Вход пользователя
Закят с товара
08 Августа 2012
Товар – это все то, что помимо денег [золота и серебра], как, например, предметы, недвижимость, виды животных, посевы, одежда, инструменты, драгоценности и т.п., все то, что приготовлено на продажу.
А некоторые дали такое определение: Все что приготовлено на продажу или покупку с целью прибыли.
Положение закята с товара.
Ученые разногласят относительно закята с товара на два мнения[1]:
Первое: Что нужно выплачивать с этого закят, и это мнение большинства ученых, а некоторые сообщили, что это единогласное мнение сподвижников и их последователей, как об этом придет позже.
И привели в довод куран, сунну, предания от сподвижников и их последователей, и привели в довод кыяс (сравнение по аналогии).
А). Что касается курана, то слова Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из того, что вы приобретаете, а так же из того, что Мы вам взращиваем из земли». Аль Бакара 267.
И Аль Бухари в разделе «Закят» сделал раздел « Раздел садака с прибыли и торговли». И смысл слов «из того, что вы приобретаете» т.е. торговля.[2]
Б). А из сунны приводят хадис Самура бин Джундуб, который сказал: «Посланник Аллаха, , приказывал нам выплачивать закят с того, что мы готовили на продажу».[3]
Так же хадис Абу Зарра, доходящим до пророка: «С верблюдов – свое садака, с мелкого рогатого скота – свое, и с «Аль Базз» (вид одежды и оружия) – свое садака».[4]
И «Аль Базз» - это одежда, туда так же входят ткани, мебель, посуда и т.п. Но если кто-то это имеет для личного пользования, то закят с этого не выплачивается без всяких разногласий. А если это служит для прибыли и продажи, то нужно выплачивать закят.
Только вот, эти оба хадиса слабые, однако можно привести в довод на закят с товара заведя это в обобщенный текст обращения пророка, , к Муазу: «… сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность садака с их имущества…». Отрывок хадиса, который уже был упомянут. Т.к. товар – это без сомнений имущество. Так же можно добавить слова пророка, : «Поистине дела оцениваются по намерениям…».[5] И если этого продавца спросить, «С какой целью ты занимаешься торговлей»? То они непременно ответит: «Что бы заполучить золото и серебро»![6] Так же приводят в довод хадис Абу Хурайры, где Халид бин Аль Уалид отказался выплачивать закят и люди пожаловались на это, и пророк, , сказал: «… а что касается Халида, то вы притесняете его, свою кольчугу, оружие и коня, он приготовил на пути Аллаха…».[7] И люди подумали, что эти вещи приготовлены на продажу, и потребовали закята с их стоимости, и он, , дал им понять, что с того, что Халид приготовил, закят не выплачивается.[8]
В). Предания от сподвижников и праведных предшественников:
1. Передается от Ибн Абдин аль Кари, что он сказал: «Я отвечал за казну мусульман при правлении Умара бин Аль Хаттаба, и когда приходила прибыль, он собирал имущество торговцев и подсчитывал его и то которое уже имелось в наличие, и так же принимая во внимание то имущество, которое к нему еще придет. А затем из имеющегося имущества выплачивал закят уже с расчетом того имущества, которое к нему придет потом».[9]
2. Передается от Ибн Умара, что он сказал: «С вещей закят не выплачивается, только если они не на продажу».[10]
3. Передается от Ибн Аббаса, что он сказал: «Нет проблем если откладываешь (вещи), пока это не на продажу, тогда уже закят с них обязателен».[11]
4. Передается от Ато, что он сказал: «Нет закята с жемчуга, с хризолита, якута, с драгоценных камней, с вещей, и с любых предметов, которые не в обороте (т.е. не на продажу). А если что либо из этого пустить в оборот, то надо выплачивать садака с его стоимости в момент продажи».[12]
5. И Умар бин АбдульАзиз написал Зурейку: «Смотри на каждого мусульманина, проходящего мимо тебя, и бери с их имущества, которое они пускают в оборот на продажу, с каждых сорока динаров один динар…».[13]
И не передается ни от одного сподвижника ничего, что противоречило бы словам Умара, его сыну и Ибн Аббаса, а наоборот, действия в соответствии с этим продолжались и до времен табиин (последователи сподвижников) и во время Умара бин АбдульАзиза. И так же единогласны ученые из числа табиин и те кто после них, что закят с товара является обязательным.
Даже Ибн Аль Мунзир и Абу Убейд передали единогласное мнение на это, за исключением только мнения, которое упомянул Абу Убейд, но не сказал чье оно, а сразу вслед за ним сказал: «А касательно последнего мнения, то это у нас не считается мнением ученых».
Г). А что касается кыйаса (сравнение по аналогии), то:
Вещи, приготовленные на продажу, цель от них прирост, и они похожи не три сорта, с которых обязательно выплачивать закят: Деньги (золото, серебро), скотина, посевы.
Д). А со стороны доказательства и разбора, то:
Товар, который имеется с целью разбогатеть, это те же самые деньги, нет разницы между товаром и между дирхамами и динарами, которые являются ценой. Единственное только вот нисаб относительно цены, разнится от нисаба относительно товара, и если бы закят с товара не был бы обязателен, то все или многие бы богатые люди могли бы торговать своими деньгами, и постараться что бы нисаб не пролежал бы целый год. И таким образом они перестанут платить закят.[14]
И к тому же самые нуждающиеся люди в очищении своих душ и своего имущества – это торговцы, т.к. в их методе добывания имущества присутствуют пороки и сомнения.
Пророк, , сказал: «О, торговцы, поистине торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами, очищайте же ее с помощью садака».[15]
Польза[16]:
Передали единогласное мнение ученых, относительно того, что закят с товара, является обязательным, среди них Ибн аль Мунзир и Абу Убейд, а от них еще группа ученых. Но с этим можно не согласиться, т.к. разногласие в этом вопросе было еще раньше, как об этом упомянули Аш Шафии и др., но с этим не согласились зохиритские ученый, как это придет дальше.
Второе мнение: Что закят с товара не является обязательным. И это мнение зохиритских ученых и тех, кто последовал за ними, как Аш Шаукани, Сиддик Хан, а затем Аль Альбани. Основал это мнение Ибн Хазм и защищал его в «Аль Мухалля», и много разговаривал о том, что мнение большинства неправильное. А в довод они привели следующее:
1. Хадис: «Нет на мусульманине садака с его раба и с его коня».[17] И внешне видно что закят не является обязательным и без разницы для торговли они или нет.
Но джумхур (большинство ученых) ответили, что тут имеется ввиду, раб, который ему прислуживает, что с такого раба закят необязателен. И так же конь, на котором он ездит. И они оба являются тем, в чем нуждаются, как в основе, и поэтому закят с них прощен, по единогласному мнению ученых.
2. Основа в имуществе мусульманина – запретность (т.е. никто не имеет права трогать его, без права), и что он ничего никому не должен. Но к этой основе мы возвращаемся если только нет доводов, и уже было упомянуто единогласное мнение сподвижников о том, что закят с товара является обязательным.
3. Хадис Кайса бин Аби Гарзата, где он сказал: «Вышел к нам посланник Аллаха, , в тот момент, как мы продавали раба, мы назывались симсарами (т.е. посредники, через которых заключаются торговые сделки), и он сказал: «О, торговцы, поистине ваша торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами. Очищайте же ее с помощью садака или же долей садака».[18]
И Ибн Хазм сказал: «Это – обязательная садака, которая не имеет определенной границы, однако каждый, по мере того, сколько было у него в торговле пустословий и ложных клятв, выплачивает садака, которая будет как искупление». И другие доводы и не доводы, которыми поднял шумиху Ибн Хазма, рахимахуЛлах, в «Аль Мухалля» 5/233 и далее. И правильное мнение, это мнение джумхура (большинства ученых). А Аллаху ведомо лучше.
Условия закята с товара.
В имуществе, приготовленном для дохода и торговли, чтобы закят стал с него обязательным, обуславливается следующее:
1. Что бы этот товар изначально не был тем видом, с которого нужно выплачивать закят, как скотина, золото, серебро и т.п. Потому что не бывает два закята с одной вещи, по единогласному мнению ученых. А с таких вещей будет их личный закят, по более правильному мнению, т.к. их личный закят более достоверен, нежели закят с товара, потому что единогласное мнение ученых сошлось на нем. А тот, кто занимается торговлей теми вещами, у которых нет личного нисаба, то он уже выплачивает закят как с товара.[19]
2. Что бы доходило до нисаба, а это нисаб денег, т.е. 85 г золота.
3. Что бы прошел год.
Когда нужно подсчитывать нисаб в закяте с товара?
Относительно времени подсчета нисаба с закята с товара, у ученых в этом вопросе три мнения:
1. В конце года, и это мнение Малика и Аш Шафии.
