْأَفْضَلِ وَالْأَوْلَى .وَقَوْلُهُ : " وَيَنْوِيَ بِهِ الْغُسْلَ وَالْوُضُوءَ " . يَعْنِي أَنَّهُ يُجْزِئُهُ الْغُسْلُ عَنْهُمَا إذَا نَوَاهُمَا . نَصَّ عَلَيْهِ أَحْمَدُ ، وَعَنْهُ رِوَايَةٌ أُخْرَى : لَا يُجْزِئُهُ الْغُسْلُ عَنْ الْوُضُوءِ ، حَتَّى يَأْتِيَ بِهِ قَبْلَ الْغُسْلِ أَوْ بَعْدَهُ وَهُوَ أَحَدُ قَوْلَيْ الشَّافِعِيِّ ؛ لِأَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَلَ ذَلِكَ ؛ وَلِأَنَّ الْجَنَابَةَ وَالْحَدَثَ وُجِدَا مِنْهُ ، فَوَجَبَتْ لَهُمَا الطَّهَارَتَانِ ، كَمَا لَوْ كَانَا مُفْرَدَيْنِ .وَلَنَا قَوْلُ اللَّهِ تَعَالَى : { لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ وَلَا جُنُبًا إلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُوا } .جَعَلَ الْغُسْلَ غَايَةً لِلْمَنْعِ مِنْ الصَّلَاةِ ، فَإِذَا اغْتَسَلَ يَجِبُ أَنْ لَا يُمْنَعَ مِنْهَا ؛ وَلِأَنَّهُمَا عِبَادَتَانِ مِنْ جِنْسٍ وَاحِدٍ ، فَتَدْخُلُ الصُّغْرَى فِي الْكُبْرَى ، َالْعُمْرَةِ فِي الْحَجِّ .قَالَ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ : الْمُغْتَسِلُ مِنْ الْجَنَابَةِ إذَا لَمْ يَتَوَضَّأْ وَعَمَّ جَمِيعَ جَسَدِهِ ، فَقَدْ أَدَّى مَا عَلَيْهِ ؛ لِأَنَّ اللَّهَ تَعَالَى إنَّمَا افْتَرَضَ عَلَى الْجُنُبِ الْغُسْلَ مِنْ الْجَنَابَةِ ، دُونَ الْوُضُوءِ ، بِقَوْلِهِ { : وَإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا } .وَهُوَ إجْمَاعٌ لَا خِلَافَ فِيهِ بَيْنَ الْعُلَمَاءِ ، إلَّا أَنَّهُمْ أَجْمَعُوا عَلَى اسْتِحْبَابِ الْوُضُوءِ قَبْلَ الْغُسْلِ ، تَأَسِّيًا بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؛ .. وَرَوَى بِإِسْنَادِهِ ، عَنْ عَائِشَةَ ، قَالَتْ : { كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَتَوَضَّأُ بَعْدَ الْغُسْلِ مِنْ الْجَنَابَةِ .فَإِنْ لَمْ يَنْوِ الْوُضُوءَ لَمْ يُجْزِهِ إلَّا عَنْ الْغُسْلِ

"Вопрос: сказал (аль-Хиракы, автор мухтасара): "Если он омылся один раз, и охватил водой свою голову и тело, и не совершил вуду – то этого хватит ему, чтобы не делать вуду, если он промыл нос и рот и намеревался в этом одновременно на гусль и вуду. Однако в таком случае он оставит лучшее"

То, что здесь упомянуто – это описание того что хватит, чтобы не делать вуду, а то что было упомянуто ранее (то есть сделать вуду) – это то, что сделать лучше. Поэтому он сказал: "Однако в таком случае он оставит лучшее" – то есть, если он ограничится лишь на этом, то этого хватит ему, наряду с его оставлением лучшего и более достойного. И слово автора: "И намеревался в этом одновременно на гусль и вуду" – то есть, что гусля хватит ему, чтобы не делать вуду, если он намерился и на то, и на то.

Сказал об этом Ахмад, и от него есть другая передача, что не достаточен ему будет гусль, и нужно будет сделать вуду до гусля или после. И это одно из двух слов аш Шафии. И аргумент этого мнения – то, что Пророк делал это (вуду до гусля), и то, что у такого человека есть большое осквернение и малое, и обязательно убрать их двумя видами очищения, точно так же, как если бы они были бы по отдельности.

Наш же аргумент – Слово Всевышнего Аллаха: "Не приближайтесь к молитве в то время как вы пьяны, до тех пор пока не начнете понимать, что говорите. И не приближайтесь к молитве в состоянии полового осквернения, пока вы не совершите гусль, кроме как если вы являетесь путником".1

И сделал Всевышний Аллах гусль пределом, который запрещает молитву, и когда сделает человек гусль – перестанет что-то ему запрещать.

И также наш аргумент – то, что большое и малое омовения – два поклонения из одного рода, и входит малое в большое, как входит умра в хаджж.

Сказал Ибн Абдуль Барр: "Тот, кто делает гусль от полового оскверенения – если он не сделал омовение, и охватил водой все своё тело, то он выполнил то что обязательно на нём, так как Всевышний Аллах обязал тех у кого есть половое осквернение лишь гуслем, без вуду, сказав: "А если вы в половом осквернении, то очиститесь". И это иджма и нет в этом разногласий у ученых. И наряду с этим они единогласны на желательности вуду до гусля, подражая Посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует.."

И передал Ибн Абдуль Барр со своим иснадом, от Аиши, что она сказала: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал вуду после гусля от осквернения".2

А если же такой не намеревался вуду, то это засчитается только как гусль"

Аллах знает лучше.

___________________________________________________________________________________________________________
1. (ан-Ниса, 43)

2. Передал его ат-Тирмизи в первом томе, в "Китаб ат-тахара", и сказал: "Хадис хороший, достоверный", и назвал его достоверным аль-Хаким, и также шейх аль Альбани назвал его достоверным



__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить