Вход пользователя
09 Августа 2013
Нужно ли тому, кто получил имущество незаконным путем будучи кафиром, возвращать это имущество предыдущим владельцам когда принял Ислам?
Вопрос: Нужно ли тому, кто получил имущество незаконным путем будучи кафиром, возвращать это имущество предыдущим владельцам когда принял Ислам?
Ответ: Хвала Аллаху.
Верным мнением является то, что это делать не нужно
Из далилей ученых на это – хадис который передан от Пророка, что он сказал: «Кто принял Ислам с чем то – то оно принадлежит ему» Саид Ибн Мансур, 189, 190, и другие, и аль-Альбани назвал его достоверным по сумме путей.
Говорит имам Ибн Кудама:
فَصْلٌ : وَلَا أَعْلَمَ خِلَافًا فِي أَنَّ الْكَافِرَ الْحَرْبِيَّ ، إذَا أَسْلَمَ ، أَوْ دَخَلَ إلَيْنَا بِأَمَانٍ ، بَعْدَ أَنْ اسْتَوْلَى عَلَى مَالِ مُسْلِمٍ فَأَتْلَفَهُ ، أَنَّهُ لَا يَلْزَمُهُ ضَمَانُهُ . وَإِنْ أَسْلَمَ وَهُوَ فِي يَدِهِ ، فَهُوَ لَهُ ، بِغَيْرِ خِلَافٍ فِي الْمَذْهَبِ ؛ لِقَوْلِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : { مَنْ أَسْلَمَ عَلَى شَيْءٍ ، فَهُوَ لَهُ وَإِنْ كَانَ أَخَذَهُ مِنْ الْمُسْتَوْلَى عَلَيْهِ بِهِبَةٍ أَوْ سَرِقَةٍ أَوْ شِرَاءٍ ، فَكَذَلِكَ ؛ لِأَنَّهُ اسْتَوْلَى عَلَيْهِ فِي حَالِ كُفْرِهِ ، فَأَشْبَهَ مَا اسْتَوْلَى عَلَيْهِ بِقَهْرِهِ لِلْمُسْلِمِ وَعَنْ أَحْمَدَ ، أَنَّ صَاحِبَهُ يَكُونُ أَحَقَّ بِهِ بِالْقِيمَةِ .وَإِنْ اسْتَوْلَى عَلَى جَارِيَةِ مُسْلِمٍ فَاسْتَوْلَدَهَا ، ثُمَّ أَسْلَمَ ، فَهِيَ لَهُ ، وَهِيَ أُمُّ وَلَدٍ لَهُ .نَصَّ عَلَيْهِ أَحْمَدُ ؛ لِأَنَّهَا مَالٌ ، فَأَشْبَهَتْ سَائِرَ الْأَمْوَالِ .وَإِنْ غَنِمَهَا الْمُسْلِمُونَ وَأَوْلَادَهَا قَبْلَ إسْلَامِ سَابِيهَا ، فَعُلِمَ صَاحِبُهَا ، رُدَّتْ إلَيْهِ ، وَكَانَ أَوْلَادُهَا غَنِيمَةً ؛ لِأَنَّهُمْ أَوْلَادُ كَافِرٍ حَدَثُوا بَعْدَ مِلْكِ الْكَافِرِ لَهَا
"Раздел.
Я не знаю разногласий в том, что воюющий кафир когда принял Ислам, или зашёл к нам под безопасностью, после того, как овладел имуществом мусульманина, и уничтожил его - что на нём не лежит возмещение этого имущества.
Если же он принял Ислам, и это имущество у него - то оно принадлежит ему, без разногласий в мазхабе, по причине слов Посланника Аллаха: "Кто принял Ислам на чём-то - то это принадлежит ему".
И если он взял из того имущества посредством подарка, или кражи, или продажи, то это тоже принадлежит ему, потому что он завладел этим имуществом в состоянии куфра, и это похоже на хукм того имущества которым он овладел подавив мусульманина.
И пришла передача от Ахмада, что первый владелец имущества имеет больше прав на стоимость.
И если он завладел рабыней мусульманина, и она забеременела, а затем он принял Ислам - то рабыня принадлежит ему, и она его рабыня мать ребенка.
Прямо сказал об этом Ахмад. И это потому, что она имущество, и ее хукм такой же как и у остального имущества"
Источник: "Аль-Мугни", 21/77
Также этим хадисом аргументировал и имам аш-Шафии, см. «Аль-Умм», 4/266
Также из их далилей - то, что аль-Мугира бин Шу‘ба убил людей, которые были его спутниками. Он убил их и взял их имущества и пришел принять Ислам.
Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Что касается твоего ислама, то я принимаю его, что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения» аль-Бухари, и другие.
И суть указания данного хадиса – что Пророк хоть и отказался брать пятую часть от имущества Мугиры, да будет доволен им Аллах, но оставил это имущество ему.
Сказал аль-Бейхакы:
وَإِنَّمَا امْتَنَعَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- مِنْ تَخْمِيسِهِ فِيمَا رَوَى يُونُسُ عَنِ الزُّهْرِىِّ أَنَّهُ مَالُ غَدْرٍ وَفِيمَا رَوَى عُقَيْلٌ عَنِ الزُّهْرِىِّ قَالَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- :« لاَ نُخَمِّسُ مَالاً أُخِذَ غَصْبًا ». فَتَرَكَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- الْمَالَ فِى يَدَىِ الْمُغِيرَةِ وَفِى ذَلِكَ دَلاَلَةٌ عَلَى أَنَّهُ مَلَكَهُ بِالأَخْذِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ
«Отказался Пророк мир ему лишь от брания пятой доли, в том хадисе что передал Юнус от аз-Зухри, потому что это имущество полученное путем предательства. И в том что передал Укейль от аз Зухри, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «Мы не выделяем пятую часть с захваченных денег». И оставил Посланник Аллаха, мир ему, имущество в руках Мугиры»
Источник: «Ас-Сунан аль Кубра», 18723
Сказал Имам Ибн аль-Каййим:
وَكَذَلِكَ الْأَمْوَال لَمْ يَسْأَل النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَحَدًا بَعْد إِسْلَامه عَنْ مَاله وَوَجْه أَخْذه , وَلَا تَعَرَّضَ لِذَلِكَ. وَهَذَا أَصْل مِنْ أُصُول الشَّرِيعَة يَنْبَنِي عَلَيْهِ أَحْكَام كَثِيرَة
«Также и имущество – не спрашивал Пророк, мир ему, никого после того, как он примет Ислам, о его имуществе, и как он его раздобыл, и не вдавался в это»
Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 2/72
Таким образом имущество незаконно нажитое в состоянии куфра остаётся ему когда он принял Ислам
И это в отличие от долгов, торговых сделок, и других договоров – их он обязан выполнять.
Сказал имам аль-Имрани аш Шафии:
اقترض حربي من حربي مالا، فأسلم المستقرض أو دخل إلينا بأمان، وجاء المقرض يطالبه بما أقرضه.. قال أبُو العباس: لزمه أن يرد عليه ما أقرضه
«Если один воюющий кафир одолжен у другого воюющего кафира деньги, и затем должник принял Ислам или вошёл к нам под договором безопасности, а затем пришёл кредитор и стал требовать с него долг – то сказал Абу аль-Аббас Ибн Сурейдж: «Он должен вернуть ему долг»
Источник: «Аль-Баян», 12/332
И тонко обьяснил разницу между этими двумя положениями известный усулий аль-Карафи
Сказал аль-Карафи:
أَحْوَال الْكَافِرِ مُخْتَلِفَةٌ إِذَا أَسْلَمَ ، فَيَلْزَمُهُ ثَمَنُ الْبِيَاعَاتِ وَأَجْرُ الإِْجَارَاتِ وَدَفْعُ الدُّيُونِ الَّتِي اقْتَرَضَهَا وَنَحْوُ ذَلِكَ وَلاَ يَلْزَمُهُ مِنْ حُقُوقِ الآْدَمِيِّينَ الْقِصَاصُ وَلاَ الْغَصْبُ وَلاَ النَّهْبُ إِنْ كَانَ حَرْبِيًّا ، وَأَمَّا الذِّمِّيُّ فَيَلْزَمُهُ جَمِيعُ الْمَظَالِمِ وَرَدُّهَا لأَِنَّهُ عَقَدَ الذِّمَّةَ وَهُوَ رَاضٍ بِمُقْتَضَى عَقْدِ الذِّمَّةِ ، وَأَمَّا الْحَرْبِيُّ فَلَمْ يَرْضَ بِشَيْءٍ ، فَلِذَلِكَ أَسْقَطْنَا عَنْهُ الْغُصُوبَ وَالنُّهُوبَ وَالْغَارَاتِ وَنَحْوَهَا وَأَمَّا حُقُوقُ اللَّهِ تَعَالَى فَلاَ يَلْزَمُهُ - وَلَوْ كَانَ ذِمِّيًّا - مِمَّا تَقَدَّمَ فِي كُفْرِهِ لاَ ظِهَارٌ وَلاَ نَذْرٌ وَلاَ يَمِينٌ مِنَ الأَْيْمَانِ وَلاَ قَضَاءُ الصَّلَوَاتِ وَلاَ لزَّكَوَاتِ وَلاَ شَيْءٌ فَرَّطَ فِيهِ مِنْ حُقُوقِ اللَّهِ تَعَالَى لِقَوْل النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : الإِْسْلاَمُ يَهْدِمُ مَا كَانَ قَبْلَهُ وَحُقُوقُ الْعِبَادِ قِسْمَانِ : قِسْمٌ مِنْهَا رَضِيَ بِهِ حَال كُفْرِهِ وَاطْمَأَنَّتْ نَفْسُهُ بِدَفْعِهِ لِمُسْتَحِقِّهِ ، فَهَذَا لاَ يَسْقُطُ بِالإِْسْلاَمِ ، لأَِنَّ إِلْزَامَهُ إِيَّاهُ لَيْسَ مُنَفِّرًا لَهُ عَنِ الإِْسْلاَمِ لِرِضَاهُ أَمَّا مَا لَمْ يَرْضَ بِدَفْعِهِ لِمُسْتَحِقِّهِ كَالْقَتْل وَالْغَصْبِ وَنَحْوِهِ فَإِنَّ هَذِهِ الأُْمُورَ إِنَّمَا دَخَل عَلَيْهَا مُعْتَمِدًا عَلَى أَنَّهُ لاَ يُوَفِّيهَا أَهْلَهَا ، فَهَذَا كُلُّهُ يَسْقُطُ ، لأَِنَّ فِي إِلْزَامِهِ مَا لَمْ يَعْتَقِدْ لُزُومَهُ تَنْفِيرًا لَهُ عَنِ الإِْسْلاَمِ فَقُدِّمَتْ مَصْلَحَةُ الإِْسْلاَمِ عَلَى مَصْلَحَةِ ذَوِي الْحُقُوقِ وَأَمَّا حُقُوقُ اللَّهِ تَعَالَى فَتَسْقُطُ مُطْلَقًا رَضِيَ بِهَا أَمْ لَمْ يَرْضَ
«Положения кафира различаются когда он принял Ислам.
Обязательно ему продолжать выплачивать цену покупок,и суммы за аренду, и долги, которые он одолжил, и тому подобное.
И не обязательно ему выполнять из прав людей кысасы, и возвращать захваченное незаконно или возвращать ограбленное, если он был воюющим кафиром (т.е. не имел договора как зиммий и тд).
Что же касается зиммия, то обязательно на нём ответить за все несправедливости и вернуть их, так как он заключил договор зиммы, и довольствовался тем, что требует этот договор.
Что же касается кафира-харбия, то он ничем не довольствовался, и поэтому мы скинули с него ответственность за захваченное и награбленное, и тому подобное.
Что же касается прав Аллаха, нарушенных им до Ислама – то он не должен их возвращать, даже если был зиммием – ни зихар, ни обет, ни клятву, ни возмещать молитвы, ни закяты, и ничего, в чем он попустительствовал из прав Аллаха будучи в куфре. И далиль на это – слово Пророка мир ему: «Ислам стирает то, что было до него»
И права людей делятся на две категории:
- Категория, которой он был доволен в куфре, и была спокойна его душа к тому, чтобы выплатить это тому, кому оно полагается. И эта категория не спадает после принятия Ислама, потому, что в обязывании его этими правами нет отталкивания его от Ислама, так как он сам доволен ими.
- Категория, выплачиванием которой он не был доволен в куфре, как убийство, захват имущества, и тому подобное. Истинно, эти вещи – он пошёл на них лишь с убеждением, что он не ответит за них и не вернет их тем, кто имеет право на это. И всё это сбрасывается, потому что в обязывании его тем, что он не был убежден обязательным – отталкивание его от Ислама, и была поставлена вперёд польза его принятия Ислама над пользой обладателей прав.
Что же касается прав Аллаха, то они скидываются обобщенно, был он доволен ими в куфре, или нет»
См. «Аль-Фурук», 3/184-185
А Аллах знает лучше.