2. В течении всего года, таким образом, что если сумма опустится ниже нисаба хотя бы на мгновение, то год прерывается, и это мнение джумхура.
3. В начале года и в конце, и не обращать внимание на то, что между этим, и это мнение Абу Ханифы.
Как торговец должен выплачивать закят со своего товара?
Если срок подошел к концу, то торговец должен собрать все свое имущество, которое состоит из:
1. Вложенную сумму, прибыль, отложенные суммы и стоимость товара.
2. Долги, возврат которых ожидается.
И он должен стоимость товара прибавить к его наличным деньгам, и к долгам, которые должны ему, и возврат которых ожидается, а потому должен вычесть оттуда столько, сколько он сам должен. И со всего того, что получилось должен выплатить четверть десятины, т.е. 2,5%, в зависимости от цены товара в день выплаты закята, а не в момент его покупки. Это мнение джумхура, и с ними согласился Малик, относительно торговца, который покупает и продает. Однако, про монополиста, который покупает товар, а затем выжидает время и наблюдает за рынком, пока не поднимется цена, а потом продает, про такого он сказал, что он должен выплачивать закят лишь тогда, когда продаст свой товар, и выплачивает лишь за один год, даже если этот товар у него лежал несколько лет.
Нужно ли выплачивать закят самим товаром или же его стоимостью?
Джумхур (большинство ученых) склонились к мнению, что нужно выплачивать стоимость, и что нельзя выплачивать самим товаром. Т.к. нисаб подсчитывается ценой, и закят с него будет подобен как закят со всех остальных видов имущества.
А по мнению Абу Ханифы и Аш Шафии, в одном из его мнений, что торговец сам выбирает чем ему выплатить закят, товаром или же стоимостью.[20]
А шейх аль ислам предпочел мнение о том, что нужно смотреть, в зависимости от пользы того, кому выплачивается закят (и уже выплачиваешь либо товаром, либо стоимостью).[21]
[1] См. «Фикх аз закят» 1/340 и дальше, а так же и другие книги, на которые указанно далее.
[2] «См. тафсир Ат Табари 5/555, «Ахкам аль куран» у Ибн аль Араби 1/235 и др.
[3] Слабый, его привел Абу Дауд №1562, и от него Аль Байхакы 1/97, Ад Даракутни стр.214 и др. со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» 827.
[4] Слабый, его привел Ахмад 5/179, Аль Байхакы 4/147 и Ад Даракутни 2/101. См. «Ад Да’иф» 1178.
[5] Достоверный, его привели Али Бухари №1 и Муслим №1907.
[6] Взято с «Шарх аль мумти» 6/141.
[7] Достоверный, его привели Аль Бухари №1468 и Муслим №983.
[8] См. «Фатх аль Бари» 3/392 и сказал: «Но это нуждается в более конкретной версии, что бы в этом был довод».
[9] «Аль Амуаль», «Мусаннаф ибн Аби Шейба» и «Аль Мухалля» и Ибн Хазм посчитал его достоверным и объяснил его.
[10] Иснад достоверный, это привел Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68, АбдуРраззак 4/97 и Аль Байхакы 4/147 с достоверным иснадом.
[11] «Аль Амуаль» стр.426 и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 5/234 и удостоверил его иснад, однако объяснил по другому.
[12] Иснад достоверный, его привел АбдуРраззак №7061 и Ибн Аби Шейба 3/144 с достоверным иснадом.
[13] Иснад достоверный, его привел Малик №594 и Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68.
[14] «Тафсир аль манар» у Рашида Рида 10/591.
[15] Абу Дауд №3326, Ат Тирмизи №1208, Ан Насаи №3797 и Ибн Маджа №2145, и этот хадис достоверный.
[16] «Аль Иджма’» 14, «Аль Амуаль» 429, см. «Аль Муджму’» 6/4, «Бидаяту аль муджтахид» 1/254, «Ар Роудату ан надийа» 1/286 и «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/36, 44 типография Аль Фикр.
[17] Аль Бухари №1464 и Муслим №628.
[18] Достоверный, его привел Ахмад 4/6, Ан Насаи 7/14, Абу Дауд, Ат Тирмизи №1208 и Ибн Маджа №2154 и др.
[19] См. «Аль Маджму’» 6/50 и «Аль Мугни» 3/34.
[20] «Аль Бадаи’» 2/21 и «Аль Мугний» 3/31.
[21] «Маджму’ аль фатава» 25/80.
__________________ |
---|